НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Возвращение в Кабул

Возвращение в Кабул

Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
01.12.2010

 
Вверху: президент Афганистана Хамид Карзай и президент России Дмитрий Медведев оба нуждаются в победе антиталибской коалиции. Внизу: 2001 год, талибов атакует Северный альянс
 
 
 
   

Россия все активнее втягивается в афганскую военную кампанию. Ошибка или прозрение политического и военного руководства страны?

В ноябре авиация внутренних войск МВД осуществила переброску в Афганистан 20 тысяч автоматов Калашникова и 2,5 миллиона патронов. В последний раз столь масштабно Россия поставляла оружие в Афганистан в конце 2001 года – когда вооружала антиталибский Северный альянс.
Как сообщил в октябре 2010 года руководитель «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, «любые поставки вооружений в Афганистан осуществляются с разрешения Соединенных Штатов Америки». Летом 2010 года достигнута договоренность о поставках в Афганистан 21 транспортно-десантного вертолета Ми-17 (экспортный вариант вертолета Ми-8МТ). Стоимость контракта оценивают в 300-400 миллионов долларов. Эти же машины – основа вертолетного парка Корпуса армейской авиации Афганистана. Свыше 80 военно-транспортных Ми-17, оказывается, уже было поставлено Кабулу.
Летом 2009 года было объявлено, что Россия разрешила США осуществлять воздушный транзит военных грузов через свою территорию в Афганистан. Тогда планировалось, что Россия будет пропускать в Афганистан 12 тяжелых военных самолетов в день, всего свыше четырех тысяч в год. К осени 2010 года речь пошла уже и о разрешении наземного военного транзита. Это десятки тысяч железнодорожных контейнеров ежемесячно, за перевозку каждого из которых будут платить 1800 долларов.
К афганской эпопее подключают и ВВС России. В середине ноября Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что вопрос использования военно-транспортной авиации в интересах коалиционных сил в Афганистане уже прорабатывается.

Каменный мешок
Для западных союзников ситуация в Афганистане критическая. На конец октября потери коалиционных сил достигли 2159 человек. В 2009 году, считающемся для войск коалиции самым кровавым, в Афганистане погиб 521 иностранный солдат, в этом – еще не закончившемся – уже около 500. И, как и советские войска четверть века назад, основные потери коалиционные силы несут на коммуникациях.
Растянутые коммуникации и крайне тяжелое снабжение – вот главная проблема для всех, кому пришлось воевать в Афганистане, от Александра Македонского до советских войск и, ныне, сил НАТО. Природно-климатические условия афганского театра военных действий таковы, что продовольствия и воды там и своим-то не хватает, что уж говорить про иностранные войска. «Зачем нам лезть в этот огромный каменный мешок без железных дорог, водных путей, где подвоз боеприпасов, средств материально-технического обеспечения, обустройство войск встанет нам в такую копеечку, что и внуки будут расплачиваться?» Так оценивал наши перспективы задолго до вторжения в Афганистан генерал-лейтенант Василий Макаров, служивший в Генштабе.
Именно на обеспечении своих воюющих войск Советский Союз, по сути, и надорвался. Хотя коммуникационные возможности у советских войск явно были лучше, чем ныне у американцев: с Афганистаном мы тогда граничили, так что немало груза могли ввозить наземным путем. Западным союзникам приходится обеспечивать свои войска либо по воздуху, либо через враждебную, по сути, территорию – Пакистан.
Так что транзит через Россию и республики Средней Азии, без преувеличения, – вопрос жизни и смерти для коалиции.

Нам нужна одна победа
Значит ли все это, что Россия возвращается в Афганистан? Никаких внятных объяснений на сей счет от первых лиц государства мы не слышим. Что напоминает ситуацию с вторжением в 1979 году – тогда ведь все тоже начиналось постепенно: сначала поставки оружия, затем для обслуживания техники прибыли специалисты, за ними советники, потом ввели подразделения спецназа и, наконец, вторжение…
Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов предложил участие сотрудников его ведомства в афганских операциях. И офицеры ФСКН вроде уже участвуют в боевых действиях: по информации, которую ФСКН не стал опровергать, в недавней операции против афганских наркокартелей приняли участие четыре российских оперативника. По данным ООН, в России около 1,5 миллиона наркоманов-потребителей героина, который поступает именно из Афганистана. Без победы над талибами уничтожить эту гигантскую наркоплантацию невозможно.
России уже предложено заняться подготовкой афганских пилотов и «других представителей военных специальностей». Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что Россия не только могла бы снабжать Кабул оружием, но и «тренировать военнослужащих армии Афганистана». В мае 2010 года с ним согласился начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров: «Мы намерены помогать Афганистану в подготовке полицейских сил».
Пилотов для ВВС Афганистана готовить, конечно, можно в России. Но и без инструкторов на месте не обойтись. Да и обслуживать эти вертолеты на афганской территории тоже будут российские техники – кто же еще? Будут ли техники и инструкторы участвовать в боевых действиях? А куда они денутся! Где российские специалисты будут тренировать афганских военнослужащих и полицейских? На месте. Будут ли инструкторы и советники принимать участие в боевых действиях? Риторический вопрос. И выйдет, что в Афганистане окажется не так уж мало фактически воюющих россиян: летчики, техники, инженеры, инструкторы, советники, оперативники спецслужб. Но если в Афганистане по служебной необходимости окажутся сотни граждан России, разве не направит Москва подразделения для их охраны?..
Начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров после переговоров с председателем Военного комитета НАТО адмиралом Ди Паола в конце июля 2010 года высказался так: во всем, что касается Афганистана, долгосрочные интересы России и НАТО совпадают. И добавил: «Мы заинтересованы в успешных действиях многонациональной группировки». То есть начальник Генштаба заявил: в Афганистане нам нужна победа НАТО! Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров буквально потребовал от США и НАТО доведения их миссии до победного конца. И, что совсем поражает, так это совместная статья в International Herald Tribune представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина и бывшего командующего 40-й армии Бориса Громова: «Если альянс не доведет дело до конца, взаимные обязательства 28 стран-участниц будут ослаблены, и альянс потеряет свой нравственный фундамент. Выход без победы может вызвать политический развал западных структур безопасности».
Целый ареопаг высокопоставленных российских госслужащих заявляет, что Североатлантический альянс воюет в Афганистане и в интересах России. Причем концепция поменялась именно весной-летом 2010 года – в январе Москва еще откровенно саботировала идею транзита. Что же произошло?

Халифат от Бухары до Андалусии
По мнению крупнейшего эксперта по странам мусульманского Востока, профессора Георгия Мирского, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук, власть наконец осознала, чем нашей стране грозит поражение западных стран в Афганистане: «Лет 15 назад был я в городе Наманган, что в Ферганской долине, это Узбекистан. И встретился там с двумя местными исламистами. Когда я прочел им на арабском языке стих из Корана, они прониклись ко мне доверием и разоткровенничались: мы, мол, сначала создадим исламскую республику в Ферганской долине, потом во всем Узбекистане, затем в Казахстане. А потом они мне говорят: «Профессор, посмотрите на карту: от Казахстана рукой подать до Татарстана и Башкирии». Есть люди, готовые за это убивать и умирать. Поэтому, когда спорят, нужно ли нам вмешиваться в дела Афганистана, не забывайте о такой перспективе. Предположим, НАТО терпит поражение, Америка уходит из Афганистана, и к власти возвращаются талибы. Тут же возрождаются все жестокие, бесчеловечные, средневековые методы правления и обращения с людьми, особенно с женщинами.
Но это может быть лишь первый шаг: вместе с талибами вернется и «Аль-Каида». Талибы сами по себе для нас угрозы не представляют, вряд ли они пойдут в Среднюю Азию, а вот «Аль-Каида» – это угроза. Те же исламисты в Узбекистане – организации совершенно беспощадные, вроде тех, кого у нас было принято в советское время называть басмачами. И можно представить себе, какой колоссальный подъем охватит всех этих исламистов, если они увидят успех талибов и «Аль-Каиды»: как же, изгнали американцев, нанесли поражение НАТО! И тогда можно ожидать больших неприятностей во всей Средней Азии, прежде всего в Узбекистане и Таджикистане.
И ведь в Татарстане и Башкирии немало людей, получивших духовное образование в арабских странах, некоторые из них – исламисты и ультраисламисты, мечтающие о создании халифата, о возвращении под правление шариата в самых жестоких его формах, о возвращении всех земель халифата, как они сами говорят, от Бухары до Андалусии.
Когда наше правительство приняло решение разрешить НАТО возить военные грузы через Россию, полагаю, оно думало именно об этом, потому что никаких особо теплых чувств по отношению к НАТО и Америке нет. Видимо, наступило понимание масштаба той опасности, которая угрожает нам, если НАТО проиграет. Не остается ничего иного, кроме как любой ценой воспрепятствовать очередному превращению Афганистана в гнездо транснационального исламистского терроризма. И неважно, как будут развиваться наши отношения с Америкой, Афганистан все равно останется местом, где наши интересы сходятся».


Владимир Воронов

 


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку