Наместник ЮКОСа
Совместно с:
13.01.2016
Почему президентский борт № 1 прощально помахал крылом губернатору Самарской области Николаю Меркушкину?
Восьмого декабря прошлого 2015 года в Самаре произошло беспрецедентное событие – в последний момент было отменено заседание Госсовета, большинство участников которого уже прибыли в город. Ждали Президента РФ Владимира Путина. Но борт № 1 так и не прилетел в Самару. По официальной информации – «из-за нелётной погоды». Хотя аэропорт Курумоч продолжал принимать другие рейсы. В итоге Госсовет перенес-
ли в Москву. А затем… вместо президентского борта в Самару прибыл целый самолёт с силовиками. Так в Самарской области началась комплексная проверка силовыми структурами деятельности губернатора Николая Меркушкина. Пока неясно, что смогла накопать представительная бригада сотрудников Следственного комитета, Генпрокуратуры и ФСБ на истэблишмент Самарской области, включая самого г-на Меркушкина, который занимает должность самарского губернатора с 2012 года.
Ведь, несмотря на то, что Николаю Меркушкину удавалось занимать должность главы соседней по Приволжскому федеральному округу Мордовской Республики целых 17 лет (пять сроков!), практически все избирательные компании сопровождали различного рода скандалы, в том числе самые «кровавые». К примеру, 15 февраля 1998 года Меркушкин был во второй раз избран главой Республики Мордовия, получив 90,78% голосов избирателей. Столь оглушительная победа cлучилась потому, что главный соперник Меркушкина – депутат Госдумы РФ Николай Медведев, – за месяц до выборов снял свою кандидатуру. В начале января 1998 года был убит его отец – 67-летний Павел Медведев. Ему в ночь на 7 января было нанесено в область сердца 17 ножевых ранений. Медведев-сын счёл убийство заказным, совершённым в целях давления на него. И даже неоднократно настаивал на тщательном расследовании этого убийства. В рамках расследования у правоохранительных органов не возникло ни одного вопроса к Николаю Меркушкину, который в результате всей этой истории оказался в выигрыше….
Мордовский спрут ЮКОСа
В октябре 2003 года, за два дня до ареста, владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский специально прилетал в Саранск для встречи с главой Мордовии Николаем Меркушкиным. По слухам, Ходорковский чуть ли не наличными привёз 2 млрд рублей – инвестиционные обязательства ЮКОСа перед республикой за три последних года. Глава ЮКОСа, почуяв неладное, видимо, решил закрыть финансовый долг? Говорят, что часть этих денег пошла на достройку стадиона «Старт» в Саранске, чтобы было чем отчитаться Меркушкину перед федеральными властями за сотрудничество с нефтяниками. Но это была всего лишь жалкая подачка региону, через который ЮКОС с помощью цепочки своих фирм долгое время продавал миллионы тонн нефти, уходя от уплаты налогов на миллиарды долларов.
После ареста Михаила Ходорковского выяснилось, что таких юкосовских компаний на территории Мордовии было зарегистрировано целых шесть («Ратмир», «Альта-Трейд», «ЮКОС-М», «ЮКОС-Мордовия», «Фаргойл» и «Марс XXII»). Через эти так называемые внутренние офшоры (в Мордовии тогда для ЮКОСа действовал льготный режим налогообложения) нефть закупалась у добывающих компаний «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», «Томскнефть» по цене ниже рыночной, а затем продавалась на внешнем рынке с помощью кипрских и прочих офшоров уже совсем по другим, биржевым ценам.
Например, при проверке руководитель «Марса XXII» Татьяна Субботина сообщила Министерству по налогам и сборам, что в штате компании была одна, а «фактически финансово-хозяйственную деятельность осуществляла НК «ЮКОС». Исполнительный директор «ЮКОС-Мордовии» Елена Гаврилина заявила, что не в курсе, где находилась реализуемая её фирмой продукция и как она транспортировалась. Несмотря на все признаки подставных, все мордовские фирмы ЮКОСа в 2001–2003 годах имели миллиардные обороты.
Только компания «Фаргойл» ежедневно продавала «мордовской нефти» на сумму 3 млн долларов – ежедневно! Половину всей числящейся поставленной нефти в 2001–2003 годах (в среднем 25–35 млн тонн ежегодно) «Фаргойл» «отправлял» на экспорт по цене 145–150 долларов за тонну. Другая половина шла на переработку на заводы ЮКОСа. Часть нефтепродуктов, числящихся на балансе «Фаргойла» (около 10–15 млн тонн) через «ЮКОС-М» реализовывались на внутреннем рынке.
В период с января по декабрь 2001 года на счетах «Фаргойла» под видом прибыли от его собственной деятельности была аккумулирована чистая прибыль в размере более 118 млрд рублей, в 2002 году сумма составила около 126 млрд рублей, к концу 2003 года – 236 млрд рублей.
По подсчётам Генпрокуратуры, в результате применения этой схемы были ущемлены интересы добывающих компаний, и они недополучили по меньшей мере 11 млрд долларов. Львиная доля сверхприбыли, полученной офшорными компаниями, была выплачена в качестве дивидендов учредителям этих офшоров – топ-менеджерам и крупным акционерам ЮКОСа (Ходорковский, Невзлин, Шахновский, Брудно, Лебедев, Елфимов, Малаховский, Вальдес, Переверзин и др.). Генпрокуратура квалифицировала их действия как легализацию средств, нажитых преступным путём
Только «Фаргойлу» налоговыми службами затем было доначислено 130,24 млрд рублей (4,43 млрд долларов) налогов за 2001–2003 годов – наибольшая сумма среди всех трейдинговых фирм ЮКОСа. А всего на территорию Мордовии пришлось около 78% претензий, связанных с пересмотром уплаченных ЮКОСом налогов в 2000–2004 годах.
И всё это оказалось возможным благодаря главе Республики Мордовия Николаю Меркушкину, поскольку ключи от «налогового рая» для ЮКОСа были у него.
Смотритель «налогового рая»
И главная загадка всех многочисленных уголовных дел против топ-менеджмента ЮКОСа заключается в том, почему у правоохранительных органов не возникло вопросов к главе Мордовии Николаю Меркушкину?
Бывший вице-премьер Алексей Кудрин рассказывал: «Компании (ЮКОСа. – Ред.) уводили средства нескольких региональных бюджетов, а федеральный должен был компенсировать возникающие разрывы в региональных доходах и перечислять субъектам дополнительную помощь. Обидно, что компании, которые называют себя прозрачными и социально ориентированными, замалчивали, что эти доходы от так называемой оптимизации налогов они получили не за счёт даже высоких цен на нефть, а просто за счёт договорённости с отдельными губернаторами.
Самое интересное в этой схеме, что в Мордовии эти деньги навсегда уходили из региона. Например, не затрачивая никаких усилий, компания «Фаргойл» за два с половиной года, по данным Счётной палаты, получила в Мордовии льгот на 36 млрд рублей. При этом она обязалась инвестировать в регион всего лишь 1,2 млрд рублей…
Давая показания в суде, сам Михаил Ходорковский утверждал, что ЮКОС мог получить налоговые льготы в 70 российских регионах, но сосредоточил свою офшорную деятельность почему-то именно в Мордовии. Значит, менеджменту ЮКОСа комфортнее всего было работать с Николаем Меркушкиным? Он оказался самым непритязательным, «доверчивым» из всех руководителей 70 регионов РФ?
По самым скромным подсчётам, правительство Мордовии, предоставив зарегистрированным в Саранске ООО «Фаргойл», «Ю-Мордовия», «Ратмир» и другим «конторам» ЮКОСа режим льготного налогообложения в 2001–2003 годах, лишило жителей республики дополнительных бюджетных поступлений на сумму более 80 млрд рублей.
Учитывая, что население Республики Мордовия не дотягивает и до миллиона человек, на эти средства тут можно было решить все проблемы на многие годы вперед: дороги, ЖКХ, квартиры, образование и много ещё чего. А г-н Меркушкин построил только один стадион?!
Политическая «крыша»?
Стоит отметить, что губернатор Меркушкин предоставлял своим друзьям из ЮКОСа не только налоговые льготы, но и оказывал политическую поддержку. Так, довольно продолжительное время в Совете Федерации в качестве сенатора от Мордовии заседал один из основных руководителей ЮКОСА – Леонид Невзлин. Ещё один крупный акционер ЮКОСа Владимир Дубов пытался пройти в Госдуму от Мордовии по партийному списку «Единой России». Пресса писала, что Владимир Дубов за политическую поддержку якобы даже подарил Николаю Меркушкину и его коллегам автомобили Audi и BMW.
Леонид Невзлин, на мой взгляд, цинично, комментировал тогда своё назначение в Совфед так: «Утверждение моей кандидатуры я расцениваю как высокое доверие со стороны республики. Благодаря взаимодействию мы сможем решить важные вопросы, касающиеся развития Мордовии».
После ареста Ходорковского оба этих деятеля ударились в бега. Обвинения Дубова в многомиллионных хищениях не сняты до сих пор. А Невзлин по сей день находится в международном розыске Интерпола по обвинению в организации убийств мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и других неугодных ЮКОСу людей.
Как писал «информационный портал «ТЛТгород.ру», однажды четверо депутатов Госсобрания Мордовии подписали запрос в Генпрокуратуру России с требованием проверить законность предоставления налоговых льгот дочерним структурам нефтяной компании «ЮКОС». В запросе отмечалось, что закон Республики Мордовия «Об условиях эффективного использования социально-экономического потенциала Республики Мордовия», на основе которого строилось сотрудничество с ЮКОСом, на обсуждение депутатов не выносился. Местные законодатели не имели понятия и о том, как расходуются получаемые республикой от ЮКОСа деньги
Реакция Меркушкина последовала незамедлительно. На трёх из четырёх подписантов завели уголовные дела. Наиболее пострадал за свое «любопытство» Анатолий Сардаев. Он не только лишился должности руководителя Мордовского филиала ФГУП «Почта России», но, в конце концов, очутился за решёткой.
За своих друзей из ЮКОСа Меркушкин готов был рвать оппонентов в клочья. Жаль, что такого же рвения несменяемый глава Мордовии не проявлял в деле улучшения жизни населения вверенной ему республики.
В долговой яме
О результатах «плодотворной» работы команды Меркушкина на посту руководителя республики красноречиво свидетельствует, хотя бы, следующий факт: в рейтинге российских регионов по благосостоянию семей, который ежегодно составляет «РИА Новости», Мордовия постоянно занимает «почётные» места в конце списка. К примеру, в 2012 году, как раз когда Меркушкин покидал республику, Мордовия и вовсе оказалась на последнем месте этого рейтинга из 83 регионов. При этом удивляет то, что мордвины пропускают вперед такие проблемные регионы, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Учитывая, что на территории Мордовии расположено несколько довольно крупных предприятий, – показатель весьма низкий.
В 2013 году Мордовия стала антилидером по уровню долговой нагрузки с бременем в 171%. В 2014 году этот регион в том же долговом рейтинге всех регионов РФ занял вторую строчку – с конца. Отличное наследство оставил Меркушкин своим преемникам.
Судя по всему, долговая яма ждёт и Самарскую область, которой четвёртый год управляет Меркушкин. По итогам 2013 года дефицит областного бюджета увеличился на 5,8 млрд рублей и составлял 14,34 млрд рублей. В 2014 году дефицит бюджета уже 8,5 млрд рублей, но поступления из федерального центра, составили 11,48 млрд рублей. В итоге фактический дефицит 20 млрд рублей!
Объём госдолга Самарской области на 1 ноября 2015 года составлял 60,3 млрд рублей, или 46,6 % от собственных доходов бюджета. Согласно пояснительной записке к бюджету региона на 2016–2018 годы, объём госдолга Самарской области на 1 января 2017 года составит 68,5 млрд рублей.
Растущий долг Самарской области губернатор Меркушкин объясняет тем, что строится стадион и сопутствующая к нему инфраструктура для проведения в Самаре ЧМ-2018. В своё время Мордовия в результате сотрудничества с ЮКОСом тоже осталась со стадионом.
Выступая перед различными аудиториями со своими посланиями, Меркушкин из года в год клеймит позором своих самарских предшественников и обвиняет в развале экономики региона. Про свой мордовский опыт он, разумеется, умалчивает.
Николай Меркушкин: «Когда я только приступил к своей работе, решил прогуляться. Встретил в центре города девушек, которые за водой бегают 100 метров на колонку. Спрашиваю: «Вы куда с вёдрами?», а те отвечают: «У нас мать стирает». В историческом центре окна некоторых домов забиты досками, на одном таком здании видел надпись: «Здесь живут люди». Это упрёк властям. На улице Урицкого через дорогу два барака, люди ходят в туалет на открытом воздухе, а в 30 метрах новое здание правительства. Такое было в Латинской Америке, но уже преодолено».
После многократного сравнения Мордовии с Самарской областью, не в пользу последней, в рядах собравшихся возник логичный вопрос, который кто-то выкрикнул: «Не жалеете, что сюда перешли на службу?» В ответ Николай Иванович лишь тяжело вздохнул.
Впрочем, сам глава Мордовии, которого в народе ласково прозвали Мордвабаши, не бедствует. В частности, в открытых источниках курсируют слухи, что под контролем родственников Николая Меркушкина по сей день находятся крупные предприятия Республики Мордовии. Хотя он давно уже руководит другим регионом. А в Самарской области у Николая Меркушкина тоже уже накопились инициативы, которые можно назвать «странными». Видимо, ЮКОС научил его мыслить широко и нестандартно. Например, в последнее время самарскому губернатору не дают покоя 660 млрд рублей накоплений самарцев в различных банках региона или просто под матрасом. «Это же шесть бюджетов области! – мечтательно восклицает Николай Иванович.
«Для многих стран мира накопления населения стали драйвером развития экономики, – заявил недавно с высокой трибуны Николай Меркушкин внимающей ему аудитории. – Полтора года назад в Египте на деньги, привлечённые от населения, была построена вторая очередь Суэцкого канала». И предложил применить подобный механизм в Самарской области
Меркушкин уже поручил до 1 февраля 2016 года разработать механизм выпуска облигаций для населения, не вдаваясь в подробности, чем конкретно региональная власть намерена обеспечить этот займ. Многим уже понятно, драйвером развития чьего благосостояния станет сравнительно честный отъём у населения Самарской области их накоплений.
Леонид Невзлин и Михаил Ходорковский. Начало тернистого пути. 1994
Фото: Александр Черных/photoxpress
Заразительный пример Ходорковского
Счётная палата Самарской области провела 350 проверок и выявила нарушений на 16,5 млрд рублей только за 2014 год. Оказалось, почти во всех сферах самарской госслужбы процветает коррупция и нецелевое расходование госсредств.
«Самые интересные «хищения» происходили в аппарате уполномоченного по правам человека в Самарской области. Ущерб был нанесён региональному бюджету на общую сумму 1,5 млн рублей. Специалисты СП выяснили, что на данную сумму были оплачены круглые столы и семинары в гостиницах, которые на самом деле не проводились!
В ходе проверки деятельности ОАО «Технопарк» выявила нарушения на общую сумму свыше 100 млн рублей. Ревизоры признали работу руководства ОАО неэффективной, так как «за время своего существования общество оказалось неспособным выполнить возложенные на него задачи», а именно – в Самаре так и не был создан сам технопарк.
Аудиторы обнаружили многомиллионные нарушения в ГУП «Самарская областная имущественная казна», которая фактически дублирует функции «местного Росимущества». Но, как видим, за этими «разоблачениями» не последовало никакой реакции со стороны администрации Меркушкина. Может, есть какие-то особые причины, из-за которых Николай Меркушкин не спешит бороться с «серой зоной» самарской экономики?
С момента прихода к власти в Самарской области Меркушкина главой Следственного комитета региона был небезызвестный Виталий Горсткин, прославившийся тем, что в 2011 году «заработал» в 2,5 раза больше, чем председатель СКР Александр Бастрыкин (18 млн рублей). Виталий Горсткин, как выяснили инспекторы из Москвы, был настолько лояльным человеком, что в конце концов полностью развалил работу в ведомстве. За что и был снят с должности лично Владимиром Путиным.
С 2014 года СУ СК в регионе возглавил Валерий Самодайкин, с которым не так просто договориться, если это вообще возможно. И вот в ноябре прошлого года СК Самарской области неожиданно дал ход делам, закрытым некогда из-за отсутствия состава преступления. Это дела о нецелевых расходованиях многомиллионных сумм, потраченных на строительство технопарка «Жигулёвская долина». Подозреваемый, в отношении которого возбуждено дело о мошенничестве в особо крупном размере, это экс-директор ГКУ «Управление капитального строительства» Владимир Рылкин. Однако эксперты не сомневаются, что круг обвиняемых в ближайшее время станет шире.
А теперь ещё и московская бригада силовиков с комплексной проверкой пожаловала. Как известно, на сайте Кремля в конце прошлого года было опубликовано поручение Президента РФ Генпрокуратуре, Налоговой службе и Счётной палате в срок до 1 апреля следующего года организовать проверки того, куда ушли бюджетные деньги, направленные на строительство технопарков в РФ.
Неужели непотопляемому Николаю Меркушкину и в этой катастрофической ситуации вновь удастся усидеть в губернаторском кресле?
Автор: Сергей ПЛУЖНИКОВ
Совместно с:
Комментарии