Вооружения: поддержат ли отечественного производителя?
05.02.2013
Последние годы российские генералы ругали качество отечественного вооружения, требуя закупать иностранное. Сегодня те же генералы заявляют, что иностранное оружие им уже не подходит. Обозреватель «Совершенно секретно» с помощью экспертов попробовал выяснить, что кроется за новым оружейным подходом Министерства обороны.
Во второй половине – конце января 2013 года высшие чины Министерства обороны России сделали целый ряд заявлений, знаменующих поворот политики в сфере перевооружения. В частности, главком сухопутных войск генерал-полковник Владимир Чиркин сообщил, что Минобороны отказывается от продолжения закупок итальянских бронированных автомобилей Iveco-LMV65 (в войска они поступают под наименованием «Рысь»). Взамен будут закупаться бронеавтомобили «Тигр»: некогда это изделие ГАЗа проиграло конкурс итальянской машине, теперь же в Минобороны утверждают, что «Тигр» лучше «Рыси».
Обозреватель «Совершенно секретно» уже разбирал проблему «соревнования» этих боевых машин («Битва за бюджеты», 2012, № 5). Как известно, военные выбрали Iveco, прежде всего, потому что итальянская машина обеспечивала во много раз более высокую выживаемость экипажа, нежели «Тигр»: у «итальянца» выше и класс броневой защиты, и уровень противоминной стойкости. А вот «Тигр» на защиту экипажа от подрыва совершенно не рассчитан, а броня его держит, в лучшем случае, лишь 5.45-мм автоматную пулю. Правда, проходимость «Тигра» была выше, но военные однозначно сделали выбор в пользу Iveco: впервые за всю нашу историю генералы решили подумать о солдатских жизнях? И вдруг концепция поменялась, хотя никаких кардинальных перемен конструкция «Тигра» за последние несколько месяцев не претерпела.
Тогда же министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что его ведомство намерено заказать у «Курганмашзавода» боевую машину десанта БМД-4М «Бахча»: по словам пресс-секретаря министра, Шойгу якобы уже успел на практике убедиться «в лучших тактико-технических характеристиках» этой машины. Но ещё в августе 2012 года тогдашний первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков сказал, что МО отказывается от закупок БМД-4М из-за её крайне неудовлетворительной противоминной и противопулевой защиты. Специалисты МО утверждали, что в боевых условиях ремонтопригодность машины минимальна, её алюминиевая «броня» пробивается чуть ли не чем угодно, корпус при пожаре выгорает полностью, запчасти запредельно дороги, срочники обслуживать эту БМД не смогут, а её вооружение пригодно для ведения боевых действий лишь против легкооруженного противника (читай, партизан-мятежников). Опять же, совершенно никаких изменений в конструкции БМД-4М с августа прошлого года не было, но после осмотра Шойгу её тактико-технические характеристики в одночасье стали «лучшими».
Новый поворот в какой-то степени объясняют слова министра обороны Сергея Шойгу. 26 января 2013 года в Благовещенске министр заявил, что «государство, несмотря ни на что, сосредоточилось и приняло беспрецедентную программу перевооружений». Но «что же касается зарубежной техники, мне никого не хочется обижать, но нужно поддерживать нашу промышленность». Потому за рубежом покупать будем лишь в том случае, «если иссякнут все силы и надежды на нашу промышленность». В переводе на русский язык это означает: кормить будем лишь родимый ВПК, какого бы качества продукцию он ни выдавал.
Кстати, о качестве. В августе 2012 года первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков сообщил, что количество рекламация, предъявленных военными отечественным производителям, не снижается: в 2011 году из войск поступило 2272 рекламации, по итогам первого полугодия 2012 года было 994 рекламации. Ещё в 2011 году военные представительства 336 раз приостанавливали приемку финальной продукции военного назначения. В первом полугодии 2012 года таких фактов было уже 188.П ри этом важно осознать факт печальный, но непреложный: в своём нынешнем состоянии российский ВПК в принципе не может обеспечить российскую армию и флот качественным вооружением по целому ряду номенклатур. Да что качество — иные изделия этот самый ВПК вообще не в состоянии произвести. Достаточно напомнить, что по сей день наши учёные и производственники не могут создать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), и близко способные конкурировать с израильскими БПЛА, не говоря уж про американские. Можно сколь угодно долго ругать адмиралов за покупку «Мистралей», справедливо поминая как их необоснованно высокую стоимость, так и неясность целевого назначения. Но это не отменит того факта, что наша промышленность не в состоянии качественно и, главное, быстро строить надводные корабли даже такого класса — не говоря уж про классические авианосцы
Ещё можно напомнить, что от 40 до 70% комплектующих отечественной ракетной техники, до 70% всей нашей военной микроэлектроники — импорт, поскольку сами этого уже давно не делаем. Наши танки оснащены тепловизорами французской фирмы Sagem — своих нет. Фронтовые истребители МиГ-29 СМТ оснащены навигационным оборудованием французской фирмы SIGMA. И французскими же тепловизорами — своих нет. Наши боевые вертолёты фактически не могу воевать ночью — своих тепловизоров для них у нас нет… Для ВДВ и спецподразделений ГРУ закупаются тысячи британских, австрийских, немецких, финских снайперских винтовок — винтовок аналогичного класса и качества наша промышленность не выпускает… К слову, ведь даже откровенно неудачная, если верить экспертам, пресловутая «Бахча» — она тоже принята на вооружение от полной безысходности: ничего другого для замены массы безнадежно устаревших боевых машин десанта прежних поколений просто нет.
Эксперт "Совершенно секретно" полковник запаса Василий Зацепин, заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара, видит в этих метаниях от одной системы вооружений к другой «очередную драму, наподобие имевшей место 100 лет назад, когда в России приняли колоссальную программу строительства линкоров, выбросив на ветер свыше 500 миллионов золотых рублей, а в итоге почти все эти линкоры всю Первую мировую войну бесцельно проболтались на рейдах». По мнению эксперта, нынешняя политика перевооружения исходит вовсе не из военной целесообразности: «Они сначала определились с объёмами финансирования, а лишь потом стали решать, что с этим делать и что заказать». Но, главное, полагает эксперт, у нас «нет вменяемых, разумных сценариев использования войск. Отсюда и нет ясного представления, какие требования необходимо разработать к тем или иным видам и типам вооружения». Да и кому разрабатывать эти самые требования, если проблема российской военной науки в том, полагает Зацепин, что «её нет»…
Но обратим внимание и на такой малозаметный нюанс. Как известно, «Рысь»/Iveco должны были собирать на предприятиях КамАЗа, 49,9 % акций которого принадлежат госкорпорации «Ростехнологии», ещё 27,3 % — компании «Тройка Диалог» (т. е., фактически «Сбербанку», владеющему 100% акций «Тройки Диалог»). А вот в случае же массовых поставок «Тигров» колоссальную прибыль получит уже Олег Дерипаска — именно его «Базовому элементу» как раз и принадлежит холдинг «Русские машины», куда входят и «Группа ГАЗ» (где, собственно, и делают «Тигры»), и Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель»), который должен оснастить новые «Тигры» новыми же двигателями ЯМЗ-5347-10. Кстати, на активы концерна «Тракторные заводы» (туда входит «Курганмашзавод») сейчас активно претендуют «Русские машины» Олега Дерипаски. И, с учётом реальной практики последних «пятилеток», суть дела, похоже, вовсе не в перевесе боевых качеств одной машины над другой, а в магической фамилии того, кто намерен взять главный куш от столь резкого изменения ситуации. Проще говоря, вся эта интрига — хоть с Iveco, хоть с БМД-4М — к проблеме обеспечения реальной боеспособности наших Вооруженных сил имеет весьма и весьма отдалённое отношение: это всего лишь банальный передел вкусного пирога бюджетных средств. Не более того.
Автор: Елена ВЛАСЕНКО
Комментарии