НОВОСТИ
Два фигуранта дела о теракте в «Крокусе» обжаловали свой арест
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91156
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21781
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22596
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25209
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23530
sovsekretnoru
ТУРИЗМ НА БАЙКАЛЕ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

ТУРИЗМ НА БАЙКАЛЕ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

ТУРИЗМ НА БАЙКАЛЕ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ
Автор: Мария ЧЕРНОВА
Совместно с:
25.08.2015
 
ОЗЕРО БЕЗ НАДЕЖДЫ
 
Власти Иркутской области заявили о новом этапе развития туристического кластера на Байкале со стороны Иркутска. На этот раз развивать туризм в регионе собрались «инновационно», для чего даже привезли экспертов из Ивановской области. В обсуждениях перспектив турзоны на иркутском Байкале всплыло новое название – «Байкальское созвездие», что на фоне явного торможения развития особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ворота Байкала», утвержденной почти 10 лет назад, выглядит более чем странно. Корреспондент «Совершенно секретно» сравнил оба побережья Байкала с точки зрения туризма на примере конкретных проектов: что было утверждено и что в итоге удалось реализовать.
 
Власти Иркутской области вновь вспомнили уже подзабытую тему туристической зоны, которую в качестве ОЭЗ пытаются развить с иркутской стороны Байкала еще с 2006 года. В прибайкальском поселке Листвянка власти районов и областное агентство по туризму провели конференцию на тему инновационного подхода к созданию турзоны.
 
Теперь администрации Иркутского, Ольхонского и Слюдянского районов намерены формировать на берегах озера туркластер «Байкальское созвездие». Для этого на мероприятие пригласили представителей туротрасли из Ивановской области, которые поделились опытом формирования туристического бренда Иваново и других городов области, рассказали о развитии промыслов в Плёсе и Палехе. Организаторы кластера уже выделили туробъекты и необходимые коммерческие объекты для «костяка проекта», который, по заявлению областного агентства по туризму, создается как инвестпроект для «соискания денег федерального бюджета по федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (в 2011–2018 годах)».
 
Иркутские туроператоры к происходящему отнеслись скептически, задавшись логичным вопросом: а что с ОЭЗ «Ворота Байкала»? Туроператоры жалуются, что дальше разговоров в Иркутской области дело не идет: строительство запланированных объектов не доведено даже до 50 % готовности. В соседней Бурятии, сетуют турбюро, ОЭЗ под названием «Байкальская гавань» на другом берегу того же Байкала уже давно сформирована, а выдвинутые местными игроками проекты регулярно получают федеральные гранты, субсидии и постепенно вводятся в эксплуатацию.
 
НАЗАД В БУДУЩЕЕ
 
Напомним, что самый первый проект ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Иркутской области был утвержден правительством страны еще в октябре 2006 года. Он предусматривал создание 28 гостиниц разного класса, а также 300 гостевых коттеджей на 10 мест каждый. Все объекты вместе должны были принимать не менее 11 200 туристов одновременно. На воплощение задуманного потратить намеревались 15,1 млрд рублей госсредств и частных инвестиций.
 
Также изначально иркутскую ОЭЗ планировалось разместить в границах поселка Листвянка, в пади Крестовой, что в долине реки Крестовка, в западной части озера. Но в мае 2007 года представители РосОЭЗ вариант забраковали, поскольку чиновникам показалось, что участок находится чересчур далеко от Байкала. Спустя 5 месяцев областная администрация предложила другой вариант размещения ОЭЗ – в поселке Большое Голоустное, расположенном в 125 км от Иркутска.
 
Площадка РосОЭЗ устроила и тогда же получила название «Ворота Байкала». На землях планировалось возвести уже 11 гостиниц общей вместимостью 1200 человек. Госвложения в инфраструктуру ОЭЗ обозначили на уровне 5 млрд рублей. Еще 2,2 млрд рублей дополнительно запланировали на ремонт трассы Иркутск – Голоустное. Плюс на энергообеспечение территории заложили сумму в 2,5 млрд рублей. Инвестиции коммерческих структур в проект ОЭЗ оценили в сумму не меньше 8,7 млрд рублей. Сам старт стройки в Большом Голоустном наметили на 2009 год.
 
Однако в 2009 году ни одного объекта из заявленных в зоне «Ворот» так и не появилось. Более того, в сентябре 2009 года глава региона вдруг заговорил о том, что территория Большого Голоустного в принципе бесперспективна как ОЭЗ. Минэкономразвития РФ, по словам губернатора, сожалеет о 83 млн рублей, уже потраченных на стройработы в поселке. Тогда же объявили о том, что с Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) России уже согласована ОЭЗ в Байкальске (на юге Байкала, в 149 км от Иркутска), и упомянули о «еще одной площадке», которой в итоге оказался также участок в Слюдянском районе области – село Мангутай.
 
Министр экономического развития Иркутской области Владимир Пашков при этом уточнил, что МЭРТ рассматривает предложение региональных властей о расширении туристической зоны не только при помощи Слюдянского района, но и, возможно, острова Ольхон. Напомним, в тот период – в сентябре 2009 года – на федеральном и региональном уровне еще активно обсуждался запуск в Байкальске приостановленного производства на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК).
 
Фото: baikal-media.ru
 
«К участкам в Слюдянском районе, а конкретно к городу Байкальску и селу Мангутай нужно было изначально относиться осторожнее, – замечает опытный туроператор и владелец крупного иркутского бюро «Экспресс-Тур» Владимир Копылов. – Создание рекреационных зон здесь осложнено негативной репутацией БЦБК, вне зависимости от того, будет или не будет комбинат продолжать загрязнять озеро. В глазах общества он все равно будет «загрязнителем», а район – местом совсем не для экотуризма. Для исправления стереотипа понадобятся десятки лет. Ведь если бы не соседство комбината, рядом стоящая горнолыжка «Гора Соболиная» давно бы «выстрелила».
 
И действительно, когда 2 месяца спустя зампредседателя правительства области в 2010 году Владимир Пашков объявил сроки повторного запуска БЦБК – в январе 2010 года, ряд инвесторов, готовых открыть в Байкальске альтернативные бизнес-проекты, от планов сразу отказались именно по причине реанимации вредного производства.
 
Интересно, что власти Иркутской области с той поры также охладели к проекту: только в апреле 2010 года правительство региона подготовило бумаги, необходимые для включения новых территорий в ОЭЗ.
 
«Правительство Приангарья приготовило все необходимые документы для включения участков Слюдянского района в состав ОЭЗ Иркутской области, – прокомментировал 5 лет назад ситуацию первый зампредседателя правительства области Юрий Параничев. – Сейчас мы ждем постановления правительства страны о расширении границ нашей ОЭЗ. Документы в данный момент рассматривает Минэкономразвития РФ, но процесс тормозят штатные компании ведомства».
 
Власти области просили представителей Ростуризма ускорить работу по включению Слюдянского района в ОЭЗ «Ворота Байкала», но увеличение площадей ОЭЗ правительство страны одобрило только 8 сентября 2010 года, а межевание земель и проектирование двух выбранных направлений – по модернизации комплекса «Гора Соболиная» в Байкальске и созданию в Мангутае центра развития зимних видов спорта – стартовали лишь в 2011 году.
 
В турзоне на этот раз предполагалось построить 11 гостиниц вместимостью до 1200 туристов и ряд вилл, где сможет остановиться до 100 человек. Кроме того, было объявлено о возведении в Байкальске целого ряда крупных объектов: аквапарка, спа-курорта, конгресс-холла и бассейна с раздвижной крышей. На все сооружения по проекту требовалось примерно 19 млрд рублей инвестиций.
 
НА «КАЗАЧИЙ ОСТРОГ» ЗАПРОСИЛИ 1,5 МЛРД РУБЛЕЙ
 
На начальном этапе на «Горе Соболиная» было запланировано проведение водоснабжения и теплоснабжения, увеличение Восточного и Западного склонов горнолыжного курорта, а также строительство новых гостиниц, подъездов к базе и скоростной канатно-кресельной дороги. На следующем этапе в ОЭЗ планировали организовать центр спортподготовки в Мангутае. Наконец, третий этап проекта включал в себя развитие экстремального туризма в Большом Голоустном.
 
Что же получилось на практике? Согласно прошлогоднему отчету администрации «Горs Соболиной» инфраструктура территории «активно обновилась», а именно «полностью реорганизовали службу общепита, расширили парковку для автомобилей отдыхающих, закупили новое прокатное оборудование и снегоуплотнительную технику нового поколения (ратрак)». В общем, ни слова о заявленной скоростной дороге или расширении склонов на курорте.
 
Примечательно, что примерно в те же сроки в иркутских СМИ начали активно обсуждать будущий музейный комплекс «Казачий острог», который должен был быть открыт в границах иркутской ОЭЗ не позже весны 2012 года.
 
«Проект прошел госэкспертизу, получив положительную оценку. Вопросы инвестиций в него также решены: желающих вложиться в строительство острога очень много», – цитировали атамана казачьего войска Приангарья Николая Шахова все иркутские информагентства осенью 2010 года. Музей планировался как грандиозное сооружение в виде казачьей крепости XIX века на площади в несколько гектаров. Острог предполагалось разместить при въезде в Байкальск, возле отворота на Соболиную гору. Стоимость проекта оценили в сумму 1,5 млрд рублей, а государство подтвердило компенсацию 20 % всех трат на подведение коммуникаций к музею.
 
«В июле 2011 года участок под острог выделили казачьему войску, закрепив стоимость начального этапа на уровне в 560 млн рублей. На этой стадии предполагалось возведение самого острога и инфраструктурных объектов по соседству – общепита и гостиницы, – вспоминает в беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» аналитик инвестиционной компании «ФинансПро» Александр Северянинов. – Мы внимательно следили за развитием проекта, намереваясь вложиться в него.
 
Однако уже в июле 2012 года стало окончательно ясно, что так искусно разрекламированный проект «Казачий острог», представленный группой компаний «Илим», провалился. Его согласование должно было закончиться в мае 2011 года, а после – начаться непосредственное возведение острога. Но к середине 2012 года отведенные под строительство территории пустовали: место под «престижный комплекс» власти Байкальска стали использовать как свалку».
 
ГДЕ СПА-САЛОН И АКВАПАРК?
 
Примерно в то же время – спустя 2 года после заявления проекта – жители Байкальска и региона в целом стали интересоваться, что происходит с турзоной «Ворота Байкала»: где обещанные спа-курорт, аквапарк и бассейн с раздвижной крышей? Местные туроператоры пытались узнать хотя бы о том, в какие сроки будет начато их строительство. Оказалось, идеи развития турзоны до сих пор существует лишь на бумаге, а «Ворота Байкала» для туристов откроются «не раньше 2014 года», сообщили в Минэкономразвития области.
 
«Зато в министерстве заявили, что «Ворота» уже открылись для резидентов, среди которых, правда, пока лишь две компании: общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Гора Соболиная» и группа компаний «Илим Байкал», – сообщает гендиректор иркутского турагентства «БайкалТур» Семён Алекперов. – Первый из упомянутых намеревался инвестировать в модернизацию курорта более 1,3 млрд руб.
 
А второй инвестор обещал построить на берегу Байкала современную турбазу, не уточняя объемы финансовых вливаний. К строительству инфраструктур – инженерной, социальной и транспортной – планировалось приступить в 2013 году. Более скорому возведению инфраструктуры мешала необходимость провести инвентаризацию земель в зоне площадью около 800 га».
 
Сумма госвливаний из бюджетов разного уровня в инфраструктуру «Ворот Байкала» по плану достигала 2252 млн рублей. Из них в 2012 году собирались потратить 225 млн рублей (в том числе 95,5 млн рублей средств из федерального бюджета).
 
«До 15 марта проведем торги на разработку сметы подключения к подстанции «Соболиная» мощностью 220 кВ, – рапортовал министр строительства Иркутской области Михаил Литвин. – Подстанцию будет строить Иркутская электросетевая компания. На это уйдет около 660 млн рублей. Сейчас, правда, целиком нужной суммы в бюджете на это нет: из 660 млн рублей есть 240 млн». Заказчиком всех работ выступило Управление капитального строительства, согласно графику работ которого по всем объектам к концу 2013 года должны были подготовить сметы и объявить торги, определяющие подрядчика.
 
«А значит, начнется и строительство», – заверял министр, добавляя, что закончить создание инфраструктуры всей зоны планируется в течение 3 лет, то есть к середине 2015 года. К тому же времени ожидалось, что завершится строительство водозаборов, ливневой канализации, очистных сооружений, мостов через местные реки и дорожной сети вместе с освещением.
 
ОПЯТЬ ПЕРЕНОС И РАСШИРЕНИЕ
 
Однако не успели власти приступить к строительству в Слюдянском районе, как в ноябре 2013 года границы «Ворот Байкала» вновь захотели расширить. «Еще на восемь новых участков станет шире турзона. Ворота «раздвинут» за счет поселков Листвянка (что изначально обсуждалось еще в 2006 году) и Порт Байкал, горы Мангутай, бухты Песчаной, Тёплых озер и пика Черского. Также в границы ОЭЗ власти Приангарья пытаются даже втиснуть промплощадку ныне неработающего БЦБК, – сообщает иркутский эколог-географ Ирина Тимофеева. – В начале ноября 2013 года агентство по госзаказу Иркутской области объявило конкурс на концепцию расширения ОЭЗ по заказу Минэкономразвития Приангарья. Стоимость этих работ министерство оценило еще в 9,5 млн рублей в общую кассу ОЭЗ. Было ощущение, что дна у бюджета этого проекта попросту нет».
 
Игроки туристической отрасли в регионе очередное расширение тоже восприняли в штыки. «Расширять границы ОЭЗ следовало бы за счет Ольхонского района, а указанные участки имеют скудный туристический потенциал. Бухта Песчаная, к примеру, находится в труднодоступном месте, куда попасть можно лишь по воде. К тому же бухта находится в границах Прибайкальского нацпарка, где развить можно разве что пеший экотуризм, – сетует туроператор Владимир Копылов. – Есть проблемы и в Листвянке. Их озвучивали еще 10 лет назад».
 
На этот раз список будущих объектов пополнился еще 4 проектами по строительству небольших гостиничных шале на южном берегу озера. «Процесс – на стадии подбора земель. Эти небольшие двухэтажные и максимально экологичные здания построит на Байкале компания «ECOLIFE», которая уже вошла в список резидентов турзоны. В планах также создание пешеходных троп и велодорожек», – рапортовал Семён Алекперов из «БайкалТур» еще год назад.
 
Однако уже к лету 2015 года стало очевидно, что создание инфраструктуры в Слюдянском районе завершат на год позже, нежели планировали. Официальная причина – смена проектировщика. «Проект предыдущего исполнителя не прошел госэкспертизу. При этом за изыскания учреждению заплатили 8 млн рублей. Конкурс от 15 января 2015 года уже определил нового проектировщика – ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» из Казани», – уточнил руководитель филиала ОЭЗ в Приангарье Валерий Драчёв. По его словам, только проектная работа займет весь 2015 год, поэтому старт строительства намечен на 2016 год.
 
Расходы на инженерные сети разделили пополам иркутский филиал ОЭЗ, который финансируется бюджетом Федерации, и казна Иркутской области. На сегодня в иркутскую турзону филиал ОЭЗ уже инвестировал 123 млн рублей, из которых 112 ранее были потрачены на обустройство сетей в Большом Голоустном. На остальные 11 млн рублей инженерные сети подвели к горе Соболиной. В нынешнем году лишь на проект сетей филиал ОЭЗ намерен израсходовать 40 млн рублей, а в общем на инженерную инфраструктуру «Ворот Байкала» уйдет 2,25 млрд рублей.
 
При этом сроки завершения всех этапов строительства участники проекта по-прежнему не могут назвать окончательными. Дело в том, что список объектов инфраструктуры ОЭЗ сейчас до сих пор согласовывается властями Иркутской области. Также известно, что нынешний глава области Сергей Ерощенко продвигает включение в турзону еще одной территории – Кругобайкальской железной дороги, от станции Порт Байкал до Култука.
 
ЗАДЕЛИ СОСЕДИ
 
Местных туроператоров торможение иркутской ОЭЗ раздражало особенно сильно на фоне более резвого освоения туристической зоны соседом Приангарья по Байкалу – Республикой Бурятией. «Особенно нас задевало, что в соседней Бурятии уже ввели ряд заявленных объектов. Почему же мы опять отстаем? В региональном Минэкономразвития нам заявили, что соседи обогнали нас из-за того, что федеральный центр им раньше дал отмашку на старт строительства. Так, постановление о запуске бурятской «Байкальской гавани» Правительство РФ подписало в начале 2007 года.
 
А документ о создании иркутских «Ворот Байкала» подписали фактически только через 3,5 года – осенью 2010 года, – сравнивает гендиректор иркутского турагентства «БайкалТур» Семён Алекперов. – Но ведь работу над проектом зоны мы начали гораздо раньше этой даты: в Приангарье турзону стали обсуждать аж с 2006 года. Зато, в отличие от соседей, которые сразу нашли и закрепили место под ОЭЗ, наши «Ворота Байкала» по нескольку раз носили из района в район, расходуя деньги и теряя время».
 
Правда, еще одной причиной отставания Иркутской области участники отрасли называют разные условия финансирования ОЭЗ: к примеру, в Бурятии около 76,4 % всех расходов на ОЭЗ оплачивает федеральный бюджет, из казны республики на зону расходуется порядка 22,6 %, а еще 1 % расходов покрывает местный бюджет. В Приангарье соотношение совсем другое: бюджет федерации оплачивает меньше – порядка 50 %, область и муниципалитет, напротив, больше – 44 % и 6 % соответственно.
 
Упомянутую удачливую турзону «Байкальская гавань» с восточной стороны Байкала действительно начали создавать чуть позже – в 2007 году, предполагая возведение курорта мирового уровня с крупнейшей горнолыжной базой на востоке страны и уникальными центрами тибетской медицины. Зону республиканские власти сразу наметили в средней части восточного берега озера на пяти участках – Пески, Турка, гора Бычья, бухта Безымянная и Горячинск. Общая площадь ОЭЗ Бурятии превысила 3,6 тыс. га, на сегодня в нее уже вложили 2,9 млрд рублей из бюджета Федерации и 1,7 млрд рублей из казны республики. Бизнес же на старте проекта планировал застроить турзону коммерческими объектами на сумму свыше 40 млрд рублей.
 
«На середину июня 2015 года ОЭЗ Бурятии имеет достроенные очистные сооружения по всему восточному побережью озера. Система оснащена по последнему слову техники. Также в турзоне республики закончено строительство современной мусоросортировочной станции, – перечисляет Семён Алекперов. – Кроме того, в точке Турка совместными усилиями государства и коммерческих структур почти достроена набережная Байкала. Еще пара участков на побережье озера в Прибайкальском и Кабанском районах подготовлены для автотуристов и так называемых диких туристов, живущих в палатках».
 
На завистливые перечисления иркутских туроператоров игроки из Бурятии жалуются, что внешняя успешность «Байкальской гавани» – только видимость. «В Турке, по сути, набережная еще не доделана. Да, по ней прогуливаются местные жители, но туристов туда не заманишь. Для «дикарей» там стройка испортила естественный ландшафт Байкала, а для любителей комфортабельного отдыха недостаточно подготовлена социальная инфраструктура: кроме набережной, нет ни кафе, ни гостиниц», – замечает владелец туристического бюро в Бурятии Аюша Забгадаев.
 
По словам туроператоров Бурятии, несмотря на то, что туристов уже начали пускать на два платных участка зоны в Прибайкальском и Кабанском районах, из-за низкой готовности территорий отдыхающие туда не стремятся. «Эти два участка сделали платными для туристов. Один из них – в Кабанском районе, тянется на 64,5 км от поселка Новый Энхалук и до устья реки Загза. Второй находится в Прибайкальском районе между садоводством Катково и ДНТ «Безымянка», от Байкала и до трассы.
 
Однако единственное, что здесь готово из инфраструктуры, – это огороженная автостоянка, за которую уже ввели плату в 200 рублей с машины, продажа дров и прокат спортинвентаря, который наладили предприимчивые местные жители», – объясняет Забгадаев.
 
Фото: Павел Смертин. ТАСС
 
В целом за 8 лет ни один объект сервиса для туристов в «Байкальской гавани» не открылся. Частные инвесторы потратили на ОЭЗ Бурятии вкупе не больше 105 млн рублей, отмечают в Минэкономразвития  региона. «В сравнении с расходами государства на зону – свыше 4 млрд рублей – на каждые 38 рублей из госказны частные инвесторы вложили лишь 1 рубль», – резюмируют в республиканском министерстве.
 
Сами местные жители оправдывают те 12 компаний из числа резидентов бурятской ОЭЗ, которые ранее хотели построить общепит и гостиницы в «Гавани»: «Боятся рисковать. Когда первые резиденты пришли сюда, закон не разрешал им строиться. Предпринимателям даже пришлось судиться за право на строительство в ОЭЗ республики», – знает юрист из Турки, владелец бюро «АдвокатЪ» Роман Пшенников.
 
Замглавы бурятского филиала ОЭЗ Роман Писарев подтверждает слова местных жителей: «Именно по этой причине реализация проектов и выход на стройплощадку многими предпринимателями были отложены, однако сейчас резиденты идут по плану: в 2016 году комплекс в Турке завершат». Тем не менее на вопрос, когда на том же участке построят заявленные ресторан, яхт-клуб и коттеджи, в ОЭЗ республики ответить не смогли. Примечательно, что сами резиденты тоже не в курсе, когда сдадут объекты и сдадут ли их вообще.
 
«В управлении ОЭЗ и Минэкономразвития за последние 6 лет поменялось шесть команд, включая руководство. И каждому новому чиновнику, чтобы вникнуть в процесс, требуется время. А мы в итоге становимся заложниками частой смены чиновников», – объясняет задержки гендиректор ООО «Сибирь-Капитал», компании-резидента «Байкальской гавани» Юрий Фридман. По словам предпринимателей, процесс тормозят и финансовые риски.
 
«Приведу конкретный пример: здесь запланировали поставить ресторан на 300 мест. Построить его не вопрос, однако запускать общепит, пока рядом нет ни гостиницы, ни гостевых домиков, заведомо убыточно, – объясняет владелец сети общепита в Бурятии «Ресто» Сергей Доржиев. – Ведь никто не уедет за 200 км от столицы региона просто для того, чтобы перекусить».
 
ЗА ТУРИЗМ НАЧАЛИ СУДИТЬ
 
Между тем в прошлом апреле в Бурятии обнаружили нарушения в ходе освоения «Байкальской гавани», и были заведены первые уголовные дела за невыполнение запланированных показателей в ОЭЗ уполномоченными органами.
 
«Точки для размещения туристов не возводились, и собственно туристическая деятельность участниками ОЭЗ не велась. Ревизия ОАО «ОЭЗ» подтвердила нарушения на сумму свыше 100 млн рублей, из которых почти 20 млн рублей были потрачены явно неэффективно.
 
К примеру, больше 7,7 млн рублей, вероятно, были украдены, поскольку на горе Бычьей аж два раза провели инженерно-экологические изыскания без веской на то причины. Другой случай: больше 2 млн рублей «испарились» из-за завышения расчетов по топографической съемке. На аналогичную сумму завысили стоимость строительства первой очереди бытовой канализации. На огромную в сравнении с вышеуказанными сумму в 90 млн рублей мы нашли следующие нарушения: документы на подготовку инженерии участка попросту не оформляли, из-за чего стоимость некоторых объектов капстроительства на ОЭЗ не стыкуется», – перечисляют в пресс-службе СУ СК по Бурятии.
 
Проблемы с законом на бурятской ОЭЗ подтвердил и природоохранный прокурор республики Валерий Малханов, отметив, что проект турзоны в принципе не предусмотрел сбора подсланевых вод – это привело к попаданию нефтесодержащей воды в акваторию Байкала. «При этом турзона на 100 % обеспечена новейшими очистными сооружениями, – недоумевает Малханов. – Но их не запустили, поскольку действующих резидентов на территории нет. Зато частные строения в Турке «работают» и загрязняют озеро на полную катушку, ведь проект ОЭЗ благоустройства для местных жителей не предусматривает».
 
В итоге дорогостоящие очистные сооружения возведены, но не функционируют, современная мусоросортировочная станция достроена, но мусор теперь выбрасывают на стихийную свалку в лесу, прямо напротив здания администрации ОЭЗ «Байкальская гавань».
 
Следственный комитет по Бурятии накануне обнародовал результаты расследования, согласно которым администрация Баргузинского района и «УКС правительства Бурятии» оплатили работы, фактически не выполненные подрядной организацией.
 
«Ряд произведенных работ подрядчики сдали два раза, если отталкиваться от актов о приеме работ. В целом неисполненных работ в турзоне выявлено на сумму свыше 60 млн рублей, – сообщили в ведомстве. – Так, в принципе не были установлены 3 дизельные электростанции, не обеспечили герметичную прокладку канализации от места очистки и до мест фильтрации. Эти «незавершенки» в итоге не дают эксплуатировать построенные объекты инфраструктуры. При этом ответственный по строительству этих объектов Шугуров В. М. подписывал акты о приемке, что позволяло подрядчикам полностью получать деньги за фактически невыполненные работы».
 
По схожей причине в бурятском селе Максимиха инженерное сооружение для защиты экологии озера Байкал так и не было введено в эксплуатацию. Тем временем исполнитель этих работ, компания ООО «Сибирь», фактически уже не работает, поэтому нельзя заставить подрядчика исполнить обязательства по муниципальному контракту.
 
Сравнивая ход реализации ОЭЗ по обе стороны Байкала, эксперты находят плюсы и минусы у каждой. Так, у иркутских «Ворот Байкала» отмечают высокую готовность ряда туристических объектов, оговаривая, правда, что их просто усовершенствовали и подновили, поскольку эти сооружения существовали и раньше. Зато в бурятской «Байкальской гавани» с нуля была создана вся инженерная инфраструктура на пустой площадке ОЭЗ. Доведение ее до ума потребует немного времени и средств, тем не менее готовых туробъектов, способных принять и развлечь туристов, в республике нет.
 
«У главы Бурятии Наговицына получилось завлечь в ОЭЗ республики 14 бизнес-инвесторов, которые готовы влить более 42 млрд рублей в туриндустрию региона. При определенных условиях, конечно. А в Приангарье резидентов ОЭЗ всего четыре. Раньше эту разницу объясняли работой вредного производства на БЦБК, но вот завод уже 4 года как окончательно закрыли, а инвесторов в Иркутской области не прибавилось, – констатирует аналитик Александр Северянинов. – Зато в Бурятии, где прекрасно решен вопрос с привлечением частных вложений, хромает реализация социальных проектов и точек сервиса.
 
До сих пор никто из инвесторов «Байкальской гавани» не открыл готового туристического объекта. Там резво ведется строительство, однако ни один отель не способен принять туристов. У нас же из четырех резидентов – один, курорт «Гора Соболиная», но уже работает на все 100 %. Разом комплекс в состоянии принять 3000 приезжих. Тут дело, видимо, в лучшем выборе иркутянами места под турзону».
 
В Бурятии выводы иркутской стороны не оспаривают, но приводят плюсы своей ОЭЗ.
 
«У нашей турзоны инфраструктура готова на 99,9 %. Построены такие дороги, что не сравнить даже с федеральными трассами. Ко всем участкам зоны подвели электричество, снабдили их очистными сооружениями и водоснабжением. Порт в Турке получился замечательным, и юридические тормоза для инвесторов почти полностью удалось устранить, – хвалит свой регион экс-управленец ОЭЗ «Байкальская гавань» Алексей Тогошиев. – Но смена руководства в администрации ОЭЗ каждые полгода, безусловно, настораживает и менеджмент турзоны, и инвесторов, несмотря на то что власти республики на 100 % выполнили финансовые обязательства по расходам на инфраструктуру «Байкальской гавани».
 

Автор:  Мария ЧЕРНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку