Вячеслав Лысаков: традиционная ориентация на успех
Совместно с:
28.01.2013
Что происходит с оппонентом власти, когда он меняет симпатии и антипатии?
Массажист, матрос-рыболов, фельдшер «Скорой помощи» и автомеханик Вячеслав Лысаков прославился на всю страну 19 мая 2005 года. В этот день он организовал самую масштабную акцию в защиту прав автомобилистов в истории постсоветской России. После нее Лысаков превратился в авторитетного лоббиста интересов автомобилистов и пешеходов и одновременно – в одного из лидеров гражданского общества.
Спустя восемь лет он по-прежнему известен. Но уже как депутат Государственной думы от «Единой России» и руководитель аппарата «Объединенного народного фронта» президента Владимира Путина – словом, как человек имеющий, на первый взгляд, с гражданским обществом принципиальные разногласия. Лысаков считает, что перемена достойна похвалы. Стоит ли его осуждать?
Самоогранка
Вячеслав Лысаков родился 10 ноября 1953 года под Подольском, в загадочном месте под названием станция «Санаторий 17». Там он жил с мамой, сестрой и двумя маленькими родственницами, которых они забрали из детского дома. Десятилетия спустя, на многотысячном марше за роспуск Госдумы, в которой Лысаков станет депутатом, его жестоко осудят за неприязнь к сиротам…
Лысаков окончил вечернюю школу и ПТУ по специальности «огранщик алмазов в бриллианты 4-го разряда»; затем были медицинское училище при институте Н.В. Склифосовского и Московский областной институт физической культуры. В итоге в трудовой книжке Вячеслава Лысакова значится: огранщик алмазов на московском заводе «Кристалл», женский парикмахер, массажист команды «Динамо» и даже сборной СССР; начальник учебно-спортивного отдела в спортивном обществе «Трудовые резервы».
Денег все это приносило немного, и в 1984 году Лысаков на три года поехал на Камчатку, где стал матросом гражданского флота на рыболовецких судах. Вернувшись в Москву к концу 1980-х, он познакомился с Евгенией Давиташвили, которая называет себя целительницей Джуной и даже организовала Международную академию альтернативных наук. Под ее руководством Лысаков стал «биоэнерготерапевтом» и в кооперативе «Джуна» работал главным методистом. Недолго.
В начале 1990-х он привез из Одессы первую японскую иномарку – и с тех пор не изменял правому рулю. В 1990-е Лысаков стал востребованным автомехаником – например, ремонтировал пневматические подвески, о существовании которых большая часть отечественных механиков и вовсе не знала. Был в карьере Лысакова и академический этап: в 2009-м на два года занял должность заместителя генерального директора по инновациям в ОАО «Московский институт материаловедения и эффективных технологий» – что никого, кто знает профессиональный путь Лысакова, не удивило, несмотря на неоднозначную репутацию института, который не сумел толком пристроить никуда свои технологии и авторитетом в научных кругах не обзавелся.
[gallery]
В начале 2005 года Вячеслав Лысаков посчитал, что на его собственность и источник заработка – праворульные автомобили – посягнуло Министерство промышленности и энергетики России, а также кабинет министров в целом. В министерстве разработали план развития российской автопромышленности, который вводил запрет на эксплуатацию таких машин. Кабинет должен был этот план одобрить. Лысаков с гордостью рассказывал, как буквально за несколько дней собрал в Интернете инициативную группу, которая готова была провести массовую акцию протеста в пятидесяти регионах страны: не только за правый руль, но и против повышения таможенных пошлин и цен на бензин. Эпицентр протеста приходился на Москву: владельцы праворульных автомобилей благодаря Лысакову договорились кружить вокруг Белого дома, привязав к машинам оранжевые (!) ленточки и включив аварийный сигнал.
Акция прошла триумфально. Правый руль был спасен. Лысаков обрел известность и репутацию успешного лидера. И незамедлительно ее подкрепил: создал Межрегиональную общественную организацию в защиту прав автомобилистов и пешеходов «Свобода выбора» с доменом «19 мая» – чтобы все помнили небывалый успех, на котором, впрочем, Лысаков останавливаться не собирался.
«Свобода выбора» изводила чиновников обращениями, добиваясь замораживания цен на бензин, отказа от повышения транспортного налога, смягчения наказаний за тонировку и грязные номера; боролась против таких законодательных норм, как ввозные пошлины на детские автомобильные сиденья безопасности; вносила поправки в правила дорожного движения; защищала автомобилистов в судах. Самый громкий успех Лысакова, по мнению участников «Свободы выбора», – это защита Олега Щербинского, которого обвиняли в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Приговор ему был отменен, как считает Лысаков, под влиянием организованной им кампании в защиту Щербинского в СМИ, в том числе открытого письма президенту Владимиру Путину.
Лысаков вступил в существовавшую тогда оппозиционную коалицию «Другая Россия», и члены «Другой России» вступили в «Свободу выбора».
Средства массовой информации обильно цитировали успешного Вячеслава Лысакова
«Мы устали считать себя быдлом и проявили свою гражданскую позицию».
«Мы назвали организацию «Свобода выбора», потому что речь должна идти о свободном выборе автомобиля, одежды, музыки и даже президента».
«Мы устали от того, что чиновники вместо помощи людям мешают им спокойно жить и работать».
«Активность стоит проявлять по-разному: участвовать в акциях протеста, состоять в общественной организации, писать жалобы. Если поступит двадцать жалоб на госслужащего, придется его проверять. Люди, к сожалению, не выполняют даже свои минимальные обязанности. Это надо менять».
«После даже небольшого заочного знакомства с нашей [политической] элитой начинаешь думать: за что же нам такая «элита» досталась, за какие грехи, и как ее теперь, при наличии нынешней увечной избирательной системы, контролировать, как от нее спасаться?»
Несколько изданий наградили Лысакова званием «Человек года» и попросили вести колонки, а одна радиостанция – автомобильную программу. Вскоре к журналистам прислушались в Комитете Госдумы по транспорту, куда Лысакова пригласили в качестве эксперта. Лысаков в 2007 году объяснял, что законотворческая и экспертная деятельность «менее эффектна, но более эффективна», чем митинги: «Протесты часто оканчиваются протестами, а нам удалось пойти дальше». То, что «Единая Россия» допустила его в Думу и поддержала несколько его предложений, он комментировал игриво и даже дерзко:
«Они используют меня как бренд, а я их – как административный ресурс». Мало кто из сотрудничающих с «Единой Россией» говорит об этом публично. В независимости Лысакова и его непрекращающемся успехе (или везении) не было сомнений, как и в том, что этот характер сформировался давно и прочно. Лысаков рассказывал, как в перестройку ночи напролет смотрел выступления народных депутатов, стоял в двухчасовых очередях за газетами и участвовал в массовых демонстрациях. Казалось, он просто продолжает перестройку – в гораздо меньших, но не совсем уж и маленьких масштабах.
Такой стремительный взлет, как у Лысакова, повторит спустя пять лет, пожалуй, лишь лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. Но, двигаясь одинаково быстро, они окажутся в очень разных местах.
От «Другой России» – к «Единой»
В 2009 году Лысаков говорил о «Другой России» уже как о своем прошлом, из которого он – вырос. Говорил спокойно и взвешенно: покинул организацию, потому что не приемлет использование людей ради «набирания политических очков», например, на несогласованных уличных акциях, когда непубличные и не имеющие охранников участники «Другой России» подвергаются насилию со стороны полицейских.
Эта критика не имела ничего общего с позицией Кремля. Ее выслушивали внимательно, потому что она исходила от человека, который был с критиками Путина по одну сторону баррикад. Впрочем, к этому времени многие сторонники Лысакова, не оценив его тезис об использовании административного ресурса «Единой России», ушли из «Свободы выбора», образовав другие организации и ассоциации в защиту автомобилистов, – это были предшественники «Синих ведерок», которых Лысаков спустя несколько лет будет осуждать за «неконструктивность».
В 2011 году Лысаков стал называть Путина исключительно «Владимиром Владимировичем», и вскоре выяснилось, почему. Путин создал «Общероссийский народный фронт» – один из самых масштабных в России проектов по проверке лояльности тех, кому Путин нужен в качестве гаранта чего бы то ни было. Лысаков вступил туда одним из первых. «Фронт – гениальная идея, это прекрасный инструментарий для улучшения жизни граждан, – говорил он автору «Совершенно секретно». – А озабоченность правозащитников правами человека остается декларативной, нужна конструктивность».
Вскоре Лысаков был вознагражден. Его назначили руководителем аппарата Народного фронта и выдвинули в депутаты Госдумы от «Единой России» (ныне он также является членом федерального координационного совета ОНФ. – Ред.). И Лысаков стал бенефициаром той самой избирательной системы, которую еще пару лет назад называл «увечной». Он почему-то занял пост первого заместителя председателя Комитета Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. Власть как будто бы устала от его узкой автомобильной специализации, и Лысаков охотно удовлетворил ее запрос.
В марте 2012-го он поддержал Владимира Путина и осудил всех, кто считает его избрание нелегитимным.
Средства массовой информации, по привычке внимательные к Лысакову, цитировали его:
«Я считаю совершенно безответственным, когда мои коллеги из оппозиционных фракций подвергают сомнению легитимность Думы. Это не только незаконно, но и безответственно. Я это расцениваю как лицемерие», – говорил Лысаков про выборы депутатов Госдумы в декабре 2011 года
«Так называемая несистемная оппозиция пытается делегитимизировать результаты выборов, активизировать протестные акции, а потом, наверное, перейти к массовым беспорядкам», – говорил он уже про выборы президента в марте 2012 года.
«Протестуют те, кто не работает, а часами сидит в Интернете. Просто десятки блогеров посчитали, что они российский народ, и стали там что-то мутить. А народ России – это те люди, которые часами работают на заводах, фабриках, малых предприятиях. Именно они, а их миллионы, за стабильность в России, за Путина», – отвечал Лысаков на вопросы сайта «Единой России» про самые массовые в постсоветской России протесты против результатов выборов в Госдуму.
«Грубых нарушений и технических накладок на выборах нет. Все проходит в рабочем режиме», – комментировал он сообщения о нарушениях на региональных выборах 14 октября 2012 года, вызвавших возмущение независимых наблюдателей.
«Тот протест, с которым носились лидеры «белого движения», бездарно сдулся. Теперь закоперщики протеста, господа навальные и иже с ними, двинулись в регионы, чтобы там набраться сомнительного политического капитала», – говорил Лысаков о попытках наблюдателей и оппозиции сделать регио-
нальные выборы мэров честными.
«Видимо, протестный вирус поражает такие стороны человека, как совесть и порядочность», – продолжал он.
«Создается впечатление того, что представители секс-меньшинств в России начинают преобладать над людьми с нормальной ориентацией. Иногда начинает казаться, что меньшинством являются люди традиционной ориентации», – высказывал свое мнение эксперт по автомобильной тематике Вячеслав Лысаков о региональных законопроектах против пропаганды гомосексуализма, которые фактически запрещают деятельность организаций, защищающих права сексуальных меньшинств.
В 2012-м Лысаков доказал начальству, что заслуживает своих должностей. Он проголосовал за закон, ужесточающий наказания за нарушения правил проведения митингов, а также документ, кардинально ограничивающий деятельность некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа. Осудил массовый протест против нечестных выборов в Астрахани, обвинив его лидера Олега Шеина в «раскачивании лодки», «политическом шантаже» и сектантстве, а его сторонников – в «политическом туризме», который несет угрозу жизни простым астраханцам.
Затем Вячеслав Лысаков занялся духовностью: подверг критике «хулиганок из Pussy Riot» и поддержал законопроект об оскорблении чувств верующих, который могут принять в Госдуме весной 2013 года. Наконец, проголосовал за законопроект, запрещающий американцам усыновлять российских сирот.
На «Марше против подлецов» – шествии против этого закона и Госдумы в целом – жгли или бросали в помойку плакаты с изображениями депутатов Госдумы, голосовавших за этот закон. В том числе – портрет Лысакова. Это безусловное признание со стороны тех, кто когда-то видел в Лысакове одного из лидеров гражданского общества. Признание не заслуг, а влияния. Продолжают обсуждать Лысакова и там, где зародилось его автомобильное движение, – в Интернете. Превалирующее мнение участников автомобильных форумов: проблем, несмотря на его сотрудничество с властью «ради блага автовладельцев и пешеходов», не убавилось, а человек – «пропал».
Для одних – пропал. Для других – перспективен. Открытым остается вопрос: простят ли Вячеслава Лысакова первые и защитят ли вторые на следующем этапе его причудливой биографии? Если Лысаков – человек-успех, по-настоящему эффективный менеджер собственной карьеры – об этом не задумывается, значит, решил: Путин – это навсегда. Или чутье изменило.
Автор: Елена ВЛАСЕНКО
Совместно с:
Комментарии