НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Мина-ловушка для генерала Рохлина

Мина-ловушка для генерала Рохлина

Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
01.07.1998

 

 
Алексей ЧЕЛНОКОВ, обозреватель
«Совершенно секретно»

 

 

 

 

Наши источники сообщили, что генерал Лев Рохлин незадолго до своей трагической гибели фактически оказался под влиянием лиц и структур, финансируемых Борисом Березовским.

 

Смерть Рохлина шокирует своей безысходной нелепостью. Нелепой кажется официальная версия, что он погиб от рук собственной жены Тамары, безропотно прожившей с ним куда более тяжелые годы гарнизонной жизни. И нелепо не верить дочери, зятю и телохранителю покойного, уверенно утверждающим, что вдову, и без того душевно надломленную тяжелой болезнью сына, вынудили взять на себя страшное преступление под угрозой расправы над домочадцами.

Где найти объяснение? Гибель настигла Рохлина в точке наивысших оборотов его политической деятельности. И надо, очевидно, начинать поиск причин трагедии там – на войне крахмальных сорочек, не знающей правил, неведомой и противной боевому офицеру.

В ПОЛИТИКУ НА БЕЛОМ КОНЕ

 

Генерал Рохлин пришел в политику уже известным человеком, с репутацией победителя, спасшего в мятежной Чечне тысячи солдатских жизней. В отличие от другого политика из военных – генерала Лебедя – ему не понадобилась долгая «раскрутка» в средствах массовой информации, чтобы стать депутатом Госдумы.

Парламенту предшествовала блестящая военная карьера. Ташкентское общевойсковое командное училище, оконченное с красным дипломом. Заполярье. Военная академия имени Фрунзе. Боевой опыт командира полка, полученный в Афганистане. Тяжелое ранение. Туркменистан. Пять лет в горячих точках Кавказа. Академия Генштаба. Три года, вплоть до избрания в Госдуму, – командир 8-го гвардейского корпуса, дислоцированного в Волгограде.

За скобками доблестной биографии остались житейские проблемы. В постоянных переездах дочь меняет две-три школы в течение одного учебного года. В Туркмении сын переболеет менингитом, который даст неизлечимые осложнения. В Нахичевани у мальчика случился тяжелый приступ, и нужно было срочно отправить его в столичную клинику, но выезды заблокированы мятежной толпой – короче, тогда едва не потеряли сына. «Служба всю жизнь давила и влияла на судьбу и здоровье моей семьи», – скажет Рохлин в одном интервью. Но он и семья выдержали.

 

В Госдуме

Можно сказать, генеральские погоны Рохлин заработал ценою своей жизни и благополучия семьи. Потому-то он прекрасно знал цену грязных денег и лукавых подношений, которыми достигали высоких должностей чиновники и некоторые из его коллег. И к тому времени, когда надо было идти в политику, коррупция вызывала у генерала отторжение чуть ли не на физиологическом уровне. Это было его достоинством, и его бедой.

 

Итак, в 95-м авторитет Рохлина в армии и популярность в стране стали настолько очевидными, что любая депутатская фракция мечтала видеть генерала в своих рядах. Да и Министерство обороны было заинтересовано в том, чтобы в Госдуме было как можно больше своих людей. Рохлин избрал респектабельное движение «Наш дом – Россия».

Почти единодушно депутаты ставят его во главе Комитета по обороне. Перед ним открыта уже не полевая карта Чечни. К нему стекается подробная информация о состоянии вооруженных сил из всех точек страны. Очевидно, сложившаяся картина ужаснула генерала.

В июне 97-го Рохлин разошлет по воинским частям свое циркулярное письмо, в котором констатирует, что армия находится на грани развала. Виновником катастрофы он назовет президента Ельцина. Потом перейдет к конкретным обвинениям. Верховный главнокомандующий обвинялся в предательстве армии во время боев в Чечне. Истинной причиной плачевного состояния вооруженных сил генерал считал преклонение перед США, а также коррумпированность среди высокопоставленных чиновников, в частности Анатолия Чубайса. Он призвал офицеров сплотиться против сил зла, что многими было воспринято как призыв к военному перевороту.

Письмо вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Коммунисты возликовали, НДРовцы пребывали в шоке, Ельцин приказал найти управу на генерала. Хотя, похоже, для самого генерала это был лишь жест отчаяния

РЕКЛАМНЫЙ ИМПИЧМЕНТ

 

С этого момента Рохлин порывает с проправительственным блоком «Наш дом – Россия», ищет поддержки у КПРФ, но и с коммунистами отношения у него тоже, в конце концов, не складываются. В сентябре 97-го он проводит учредительное собрание собственного движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» (ДПА). Руководство ДПА провозглашает главной своей задачей отстранение от власти президента Ельцина. Определяется и дата ее решения – май 1998 года.

Так Рохлин оказывается в оппозиции. Затем ему приходится самостоятельно, без чьей-то поддержки скользить по откосам большой политики. Для боевых генералов, по привычке мыслящих категориями «друг–враг», это чрезвычайно опасная стезя. Как показали примеры Лебедя, Макашова, Руцкого, они неминуемо становятся объектами манипуляций со стороны радикалов, олигархов, спецслужб и попросту мошенников. Не избежал этого и Рохлин.

 

С А. Чилингаровым

7 апреля по инициативе Рохлина и Илюхина – председателя думского Комитета по безопасности – был сформирован так называемый «Штаб по подготовке импичмента в Российской Федерации и Международном суде в Гааге». Начальником штаба, говорилось в заявлении, подписанном ими, утверждается заместитель председателя исполкома ДПА А.В.Морозов.

 

Этот Морозов, по словам генералов из ДПА, пользовался у Рохлина почти безграничным доверием. Именно его командировали в конце мая в Ростовскую область, чтобы привлечь на свою сторону бастующих шахтеров. Но кто он такой, никто определенно ответить не мог, лишь удивлялись тому, что Рохлин приблизил к себе человека, никогда не служившего в армии. (Впрочем, намекали на дружеские отношения Морозова с женой генерала Тамарой.) И в политических кругах никто не мог ничего сказать о нем.

В приватной беседе со мной штатский начальник штаба по импичменту рассказал, что по образованию он математик, долгое время провел за рубежом, где занимался бизнесом, в частности оффшорными операциями на Кипре. Издавал там же газету «Русский курьер». Вернувшись в Россию, основал так называемый «Славянский клуб». В конце 97-го становится помощником депутата Госдумы из ЛДПР Виктора Вишнякова. Как попал к Рохлину, предпочитает помалкивать.

Один из соиздателей Морозова рассказал, что тот три года отучился на мехмате МГУ. Получив травму головы, вынужден был перейти на работу, «не связанную с умственной деятельностью и дающую физическую нагрузку». Работал реквизитором в театре Советской Армии, монтировщиком декораций в ГАБТ. В начале перестройки открыл в Люберцах кооператив «Золотой ключик». Потом был директором московского филиала СП «Новинтех».

В общем, довольно обычная биография для бизнесмена, но отнюдь не для соратника боевого генерала. На всякий случай я обратился за справкой в архив МВД. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, Морозов четырежды проходил по серьезным уголовным делам.

1986 год. Прокуратура Калининского района Москвы. По статьям УК РСФСР 146, ч. 2 (разбой) и 117, ч. 3 (изнасилование).

1987 год, август. Арестован по уголовному делу № 55331, статья 103 (умышленное убийство). Принято в производство прокуратурой Ленинского района Москвы. Освобожден под подписку о невыезде 16 октября 87-го.

 

С Л. Гурченко в Английском клубе

1989 год. Уголовное дело № 2441, статья 93 (хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем мошенничества). Освобожден в июне 92-го под подписку о невыезде. В деле, в частности, говорится: «Будучи председателем посреднического кооператива «Интертрансакто», А.В.Морозов через ряд других кооперативов, в том числе и фиктивных, осуществлял операции по скупке и перепродаже компьютерных систем и присваивал значительные денежные средства».

 

1991 год. Уголовное дело № 102523 по статье 130, ч. 3. (клевета). Дознание проводилось УВД-3 Центрального округа Москвы. Решения нет.

Сомневаюсь, что покойный генерал мог хотя бы догадываться, какой персонаж вхож в его дом, дружит с супругой, является его помощником и заместителем в ДПА. Потому-то в последние два-три месяца полностью передоверил ему бразды правления в движении

Лучшего кандидата для дискредитации кампании по импичменту президента нельзя было и выдумать. И первая мысль, которая приходит в голову: Морозова «откомандировали» к Рохлину. Но кто?

Во-первых, те, кто обладает солидными финансами. Офицеры из штаба ДПА говорили мне, что Морозов «принес с собой деньги, и немалые». На них издавались тысячными тиражами программы ДПА, письма, призывы, буклеты. Вся эта полиграфическая продукция вагонами расходилась по необъятной России.

К нам в руки попал думский документ, озаглавленный «Первичные требования организации работы штаба», по которому можно прикинуть уровень трат. В нем детально расписаны различные мероприятия. В том числе «немедленный выпуск газеты «Око народа» тиражом 15 тысяч экземпляров, которую предписано также допечатывать и распространять в регионах. Рядом скромно указана стоимость «проекта» – 1,2 миллиона долларов! Далее – «помещение для координационной работы штаба», с факсами, компьютерами и ксероксами. Приписка: «координатор – на зарплате у Л.Я.Рохлина». Потом организация пресс-конференций и рассылка по всей стране видеокассет с их записью. Не ошибусь, если скажу, что деятельность штаба может стоить несколько миллионов долларов.

Насколько нам известно, немалые деньги ушли также на «подогрев» казаков и бастующих шахтеров. Словом, с приходом в движение Морозова работа закипела и стала приносить результаты. Рохлин ему поверил.

 

С женой

Откуда у Илюхина и Рохлина появились миллионы «свободных» долларов? Источник финансирования выяснился совершенно случайно. Около трех месяцев назад одно известное рекламное агентство с упорством принялось «пристраивать» в прессе материал, который показался журналистам несколько странным. В нем искренне, с глубокой внутренней убежденностью говорилось, что… Ельцин умер на операционном столе еще два года назад. А правит страной сейчас клика «лже-Борисов», эпизодически проводящая смотрины двойника Ельцина.

 

Параллельно в мае развернутый материал на сию «сенсационную» тему Морозов опубликовал за собственной подписью в газете «Завтра». Это совпадение и вынудило меня провести небольшое расследование, чтобы получить ясный ответ на вопрос, кто проплатил эту PR-кампанию. Подобные акции обычно оцениваются в несколько десятков тысяч долларов.

Выяснить, кто клиент этой фирмы по промывке мозгов, до конца так и не удалось. Однако и часть полученного ответа, как в случае с биографией Морозова, потрясала: агентство-заказчик входит в медиа-холдинг нефтяного магната и государственного чиновника Бориса Березовского.

Круг замкнулся, и вопрос о спонсоре импичмента президента отпал. Но сам собою возник другой, риторический вопрос: пристало ли структурам, контролируемым госчиновником, организовывать провокативные материалы в прессе против главного босса? Тем более Березовский считается (считался?) другом семьи Ельцина.

Какую цель преследовал крупный политический интриган, могу только догадываться. Известно, впрочем, что Березовский обычно практикует сеанс одновременной игры сразу на нескольких политических полях. Увы, на одном из них оказался ничего не подозревающий генерал Рохлин. Может быть, и хорошо, что он так и не узнает об этом. А Березовский еще раз подтвердил давно укрепившуюся за ним репутацию человека, по пятам которого неотступно следует смерть.

ПРОВОКАТОРЫ ИДУТ

 

После неудавшегося броска на Юге Рохлин распускает штаб ДПА как орган, не справившийся с обязанностями. Распрощались с движением начальник штаба генерал И.Мальцев, руководители московской областной организации генерал Г.Пронин и городской – Ю.Панкратов. Сам Рохлин вроде бы на время охладевает к своему детищу.

За организационную работу принимается уже известный Морозов. Вместе с ним в исполком ДПА входит еще один прелюбопытный персонаж – некий Николай Козицын, называющий себя атаманом Всевеликого войска Донского. Личность на Юге России, впрочем, известная. Он не раз выступал на политических митингах и в Волгограде, где служил Рохлин. Там они, возможно, и познакомились.

 

Этапы боевого пути

…Когда приблизился названный час низложения Ельцина, в 8-м гвардейском корпусе случился переполох. 26 апреля этого года, в преддверии акции массового неповиновения, в воинских частях было объявлено казарменное положение. Управления ФСБ РФ Ростова и Волгограда пришли в состояние повышенной боевой готовности. Одной из причин принятия чрезвычайных мер стало то, что в те же дни в Волгограде проходил «Валовой круг Всевеликого войска Донского» под предводительством члена исполкома ДПА атамана Козицына, на который собралось несколько сотен казаков (случайное совпадение?)

 

Знал ли Рохлин, кому на самом деле доверяет столь ответственный регион? Или поверил «официальной» биографии Козицына? Когда атаман баллотировался в Госдуму от Волгодонского округа, он представил избирателям вполне гладкую анкету: высшее образование, с 1978 по 1985 год – служба в Вооруженных Силах СССР. В действительности Козицын немного сфальшивил, умолчав, что служил он не в ВС СССР, а в Министерстве внутренних дел, контролером 90-й конвойной команды 54-й конвойной дивизии. И главное – был уволен из МВД за попытку уличного ограбления.

И в дальнейшем Козицын влипал в грязные истории. Например, в 1993 году два бывших его охранника были арестованы за убийство трех человек. На допросе обвиняемые попутно показали, что при них Козицын обсуждал с атаманами «вопрос об устранении командующего 14-й армии генерала Лебедя А.И.».

В ДПА одновременно с Морозовым и Козицыным потянулись и другие «странные» люди, пусть и более известные: политрук Терехов, генерал Ачалов и прочие лидеры, прославившиеся в событиях у Белого дома. Они привели своих соратников, под которых были созданы дочерние структуры – так называемые Комитет конституционной поддержки (ККП) и Общественные офицерские собрания (ООС). Несмотря на благозвучные названия, эти организации, по сути, предназначались для выполнения специальных задач: ККП – как своего рода служба безопасности, а ООС – как разновидность военизированных отрядов.

Организационно предполагалось их формировать на конспиративной основе из мобильных групп по 5–10 человек, подчиненных жесткой дисциплине.

Таким образом, ДПА, помимо воли генерала Рохлина, превращалось в монстра, управляемого за спиной его лидера бывшими уголовниками, экстремистами и теневым капиталом.

ИСХОДЯ ИЗ СКАЗАННОГО…

 

Не выдвигая новых версий убийства Рохлина (неблагодарное занятие), подытожим совокупность «странных» фактов, почерпнутых нами из последних месяцев жизни генерала. Вполне можно сложить их в некий сценарий, обладающий, на наш взгляд, своей внутренней логикой.

 

 

Итак, неподкупный боевой генерал оказывается в незнакомой, если не чуждой ему среде политиков. Поскольку он популярен в народе, и левые, и правые тянут его в свои ряды. Все понимают, что Рохлин, помимо безупречного прошлого, имеет в будущем шансы даже на президентский пост.

 

Ужасающая информация о состоянии Вооруженных Сил в стране и все пронизывающей коррупции, стекающаяся в кабинет председателя Комитета по обороне ГД РФ, толкает его в стан оппозиции. Рохлин открыто призывает войска «сплотиться против преступного режима» и одновременно инициирует широкую общественную кампанию по отрешению от должности президента РФ. Для достижения этой цели он организовывает мощное Движение в поддержку армии. Таким образом, генерал становится фигурой, которая представляет собой реальную опасность для столпов существующего режима (и не обязательно – только для обосновавшихся в Кремле).

Его пытаются «нейтрализовать». Купить генерала не удается, как не получается и собрать на него серьезный компромат. Тогда в руководство ДПА внедряются «свои» люди. Люди – с криминальным прошлым, но с профессионально выстроенной легендой «страдальцев за народное дело». Они быстро втираются в доверие к генералу, не искушенному в грязных политических играх. Сила «нового окружения» заключается не только в его желании сложить голову ради общего блага. С ним в ДПА приходят деньги, и немалые.

Результат этой гипотетической акции по обезвреживанию Рохлина таков: генерал, окончательно уверовав в безмерную преданность и пользу новых «соратников», отходит от организационных дел, а сам полностью переключается на решение «стратегических вопросов».

Цель достигнута, и даже две. Во-первых, движением Рохлина стали заправлять люди, которые управляются из некоего «центра». Во-вторых, появилась возможность в любой момент скомпрометировать движение Рохлина, выставив на обозрение букет пахучих фактов из криминального прошлого некоторых его лидеров.

Из разложенного пасьянса выпадал лишь сам генерал Рохлин, единственный, кто смог бы помешать довести до финала задуманный сценарий…

 


Автор:  Лариса КИСЛИНСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку