НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Жизнь и Кошелек

Жизнь и Кошелек
Автор: Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с:
28.12.2018
Текущий год прошел под знаком неожиданных всплесков подорожаний то одного, то другого и в ожиданиях еще большего роста цен в следующем году. Однако сейчас, к концу года, видно, что экономика вряд ли далеко выйдет за пределы целевой инфляции в 4%. В следующем году, скорее всего, будет все, как в этом: всплески роста цен, нервное ожидание худшего (в том числе мирового кризиса, о котором все экономисты говорят уже год), и вздох облегчения в конце года: ну, все оказалось не так страшно. С подробностями обозреватель «Совершенно секретно».
 
Стоит начать с того, с чем мы заканчиваем этот год. На начало ноября текущего года, согласно оценке Росстата, потребительские цены на товары и услуги выросли на 2,88% с начала года (предварительная оценка). Это немного выше, чем рост в 2017 году (2,55%), но все же гораздо ниже, чем в 2014 году, когда рост цен составил 11,35%. Если смотреть по месяцам, то быстрее всего цены росли в июне (0,49% за месяц), а снова пошли в рост в октябре (0,35%). При этом основным фактором роста цен в октябре стало завершение сезона фруктов и овощей – на продовольственные товары за месяц он составил 0,55%. А вот июнь выделился ростом на услуги – 0,74%.
 
 ДОРОГИЕ УСЛУГИ 
 
Услуги в текущем году начали дорожать буквально с первых дней нового года. Дорожал проезд в общественном транспорте (например, в Москве – в среднем на 4%). Дорожал бензин – первый скачок цен произошел весной, после повышения стоимости акцизов, сезонного роста спроса и повышения мировых цен, что сделало экспорт нефти привлекательнее продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке. Второй раз цены на бензин резко выросли в сентябре, когда производители бензина подняли отпускные цены сразу на 10%. И хотя цена топлива не поднялась до предсказанных в начале года 53 рублей за литр АИ-95, но это – лишь благодаря усилиям правительства, которое в октябре буквально выкручивало руки нефтяникам. О последствиях этого чуть позже, а пока отметим, что подорожание топлива повлияло не только на проезд в общественном транспорте: цена бензина «зашита» в любом товаре, потому что его нужно перевезти, да и сырье для него требует перевозок.
Кстати, таким же мультипликатором (то есть фактором, влияющим на все цены) явилось и введение системы «Платон» – оплата грузовиками проезда по федеральным трассам. По данным самой системы, на начало 2018 года сборы составили 40 млрд руб-
лей – учитывая, что в системе зарегистрировано более миллиона машин, получается, что с каждой было получено около 40 тыс. рублей за год. Понятно, что перевозчики вынуждены были поднять цены. К примеру, по данным компании «Тат-Юг», в 2018 году перевозки по маршруту Ростов – Москва вырос­ли на 20%, остальные направления – на 10–15%. 
Насколько это повлияло на общую цифру инфляции, не раскрывается, но то, что правительство перенесло индексацию тарифов системы с 1 июля 2018 года на 1 июля 2019 года, говорит о том, что, как минимум, речь идет о сложном положении сектора автомобильных перевозок.
Новые акцизы и введение дифференциальной оплаты по мощностям двигателя повлияли и на стоимость автомобилей, – по данным агентства «Автостат», в среднем за I полугодие цены на новые автомобили выросли на 5–10%. 
Кстати, если уж говорить об автомобилистах, то многие из них ощутили подорожание ОСАГО. После того как страховые компании с согласия Минфина РФ и ЦБ РФ расширили тарифный коридор на 20%, стоимость страховки сильно поднялась для молодых водителей и тех, кто попадал в ДТП. И хотя тарифы разрешили не только поднимать на 20%, но и снижать настолько же, страховка для опытных безаварийных водителей почему-то тоже подорожала. Правда, незначительно.
Традиционно росли акцизы, а значит, и цены на алкоголь и сигареты. Стоит только отметить, что ставка акцизов на алкоголь официально не росла, но изменения в ЕГАИС – системе учета спиртосодержащей продукции – повлияли на рост стоимости вина (около 5%). Что касается сигарет, то сегодня цена пачки в России почти догнала по стоимости Восточную Европу, что вызывает у экспертов опасения в том, что будет расти доля контрафакта.
 
 РУКА ГОСУДАРСТВА 
 
Обратим внимание – практически все услуги дорожали из-за тех или иных действий государства, прежде всего, повышения акцизов или введения новых сборов. Ничего удивительного тут нет – экономисты давно с тревогой отмечают, что рост тарифов и обязательных платежей стал одним из самых весомых факторов инфляции. Что еще важнее – это тот фактор, где спрос, как говорят экономисты, неэластичен. То есть в случае, если новая платежка ЖКУ покажется дорогой, потребитель не сможет легко отказаться от услуг коммунальных служб.
Именно на ЖКХ это стало особенно заметно. Еще совсем, кажется, недавно мы гордились тем, что коммунальные платежи у нас невелики, а вот уже приходят вести, что власти некоторых регионов готовы заключать договора с коллекторскими агентствами для «выбивания» долгов. Понятно, что не жильцы стали безалабернее – просто трудно быть добросовестным плательщиком, если отдавать за коммуналку надо 18 тыс. рублей, а средняя зарплата в регионе – немногим больше.
Именно повышение платы ЖКУ, похоже, дало самый большой всплеск инфляции в этом году. Хотя само повышение в среднем было от 3% в Северной Осетии и Новосибирской области до 6% в Санкт-Петербурге и Якутии, но тут есть тонкий момент. Дело в том, что это среднее значение повышения всех тарифов. А тарифы на отдельные услуги можно было повышать и больше. Главное, чтобы общий рост был не выше установленного. Поэтому где-то, например, подняли на 20–30% тарифы на водоснабжение и водоотведение, зато все остальные остались прежними или выросли незначительно – средний процент повышения был соблюден. Но то-то и оно, что доля отдельных услуг ЖКУ выше – это отопление, горячее водоснабжение, то же водоснабжение и водоотведение, электроснабжение. Жилищники давно освоили эту нехитрую математику и предпочитают экономить на уборке в подъездах или охране. Поэтому общее повышение реальных цифр в платежках ЖКУ оказалось далеко не 3–6%. 
А этой осенью еще и увеличили налог на имущество – теперь 60% его начисляется из кадастровой стоимости, которая в некоторых регионах уже перегнала рыночную. На 20% увеличился и налог на землю. 
Неудивительно, что во многих регионах недвижимость продолжала падать в цене. По данным «Росриэлта», к осени этого года в Санкт-Петербурге цены на новостройки упали на 1,14%, в Подмосковье – на 2%. Лишь в Москве цены растут с лета: вначале в связи с запретом долевого участия, затем на слухах о запрете доллара, затем – на реально начавшемся росте ставок по ипотечным кредитам. Понятно, что столичные квартиры при этом покупаются как инвестиция, а не как продукт потребления – на это указывает и то, что, по данным ЦИАН, устойчивее всего рост в границах старой Москвы (1%). При этом высокие темпы показали лишь «хорошие» обжитые районы Центрального, Южного и Северо-Восточного округов (по 3%), а быстрее всего дорожали новостройки Западного округа (на 4%). И так же понятно, что все три причины роста цены – «рука государства» в виде то слов президента, то высказывания главы Центрального банка РФ, то повышения ключевой ставки ЦБ. 
 
 ОСЕННИЙ МАРАФОН 
 
Впрочем, цены в этом году росли и без вмешательства государства. В основном из-за погоды.
Так, летом резко подорожало мясо. По данным Минсельхоза РФ, розничные цены к августу на свинину выросли на 2,5%, на птицу – на 3,1% по сравнению с прошлогодними. Национальный союз мясопереработчиков указывает другие цифры, правда, оптовых цен: с начала года цены свинина подорожала на 30%, курятина – на 35%, говядина – на 10%. Мнения сторон о причинах роста цен тоже разделились: Минсельхоз РФ уверял, что все дело в «сезоне шашлыков», производители – в ограничении импорта мяса в Россию, в частности, из Бразилии, и африканской чуме свиней в России. Погода тоже внесла свою лепту: в России подорожали корма из-за засухи.
А в сентябре начался рост цен на сахар: по данным Минсельхоза, розничная цена сахара уже в октябре была на 5% выше, чем в предыдущем году. Притом что сахар относится к перечню продуктов, цену на которые правительство может заморозить на три месяца в случае роста цены более 30%. А в оптовой торговле, по данным ведомства, цена в октябре по сравнению с прошлогодним октяб­рем была уже на 50% выше в ЮФО, где и базируется основное производство. И производители сладостей и кондитерки уже предупредили, что их продукция может подорожать.
Все дело в неурожае сахарной свеклы, объясняет ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. По его мнению, дефицита сахара не будет – у России еще остался изрядный запас от хорошего урожая прошлого года. Так что, возможно, рост цены на сахар приостановится.
А вот хлеб, макароны и каши только начали дорожать. Южные, сибирские и северо-западные регионы наперебой предрекают повышение цены на хлеб на 10%. Причина – урожай зерновых в этом году в России, согласно Росстату, ниже на 14%. Плюс то же подорожание горючего. А макароны и каши подорожают еще и из-за ослабления рубля – в их производстве используется импортная пшеница твердых сортов. Насколько – будет понятно в начале следующего года.
 
 ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ…. 
 
С ростом цен придется столкнуться и в будущем году. Уже сейчас те, кто заказывает новогодние туры, столкнулись с тем, что они обойдутся значительно дороже. Во-первых, подорожали авиаперелеты, прежде всего, международные – на 16-40%, 
по данным различных онлайн-сервисов, во-вторых, подорожали отели. По данным поисковика Островок.ру, сильнее всего из популярных зарубежных направлений подорожали отели в Стамбуле (+70%) и Мюнхене (+60%). Подорожали и продолжат дорожать отели на курортах Турции: по данным туроператора Coral Travel, в этом сезоне рост был на 15-30%, в следующем стоит ожидать подорожания еще на 10-15%. 
Все дело опять же в росте цен на топливо, ослаблении рубля и традиционном рождественском ценовом ралли. В случае Турции играет роль и окончание предоставления отелями скидок, которые они предлагали в момент обострения отношений с Россией, и спада туристического потока из-за нестабильности обстановки в регионе.
Кстати, о топливе. Рост цен на бензин пока прекратился: все благодаря тому, что вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил в случае отказа от моратория на повышение цен до марта 2019 года ввести заградительные пошлины на экспорт. Нефтяники пообещали поставлять на рынок бензина не меньше, чем в июне 2018 года, а правительство пригрозило, что если хоть одна компания не подпишет соглашение или нарушит его, то пострадают все.
Однако скрытый рост цен все же продолжается: как выяснили СМИ, нефтяники стали отменять скидки по корпоративным топливным картам. Да и весна не за горами: вряд ли стоит рассчитывать, что цены на нефть к этому моменту рухнут – пока они демонстрируют достаточную устойчивость. К тому же весной традиционно растет спрос на топливо в связи с началом сельскохозяйственных работ и массовыми выездами автомобилей. Нет сомнений, что правительство не допустит резкого скачка цен – но и бесконечно продлевать мораторий тоже невозможно. Так что весной стоит ожидать подорожания бензина, и, разумеется, уже к лету это скажется на авиаперелетах, а осенью – на ценах на продукты.
Для автомобилистов продолжится подорожание ОСАГО: коридор для тарифа расширится до 40% в обе стороны – и что-то подсказывает, что добросовестные опытные водители опять не дождутся скидок.
Еще одна тревожная новость – из-за введения маркировки могут подорожать лекарства. Жизненно важные от этого защищены, а вот остальные могут стать дороже. В Минздраве обещают, что стоимость маркировки каждой упаковки не будет выше 50 копеек, зато теперь граждане гарантированно защищены от подделок. Однако мы-то знаем, что рост себестоимости не равен росту розничной цены. И, кстати, дело не только в жадности продавцов или цепочки посредников.
С нового года поднимется НДС – с 18% до 20%. По оценке Минфина, это увеличит инфляцию на 1,5–2%. Притом, как свидетельствуют опросы крупных компаний Институтом Адизеса, 90% из них собираются компенсировать повышение НДС новыми ценниками с 1 января 2019 года. И хотя НДС для социально значимых товаров, к которым относятся и основные продукты питания, и важнейшие лекарства, осталась прежней – 10%, надо не забывать, что повышенный НДС заплатят все контрагенты производителя и продавца такого товара – от поставщиков сырья до перевозчиков. А значит, цены вырастут все равно.
 
 ПЛАТА ЗА ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ 
 
Повышение НДС и возможный рост цен на бензин – не единственные причины возможного роста цен практически на все товары. 
Одним из факторов раскрутки инфляции в следующем году может стать предложение Минприроды РФ повысить экологический сбор. Причем в разы: так, на алюминиевые банки предлагается поднять ставку с 2,423 тыс. до 20 тыс. рублей за тонну, на упаковки из полимера – с 3,844 тыс. до 10,432 тыс. рублей за тонну. В результате, как подсчитали производители готовых продуктов, их продукция может вырасти в цене на 1%. Особенно по этому поводу негодуют пивовары: с одной стороны, их уговаривают перейти на упаковку пива в алюминиевые банки, чтобы помочь Олегу Дерипаске пережить санкции, а с другой – заставляют платить за эти банки больше. Исполнительный директор Союза российских 
пивоваров Вячеслав Мамонтов даже написал по этому поводу письмо председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. 
За экологию придется заплатить и населению. Со следующего года в России вводят систему раздельного сбора мусора. Пока его будут разделять на годный для переработки и негодный. При этом пока жители сами будут решать, что лучше: по-прежнему выкидывать весь мусор в один контейнер или мусоропровод или организовать собственными силами его раздельный сбор. В первом случае расходы на вывоз ТБО вырастут, во втором – придется тратиться на организацию раздельного сбора. 
Пока эксперимент решили провести в 12 регионах, в том числе в Подмосковье, где жители жалуются на свалки. Судя по утвержденным расчетам, платить придется в среднем на 45% больше. Но в Ивановской области, где эксперимент уже стартовал, жители жалуются на двукратное увеличение платы за вывоз ТБО, а в частных домах – и больше. 
 
 СОБЛЮДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ 
 
Подорожают и все остальные коммунальные услуги – по традиции это называется индексацией. Несмотря на то, что инфляцию по итогам текущего года ЦБ прогнозирует на уровне не выше 4%, пересматриваться тарифы вновь, как раньше, будут дважды: с 1 января 2019 года общий рост должен составить 1,7%, а с 1 июля – 2,4%, сообщил глава Мин­экономразвития Максим Орешкин. Он объясняет это тем, что с 1 января вырастет НДС. Ну а летом – традиционное повышение.
Не отойдет от традиций и общественный транспорт – он тоже подорожает с 1 января. Поездка в метро в разных городах подорожает на 5-7%, в Москве – до 7,5%. 
весной стоит ожидать подорожания бензина, и, разумеется, уже к лету это скажется на авиаперелетах, а осенью – на ценах на продукты / валерий мельников/«РИА НОВОСТИ
 
А вот сотовые операторы отступили от традиций и вместо предложения с нового года «новых выгодных тарифов» (пусть даже их выгода, в результате, оказывалась сомнительна) прямо заявили, что сотовая связь станет для российских граждан стоить примерно 350 рублей в месяц вместо нынешних 314 рублей или, как подсчитал глава агентства TelecomDaily Денис Кусков, подорожает на 10%. Причины – то же повышение НДС, «закон Яровой», заставляющий операторов хранить абонентский трафик, ослабление рубля и инфляция. Ну хоть здесь обошлось без дорожающего бензина.
А вот недвижимость сейчас на перепутье. С одной стороны, к росту цен квадратных метров толкает переход застройщиков от строительства на деньги дольщиков к строительству на кредиты банков, да и рост цен на стройматериалы. С другой стороны, повышение ипотечных ставок и падение доходов населения будет продавливать стоимость квадратного метра вниз. К тому же в Москве и Подмосковье в ближайшие два года сохранится затоваривание рынка: в преддверии отмены «долевки» многие застройщики поспешили получить разрешения на строительство и теперь вынуждены будут начать стройку. Вполне возможна ситуация, когда цены на новостройки будут расти, а на «вторичку» – падать. Кстати, ситуация, когда цена новостройки выше цены на вторичном рынке – не такая уж редкая ситуация в странах, где рынок недвижимости затоварен, к примеру, в Греции. Впрочем, если перевод валютных счетов в рублевые окажется не неудачной репликой банкира, а реальностью, можно будет увидеть впечатляющий рост цен на недвижимость – судя по первой реакции, население решило, что квад­ратные метры в такой ситуации вернее депозитов.
Как видим, в следующем году дорожать будет все, но, скорее всего, не сильно. Так, ЦБ и НИЦ «Высшая школа экономики» солидарно предсказали ускорение годовой инфляции до 5,5%. Правда, ЦБ считает, что таких темпов она достигнет к середине лета, а эксперты Центра развития НИЦ ВШЭ – уже в I квартале 2019 года.
Ну а дешеветь что-нибудь будет? Скорее всего, да – рубль. «Рубль рано или поздно войдет в свой старый тренд к ослаблению, которому уже более 20 лет. К тому же, для бюджета девальвация национальной валюты – простой, надежный и недорогой способ поддержать бюджетников и экспортеров, многократно проверенный на практике. Лекарство горькое, но эффективное. Так что готовимся принимать его в 2019 году», – говорит советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Автор:  Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку