НОВОСТИ
Великобритания нарастила поставки ракет Storm Shadow Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Деррик

Автор: Елена СВЕТЛОВА
Совместно с:
01.02.2004

Год рождения: 1923
Место жительства: Мюнхен
Семейное положение: холост
Профессия: полицейский
Табельное оружие: пятизарядный «смит-вессон»
Автомобиль: темно-синий 730-й «БМВ»
Цвет глаз: голубой
Рост: 187 см
Вес: 95 кг
Характер: нордический
Хобби: работа
(Из досье Стефана Деррика, старшего инспектора уголовного розыска)

Взять у него интервью почти так же сложно, как слетать на Луну. Его телефона, как и адреса, нет ни в одном справочнике. Его дом – крепость, потому что вход в личную сферу этого человека запрещен всем, кроме ограниченного круга родных и друзей. Более четверти века он пользуется невероятной популярностью. Его зовут Хорст Тапперт, но для миллионов телезрителей он просто Деррик.

… Кажется, будто знаменитый сыщик в перерыве между расследованиями на минутку сошел с экрана. Тот же взгляд выразительных, чуть навыкате глаз, та же ироничная улыбка, те же джентльменские манеры. Сейчас его бессменный помощник Гарри Кляйн произнесет коронную фразу: «Стефан, по-моему, тут что-то не так», а Деррик ответит: «Гарри, у меня есть идея».

Правда, Деррика в веселой бейсболке и рубашке в клеточку телезрители никогда не видели. Мы привыкли, что импозантный инспектор всегда с иголочки одет, непременно при галстуке, а роскошная седая шевелюра обязательно уложена волосок к волоску. Увы, это накладка, единственная деталь грима, которой пользовался актер Хорст Тапперт в знаменитом сериале «Деррик».

– Господин Тапперт, вы так долго играли эту роль, что, наверное, стали похожи на своего героя.

– Возможно. Не могу сказать, что инспектор Деррик – это я, но в любом случае он – часть меня самого и моей жизни. У нас довольно много общего. Тем не менее я никогда не брал эту роль с собой домой. Включалось внутреннее «реле»: сейчас ты Деррик, а сейчас – Хорст Тапперт.

– Ваш герой абсолютно положительный персонаж, у него, похоже, нет недостатков?

– Дело в том, что его минусы просто не показываются, потому что зрители наблюдают Деррика только на службе. Он действительно хороший сыщик, олицетворение правды, справедливости и закона. А в домашней обстановке мы видели инспектора всего пару раз. Он типичный холостяк и умеет готовить только спагетти.

– А у вас есть недостатки?

– Нет, я человек без недостатков.

– В отличие от вашего героя – закоренелого холостяка, вы женаты более полувека. Можете сказать, что счастливы?

– Да, мне очень повезло с Урсулой. Мы хорошо понимаем друг друга. Она была актрисой, мы познакомились в театре и вскоре решили быть вместе. Я ни разу не пожалел о своем выборе.

– Возлюбленная Деррика Ариана сетовала на то, что работа играет слишком большую роль в его жизни. Ваша профессия тоже не оставляла много времени для семьи. Бесконечные съемки, спектакли, театральные гастроли – Урсула не обижалась?

– Никогда. Однажды я просто сказал: «Давай сразу договоримся: я буду делать карьеру, а ты останешься со мной». И она ни разу не упрекнула меня в том, что ей пришлось из-за меня отказаться от профессии.

– Это ваш первый брак?

– Нет, это мой третий брак. Впервые я женился в восемнадцать лет. Несчастный случай из серии «прямое попадание». Познакомился с девушкой, мы однажды были вместе, а потом расстались. Я совершенно не собирался вступать в брак – началась война. Но вдруг выяснилось, что девушка забеременела. Она пришла к моим родителям и сказала, что ждет ребенка, отцом которого является их сын, то есть я. Мне ничего не оставалось делать, как жениться. В то время так было принято.

– На ваш взгляд, это правильно?

– Конечно, нет. Жениться надо, когда любишь, а не из-за беременности. Это, конечно, не означает, что мужчина не несет никакой ответственности. Он должен помогать своему ребенку. Но вступать в брак без любви, только из чувства долга нельзя, потому что на этой основе невозможно ни создать, ни удержать семью, что подтверждает мой личный неудачный опыт. Ведь моя вторая женитьба оказалась точной копией первой, очередной ошибкой. От первых двух браков у меня было трое детей. Осталось двое, сын умер два года назад. И с бывшими женами, и с моими детьми у нас хорошие отношения.

– Можно спросить, какой тип женщин вам нравится?

– Я исхожу из характера. Мне нравятся открытые, искренние, сильные натуры. Такие женщины достойны любви.

– А внешне?

– Это высокие брюнетки.

– Господин Тапперт, известно, что вы ведете замкнутый образ жизни. Даже лето проводите в норвежских фьордах. Почему вы решили построить дом в таком уединенном месте?

– Это получилось совершенно случайно. Как-то в Мюнхене проводилась выставка, посвященная творчеству писателя Кнута Гамсуна. Мы с Урсулой пришли на эту выставку и получили приглашение побывать на родине известного норвежского писателя. А в Норвегии мэр городка у полярного круга, большой поклонник сериала «Деррик», вдруг сказал мне: «Разрешите подарить вам землю!» «Если вы дарите мне землю, то я обещаю построить дом», – ответил я. Мы оба сдержали слово. С тех пор почти каждое лето несколько недель проводим в Норвегии. Раньше я с удовольствием рыбачил, а теперь наслаждаюсь бездельем.

– Уж там, на краю Земли, поклонники вас, наверное, не беспокоят?

– Норвежцы по своей природе очень тактичные люди, но и в этой стране порой случаются удивительные вещи. Как-то раз поздно вечером, когда совсем стемнело, вдруг все небо вокруг нашего домика озарилось вспышками света, похожими на молнии. Грозы не было, это сверкали фотовспышки. Приехал целый автобус с туристами, которые заняли позиции на всех холмах, чтобы запечатлеть дом Деррика. В Норвегии нет заборов, и мы были как на ладони.

– А смешные ситуации в Норвегии бывали?

– Буквально минувшим летом произошел очень забавный случай. Я долго не мог заснуть и вдруг услышал женский голос, который проникновенно взывал: «Деррик! Деррик!» Время – два часа ночи. Что делать? «Ты гость в этой стране, – сказал я себе, – спустись и спроси, что нужно». Набросил халат и вышел. На улице стояла женщина и продолжала упорно звать Деррика. «Чем могу помочь?» – спросил я. «Вы здесь ни при чем, – ответила она. – Я ищу своего кота». Так что у Деррика в Норвегии есть тезка.

– Многие звезды жалуются на чрезмерное внимание со стороны фанатов. А как вы относитесь к почитателям?

– Популярность связана с этой профессией. Если ты добился успеха, у тебя есть поклонники. Это совершенно ясно, и я никогда бы не стал выражать недовольство. Хотя бывают, конечно, экстремальные ситуации.

– Расскажите, пожалуйста!

– Некоторое время тому назад меня упрямо преследовала одна странная особа. Она разведала мой мюнхенский адрес и караулила у дома. Обычно жена выходила и объясняла ей, что я на гастролях в другом городе, но все было бесполезно. Женщина делала вид, что не понимает немецкого языка. Однажды поздно вечером она пришла в белой одежде, в темноте я принял ее за родственницу и позвал: «Карин!» Реакция была неожиданная: незнакомка потеряла сознание и упала на тротуар. В конце концов я обратился за помощью к соседу, он работает в полиции. На следующий день он позвонил ей в гостиницу и потребовал оставить меня в покое. И тут выяснилось, что она говорит по-немецки.

– Поклонницы часто влюбляются в своих кумиров. Иногда это безответное чувство превращается в любовь до гроба в буквальном смысле этого слова. Известны случаи, когда экзальтированные фанатки кончали жизнь самоубийством.

– Однажды и я стал невольной причиной настоящей драмы, которую, наверное, никогда не смогу вычеркнуть из своих воспоминаний. – Хорст Тапперт тяжело вздыхает и явно раздумывает, стоит ли ворошить прошлое. – Она была итальянка, из Южного Тироля. Молодая женщина, в возрасте 35 лет. Видимо, больной человек. Сначала вела себя как многие поклонницы: писала письма, просила автограф, звонила по телефону. Я пару раз отправил ей по почте автографы, но мы никогда не встречались и не разговаривали друг с другом. Потом она сообщила, что вышла замуж за врача, внешне очень похожего на меня, и уехала с ним в Эльзас. Я, признаться, вздохнул спокойно. От нее долго не было ничего слышно, пока не пришло страшное известие: несчастная женщина покончила с собой за два дня до родов. Это казалось невероятным, мы не могли поверить, и моя жена поехала в то место, чтобы удостовериться. Сообщение оказалось правдой. Меня так потряс этот финал, что я всерьез задумался над тем, не бросить ли мне актерскую профессию.

– Картину приобрели свыше ста стран мира. За исполнение главной роли вы награждены рядом престижнейших телевизионных наград. В Италии Деррик – прямо-таки национальный герой. Сериал очень любит Папа Римский, вы были у него на приеме. У вас масса фанатов в Китае и даже на Маврикии.

– В Австралии, Южной Америке, Канаде, во Франции, странах Бенилюкса – везде. Китайцы – очень страстные зрители. Порой за границей успех был больше, чем в Германии. Я сам не знаю почему. Когда мы отдыхали в Мерано, произошел очень трогательный случай. В фойе отеля мне на грудь бросился незнакомый мужчина маленького роста и сквозь слезы сказал: «Инспекторе Деррик, это самый счастливый миг моей жизни. Мне так хочется быть похожим на вас, но пока не получается». Это был лейтенант карабинеров из Рима

 

Инспектор Стефан Деррик и его бессменный помощник Гарри Кляйн провели вместе почти четверть века
INTERFOTO / VOSTOCK-PHOTO

– Ваш Деррик действительно может служить эталоном сыщика: умный, интеллигентный, проницательный. Он не запугивает подозреваемых, не расстегивает кобуру, не выходит из себя. Кстати, почему Деррик почти никогда не пользуется оружием?

 

– Потому что инспектор уголовной полиции не должен бегать с пистолетом. Он – сыщик. У него другая работа. Конечно, в сложных ситуациях Деррик открывал ящик своего стола и доставал «смит-вессон», пару раз ему пришлось открыть огонь. У меня и сегодня есть револьвер. Это подарок.

– В большинстве серий сюжет построен так, что преступник известен с самых первых кадров. Зритель становится свидетелем убийства и, таким образом, знает больше, чем опер. Тем интереснее следить за ходом расследования, за почерком Деррика, которому удается без лишних слов, даже не задавая вопросов, заставить виновного сделать признание.

– О, это старый полицейский трюк.

– Наблюдали за работой «коллег»? В чем секрет невероятной убедительности старшего инспектора Деррика?

– Нет, я бывал разве что в мюнхенском музее криминалистики. На самом деле изначально роль была недостаточно выигрышной. Я много думал и в конце концов сказал себе: «Ты тоже мог служить в уголовной полиции и работать инспектором в штатском. Так что лучше не играй, отодвинь в сторону всю актерскую чушь и просто будь этим Дерриком».

– Когда так долго играешь одного персонажа, а вы снимались в сериале почти четверть века, можно превратиться в актера одной-единственной роли. Деррик не помешал вашей карьере?

– Нет, со мной этого не произошло. Когда закончился «Деррик», меня пригласили в другой сериал – «Кардинал». Мой герой в молодости пережил увлечение, у него родилась дочь, но он долго не знал, что стал отцом. Это очень человечный фильм.

– А театральный зритель? Как он воспринимал ваши роли сквозь призму Деррика?

– В театре Франкфурта-на-Майне я играл в одной пьесе роль писателя, который дает интервью журналистке из бульварного издания. Эта особа старается как-то задеть моего героя, вывести его из себя. Наконец, ей это удается, и он говорит что-то про задницу уборщицы. Стоило мне только произнести грубоватую реплику, как из зала раздался возмущенный голос: «Деррик! Ну, Деррик же!»

– Как складывались ваши взаимоотношения с Фритцем Веппером? Он не обижался, что на протяжении всех серий был вторым? Господин Кляйн (маленький) – говорящая фамилия.

– Не могу сказать, что мы друзья, но у нас превосходные отношения. Мы всегда прекрасно понимали друг друга. И ни разу не поссорились.

– Господин Тапперт, вы из военного поколения. Воевали?

– Я был санитаром. Моя война – сплошное отступление. На Днепре меня ранили. Но повезло: пуля прошила руку навылет, да осколком гранаты зацепило кожу на животе. Подлечился в госпитале, потом бежал от русских через Эльбу и попал в американский плен.

– А русскую водку пробовали?

– В сорок пятом я уже играл в театре в городе Стендале, и русские офицеры после спектакля часто приглашали актеров в гости. Пили, естественно, водку. Русская водка – потрясающая!

… Актером он стал волей случая. Хорст Тапперт родился в семье чиновника, получил образование в сфере торговли, даже успел до войны поработать в СССР на укладке деревянных мостовых. Самые сильные воспоминания этого времени – тучи комаров, которые вынуждали вкалывать без остановки. В сорок пятом решил устроиться в театр бухгалтером, но директор разглядел в нем актера: «Тапперт научится у меня петь и танцевать, он будет играть и в комедии, и в трагедии, и в фарсе». Слова оказались пророческими. Вскоре актера пригласили в Камерный театр (Мюнхен).

– Говорят, что вы не пьете и не курите. Это правда?

– Я действительно почти не пью и очень мало курю: не больше трех-четырех сигарет в день исключительно для разрядки.

– Как вы относитесь к здоровому образу жизни?

– Он подходит тем, кто здоров. И не надо удивляться, когда в старости чувствуешь себя отнюдь не на тридцать лет. Нельзя надеяться на вечную молодость, потому что старение – совершенно естественный процесс

– Как складывается ваш день сейчас, когда вы перестали сниматься и играть на сцене?

– Наконец у меня стало больше времени для себя. Обычно встаю в полвосьмого утра, выпиваю чашечку кофе с парой бананов, читаю газеты и слушаю новости по радио. Мы рано обедаем и ложимся отдыхать. В восемь вечера пьем чай и смотрим телевизор.

– А «Деррика» не пропускаете?

– Этот сериал у нас показывают по пятницам. Если у меня есть время, то, конечно, устраиваюсь у телевизора. Не могу сказать, что все серии смотрю с одинаковым удовольствием.

– У вас есть животные?

– Я обожаю животных. Раньше у меня были два боксера. Еще недавно у нас жил кот, но вот в начале года его пришлось усыпить: у него обнаружили раковую опухоль. Это было ужасно. К сожалению, домашние животные живут не очень долго, а расставаться с ними слишком тяжело. Мы с Урсулой решили, что больше не будем заводить животных. Кто знает, сколько времени нам отпущено?

– Господин Тапперт, практически у каждого актера есть роль, которую он всегда мечтал сыграть.

– И у меня была роль, о которой я мечтал всю жизнь. Это роль Дон-Кихота. Однажды мне предлагали сыграть эту роль, но я был очень занят и не смог принять предложение. А теперь я слишком стар для Дон-Кихота.

– В России персонажи суперпопулярных фильмов часто становятся героями анекдотов. Какие-то фразочки, словечки делаются крылатыми. А как в случае с «Дерриком»?

– Насчет анекдотов не знаю, но фраза: «Что ж, Гарри, давай машину» (Тапперт произносит эти слова с непередаваемой интонацией знаменитого сыщика) точно ходит в народе. В мультипликационном фильме «Деррик – долг зовет» я прошу своего помощника подать санки!

… Восьмидесятиминутный мультик стартует в феврале 2004 года. Его герои – инспектор Деррик и его помощник Кляйн говорят, естественно, голосами Тапперта и Веппера. Иначе и быть не могло.

– Это моя последняя работа в кино, – признается Хорст Тапперт, – я твердо решил, что больше сниматься не буду.

– Мне удалось посмотреть пару эпизодов из мультфильма. По-моему, жутко смешно, но и грустно. Как смех сквозь слезы. Зрители наверняка почувствуют сильную ностальгию. Не так давно сняли последнюю серию «Деррика». Чем кончается сериал? Инспектор останется в живых?

– Он уйдет на пенсию.

P. S. Редакция благодарит агентство Ирмгард Пальц «Кино – телевидение – театр» за помощь в организации этого интервью.

Мюнхен-Москва


Автор:  Елена СВЕТЛОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку