НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
КАПУТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

КАПУТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

КАПУТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Автор: Анна ПЕРОВА
Совместно с:
26.03.2015
 
КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА СПОТКНЕТСЯ НА САБОТАЖЕ И КРИМИНАЛЬНЫХ СХЕМАХ
 
Результаты первого этапа коммунальной реформы не внушают оптимизма: годовой план по капремонту многоквартирных домов в стране удалось выполнить лишь на 56 %, из намеченных 15 тысяч многоквартирных домов отремонтированы только 7,7 тысячи. Это означает, что график работы программы сдвигается, ожидание в очереди на коммунальный комфорт увеличивается на неопределенное время. Хотя и так по закону период накопления средств и ожидания капитального ремонта составляет до 30 лет, при этом в случае какой-либо аварии в доме жильцы не могут воспользоваться средствами фонда раньше срока.
 
Реформа проходит в непростых социальных условиях. Как она пройдет и решит ли проблему ветхого жилья? Почему общественные организации называют программу антигуманной? Каким должен быть коммунальный закон, чтобы люди согласились с ним безоговорочно? В этих и других вопросах попробовал разобраться корреспондент «Совершенно секретно».
 
4 июля 1991 года был принят закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», статья которого обязывала государство передавать квадратные метры в собственность только после ремонта или возмещения его стоимости. Однако свой долг власть благополучно «забыла» – люди приватизировали недвижимость в «нетоварном виде». Было время, когда юридически подкованные граждане ринулись в суды с исками и добились денежного эквивалента за невыполненное обещание. Однако большая часть собственников безропотно оплачивала текущий ремонт, латая дыры по факту ЧП. Жилой фонд ветшал, в разных регионах страны все чаще происходили коммунальные аварии.
 
Фото: Кирилл Каллиников. РИА «Новости»
 
РОССИЯНЕ НЕ ДОВЕРЯЮТ «ОБЩЕМУ КОТЛУ» КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
 
В 2007 году был учрежден Фонд содействия жилищно-коммунальному хозяйству, который должен был реанимировать имущество многоквартирных домов (МКД) при 5-процентном софинансировании собственников и выделенных из федерального бюджета 240 миллиардов рублей, которые фактически были средствами, полученными в результате предъявления налоговых претензий к компании ЮКОС. Виктор Масленников, председатель ТСО городского округа Балашиха «Центр-11», успел организовать ремонт своего многоквартирника, пока действовала программа фонда. 5-процентное софинансирование в цифровом эквиваленте равнялось тогда примерно 20–30 тысячам рублей – для единовременной платы за капремонт сумма небольшая. Однако для собственников с низким уровнем дохода эти деньги оказались непреодолимым барьером, поэтому огромная часть жильцов МКД была вынуждена отказаться от программы.
 
В 2012 законопроект о капремонте, окончательно закрепляющий полноту ответственности за содержание МКД за собственниками, был внесен в Госдуму группой депутатов во главе с Еленой Николаевой, первым зампредом Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ, депутатом от «Единой России». Елена Николаева соглашается, что программа несовершенна, но медлить с капремонтом было нельзя. Состояние фонда многоквартирного жилья в России – катастрофическое. Большая часть недвижимости – «хрущевки» и «брежневки», которые возводились сроком на 50–80 лет с предполагаемым капремонтом каждые 20–30 лет, уже давно выработали свой ресурс. При этом, говорят специалисты, капремонт – это колоссальная экономия средств. Если вовремя не принимать меры благоустройства, стоимость затрат на содержание недвижимости растет. Дом начинает потреблять все больше средств, и рыночная стоимость недвижимости значительно съедается размером платы за тепло, воду, электричество.
 
26 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон 271-ФЗ о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, который обязал собственников ежемесячно оплачивать тариф в счет будущего коммунального благоустройства недвижимости. Тариф одинаковый для всех жителей одного региона – как для жителей новостроек, так и для обладателей ветхого жилья. Жителям было предоставлено право выбора, каким образом накапливать сумму на капремонт – на специальном счете или на счете регионального оператора.
 
В первом случае средства конкретного дома аккумулируются на депозите и могут быть потрачены на ремонт только этого МКД. Во втором региональный оператор действует как центр сбора и распределения средств между собственниками домов в порядке очереди. Фонд предоставляет жителям своего рода займ, состоящий из общих собранных жильцами средств, – иными словами, недвижимость ремонтируется вскладчину, авансом, и последующими платежами собственники гасят этот кредит.
 
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, В ЖИЗНИ ВСЕ СЛОЖНО
 
Казалось бы все предельно просто, но, как всегда, оказалось, что за простотой скрываются огромные провалы недоработок. Во-первых, программа капремонта не была расписана ни в целом, ни отдельно по регионам (какие дома подлежат ремонту в первую очередь?), во вторых, часто чиновники заведомо снижали степень изношенности дома, чтобы в приоритете оказались практические новые дома, в третьих, народ, не очень понимая, зачем и кому ему платить, платить отказывается.
 
Возникли финансовые сложности – сейчас банки предлагают разные условия открытия, ведения счетов, начисления процентов на остаток и пр. Средства, которые платят жильцы многоквартирных домов, недостаточно защищены – в частности, происходит обесценивание в процессе инфляции и отсутствует система обязательного страхования фондов капремонта. Также существует риск использования средств не по назначению.
 
В программу регионы входили постепенно, но даже это не гарантировало вновь присоединившихся от все тех же проблем.
 
В конце прошлого года, когда в почтовых ящиках жителей многоквартирных домов большинства регионов России появились счета с обязательными платежами за капитальный ремонт, ситуация приобрела скандальный характер. Встрепенулось Министерство строительства и ЖКХ в лице замминистра строительства и ЖКХ, главного жилинспектора страны Андрея Чибиса, который сообщил, что на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 20 % собственников жилья и что жилищные инспекции (находятся в подчинении министерства) готовы применить против злостных неплательщиков сборов за капремонт весь арсенал мер воздействия – отключение ряда коммунальных услуг (электричество, горячая вода) и блокировка канализации, обращение в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади (даже если она единственная) тех, кто проживает на основе соцнайма.
 
К слову, точно такие же меры предусмотрены и для злостных неплательщиков услуг ЖКХ в целом. И примеры отъема жилья уже есть. Стандартный повод для иска – задержка платежа на 3–6 месяцев. Если сейчас представители коммунальных служб разом подадут на всех неплательщиков иски – то суды окажутся буквально погребены. Средняя собираемость платежа на площади действия программы составляет от 20 % до 70 %. Лучшие результаты – в Белгородской, Воронежской, Московской и Костромской областях, преодолевших 70-процентный барьер. Ленинградская область – 37 %, Самарская – 36 %, ХМАО – 43 %, Калужская область – 49 %. На Урале придется выселить город Асбест – почти тысяча горожан единогласно проголосовала за отказ от новых платежей на общем собрании. Жители выражают сомнения в эффективности «Расчетного центра Урала», который готовился собирать платежи.
 
Асбест должен был вступить в программу в ноябре минувшего года, однако за три месяца на счет регионального оператора не было переведено ни рубля. 14 февраля вразумлять бунтарей приехал Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области, который, по словам очевидцев, с использованием непечатной лексики объяснил жителям, что их дело – платить, а не искать в реформе несовершенство.
 
Ролик с экспрессивным выступлением министра мгновенно попал в Рунет (через Народное телевидение Асбеста), однако столь же быстро был инфицирован вирусом. Сейчас выступление чиновника гуляет по просторам сети в виде цитаты: «А тебя …, как собирают деньги? Твоя задача оплатить – как собственника, что тебе услуга предоставлена. Все остальное вас не должно касаться». Позже министр заявил: он действительно был излишне резок, однако все равно получил от руководства выговор за нарушение «общих принципов служебного поведения». То есть страсти по капремонту накаляются.
 
Галина Хованская, председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ, поделилась, что «редкий рабочий день обходится без получения жалоб на новый закон: Рязань, Рыбинск, Лермонтов, Ульяновск, Череповец – люди отказываются оплачивать тариф. В Кургане – вопиющий случай – там собственники отремонтировали дом за личные деньги, а им навязывают новый ремонт, в приказном порядке. Москвичи еще не поняли, что им предстоит, – вот когда получат первые платежки с суммами 600–1000 рублей за капремонт, думаю, настроение у многих собственников резко ухудшится».
 
Жители Калужской области объявили программе бойкот после того, как узнали: первый ремонт многоквартирного дома запланирован в их регионе в 2020 году. Пожилые люди резонно возмутились: зачем им ремонт, до которого они, возможно, не доживут? Молодежь рассудила: какой смысл тратиться на платеж, если за несколько лет программа, скорее всего, многократно поменяется, если вообще не будет свернута. Сейчас показатели сбора по программе в Калужской области рекордно низкие – в пределах 30–40 %. При этом жители подчеркивают, они отнюдь не против капремонта, они против программы в предложенном виде.
 
Многие эксперты проводят параллель между коммунальным законом и реформой монетизации льгот – в обоих случаях программы носят безальтернативный и репрессивный характер. И если монетизация завершилась масштабными акциями протеста, то новой реформе эксперты прогнозируют развитие в виде вялотекущего саботажа, остановить который будет крайне сложно.
 
Скорее всего, именно чтобы не допустить социального взрыва, депутаты Законодательного собрания Республики Карелия в начале марта подготовили обращение с просьбой «предоставить право субъектам РФ вводить мораторий на обязательные взносы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах». «С целью снижения финансовой нагрузки на граждан в складывающихся в настоящее время социально-экономических условиях считаем необходимым предоставить субъектам Российской Федерации право вводить до 2017 года мораторий на формирование фондов капитального ремонта и уплату собственниками взносов на капитальный ремонт общего имущества», – говорится в обращении. Оно направлено Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и Председателю Госдумы Сергею Нарышкину. По мнению депутатов, в системе оплаты взносов существует ряд проблем – в частности, жильцы не могут экстренно использовать средства на ремонт, например в случае аварии, при этом накапливаемые деньги обесцениваются в процессе инфляции. А в условиях непростой экономической ситуации необходимо максимально снизить дополнительные расходы населения. Предполагается, что субъекты РФ смогут ввести мораторий на плату за капремонт до 2017 года, чтобы обеспечить в стране социальную стабильность.
 
Фото: Светлана Холявчук. Интерпресс
 
МОСКВИЧИ НАЧНУТ ПЛАТИТЬ ЗА КАПРЕМОНТ С 1 ИЮЛЯ 2015 ГОДА
 
До 1 июня жители столицы должны принять решения о том, как они будут копить средства на капремонт.
 
Рассказывает пресс-секретарь столичного Департамента капремонта Татьяна Блинова: «За весну столичный Департамент капремонта должен обследовать техническое состояние 1433 домов, чтобы в конце лета начать в них капитальный ремонт. Это будут первые дома, которые отремонтируют на деньги горожан по новой системе финансирования. Дома будут обследовать во всех округах, кроме Зеленограда.
 
В первую очередь в программу войдут здания довоенной постройки – кирпичные пятиэтажки без лифтов, возведенные в 1920–1930 гг., трехэтажные панельные дома 1940-х гг., а также «сталинки» высотой 6-12 этажей, построенные до середины 1950-х гг. По данным одного сетевого издания, перед капремонтом в домах пройдет полная проверка: специалисты оценят состояние фундамента, коммунальных систем, канализации, электропроводки, крыши.
 
Обследование требуется провести за 100 дней, к лету проекты по капитальному ремонту должны быть готовы. Что касается самого капремонта, то при его проведении будут использованы отечественные материалы и оборудование. Если же проектировщики решат, что для выполнения работ необходимы материалы импортного производства, им придется делать специальное технико-экономическое обоснование и доказать, что аналогов в России не имеется».
 
В Москве с населением тоже будут проблемы. Типичная коммунальная история: панельной пятиэтажке в столичном районе Хорошёво-Мневники перевалило за полвека, однако капитальный ремонт в доме не проводился ни разу. Трубы прогнили и протекают, подвал заливает, зимой температура в квартирах не превышает 15 градусов. Инна Волошенко, жительница дома, говорит: «К нам приходили представители управляющей компании, рассказывали о новой программе, но ответить на вопрос, почему мы всю жизнь оплачивали графу «ремонт», хотя мы его так и не дождались, нам никто не смог». Жители много раз пытались достучаться до префектуры, но тщетно – дом и ныне там. Оплачивать тариф капремонта собственники квартир не собираются, заявляя: «Пусть государство сначала вернет свой собственный долг».
 
УЖЕ ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МНОГОКВАРТИРНИКАМ ТРЕБУЕТСЯ… НОВЫЙ РЕМОНТ
 
Общее количество многоквартирных домов в России составляет около 2,6 млн из них более половины нуждаются в срочной реанимации. На приведение этой громадной площади в должный вид требуется не менее 5,5 трлн рублей. Эту огромную сумму государственный бюджет точно не выдержит, но вот выдержат ли ее собственники?
 
Артём Кирьянов, член Общественной палаты, считает, что «настало время «перезагрузки сознания» населения: собственность – это не только привилегия, но и ответственность, за которую нужно платить. Собственники жилья должны переходить к новой системе мышления: содержать собственность самостоятельно, рассчитывать на свои силы. Конечно, программа проходит первоначальный этап становления, многое в ней будет меняться. Закон – важен, но важно еще и его применение, а с этим, конечно, много проблем».
 
Планы программы – грандиозны, хотя их воплощение уже корректируется – человеческим фактором и экономической данностью. В Башкирии за 30 лет хотят починить 17 тысяч жилых зданий, но недавно выяснилось: уже отремонтированным многоквартирникам требуется… новый ремонт. По словам Ильдара Замалетдинова, председателя Комитета по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан, проверка выявила нарушения капремонта в 496 домах, что составляет 90 % всех отремонтированных по программе зданий. Нарекания вызвали ремонт кровель, несущих конструкций крыш и вентиляционных коробов. Татарстан, выполнивший программу сбора чуть ли не на 90 %, столкнулся с проблемой резкого роста цен на стройматериалы, Ильсур Метшин, мэр города Казани, заявил, что в таких условиях «дай Бог программу вообще выполнить».
 
Еще одно спорное положение программы – четкий и, значит, ограниченный списком перечень работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада и фундамента многоквартирного дома.
 
Право корректировать ремонт в сторону увеличения списка работ или улучшения материалов – только по повышенныму тарифу, за деньги собственника. Эксперты говорят, нужно отталкиваться не от списка, а от степени изношенности дома, которая, как болезнь человека, – требует личного изучения и индивидуального подбора метода восстановления. И наконец, самый противоречивый пункт закона, который отвернул от него значительную часть собственников, – длительное ожидание ремонта.
 
ЭКСПЕРТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ – ВОЗМОЖНО ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ МОШЕННИЧЕСКИХ СХЕМ
 
О противоречиях нового коммунального закона говорят многие общественники. Юристы организации «Объединенный экспертный совет» (ОЭС) вообще пришли к выводу, что программа в нынешнем виде создает благодатную почву для противоправных действий: мошенничество, присвоение или растрата, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, принуждение к совершению сделки, злоупотребление должностными полномочиями и прочее.
 
В соответствии законом исполнителей работ по капремонту конкретного МКД будет выбирать, контролировать и финансировать одно и то же лицо – региональный оператор (фонд капитального ремонта). Аудит региональных операторов, а следовательно и фондов капитального ремонта МКД в соответствии с законом будет осуществляться аудиторами, отобранными фактически самими этими операторами или аффилированными с ними государственными органами.
 
Запрет тратить в полном объеме на проведение работ по капремонту в текущем году все деньги, собранные региональным оператором в прошлом году, открытый призыв к собственникам брать кредиты под выполнение капитального ремонта, а к региональным операторам – прокручивать активнее деньги фондов капремонта в спекулятивных банковско-биржевых схемах приводит к выводу о готовящейся масштабной авантюре.
 
Указанный в законе базовый объем работ по капитальному ремонту выполняется во всех домах вне зависимости от того, нужны ли дому эти работы или нет. При этом возникают многочисленные возможности направления денег на посторонние цели – с одной стороны, и ухудшение состояния систем дома в случае некачественного выполнения не требующегося им ремонта неквалифицированными наемными работниками выбранной на конкурсе по критерию дешевизны организации-подрядчика – с другой стороны.
 
Остальные необходимые дому работы по капремонту, дополнительные по отношению к перечню, жителям предлагается осуществлять за дополнительно собранные ими деньги по коммерческим расценкам. Установленный дискриминационный порядок смены способа накопления средств на капремонт – переход от накопления средств на собственном спецсчете к накоплению на счетах регионального оператора реализуется за 1 месяц, а обратный переход – 2 года.
 
Все договоры не содержат гарантий оказания потребителям услуг надлежащего качества и в установленные сроки в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей, требуя при этом оплаты вперед за работы и услуги, оказание которых не гарантируется.
 
При этом собственники, обязываемые ежемесячно платить взносы в фонды капитального ремонта, лишаются нормами закона каких-либо реальных возможностей по финансовому контролю над фондами капремонта, созданными якобы в их интересах и аккумулирующими в огромных масштабах средства населения.
 
«Проведенный нашими юристами анализ приводит к выводу о готовящейся заинтересованными лицами масштабной авантюре с капремонтом, аналогичной печально известным финансовым пирамидам типа МММ, – констатировал Василий Рыбаков, руководитель юридической службы ОЭС. – Фонд будет устанавливать список домов, очередность, перечень работ, писать технические задания, нанимать подрядчиков, контролировать их и расплачиваться с ними – это коррупционная схема».
 
Недоразумений и ошибок – случайных или явных – уже в избытке. В Балашихе несколько домов были исключены из программы капремонта – выяснилось, по оплошности. В Ростове-на-Дону собственники дома на общем собрании избрали в качестве способа накопления средств спецсчет, но оказались в «общем котле» – оказалось, по недосмотру. Липчане получили платежки с двойной суммой тарифа по капремонту – вкралась досадная ошибка. Жители Химок, добивающиеся расселения из ветхого жилья не одно десятилетие, совершенно случайно узнали, что их деревянные бараки с «удобствами на улице» перекочевали… в программу капремонта. Вот уже несколько месяцев жители добиваются от администрации разъяснений, но в ответ – уже знакомая формулировка «по невниманию и недосмотру».
 
Вот свежий пример. В Кировской области, как рассказал Дмитрий Махнев, директор НП «Центр правового и социального развития» (Киров), ведется следствие по делу о банкротстве компании УКНРГК (ООО «Управляющая компания Нововятского района города Кирова»). История получила огласку, когда на селекторном совещании Президента РФ с руководителями регионов России Владимир Путин заявил, что в Кировской области резко выросли коммунальные тарифы, и продемонстрировал квитанцию по оплате услуг ЖКХ предоставляемых УКНРГК. Уже только на основании этой информации должны были быть приняты меры государственного реагирования, однако областные власти ситуацию странным образом замалчивали. Спустя несколько месяцев компания объявила о банкротстве.
 
В результате – огромные долги управляющей компании, обслуживающей целый район, перед поставщиками коммунальных услуг, представитель одного из учредителей УК – в федеральном розыске. В данный момент набирает обороты новая УК – «Нововятск», в которой единственным учредителем и генеральным директором является некий Сергей Борцов, по совпадению являвшийся генеральным директором УКНРГК. При этом четверть уставного капитала УКНРГК принадлежит МУП РИЦ города Кирова, из чего получается: городские власти были осведомлены о финансовом положении УКНРГК, но не предприняли меры по недопущению банкротства и оставлению жителей целого района в опасности.
 
СПАСЕТ ЛИ СИТУАЦИЮ ОТМЕНА «ОБЩЕГО КОТЛА»?
 
На фоне вспыхивающего недовольства собственников уже раздаются требования представителей общественных организаций исключить методику «общего котла» из программы, оставить только спецсчет.
 
Этот способ накопления требует от жильцов самостоятельности и ответственности – собственники сами отдают распоряжения банку об использовании средств, определяют срок начала ремонта, перечень и стоимость работ, занимаются подготовкой сметы, ведут технический надзор и проверяют качество выполненных работ – но при этом жильцы получают право полного контроля за своими деньгами и процессом благоустройства недвижимости. Важное преимущество спецсчета еще и в том, что ждать своей очереди по региональной программе необязательно, и ремонт проводится тогда, когда решат жильцы.
 
И главный плюс – деньги собственников будут потрачены на ремонт их дома, средства не могут быть использованы для благоустройства других МКД, как это предполагается в положении «общего котла». Программу накопления на спецсчете, говорят эксперты, нужно сделать более удобной для собственников. Управляющие ТСЖ говорят, большая часть жильцов – пассивные наблюдатели, поэтому любой вопрос для рассмотрения – утверждение сметы и перечня необходимых работ – превращается в кошмар. Необходимо упразднить систему кворума: если человек не захотел посетить встречу – это не должно стать проблемой для принятия решения, которое запланировано большинством собственников.
 
А вот что по этому вопросу думает Галина Хованская, председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ: «Схема «общего котла» имеет право на существование только для ленивых собственников, которые не хотят заботиться о своем доме. Схема накопления на спецсчете соответствует Гражданскому кодексу и Конституции РФ. Собственник должен нести бремя содержания своего имущества, а не чужого, пусть даже хорошего соседа. Однако уже на этапе выбора метода подход был дискриминационным: принять решение о выборе схемы капремонта нужно было всего за два месяца, и многие упустили время, не успели определиться с решением, и их деньги на ремонт автоматически были направлены региональному оператору. Еще один неоднозначный нюанс программы: софинансирование капремонта может быть осуществлено, если в бюджете субъекта Федерации на это предусмотрены деньги. Что означает – может быть, а может и не быть. Вероятен и такой вариант: в дотационных областях большую часть средств будут составлять взносы добросовестных собственников. Согласно закону, выдавать населению кредит на капремонт смогут только банки, имеющие уставной капитал не менее 20 млрд рублей. Из более 900 банков, существующих в России, только 30 отвечают этим требованиям. А ведь величина уставного фонда – отнюдь не залог надежности банка. В идеале программа должна выйти на систему льготного кредитования. Мы эту тему обсуждали с правительством и с руководством Центрального банка РФ. Безусловно, ставки на программу капремонта не должны превышать 7 %. Еще мы настаиваем на том, чтобы такой счет был застрахован так же, как страхуют счета физических лиц. Мы к этой системе придем, обязательно».
 
Кроме того, необходимо расширить количество банков, потому что пока услуги по открытию и ведению спецсчетов на капремонт оказывают финансовые учреждения с уставным капиталом не менее 20 миллиардов рублей. Эксперты называют такой принцип допуска на рынок дискриминационным. Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, считает ошибкой решение об отсечении региональных банков от программы.
 
«Зачастую малые объемы ремонтов не интересны крупным банкам, а малые и средние могут кредитовать соответствующие проекты. Критерий должен быть один: устойчивость работы, а не размер капитала».
 
Его слова подтверждает Дмитрий Махнев, директор НП «Центр правового и социального развития» (Киров): «В прошлом году открыл 12 спецсчетов, и в этом еще одно решение принято – люди хотят контролировать расход денег. Потому что уже понимают, что в части «общего котла» программа капремонта – это отписка. Факты самоуправства уже есть: у нас в городе разразился скандал, когда директор фонда в радиопрограмме во всеуслышание призналась, что открытый конкурс на вакансии в новое ведомство не проводился, штат составили «знакомые знакомых» – набрали добрых друзей и приятелей, чтобы пристроить на хорошую работу. Жители негодовали, но наказания никто не понес. Далее, эта же компания организовала конкурс на 19,5 млн рублей по выбору организации и печати для доставки квитанций на оплату капремонта, который провели… в новогодние праздники: заявки начали принимать 30 декабря, а закончили 12 января. Люди в праздники работали! Я поддерживаю необходимость программы капремонта, она нужна, но то, как она начала жить, – это печально. То, как скрываются некоторые детали программы, как принимаются втихую неверные решения, уже поднимает протестные настроения. Принудительно собирать с людей деньги на капремонт необходимо, сами инициативу не проявим. Вот только сделано это не по-человечески. Этот принудительный ремонт нужно делать домам, которые за собой не следят. А там, где уже все делается, им эти сборы зачем? Зачем какие-то лишние решения принимать?»
 
МНЕНИЯ
 
Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам:
 
«Закон о капитальном ремонте абсолютно нежизнеспособен, поэтому, в общем-то, не имеет смысла рассуждать о малозначимых деталях – например, о том, выгоден он банкам или нет. Хотя, когда они обнаружат, что в их распоряжение поступают дополнительные деньги, и непонятно, когда эти деньги потребуют вернуть, конечно, банки окажутся сторонниками подобной схемы. Как будут защищены деньги собственников? Да никак не будут защищены, механизма защиты не существует».
 
Василий Рыбаков, руководитель юридической службы Объединенного экспертного совета:
 
«В советское время отчисления на капремонт формировались как процент от общей суммы, оплачиваемой нанимателями квартир, балансодержатель домов – государство  действовало по научно обоснованным техническим нормативам, не обременяя жителей участием в решении профессиональных инженерно-экономических задач. С конца 1991 года вся эта система рухнула, а общественные фонды потребления, в числе которых был и Общесоюзный фонд капремонта МКД, были разграблены и распиханы по личным и групповым зарубежным счетам. Считаю, что не дело разделять ответственность между текущеремонтным, закрепленным за ТСЖ или УК, и капремонтным состоянием. Хозяин у дома должен быть один, а то получится, что у семи нянек дитя без глазу. Проблема в том, что управляющие компании бессовестно воруют, а государство вместо решительного наказания виновных предпочитает не трогать криминальный бизнес, а строит рядом еще один такой же. Вообще, считаю, что программа капремонта – это шаг в сторону геноцида, о чем я и мои коллеги сообщили в Генеральную прокуратуру».
 

Автор:  Анна ПЕРОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку