НОВОСТИ
В ЛНР задержали третьего соучастника покушения на экс-полковника СБУ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
94416
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
25499
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25931
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28641
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26876
sovsekretnoru

ШОУ ЛИНЬ

ШОУ ЛИНЬ
Автор: Владимир НИКОЛАЕВ
Совместно с:
17.10.2014
 
ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ МОНАСТЫРЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТ
 
Комитет по туризму китайской провинции Хэнань отказывается выплачивать монахам всемирно известного храма 50 миллионов юаней (свыше 8 миллионов долларов за проданные билеты). 20 сентября, монахи Шаолиня устроили небольшую демонстрацию протеста, заодно отметив год с момента подачи текущего иска. Исковое заявление составлено на невыплаченную сумму плюс два миллиона юаней штрафа.
 
Получив по несколько коробок с материалами дела от каждой из сторон арбитражный суд города Чжэнчжоу принял дело к рассмотрению. Этой осенью дело должны быть рассмотрено, дата еще окончательно не определена. Как сообщил пресс-секретарь суда, их целью является попытка примирить обе стороны, и только после полной невозможности примирения будет вынесено судебное решение. При этом он уточнил, что решение будет вынесено в максимально короткие сроки.
 
История взаимоотношений между монастырскими властями и комитетом по управлению туристическими достопримечательностями Суншань-Шаолинь началась в конце 2009 года, когда между настоятелем монастыря, депутатом Всекитайского собрания народных представителей Ши Юнсином, и комитетом был заключен договор, согласно которому монастырь получал 30% с каждого проданного билета. В договоре было указано, что продажу билетов в буддийский монастырь контролируют власти города Чжэнчжоу.
 
Один билет стоит 100 юаней (16 долларов), 30 юаней из этой суммы получает непосредственно Шаолинь. Однако власти зачастую включают плату за посещение Шаолиня в турпутевку, поэтому число туристов значительно превышает количество проданных билетов. Монахи же настаивают на том, что они должны получать плату за каждого посетителя, независимо от того, покупал ли он билет или турпутевку. В ноябре прошлого года монахи подали на комитет в суд, считая, что туристические функционеры недоплатили монастырю часть денег.
 
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ШАОЛИНЬ
 
Известный на весь мир Шаолиньский монастырь (в переводе с китайского — «лесной монастырь на горе Шаоши») расположен примерно в 700 км к югу от Пекина, и в 80 км от столицы провинции Хэнань Чжэнчжоу. Скоростной поезд Пекин — Гуанчжоу преодолевает большую часть этого расстояния за два часа.
 
Храмовый комплекс был основан в V веке. Основатель китайского буддизма Бодхидхарма вернулся из Индии, где ему передали учение, в 464 году. 31 год спустя для его молитв императором Сяовэнем был построен Шаолиньский монастырь. Ученики Бодхидхармы Сэнчоу и Хуэйгуан к моменту, когда они приняли дхарму, были мастерами боевых искусств. Поскольку убивать кого-либо буддийским монахам категорически запрещалось, они вынуждены были совершенствовать нелетальные методы боя. Так появилось на свет легендарное шаолиньское кун-фу. Указом императора Тайцзуна монахам Шаолиня — единственным среди обитателей всех монастырей — разрешалось употреблять мясную пищу и алкоголь.
 
Монастырь много раз разрушался, и его перестраивали. Впервые это случилось в XIV веке, во время «восстания красных повязок». На протяжении 8 лет монахи скрывались в горах — до тех пор пока в 1459 году правительственные войска снова не заняли территорию Хэнани. В 1641 году, во время восстания Ли Цзычена монастырь, поддерживавший минских императоров и поэтому представлявший угрозу для восставших, снова был разрушен. После этого монастырь пребывал в упадке более 100 лет, пока не был восстановлен в начале XVIII века.
 
За сто с лишним лет там единовременно не было более девяти монахов. Одно из самых известных разрушений монастыря произошло при цинской династии — скорее всего, монахи симпатизировали антиправительственному братству Хун. Это разрушение было отражено в беллетристике XIX века, но о его дате до сих пор ходят споры — это могло случиться в 1647 году, при императоре Шуньчжи, в 1674, 1677 или 1714 годах при Канси, или в 1728 или 1732 году при Юнчжэне. Это разрушение и сделало шаолиньское кун-фу широко известным во всем Китае, так как разбежавшиеся монахи набирали себе учеников. Ряд исследователей цинских времен считали, что разрушен был некий Южный Шаолинь находящийся в провинции Фуцзянь, но современные исследования установили, что такого храма никогда не существовало.
 
В 1928 году варлорд Ши Йоусань жег монастырь в течение 40 дней. При этом пожаре сгорели многие священные тексты храмовой библиотеки. После пожара в живых осталось семеро монахов, из которых кун-фу знали только трое. Все сегодняшние шаолиньские мастера — ученики этой троицы. В 1966 году, с началом «культурной революции», пятеро оставшихся в живых монахов были подвергнуты унижениям со стороны хунвейбинов — их заковали в колодки, выпороли и погнали по улицам Дэнфэна, заставляя толпу швырять в служителей культа мусор. Новый подъем интереса к Шаолиню и кун-фу был отмечен в 1982 году, после выхода на экраны одноименного фильма, где свою первую роль сыграл неизвестный тогда широкой публике чемпион команды Пекина по ушу Джет Ли. В 2006 году первым из лидеров иностранных государств монастырь и окружающие достопримечательности посетил Владимир Путин.
 
КАКОВ НАСТОЯТЕЛЬ ТАКОВ И МОНАСТЫРЬ?
 
Настоятель монастыря депутат Ши Юнсин, принявший этот пост в 1999 году, известен в Китае своей нехарактерной для буддийского монаха любовью к роскоши и предпринимательской жилкой (например, проведением коммерческих шоу кун-фу). В интервью агентству «Синьхуа» он так прокомментировал ситуацию:
 
— Они [комитет] продают билеты, но регулярно задерживают выплаты. Мы просили их перечислить нам деньги несколько раз, но наши просьбы остались проигнорированными. Они наносят ущерб интересам сангхи Шаолиня, и я надеюсь, что суд будет справедливым и поможет нам эти интересы отстоять. За последние 30 лет мы неоднократно обращались к властям за поддержкой, но этот метод оказался не самым эффективным.
 
Один из его учеников добавил:
 
— Суд пытается примирить нас с комитетом, но, если бы примирение было возможно, мы бы не обратились в суд в первую очередь. Комитет совершенно не идет нам навстречу.
В исковом заявлении также отмечено, что доход с продажи билетов — наиболее важный источник средств для монастыря, что от него зависят все повседневные расходы монахов и расходы на поддержание храма с более чем тысячелетней историей. На сайте монастыря данному делу не уделено никакого внимания, но один из размещенных текстов говорит о том, что для достижения просветления нужно избавиться от жадности и иллюзий.
 
В 2009 году настоятель Ши Юнсин, прозванный в китайской прессе Генеральным Монахом, был вынужден свернуть инициативу по сбору 1 миллиарда юаней для размещения акций монастыря на бирже. Практически сразу после этого правительство Китая запретило выпуск акций религиозными организациями. Зато в киноиндустрии Ши Юнсин свое поимел — он указан в качестве исполнительного продюсера всех фильмов, действие которых происходит на территории древнего храма.
 
Монастырь много вкладывает в строительство для удобства размещения гостей. В 2008 году в монастыре были построены два роскошных туалета для туристов и монахов площадью по 150 кв. м каждый. В туалетах есть комната матери и ребенка, вестибюль снабжен ЖК-телевизорами, а все уборщики одеты в новенькую униформу. Стоимость туалетов составила 3 миллиона юаней (это примерно полмиллиона долларов США).
 
В апреле этого года в монастыре открыли новое хранилище для древних свитков, способное вместить более 10 тысяч документов, для копирования которых монастырю в ближайшее время понадобится столько же каллиграфов. Один экземпляр книги по шаолиньской медицине был продан на китайском торговом интернет-портале «Таобао» за 9999 юаней (полторы тысячи долларов).
 
Ежегодно, по словам Ши Юнсина, около 400 монахов ездят за рубеж. В этих поездках они проводят молебны о мире во всем мире, форумы культурного обмена и соревнования по кун-фу. Раз в неделю все монахи учат английский язык.
 
НО И У ДРУГОЙ СТОРОНЫ ЕСТЬ СВОИ АРГУМЕНТЫ
 
Точку зрения комитета тоже можно понять — исторический Шаолиньский монастырь занимает скромную площадь 160 на 300 метров и состоит из 7 залов, разделенных внутренними двориками. Остальную территорию туристического комплекса занимают Театр боевых искусств, где ученики расположенной рядом с монастырем всемирно известной школы боевых искусств «Тагоу» устраивают красочные представления; сама школа, в которой ежегодно тренируется около 20 тысяч человек (десятую часть из них составляют иностранцы), а также древнее кладбище «Лес пагод» и пещера, в которой по легенде провел 9 лет первый патриарх Бодхидхарма.
 
Другая сторона тоже не стала уклоняться от общения с прессой и выдвинула свою точку зрения на затянувшийся конфликт. По их версии, нынешнее «шаолиньское дело» возникло исключительно из-за разночтений в условиях контракта. Как сообщил агентству «Синьхуа» представитель туристического комитета, монастырь считает количество прошедших через турникеты, а не количество билетов, непосредственно купленных в кассе.
 
Согласно официальной статистике, с января 2011 года по октябрь 2013 года 670 тысяч посетителей приезжали в Шаолинь по бесплатным билетам или турпутевкам и еще 840 тысяч — по билетам и турпутевкам, предоставляющим 50-процентную скидку на посещение монастыря. «Если мы не получаем денег с этих туристов, то как мы можем поделиться ими с монахами?» — высказал мнение представитель комитета, пожелавший остаться неизвестным.
 
Такое большое количество льготных билетов в монастырь объясняется его достаточно удаленным расположением — в Шаолинь большинство туристов попадает либо из расположенного в 87 км от него главного города провинции Хэнань Чжэнчжоу, либо из древней китайской столицы Лояна, находящейся в 56 км к западу. На вокзальной площади Чжэнчжоу за 150 юаней можно купить полудневный тур, в который, помимо собственно посещения Шаолиня, входят поездка в конфуцианскую академию «Сунъян», где творят самые знаменитые китайские каллиграфы, и расположенный на полпути на живописных склонах горы древний храм Хуэйшань, залы которого украшены фресками, выполненными в стиле, не характерном для более поздней традиционной китайской школы живописи.
 
Те же из туристов, кто едет из Лояна и расположенного поблизости Кайфына — столицы Китая времен династии Сун, — вообще берут двухнедельные туры, в которых посещение Шаолиня зачастую идет «в нагрузку» к прочим многочисленным достопримечательностям китайских городов. Таким образом, те билеты, часть стоимости которых перепадает монахам, приобретают в основном те жители крупных городов Хэнани и прилегающих провинций, у которых есть личный автотранспорт. Всего ежегодно монастырь посещает около полутора миллионов туристов.
 
«У обеих сторон отсутствует база для диалога. Храм считает, что мы должны ему пятьдесят миллионов. Мы считаем, что мы не должны ни одного фэня. О чем тут можно говорить? Да и вообще, зачем буддийским монахам столько денег? Сколько средств может потратить монах? Кто-нибудь хоть раз проверял, как монастырь, получающий гигантские пожертвования, расходует средства? Хотя, с другой стороны, «гугл гласс» и айфоны нынче недешевы!» — добавил чиновник, иронизируя над пристрастием нынешнего поколения шаолиньских монахов к высоким технологиям.
 
Фото: PHOTAS/Landov/Тасс
 
ВЕЛИКОЕ КУН-ФУ
 
Помимо этого, монастырь наверняка получает доход от нескольких школ боевых искусств, использующих бренд «шаолиньское кун-фу». Ранее таких школ возле монастыря было великое множество, и было весьма тяжело отличить подлинные школы от не совсем аутентичных, особенно после того, как выросшее из традиционных боевых искусств монахов спортивное ушу стало в свою очередь влиять на своего прародителя, добавив в традиционные формы множество силовых и акробатических элементов. В конце концов, китайскому правительству это надоело и все школы кун-фу возле Шаолиня либо закрыли, либо перевезли в соседние города.
 
Исключение было сделано только для школы «Тагоу», основанной возле монастыря в 1978 году на волне возрождения интереса к традиционным боевым искусствам Китая. Ныне школу возглавляет 46-летний 31-й великий мастер боевых монахов Шаолиня Ши Дэян — ученик покойного настоятеля монастыря Ши Суси, половину жизни тренировавшего своих учеников, будучи прикованным к инвалидной коляске после раннего инсульта и болезни Паркинсона. Перед смертью Суси, передавая титул настоятеля Юнсину сказал:
 
— Шаолинь — это в первую очередь буддизм, а не кун-фу.
 
Сейчас лучшие ученики школы, собравшие множество спортивных титулов на китайских, азиатских и международных соревнованиях самого разного уровня, участвуют в демонстрационных представлениях для туристов, входящих в стоимость билета. Один год обучения в «Тагоу» обходится каждому ученику в 10 тысяч долларов, хотя многие из них обучаются благодаря государственным стипендиям. На стипендию в основном претендуют дети, прошедшие к 9 годам жесточайший отбор в школах спортивного ушу на местах.
 
Состоятельные родители тоже охотно оплачивают своим детям обучение в школе — отдать ребенка заниматься при Шаолине — это очень престижно. Большинство занимающихся китайцев, особенно из бедных семей, не собирается становиться монахами. Их мечта — открыть свою школу кун-фу, устроиться на работу телохранителем у представителей новой китайской элиты или, если очень повезет, сниматься в кино. Территория школы занимает примерно 550 тысяч квадратных метров — почти в десять раз больше территории самого храма. На ней расположены 19 крытых и открытых площадок для занятий.
 
Среди учеников школы немало россиян. Скидок для иностранцев, которые зачастую не обладают необходимой физической формой и не тренировались всю жизнь с детства, никто не делает. Живут они в таких же одно- или двухместных номерах (различающихся только количеством ярусов у кровати и наличием соседа), по площади больше напоминающих корабельные каюты, но с кондиционером и телевизором. Для тех, кто помимо боевых искусств интересуется еще и буддизмом (а среди иностранцев это почти все — к тому же за изучение древних текстов, беседы с учителями и медитации дополнительных денег не берут), день начинается в 5 часов утра с двухчасовой медитации. Затем, после легкого завтрака, начинаются тренировки.
 
Потом — лекция одного из старейшин о буддизме. Интеллектуальная нагрузка сменяется физической, с перерывом на обед, после которого выделяется час свободного времени — затем еще более жесткая, чем утренняя, тренировка, после которой наступает время изучения прикладных наук — каллиграфии и традиционной медицины (акупунктуры и костоправства). С 7 часов вечера, после ужина, наступает свободное время.
 
Сейчас в России открылся сертифицированный шаолиньскими монахами Центр боевых искусств, где преподают те, кто прошел обучение в монастыре. Туда ежегодно приезжают и сами шаолиньские монахи. Но тут тоже не все так просто — по мнению главы департамента физкультуры и спорта Университета провинции Хэнань Хун Хао, монахам тоже многому надо научиться. Они отлично знают кун-фу, но не умеют его профессионально преподавать. Кроме этого, профессор считает, что им нужно больше уделять внимания теоретическим аспектам боевых искусств.
 
МОНАСТЫРЬ ИЩЕТ ПИАРЩИКА
 
В сентябре по китайскому сегменту Интернета широко разошлось следующее объявление: «Древний буддийский храм, известный своими мастерами кун-фу, ищет бренд-директора и PR-директора. Важны отличное владение письменной речью, свободный английский и навыки социальной коммуникации. Обязательны организационные и операционные навыки и навыки кризисного PR.
 
Быть монахом, изучать кун-фу или быть вегетарианцем необязательно, однако знание чань-буддизма и буддийской религиозной культуры приветствуются». На две вакансии откликнулись более 500 специалистов, среди которых топ-менеджеры, специалисты медиаиндустрии и выпускники лучших зарубежных университетов. Несмотря на то что все шаолиньские монахи — мужчины, резюме соискательниц тоже просматривали. Стоит отметить, что среди занимающихся в школе при монастыре иностранцев немало женщин.
 
Китайские радиостанции назвали это объявление «внедрением российского, японского и французского опыта», при этом заметив, что «даже в России на подобные должности в основном набирают в семинариях, а не с улицы. Несмотря на значительный поток туристов и продажу религиозной утвари, храмы при этом остаются храмами. Во Франции в Соборе Парижской богоматери каждый день проходят мессы, однако там также устраивают концерты и поэтические чтения. В Японии большинство буддийских храмов живет от продажи мест на кладбищах, и мало кто обвиняет японских монахов в излишней коммерциализации учения».
 
Стоит заметить, что лучше бы Ши Юнсин искал юриста-международника, умеющего выигрывать суды по использованию бренда. С первого года своего настоятельства Ши Юнсин регулярно угрожал судом компаниям, использующим название «Шаолинь» в своей продукции без разрешения монастыря. Бренд «Шаолинь» сейчас довольно широко используется на территории Китая — под этой маркой выпускают пиво, вино, сигареты, автомобильные покрышки, мебель и даже свиные сосиски (буддийские монахи за редчайшим исключением берут обет отказа от мяса).
 
При этом большинство из 54 компаний, выпускающих продукцию с названием или символикой храма не имеют к монастырю никакого, даже самого отдаленного отношения. «Приходится тратить деньги на суды, причем без гарантии положительного результата», — грустно вздыхает настоятель. — «Но я думаю, с развитием гражданского общества у населения появится осознание концепции авторского права и марку «Шаолиньский монастырь» перестанут использовать направо и налево».
 
КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ МОНАСТЫРЯМИ И ГОССТРУКТУРАМИ В КИТАЕ
 
В последнее время в Китае отношения между буддийскими монастырями и госструктурами становятся все более напряженными. Комитет по управлению туристическими достопримечательностями Суншань-Шаолинь был создан в 1984 году и с тех пор распоряжается доходами от туризма в Шаолине. Нынешнее дело — далеко не первый конфликт по поводу оплаты за билеты в монастырь. Так, в 2011 году для снижения напряженности между сторонами правительство уездного города Дэнфэн, на территории подчиненной которому расположен монастырь и к которому административно относится комитет, выплатило монахам 15 миллионов юаней (около 2 миллионов долларов США) для примирения по делу, возникшему еще в 2005 году.
 
В июне власти района Сиху в столице провинции Цзянси Наньчане объединили три маленьких монастыря в один большой, что вынудило монахов и монахинь жить на территории одного храмового комплекса — вещь, по буддийским канонам немыслимая. А в прошлом году монастырь Фамэнь в провинции Шэньси закрыл свои двери для посетителей, чтобы привлечь внимание к постройке стены перед храмовыми воротами, которую не согласовали с монахами.
 
Судебные споры активно обсуждаются в китайской блогосфере. Оба интервью — как экстравагантного настоятеля, прозванного за одно из своих интервью «любителем инопланетян», так и не очень вежливого чиновника из комитета по туризму — вызвали шквал ироничных комментариев: «Да и вообще, зачем туристическому комитету столько денег?» — спросил один из блогеров, копируя незадачливого функционера.
 
Другие обвинили монахов в жадности:
 
«Предыдущие поколения монахов как-то жили, не беря денег за вход в храм. Почему бы не сделать вход бесплатным? Тогда спор решится сам собой».
 
«Правительство и Шаолинь жадные — когда видят деньги, у них загораются глаза. За рубежом в храмы можно ходить бесплатно».
 
В соседнем монастыре Хуэйшань в это время двое бритых наголо монахов в коротких оранжевых халатах подметали центральную лестницу. Один из них ловко махал метлой, а другой снимал процесс на новенький айфон. Оба они с какой-то детской непосредственностью веселились от души, хотя с ними шаолиньскими деньгами уж точно никто не поделится.
 

Автор:  Владимир НИКОЛАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку