СЕВЕРОКОРЕЙСКАЯ ЗВЕЗДА НАД ДОНБАССОМ?
ФОТО: EPA/ТАСС
04.10.2022
На Западе растут опасения относительно возможного оказания Северной Кореей вооруженной помощи России в боевых действиях на Украине. Речь идет о широком спектре «услуг» – от вероятного направления туда гастарбайтеров для восстановления тылов на Донбассе до поставок многих образцов вооружений, по качеству сопоставимых и даже превосходящих имеющихся у украинской армии. С учетом появления на Донбассе иранских «дронов-смертников» вероятность северокорейского «вмешательства» становится все более реальной. Для этого у КНДР имеется целый ряд мотивов.
Напомним, что первыми «ласточками» относительно «интереса» Пхеньяна к событиям на Украине стали публикации в европейских СМИ о возможности направления им на Донбасс гастарбайтеров для его «восстановления».
РАБОЧИЕ ИЛИ ВОЕННЫЕ?
Ничего удивительного, если бы подобное произошло, нет – это его традиционный заработок. Но в текущей ситуации такие рабочие могут серьезно подкрепить тылы сражающейся армии. И на поверку они могут оказаться не просто строителями – ранее проходя срочную армейскую службу, гастарбайтеры могут снова стать солдатами.
Заметим, что в КНДР ее срок составляет три-четыре года, а иногда и шесть-семь лет, когда речь идет о «специализации». Причем значительную часть этого времени там отнюдь не метут плац, выщипывают траву или ровняют сугробы, а концентрируются именно на боевой подготовке. Ведь страна живет полувоенной жизнью, находясь в состоянии «полугорячего» конфликта с Южной Кореей, Японией и США.
Но вернемся к «строителям»: в последнее время заработки Северной Кореи на них были ограничены из-за действующих против нее с 2006 г. международных санкций.
САНКЦИИ СОЗДАНЫ, ЧТОБЫ ИХ ОБХОДИТЬ
Напомним, что ООН наложила их на КНДР за произведенные в 2006 г. ядерные испытания и отказ от соблюдения «Договора о нераспространении ядерного оружия». Впрочем, эмбарго не заставило Пхеньян отказаться от ядерного статуса.
Напротив, за это время он только усовершенствовал средства доставки своего ядерного оружия и теперь под его вероятными ударами может оказаться большая часть территории США, главного его противника.
Причем наложение западных санкций на РФ за ее действия на Украине автоматически сближает ее с Северной Кореей, как это уже произошло с Ираном, делая ненужным их соблюдение. Не случайно, что в июле текущего года КНДР внезапно признала Луганскую и Донецкую народные республики. Это открыло Пхеньяну возможность заключать с ними «сепаратные» оборонные сделки, не подставляя Москву, формально продолжающую соблюдать в отношении него санкции ООН.
СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ НА ДОНБАССЕ БЫТЬ?
Не случайно, что после этого на Западе заговорили, что Пхеньян может гораздо более серьезно помочь Москве в украинском конфликте. Так, ссылаясь на источники в американской разведке от 5 сентября, газета New York Times сообщила, что Россия закупает «миллионы соверокорейских артиллерийских снарядов и ракет». Джек Уотлинг старшний научный сотрудник британского Королевского института исследований, занимающийся «российской безопасностью», заявил: «русские ходят вокруг да около этой темы с февраля 2022 г., скупая запасы 152 мм и 122 мм там, где они могут, включая Северную Корею».
В свою очередь, эксперт по безопасности в Восточной Азии и автор книги «Недвижимый объект: 70 лет войны Северной Кореи с американской державой» А.Б. Абрамс предположил: «Поскольку Северная Корея недавно запустила в производство новые классы баллистических и крылатых ракет, Россия может рассматривать их (приобретение. – Прим. ред.), ведь такое оружие быстро расходуется на Украине». Что, по его мнению, «прокладывает путь к расширению оборонного сотрудничества с ее партнерами по безопасности, такими как Беларусь».
Причем упомянутый выше эксперт Д. Уотлинг считает возможным расширение рамок такого сотрудничества, указывая: «Москва настаивала на том, чтобы Пхеньян поддержал ее военные усилия, которые не ограничивались только поставками боеприпасов».
Еще больший резонанс вызвали появившиеся сообщения относительно возможной отправки на Донбасс «северокорейского спецназа и 50– 100-тысячной армии».
По мнению директора Института международной безопасности в Белграде Орхана Драгаша, подобное соглашение между Москвой и Пхеньяном может быть реальным – речь может идти «об обмене северокорейских солдат для участия в боевых действиях на Украине» «на импорт российского зерна и топлива. И, по его словам, «это не будет дорого стоить Москве». С ним солидарен и отставной американский генерал Бен Ходжес, отметивший 6 сентября, что «Россия действительно может использовать северокорейскую армию на Украине, которая обойдется намного дешевле, чем набор наемников».
Для недопущения подобного сценария он предложил «поговорить с Южной Кореей о том, чтобы усилить давление на Северную Корею». Впрочем, с учетом недавнего принятия последней новой оборонной доктрины, подразумевающей нанесение превентивного ядерного удара по любому государству, чьи действия будут расценены как «угроза» ей, такие надежды могут и не оправдаться.
Между тем, большинство западных аналитиков считает, что в условиях «паранойи, процветающей в КНДР, связанной с коронавирусом», массового направления северокорейской армии на Донбасс не будет.
В частности, основанием для таких выводов стали недавние заявления ее лидера Ким Чен Ына «на собрании правящей партии, что, несмотря на достижение победы над COVID», его страна сохранит «стальной противоэпидемический барьер до окончания глобального мирового кризиса в области здравоохранения».
Напомним, что в 2020 году с начала пандемии Северная Корея фактически закрыла свою границу для многих иностранных дипломатов работников гуманитарных миссий, помогавших минимизировать продовольственные и прочие проблемы, и даже своим гражданам, работающим за границей.
Впрочем, в условиях, когда Пхеньян рассматривает нынешнее обострение длительным, он может санкционировать эту отправку, рассчитывая также и на нейтрализацию короновирусной опасности со стороны российской медицины.
Насколько вероятно расширение военного сотрудничества между Москвой и Пхеньяном, и по каким параметрам оно может вестись, и возможно ли испытание какого-то северокорейского оружия на Донбассе по опыту иранских БПЛА? На этот вопрос в интервью «Совершенно Секретно» ответил эксперт по Северной Корее Владимир Хрусталев. По его мнению, этого нельзя исключать, но «не стоит думать, что Пхеньян просто так побежит впереди паровоза, поскольку он действует сугубо исходя из своих национальных интересов. Поэтому в оказании содействия Москве в направлении на Донбасс контингентов рабочих-строителей ничего фантастического не было бы. Если же КНДР решит участвовать в поставках вооружений и военной техники, то появление там советников, помогающих в их освоении, неизбежно. А вот рассуждения о направлении туда десятков тысяч кадровых военных – это пока выглядит ненаучной фантастикой. Вооруженные силы КНДР большие, но не бесконечные. Да и задач поддержания баланса сил на Корейском полуострове с них никто не снимал.
Что касается военной техники, то у КНДР имеется ее ассортимент, интересный Москве. В том числе есть и то, что по характеристикам превосходит образцы вооружений РФ и США. Например, РСЗО KN-09 с дальностью стрельбы высокоточными ракетами до 250 км с 8 ракетами на одной пусковой установке или гига-РСЗО, с точными оперативно-тактическими ракетами. Среди них представители «семейства» KN-25, стреляющие на дальность до 380 км.
Или оперативно-тактические ракеты с боевой частью более двух тонн для разрушения защищенных объектов, например бункеров или капитальных мостов. Такие ракеты могут работать на дальностях до 600 км, и разбивать мосты через Днепр.
Есть и интересные управляемые ракеты поля боя, оснащенные видеокамерой в головной части и управляемые с пульта, на экран которого идет с нее изображение – аналоги израильской Spike-NLOS. Оператор может управлять ими в полете, осматривать местность, наводить ракету на цель, перенацеливаться, в том числе делая это по целям, находящимся вне зоны прямой видимости и стреляя из укрытия, не входя в зону огня противника. Рабочая дальность этих северокорейских ракет до 10 км».
О возможной привлекательности для России северокорейской техники говорит и эксперт по безопасности в Восточной Азии и автор книги «Недвижимый объект: 70 лет войны Северной Кореи с американской державой» А.Б. Абрамс: «северокорейские реактивные артиллерийские системы теперь имеют более чем в три раза большую дальность действия, чем их лучшие российские аналоги».
Причем, по мнению эксперта Го Мен Хена из независимого южнокорейского Института политических исследований Asan, проблем в перевозке военных грузов на Донбасс у Пхеньяна не будет: «Существует отличное железнодорожное сообщение с Россией через Туманганг и Хасан» для доставки этого на Донбасс, что усложняет их отслеживание спутниками недружественных стран в отличие от перевозок кораблями и самолетами.
В этой схеме нельзя исключать и участие Китая, раздраженного «американским вмешательством на Тайване», который может не только закрыть глаза на нарушения эмбарго ООН в отношении КНДР, но и даже предоставить свою территорию и транспортные коммуникации для ускорения этого процесса.
ВЗАИМОВЫГОДНАЯ ПОЛИТИКА
Углублению отношений в силовой сфере между Москвой и Пхеньяном способствуют и политические действия КНДР. Она одна из очень немногих стран, открыто голосует в ООН против осуждающих Россию западных резолюций, однозначно становясь на ее сторону.
В свою очередь, по данным западных источников, Москва восстанавливает с КНДР «промышленные и академические отношения» и готова «закрыть глаза» или даже поддержать готовящиеся северокорейские испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты (а возможно и ядерной) в ответ на недавние южнокорейско-американские военные учения.
МОТИВЫ КНДР
Также Пхеньян понимает, что в случае проигрыша России его положение сильно ухудшится, поскольку он как минимум рискует лишиться поддержки этого влиятельного северного соседа и потому стремится помочь ему, а значит, и себе.
Соответственно, он готов выполнить по Украине очень многие «пожелания» Москвы.
На это же накладывается желание Пхеньяна заработать на этом и одновременно отблагодарить Москву за ее помощь в войне 1950–1953 гг.. Но главным мотивом готовности КНДР поучаствовать в конфликте служит уверенность, что война 1950– 1953 гг. была лишь одним из эпизодов в тлеющем конфликте с Западом. И его возобновление в представлении Пхеньяна является лишь вопросом времени. Имея четкую установку на неизбежность столкновения с Западом, и особенно с США, он пытается действовать на опережение. Ему необходимо находиться в постоянном боевом напряжении и регулярно получать драгоценный боевой опыт. И, разумеется, было бы в северокорейском духе протестировать свою технику в условиях настоящего конфликта, особенно новейшую с целью выявления ее слабых мест и последующего их устранения до нового столкновения на Корейском полуострове.
Причем так КНДР поступает исторически. Началось все с участия более чем стотысячной северокорейской армии в гражданской войне в 1949–1950 гг. на стороне китайских коммунистов против Гоминдана.
Важную роль Пхеньян сыграл и в разгроме французов северовьетнамскими коммунистами в 1954 г. в Дьен-Бьен-Фу. Так, вьетнамцы, благодаря оборудованию северокорейцами подземных артиллерийских укрытий за всю эту битву почти не имели потерь в гаубицах, тогда как французы, испытавшие унизительную катастрофу, утратили их десятки.
Эта помощь оказывалась Северной Кореей Вьетнаму и позднее, в момент боевых действий там с США. Причем параллельно она направляла своих военных участвовать в конфликтах по всему миру. Особенно сильно она помогла Ирану во время его войны с Ираком в 1980-е годы, когда последний занимал проамериканскую позицию. Тегерану, оказавшемуся в сложной ситуации из-за плохих отношений с СССР и Западом, нужно было оружие. Его предоставила ему КНДР и во многом благодаря этому он смог избежать разгрома.
Особого внимания заслуживают действия северокорейцев в Африке, где их спецназ неоднократно наступал на западные и особенно французские интересы. В том числе срывал устраиваемые там Парижем перевороты. И перед ними порой пасовал даже такой профессионал в их совершении, как знаменитый Боб Денар, командир французских наемников, в большинстве своем – опытных в прошлом спецназовцев. Например, это произошло при его попытке «сбросить» режим президента Бенина Кереке в 1977 г., организованный совместно спецслужбами Марокко и Франции.
Так, когда выгрузившиеся на столичном аэродроме этой страны наемники Боба Денара стремительно атаковали президентский дворец Кереке, то его «африканские» солдаты дали «слабину». Но на этот раз путч пошел не по «сценарию»: «солдаты удачи» нарвались на его северокорейскую охрану и едва спаслись бегством. А Париж оказался в очень неудобной ситуации – «всплыло» то, как они поступали с неугодными им политическими режимами. За это в 1993 г. во Франции, когда ушли в отставку его былые покровители, Боб Денар был осужден, сетуя, что стал «стрелочником, которого все «сдали».
И это лишь один из многих «следов» работы северокорейского спецназа. На Западе это помнят и считают «фанатичных» солдат КНДР не самым легким противником.
И Пхеньян продолжает бить там, где это возможно, по интересам США, активно помогая недружественным Западу силам по всему миру, не стесняясь плотно работать с самыми одиозными с точки зрения Запада режимами. Среди них – иранский и сирийский. Так, израильские источники сообщали, что ликвидированный военными Еврейского государства «ядерный объект» на севере Сирии в 2008 году по заказу Ирана строили именно северокорейцы. Также по данным южнокорейских источников, они поддержали Башара Асада в гражданской войне в Сирии – это варьировалось от оказания помощи по программе химического оружия и направления северокорейских пилотов в сирийские ВВС, ослабленные потерями и дезертирством, командирования туда пехотных частей от 300 до 3000 человек.
И, наконец, именно Пхеньян передал современные ракетные технологии Ирану и Пакистану, которым сильно не хватало полноценных носителей, в том числе для доставки ядерных зарядов. Поэтому вероятное его участие в украинских событиях – лишь один из многих эпизодов в стремлении «насолить» Западу, не считая и других серьезных выгод.Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии
МОЛОДЦЫ ,корейцы,приходилось работать с ними на стройке-настоящие пчелки,не прихотливые и не злобные,очень организованные......... в отличии от узбеков,таджиков,киргизов,а уж от армян(лодыри и говорят прорусских гадости)