НОВОСТИ
Главное из интервью Дурова Карлсону
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93647
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24664
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25154
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
27828
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26078
sovsekretnoru
Почему в Европе не было «ленинопада»

Почему в Европе не было «ленинопада»

Почему в Европе не было «ленинопада»
Автор: Александр ПАВЛОВ
Совместно с:
20.03.2016

В Финляндии с 1977 года спокойно стоит памятник Ленину работы знаменитого советского скульптора Аникушина. В Париже есть и площадь, и улица, и станция метро «Сталинград». На Украине пошли своим путём: в городе Запорожье снесли памятник Ленину и собираются переименовать улицу Героев Сталинграда.

Ещё в мае прошлого года на Украине вступили в силу законы о декоммунизации, которые не только запрещают пропаганду советской и нацистской символики, но и обязывают местные власти убрать памятники деятелям коммунистической эпохи и переименовать ряд улиц и районов. Мэры вынуждены были подчиниться – неисполнение предусматривает ответственность вплоть до уголовной. 16 марта очередь дошла и до знаменитого двадцатиметрового памятника Ленину в Запорожье работы скульптора Лысенко, который 52 года стоял у Днепрогэса и символизировал индустриальную мощь СССР.

Запорожского Ленина, последнего из самых больших памятников на Украине, «низвергали» почти сутки. Ильич по-большевистски стойко сопротивлялся. За стараниями коммунальных служб можно было наблюдать по онлайн трансляции на одном из сайтов. К чести местных властей, в отличие от многих других украинских городов, памятник не просто скинули с пьедестала, а аккуратно сняли. Мэр Запорожья Владимир Буряк честно выполнил обещание о цивилизованном демонтаже, данное им горожанам.

Кроме сноса памятников знаменитым большевикам, продолжается масштабное переименование огромной части украинской городской топонимики. Слово «декоммунизация» вряд ли полностью отражает суть. Иногда, мне кажется, украинская власть идёт как раз по пути, проторенному коммунистическими и другими тоталитарными режимами – поломать всё через колено, а потом разбираться. До основанья, а затем… При этом я совсем не ностальгирую по старым советским временам.

Моя работа тесно связана с Финляндией. Именно эта страна, полностью поддержавшая евроинтеграционные устремления Украины, являет собой пример толерантного и бережного отношения к наследию прошлого. Каковым бы оно ни было, и как бы ни относились сами финны к той или иной исторической персоналии, к тому или иному факту истории.

Как и у Украины, у Финляндии, мягко говоря, непростые отношения с Россией. Мало кто знает, что последняя Русско-шведская война 1808–1809 гг. была именно за Финляндию. На 109 лет северная страна стала Великим княжеством Финляндским в составе Российской империи. Должны ли быть финны благодарны России за то, что после нескольких столетий шведского угнетения русские цари пробовали именно в Финляндии какие-то демократические реформы – обучение в школах и университетах на финском языке, действующий национальный парламент, собственную почтовую марку и другие признаки автономии – вопрос спорный. Независимости в полном смысле слова не было. И то, что трактуют в советской историографии как получение независимости в 1918 году в качестве подарка от Ленина – неправда. Финны сами отвоевали свою независимость в жестокой гражданской войне. Да и в сложившейся тогда политической ситуации Ильичу было совсем не до Финляндии. 

Зачем я об этом? Со второй половины девятнадцатого века в центре Хельсинки, у Кафедрального собора, стоит помпезный памятник Александру II Освободителю. Так вот, как бы кто из финнов не относился к российскому монарху и его империи, никому в воспалённое воображение не пришло кричать о его сносе, и, уж тем более, не ставить этот вопрос на голосование в парламенте, чтобы потом «нагнуть» хельсинский муниципалитет «милым» таким пунктом решения об уголовной ответственности в случае «несноса» памятника. 

В истории все сплетается порой неожиданным, мистическим образом. Метрах в 500 от монумента Александру II – другой памятник – великому сыну финского народа маршалу Маннергейму. Из знаменитых политиков – это мой кумир. Благодаря этому человеку, проведшему страну через все катаклизмы двадцатого столетия, Финляндия стала тем, чем она является сейчас – высокоразвитой и преуспевающей страной. Маннергейм дослужился в царской армии до генерал-лейтенанта и прославился как отважный офицер в годы Русско-японской и Первой мировой войн.  До конца жизни у Маннергейма на столе стоял портрет внука Александра II – последнего русского императора Николая II, расстрелянного во время правления Ленина.

И опять о Ленине. Памятник Ильичу работы знаменитого советского скульптора Аникушина установлен в финском Турку в 1977 году, недалеко от местного музея.

Фантомы прошлого, три символа финской истории мирно уживаются в жизни современной Финляндии! 

Более хрестоматийные примеры. В списке запорожских улиц, «приговорённых» к переименованию, улица Героев Сталинграда. Чем провинился город, ставший нарицательным именем мужества и героизма всего народа – и украинцев, в том числе? В Париже есть и площадь, и улица, и станция метро «Сталинград». Давайте попросим, нет, потребуем у французов срочно переименовать. Они же друзья Украины! А заодно потребуем снести трёхметровый памятник Ленину в Монпелье, поставленный тамошним мэром в 2010 (!) году, рядом с другими памятниками персоналиям, которые сыграли ключевую роль в истории ХХ века. 

Во многих странах памятники историческим антиподам соседствуют и напоминают о прошлом. Это памятники. Памятники! Это История. Какой бы грустной и недемократической она ни была. Повторю: я не фанат Ленина. Но с памятником ему выросли поколения запорожцев – строивших славный город, воздвигавших легендарные промышленные гиганты.  Со мной будут спорить, но без его плана ГОЭЛРО уездный Александровск никогда бы не превратился в областной промышленный город Запорожье. 

Ладно, допустим, сломали. Опустим вопрос о том, что очередная мифологизация в монументах и названиях улиц – просто дорого для разорённой страны. А что взамен? Два года украинской «революции» хоть и сформировали пантеон новых героев, но может стоило было прислушаться и к мнению людей? Провести что-то вроде местного плебисцита по этому вопросу? Если не сломать нельзя, то что будет на месте сломанного? В большинстве украинских городов единогласия по этому вопросу нет. А раз так, сколько времени простоят пустые пьедесталы, кричащие сакраментальное «не сотвори себе кумира»?

 


Автор:  Александр ПАВЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку