Ожившая память
01.06.2021
Накануне Дня Победы в столице Кабардино-Балкарии Нальчике открылась выставка ветерана Великой Отечественной войны, известного художника Анатолия Сундукова, ушедшего из жизни в 1989 году. Пройдя войну, Сундуков рисовал ее всю жизнь. И в нынешней экспозиции представлены фронтовые рисунки Анатолия Михайловича, которые вернулись к уже заслуженному художнику КБР десятилетия спустя после войны из тех мест, где он сражался. Про нашедшие своего автора рисунки, про художника-воина, настоящий патриотизм и любовь к жизни корреспонденту «Совершенно секретно» рассказали близкие Анатолия Сундукова.
…Письмо из белорусского города Слонима пришло в Нальчик через несколько десятков лет после Дня Победы. Надежда Ефимовна Гайдук, в войну красноармеец-переписчик 755-го особого назначения батальона, разыскивала красноармейца Толю Сундукова. В 1944 году девятнадцатилетний Анатолий оставил ей на хранение после освобождения города больше двухсот своих фронтовых рисунков – портреты однополчан, эпизоды фронтовой жизни.
СЛОНИМ
После войны Надежда Гайдук отправляла многочисленные письма в архив Министерства обороны СССР. «Красноармеец Толя Сундуков, наверное, погиб. Мне необходимо знать, откуда он родом, чтобы я могла переслать рисунки его родным. Может быть, они живы. Его работы – портреты воинов, зарисовки, сделанные наспех, я бережно храню уже больше двадцати лет...», – говорилось в первом письме. «Пусть это только эскизы, зарисовки на ходу, портреты на клочках старой бумаги – но ведь это работы защитника Родины, и выбросить все это в печь я считаю преступлением», – объясняла женщина в одном из следующих писем в архив. В конце концов, ей все-таки удалось выяснить, что фронтовой художник был родом из Кабардино-Балкарии.
Как обрадовались Анатолий Михайлович и его супруга Неонила Степановна! «Дорогая Надежда Ефимовна, с величайшей радостью и волнением читал Ваше письмо к моей матери! Счастья и здоровья Вам навеки! Очень тронут Вашей доброй памятью к солдатам Великой Отечественной. Я жив и здоров, а теперь еще и с бородой и усами, не нахожу слов благодарить Вас. Вы большой души человек! Что мне Вам сказать? Я Вас обнимаю и целую! Я теперь Анатолий Михайлович, – написал художник жительнице Слонима. – В письме трудно пересказать, что было потом, после Слонима, после войны и вообще после 26 лет. Я стал художником – членом Союза художников СССР, заслуженным художником Кабардино-Балкарской Республики. Много колесил по стране, окончил институт им. Репина в Ленинграде…»
Анатолий Михайлович впоследствии съездил в Слоним, встретился с Надеждой Ефимовной и ребятами из школьного Музея боевой славы, где и сохранялись после войны его фронтовые рисунки. Теперь, рассказала супруга художника, они хранятся в Музее изобразительных искусств Нальчика. И некоторые из них можно увидеть на выставке.
ВЫСТАВКА
Несмотря на то, что живопись, графика, батальные полотна и военные зарисовки Сундукова время от времени выставляются, открытие экспозиции получилось очень многолюдным. Анатолием Михайловичем восхищались, его любили за великодушие, умение радоваться за другого, оптимизм, бескорыстие. Принадлежащий к поколению художников-фронтовиков, вместе с Михаилом Ваннахом, Николаем Третьяковым, Николаем Трындыком, Анатолий Сундуков сформировал живописную школу и художественные традиции Кабардино-Балкарии, на которых выросли десятки художников, чьи имена сейчас известны в нашей стране и в мире.
На открытии все, кто знал Сундукова, говорили о нем хорошие слова, вспоминали его поступки, отношение к друзьям, бескорыстие. Народный художник КБР Хамид Савкуев, сейчас живущий в Санкт-Петербурге преподаватель Академии художеств, сказал, что до сих пор каждый свой поступок сверяет с принципами, которыми руководствовался Сундуков. Анатолия Сундукова благодарили. «Сейчас многие пытаются реабилитировать фашизм, а Сундуков сделал очень важную вещь. Он рассказал следующим поколениям правду о войне и о том, кому в действительности принадлежит Победа. Его рисунки – это подлинные документы, которые не поставишь под сомнение. Я сын фронтовика, и знаю все это. Спасибо за эту выставку!» – подчеркнул главный хранитель музея, народный мастер РФ Владимир Мокаев. Заслуженный деятель искусств РФ, председатель Союза композиторов КБР Джабраил Хаупа, родившийся в 1942 году, сказал, что ему сейчас, когда он «одной ногой уже на небе», страшно и больно слышать, что иногда говорится в мире про ту войну. «Поэтому никогда не говорите, что Анатолий умер. Пусть его творения остаются, и тогда Россия сохранит память!»
На вернисаж приехали представители кабардинского рода Сундуковых из селения Лескен, и молодые, и старики под девяносто. Некоторые из них вытирали слезы, разглядывая картины родственника. И все говорили, что гордятся сделанным им для людей республики и страны.
«Мы должны быть благодарны Анатолию Михайловичу за его вклад в счастливое будущее нашей страны, которое, к сожалению, уже стало нашим счастливым прошлым…» – прозвучало на выставке.
Трогательное внимание оказывали Неониле Степановне, вдове художника. Любимая, товарищ и главный советчик, с момента встречи с Анатолием она делила с ним все – и радости, и горе, и хлопоты. Приехав с ним из Западной Украины в Кабардино-Балкарию, Неонила стала не только искусствоведом и женой художника, но и примерной кабардинской невесткой. Она сохранила не только все работы мужа, но и его письма, заметки, дневники и даже поздравительные открытки, подписанные его рукой.
ДЕТСТВО
…Рисовал Сундуков, родившийся в большой кабардинской семье в селении Лескен-2, с раннего детства. Еще дошколенком часами увлеченно вырезал из бумаги фигурки людей и животных, что необычно для сельского мальчишки, которому всегда есть, чем занять руки. Когда мальчику было пять лет, отец, служивший в НКВД, перевез семью в Нальчик, и Анатолий пришел в художественную студию в городском Доме пионеров. Ею руководил художник Николай Гусаченко, и именно там в свое время начинали учебу многие известные ныне художники. Вскоре руководитель изостудии сообщил своему способному подопечному и его родителям, что московская художественная школа объявляет набор, и можно поехать учиться в столицу. Анатолий, получив согласие родителей, впервые покинул родную Кабардино-Балкарию. Все лето дотошно готовился к экзаменам, сдал их и поступил, два года осваивал основы академического рисунка и живописи, а потом началась война. Попытка обмануть военкомат, приписав себе лишний год, Анатолию не удалась, и на фронт он отправился лишь в сорок втором, когда ему исполнилось 17 лет. «В 1941 году я приехал на каникулы домой. Через несколько дней началась Великая Отечественная. В приближении фронта к Нальчику, в августе 1942-го, я был призван в Красную Армию. Попал в саперный батальон 37-й Действующей армии. С этого времени для меня война стала реальностью, – говорится в воспоминаниях художника, бережно сохраненных Неониллой Сундуковой. – После первых увиденных мною жертв первых марш-бросков вперед, а иногда и назад, закладывания мин, сооружения завалов стало ясно, что война – это горькая, тяжелая и ответственная роль для каждого из нас…»
Анатолий Сундуков участвовал в освобождении Кавказа, Украины, Белоруссии, Польши, дошел до Восточной Пруссии, где и встретил Победу. После этого еще семь лет он участвовал в борьбе с бандитизмом в Прибалтике и Западной Украине. И все это время рисовал, рисовал, рисовал. Листочки с зарисовками фронтовой жизни носил вместе с саперной лопаткой в вещмешке. Часть рисунков оставалась в освобожденных городах и селах, сейчас некоторые из них можно увидеть в Музеях боевой славы в школах и Домах культуры.
ЛЮБОВЬ
На Западной Украине фронтовик встретил 19-летнюю Неонилу, уроженку городка под названием Радзивиллов. Пережившая и накрепко запомнившая ужасы войны девушка заочно училась в Бродовском педагогическом училище и была активной комсомолкой, при этом еще и работала. Ее городок находился рядом с местом службы Сундукова, и однажды они случайно встретились в Доме культуры. Познакомились, встречались, а потом как-то поссорились – и Анатолий уехал. Вернувшись через некоторое время, сказал: «Слушай, пока опять не поссорились, давай поженимся!» Так и поженились, расписавшись в тот же день в ЗАГСе. Неонила рассказывает, что ее родители, к которым отправились молодожены, совершенно не обрадовались. Отец, услышав о замужестве дочки, заплакал, а мачеха, схватив веник, стала выгонять зятя из дома. Анатолий время от времени приезжал к молодой жене из части, где служил, пока не получил жилье по месту службы. «Он никогда не оставался в нашем доме, и мы даже не целовались. Я толком и не знала, замужем ли я», – смеется Сундукова. Только в 1953 году у них родился сын, и Анатолий увез жену и ребенка на Кавказ.
И только там друзья, среди которых были и художники, убедили Сундукова ехать в Ленинград поступать в Академию художеств. «Я ему сказала, что одна, без него, оставаться не желаю. Поедем вместе. И тоже поступила – учиться на искусствоведа», – рассказывает Неонила. Перед отъездом муж купил сыну Юре маленькую папаху, надел на мальчика, вручил ребенка своей маме и сказал: «Сделайте из него настоящего кабардинца!» Академический институт живописи, архитектуры и скульптуры имени И.Е. Репина Анатолий и Неонила закончили вместе, и вместе вернулись в Кабардино-Балкарию.
«Он мне показывал все, что делает. Все обговаривал. Бывало, ужинаем, рядом с ним лежит бумага и карандаш, он черкает что-то, потом говорит: нет, пошли, лучше покажу… И мы все бросали и шли в его мастерскую. Советовался. Частенько я бывала с ним не согласна, спорила, мнения у нас регулярно не совпадали. Побурчит, подумает, а потом смотрю – сделал, как я говорила…» – вспоминает Неонила.
Отношение художника к жене можно понять, взглянув на «Портрет Неонилы», на котором невероятно красивая молодая женщина смотрит вдаль, слегка прищурившись и гордо расправив плечи. Написанный около 50 лет назад, портрет занимает почетное место на майской выставке Сундукова в Музее изобразительных искусств, уживаясь с батальными полотнами.
ПАМЯТЬ
Фронтовых рисунков 1942–1943 годов сохранилось немного. После освобождения Нальчика молодой солдат передал их на хранение своему первому учителю Николаю Гусаченко, тот их и сохранил. Сберег, и через годы вернул ученику. Первые рисунки – «Под Чиколой. Наши отступают, 1942 год». «Бомбят. 1942 г.». Затем география рисунков меняется, как и обстановка на фронтах – Украина, Кубань, Гродно, Пруссия, Неман, Слоним…
«…Сейчас, когда за плечами время, я уверен, фотокадр или рисунок, заметка журналиста о конкретном подвиге, написанные и сделанные в окопах, – очень дорогая память, а для тех, кто занимается искусством, – конкретный материал, на котором рождаются живописные холсты, фильмы, романы, поэтические строки, пронизанные глубоким чувством причастности к событиям, ставшим нашей историей…», – писал Сундуков в своем дневнике.
Батальная мастерская Института им. И.Е. Репина была окончена им в 37 лет, а дипломной работой стал холст «Горными тропами» – рассказ о тяжелых отступлениях советских войск по горным перевалам Главного Кавказского хребта. Холсты разных лет – «Переход через Донгуз-Орун», «Горными тропами», «К перевалу», «Оборона Кавказа», «В окопах», «После боя», «Эпизод Великой Отечественной, отстояли высоту», «Мать солдатская» и другие были посвящены, в основном, обороне Кавказа. «Он карандаш и кисть из рук не выпускал, работал постоянно, практически не прерываясь», – говорит жена художника. Неонила Степановна вспоминает, как однажды Анатолий ей объяснил: «Я всегда хочу полностью слиться со своими героями, воплотиться в них досконально, подробно изучить, сделать сотни набросков, десятки эскизов, а потом уже писать картину…» Это, собственно, всегда и было его подходом к созданию его знаменитых батальных полотен. Для того, чтобы «слиться», он тщательно изучал исторические материалы и все подробности того эпизода, который его интересовал. И только потом приступал к картине. Ему очень удавались масштабные многофигурные композиции, он делал их на редкость точными и уравновешенными. Художник, прошедший войну и видевший ее во всех возможных проявлениях, старался рассказать о ней как можно подробней, веря, что это поможет избежать войн в будущем.
Знавшие Сундукова до сих пор поражаются его трудолюбию и творческой настойчивости: рисовал он постоянно. Зачастую работал над несколькими полотнами на разной стадии готовности одновременно, отвлекаясь при этом на зарисовки, эскизы, этюды. Сохранилось письмо другу, в котором Сундуков пишет, что, поскольку он сейчас находится в отпуске, то работает над девятью картинами сразу. Работы Анатолия Сундукова экспонировались на республиканских, зональных и российских выставках, они стали частью музейных коллекций Национального музея Кабардино-Балкарии, Музея изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко в Нальчике, многочисленных музеев соседних регионов.
АДЖИМУШКАЙ
В первую очередь сюжеты работ Анатолия Сундукова были связаны с теми местами, где ему пришлось воевать – Кавказ, Кубань, Прибалтика, Западная Украина. Но порой художник очень остро воспринимал события, которые не были непосредственно связаны с его военной биографией. Так случилось с крымским Аджимушкаем, куда Сундуков поехал в 1962 году. Не ограничившись стандартной экскурсией, художник прочитал все про события в каменоломнях, что смог найти, побеседовал со множеством местных жителей. Сохранились его письма из поездки.
«…Я потрясен! Потрясен тем, что узнал и увидел. Аджимушкай рядом с городом, каменоломни (катакомбы) тоже. Все, что до сих пор известно, я знал, но нити, которые еще тянутся, т.е. все, что постепенно открывается передо мной, еще бесконечны».
«Пять месяцев под землей! И не просто под землей, а сопротивление людьми из случайных разрозненных подразделений несуществующего фронта! Борьба за жизнь без воды, без пищи, да еще травимые газом! Я потрясен. Камни там святые».
«Теперь я себя убедил еще раз – никогда, и ни за какие деньги и вознаграждения не торопиться в искусстве. Пусть пишут хоть сотни художников на эту тему сходу, но я твердо решил полностью слиться с образами, воплотиться в них, досконально и подробно изучить, сделать десятки эскизов и сотни набросков, а потом написать картину. Этот подвиг людей можно изобразить только героическим трудом в искусстве, не делая скидку, даже если я сам участник боев в Великой Отечественной войне. Прошло ровно 20 лет, когда я призывался в Красную Армию. Сегодня, 22 июня 1962 г., можно считать днем начала работы над Аджимушкаем…», – писал Анатолий Сундуков. Его работы, посвященные Аджимушкаю, стали одними из самых впечатляющих полотен мастера.
Однако Анатолий Сундуков вовсе не был «зациклен» на войне. Оптимист по натуре, он радовался всему красивому, что видел, радовался любым улучшениям в жизни окружающих его людей, обработанным полям, новостройкам. Поэтому героями его работ спустя годы после войны становились дети, которых он обожал, красивые женщины, сельские труженики. Появляются исторические полотна, и среди них многие посвящены присоединению Кабарды к России, произошедшем в XVI веке – «Великое посольство», «Кабардинское посольство в Москве». Поздние работы мастера, который всегда учил друзей и знакомых радоваться жизни, очень светлые и радостные. Как и открытка, подписанная мужем к Международному женскому дню, которую Неонилла Сундукова хранит вот уже полвека: «Нилочек! Чтобы ты всегда смеялась! Чтобы всегда было все – солнце, травка, цветы, Бабася…». «Письма Анатолия, которые я сохранила, помогают мне жить. Когда плохо – достаю нашу переписку и перечитываю то, что он писал», – говорит вдова художника.
Работы художника
Анатолия СУНДУКОВА
НЕОНИЛА СТЕПАНОВНА ‒ СУПРУГА АНАТОЛИЯ СУНДУКОВА
Автор: Юлия ВЕРНИКОВСКАЯ
Комментарии