НОВОСТИ
Сам разбил лицо, сам зашил: отчим издевался над мальчиком полгода
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Контрафакт всея Руси

Контрафакт всея Руси

Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
03.12.2012
 
Один из последних прижизненных снимков композитора Вениамина Баснера (справа – композитор Павел Аедоницкий), 1995 г.  
   
 
«Горячим сердцем и чистыми руками» Владимир Путин сыграл  неофициальный гимн советского чекиста «С чего начинается Родина»
 
   
 
В треугольнике эмблемы «Миссионерской Церкви копимизма» начертан её  самый священный символ: ctrl C + ctrl V – «копируй и вставляй»  
   

Связана ли заповедь «не укради» с понятием авторских прав?

Лукерья претерпевала за «родину». У Лукерьи «щемило сердце», а потом и вовсе случился «нервный срыв». Три года назад названивала помощница московского попа: «Отдай мелодию, хор мальчиков споёт, как сонм ангелочков. Представь только: «С чего начина-а-ется Родина-а-а», – затягивала дребезжащим голоском и продолжала с напором: – Батюшка написал гениальные стихи религиозного характера «С чего начинается родина». Отдай! А хочешь, мы заплатим?»
Лукерья «абсолютно категорически» отказала, сказав, что всё это замечательно, но вам надо привлекать других композиторов. Говорила:
– Эту песню написали Матусовский с Баснером к фильму «Щит и меч». Эта песня является неофициальным гимном Советского Союза и России. И это не то чтобы некорректно – это нарушение всего, что может быть этического!
Лукерья пошла в «авторское право». Предупредила, чтобы попу не выдавали разрешение. После этого она успокоилась. Но однажды, вернувшись после четырёхмесячного отсутствия, нашла в почтовом ящике ворох возмущённых посланий.
Все, включая Олега Дормана, сына известного советского кинорежиссёра, спрашивали: «Как они могли?! Интернет кишит хорами мальчиков, поющими «С чего начинается родина» на религиозные стихи». Предела Лукерьиному возмущению не было! Оказывается, певица Анна Широченко аж в 2009 году выпустила свой альбом под названием «Сияют свечи». На диске записана песня «С чего начинается Родина» на слова протоиерея Артемия Владимирова и музыку покойного композитора Вениамина Баснера.  
А ещё, выяснили компьютерщики, друзья Лукерьи, отец Артемий Владимиров записал свою и Баснера песню «С чего начинается родина» в исполнении по крайней мере двух хоров: хора мальчиков и юношей Московского хорового училища имени А.В. Свешникова и хора мальчиков Детской музыкально-хоровой студии «Пионерия» имени Г.А. Струве из города Железнодорожного.
Лукерья пыталась с этим как-то бороться и пожаловалась корреспонденту:
– Последнюю попытку я сделала, позвонив в конце октября этого года на 5-й канал. Телевизионщики наконец поймали священника, потому что он скрывался какое-то время. Передача готовилась пять-шесть дней. Видимо, согласовывалась на всех уровнях. Начиналась передача с записи двухлетней давности, показывавшей, как Путин одним пальцем выводит на рояле мелодию «С чего начинается Родина». А в общем сюжет получился неинформативный: священник изо всех сил пытался сделать вид, что ничего не знает об авторских правах.
Она говорила «лаконично чётко». О том, как можно настоятелю церкви нарушать авторские права. Ведь тут дело уже не в авторских правах, а в «каких-то общечеловеческих». Но телевизионщики её интервью «обрубили куском» и поступили с ней так, как им хотелось.
– Всё это безумно-безумно грустно. Я заработала на этом нервный срыв, – пожаловалась Лукерья.
Следуя настояниям дочери, она даже убрала из социальных сетей все материалы по этому делу: здоровье, мол, надо беречь.

Формулы Родины
Всей полнотой авторских прав на музыку знаменитого композитора обладают только четыре человека на свете: вдова Айслу Расимовна Баснер (друзья зовут её Лукерья) и её дочь Анна (Авиталь) Вениаминовна, а также дочери композитора от первого брака – Ольга и Елена.  
Песня «С чего начинается Родина» появилась в 1968 году как запев фильма «Щит и меч». Создателям этой до сих пор популярной кинокартины, как писал поэт-песенник Евгений Долматовский, «было важно показать идейную силу советского разведчика, его нравственное превосходство над противником. Герой фильма – беззаветно преданный Родине воин, действующий в тылу врага. Вот почему режиссёр решил начать картину с песни: она должна сразу ввести зрителя в мир личных переживаний, связанных с высоким понятием Родины».
У Самуила Маршака «родная земля начинается с Кремля». О том, что с Волг начинается Россия, писал поэт Виктор Боков. Но только Михаил Матусовский и Вениамин Баснер вывели истинную «формулу Родины». Из песни слова не выкинешь, и, как писал Долматовский, «автор отобрал близкие своему сердцу черты и сделал их достоянием многих людей, хотя [они], может быть, не слышали запевки скворца и не было в семье реликвии – старой будёновки. Но всё это принесла и подарила людям песня». А исполнил её superstar советской эстрады Марк Бернес.
Песенная Родина начиналась с материнской песни, с букваря, с весенней запевки скворца и, конечно же, «с той самой берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт». Слова простые, трогательные, доходчивые. Любит этот неофициальный гимн советского чекиста и сам Владимир Владимирович Путин.
Но Родина уже другая, и слова народные, за исключением запева, у этой песни уже другие, например, такие: «С чего начинается Родина?»/ С картинки в твоём букваре?/ Пора окунуться/ в действительность,/ Ведь век уж не тот на дворе./ А может, она начинается/ С откатов бюджетных/ деньжат?/ И с тех миллиардов украденных,/ Что ныне в офшорах лежат?»
Или те, которые певец Вася Обломов скороговоркой произносит в стиле рэп: «C чего начинается Родина?»/ Этот трек про то, с чего начинается Родина./ Наверное, с денег в больнице за то, чтобы родиться,/ С раздолбанных дорог и постов милиции,/ С кукольных мультфильмов и криминальной хроники./ Со страха взорваться или попасть в заложники./ С покупки левых дипломов и липовых аттестатов,/ Техосмотров и депутатских мандатов».
Или те, что сочинил питерский актёр Алексей Девотченко, сыгравший одну из главных ролей в «Бандитском Петербурге»: «С чего же кончается Родина?»/ Со стука вагонных колёс?/ С того эшелона, что дедушку/ В Сибирь под конвоем увёз?/…/ Народным добром разворованным,/ Мигалками наглых властей?»
Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров, выпускник филфака МГУ им. М.В.Ломоносова, представил свою интерпретацию «формулы Родины»: «С чего начинается Родина?/ С церквушки над тихой рекой,/ Со Спасова древнего образа,/ С горящей свечи восковой./ А может, она начинается/ С молитвы прабабки моей,/ С нательного детского крестика,/ С Причастья у Царских Дверей…»
Но авторские права не претендуют на «формулу Родины», справедливо рассудила Лукерья Баснер и весной 2012-го решила засудить только КПРФ. Коммунисты лишь на словах были кристально честными и чистыми. А на деле они спроворили легендарную «С чего начинается Родина» для своего агитационного ролика. Предвыборное изделие кандидата в президенты так и осталось бы одним из десятков агитматериалов, если бы не узнаваемый саундтрек.  
– Все куплеты, полностью почти пять минут, огромное количество фотографий из личного архива, – возмущалась вдова композитора. – Я не против КПРФ, я не против Геннадия Зюганова, если бы эту песню с нарушением авторских прав использовал любой кандидат в президенты, мои действия были бы точно такими же.
Представитель думской фракции КПРФ тут же «перевёл стрелки»: «Этот ролик делали не мы, нам его прислали. Если есть какие-то претензии, то лучше обсудить их с производителем, который сделал этот клип». Коммунисты благоразумно отказались «крутить» украденную песню, и на этом скандал пресёкся.
А вот с настоятелем столичного храма мирно разрешить авторский спор не удалось до сих пор.  
– Никто не хочет связываться ни с властью, ни с церковью, – сетует Лукерья.
А и впрямь, подумал я, странная это история, и решил позвонить в храм Всех Святых в Красном Селе, чтобы договориться о встрече со священником. Его помощница была вполне доброжелательна, сказала, что батюшка очень занят, но на будущей неделе обязательно выкроит часик для беседы на столь важную тему. И затем в течение двадцати минут излагала свой собственный взгляд на авторское право.
Округлые слова-горох сыпались на телефонную мембрану, как из мешка. Зачем-то она рассказала о том, что известная песня «Подмосковные вечера» переделана из «Таганрогских вечеров». Что Россия погрузилась во тьму грязной бездуховности. Что батюшка Артемий выбивается из сил, наставляя на путь истинный. Что делает он это совершенно бескорыстно.
Последнее утверждение мне захотелось немедленно оспорить, но музыкальный диск «Сияют свечи» с ценником, купленный в церковной лавке, я решил приберечь для личной встречи с автором римейка. Потом я терпеливо, день за днём ожидал, когда появится «окошко» в туче забот настоятеля. Но так и не дождался. Хочу лишь добавить, что в эти дни ожидания я успел дозвониться, договориться о встрече и, главное, встретиться с известным нашим олигархом, с высокопоставленным чиновником и со знаменитым деятелем культуры…
   
Не укради!
– Не может проповедь Евангелия начаться с дурного поступка! Нарушение авторских прав, по сути, преступление против Заповеди Божией «не укради», – заявил нынешним летом председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Меры к нарушителям светского интеллектуального законодательства будут самыми строгими. В журнале заседаний Священного синода за 7 июня в разделе «Постановили» записано: «Отметить, что присвоение интеллектуальной собственности является не только преступлением светского законодательства, но прежде всего грехом». Мирянин, промышляющий пиратской продукцией, нарушает заповедь «не укради», а клирик – к тому же ещё и одно из канонических правил Святых апостолов, которое, в частности, гласит: «Епископ, пресвитер, или диакон, обличённый… в воровстве, да будет извержен от священного чина». Иначе говоря, уличённых в контрафакте ждёт лишение сана.
По данным Книжной палаты России, вся религиозная литература составляет не более 3% от общего объёма книжного рынка. Однако выручка не самая маленькая: по оценкам гендиректора издательства «Даръ», члена правления Ассоциации книгоиздателей России Георгия Гупало, ежегодный оборот православной литературы составляет около 1 млрд руб. Оценить долю контрафакта эксперты затрудняются, но, судя по всему, она довольно существенна, раз вопрос о пиратстве попал в повестку Священного синода.
Распространители контрафакта «нередко утверждают, что такая продукция более доступна для малоимущих верующих». Но это их не оправдывает. «По сути, всё это просто кража, – считает член издательского отдела РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. – Если мы говорим о том, что в государстве дух лихих 90-х должен уходить, то тем паче честность должна присутствовать в церковно-просветительской деятельности».
Правда, всё сказанное Синодом по поводу контрафакта относится к печатной продукции. Например, к «самодеятельному» изготовлению богослужебной литературы или церковных календарей, которым занимаются «небольшие группы, иногда связанные с приходами и монастырями, иногда просто частные лица на свой страх и риск». Но неплохую перспективу в борьбе с музыкальным контрафактом обещает то, что второе лицо в РПЦ – митрополит Иларион (Алфеев) широко известен как создатель ораторий, сюит и симфоний.  
А пока, к сожалению, в церкви распространено своеобразное отношение к авторским правам. Маленький пример из личного опыта. Помню, как несколько лет тому назад моя статья, размещённая на сайте известного журналистского агентства FLB.ru, оказалась на портале «Православие.ру», которым распоряжается уважаемый игумен Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Текстом монахи воспользовались, даже не спросив автора. Впрочем, я был совершенно не против этой републикации и даже слегка польщён. Но, просмотрев текст до самого конца, неприятно удивился. Покоробило то, что «Православие.ру» стёрло как фамилию автора, так и название сайта-источника.
В письме в монастырь я сделал упор на нравственное богословие, догадываясь, что на другом конце оптико-волоконного кабеля сидит семинарист Сретенской духовной семинарии. Эрудированная укоризна подействовала: авторские данные вскоре появились на своём законном месте. Однако с ними стали происходит разные странности. Ссылки на автора то появлялись на несколько часов, то исчезали. Почти физически я ощущал мучительную борьбу, которая происходила в душе неведомого мне редактора в подряснике. Благочестие православного сайта, догадывался я, беспрестанно конфликтовало с «непотребством» светского СМИ. Такая коллизия: текст – да, автор – нет. Что делать? К чести монастырского редактора, возобладало авторское право: через три дня текст целиком был удалён с сайта «Православие.ру».
Один знакомый был так же неприятно удивлён, обнаружив в магазине православной литературы «Сретение» книгу иеромонаха Серафима (Роуза), которую издал тот же Сретенский монастырь.
– Авторские права на все без исключения писания отца Серафима принадлежат братству святого Германа Аляскинского, – возмущался собеседник. – И печать этих книг без ссылки и разрешения братства – это просто воровство!
Свято-Германовское православное братство создали ещё в 1963 году два гражданина США: упомянутый иеромонах Серафим (Роуз) и архимандрит Герман (Подмошенский). Отец Серафим преставился в 1982 году. Мой знакомый был свидетелем того, как архимандриту Герману показали пиратскую книжку «Жизнь после смерти». На вклеенной в книгу фотографии был изображён сам автор о. Серафим на фоне нью-йоркских небоскрёбов.
– Бедный отец Серафим, он так и не побывал ни разу в Нью-Йорке, –только и сказал его друг и соратник.
Однако нельзя утверждать, что церковь органически отторгает сам дух авторского права. Другой знакомый столкнулся с проявлением причудливого понимания этого права:
– При посещении с группой паломников одного нового храмового комплекса на Карельском перешейке я столкнулся с запретом фотографировать новый храм и окружающие его постройки. Запрет исходил непосредственно от настоятеля. «Постройки защищены авторским правом. Спонсоры запретили фотографировать» – так аргументировал он.
А совсем недавно я познакомился с иеромонахом Владимиром, который приехал с Севера в Москву за назначением в монастырь. И пока в Чистом переулке подбирали ему обитель, батюшка ходил по столичным улицам, читал столичные газеты, знакомился с нравами столичного клира. Как-то ему попалась в руки моя статья «Пастырь «золотой мили», и он решил высказать мне всё, что накипело у него в душе, а заодно и прокомментировать скандал с авторскими правами:   
– Я думаю, это всё коммерция. И со стороны священников тоже идёт коммерция. Некрасиво, нехорошо присваивать чужую музыку или слова. Конечно, он может сказать: и я так думаю, чувствую и понимаю. Но у нас, православных, жизнь воспринимается немножко по-другому, и понимать мы должны по-другому. Люди сразу улавливают, когда священник что-то делает ради корысти.
– А ради миссионерских целей можно «обходить» авторские права?
– В церковь мы никого не тащим и тем более не используем чужую музыку в миссионерских целях. Пастырь должен быть какой? Бескорыстный, бессребреник, готовый отдать душу, положить за своих, даже за врагов. В виде образа посланника Бога. Только такой пастырь сможет привести человека к Богу.
– А в чём, на ваш взгляд, причина участившихся скандалов вокруг представителей церкви?
– Кругом одна коррупция, коммерция. Покойный патриарх Алексий Второй был против этого. И нынешний патриарх Кирилл знает всё прекрасно. И если уж ему конкретно указали в отношении дорогущих часов и недвижимости около моря, то, я думаю, надо просто научиться сознавать и признавать свои грехи, надо чётко и ответственно заявлять об этом. Признавать свою вину, не врать, не ходить вокруг да около. Замалчивая, мы не исправляемся, а, наоборот, только усугубляем своё положение.
И о том, что люди действительно сейчас отворачиваются от церкви, я серьёзно говорю. Сейчас люди не заходят в более коррумпированные церкви, где просят за требы большие деньги… Я считаю, что это самый настоящий позор: какая может быть у человека вера, если он начинает заниматься коммерческой деятельностью в церкви?

Церковь копимизма
Удивительно, как неожиданным образом порой сходятся крайности. Всего год назад Швеция официально признала новую религию и зарегистрировала исповедующую её экзотическую церковь под названием The Church of Kopimism, или Церковь копимизма (от англ. copy me – «копируй меня»). Основал её 19-летний студент философии Исаак Герсон. За считаные месяцы число её апостолов увеличилось до полутора тысяч, и распространились они по всему свету, от США до России.
Символ веры Миссионерской Церкви копимизма, на первый взгляд, какой-то ёрнический: «Интернет священен; Код есть закон; Копирование священно; Копирование информации нравственно; Копимиксирование – священный вид копирования, более священный, чем совершенное цифровое копирование; Копирование или создание новой информации на основе информации, полученной от другого человека, рассматривается как акт уважения и веское проявление признательности и копимистической веры».
«Символом Церкви копимизма является пирамида с буквой «С» внутри. Она носит название Святой Копирамиды. Комбинация клавиш «ctrl C + ctrl V» является поистине священным олицетворением акта копирования».
Однако эта «святая» вера в свободный обмен не ограничивается файлами, кодом и информацией, а распространяется также на человеческую любовь. В Церкви копимизма есть свои «священнослужители», которые не только проводят «цифровые мессы», но и оказывают различные «пастырские услуги». Например, нынешней весной в копимистской церкви, открытой в православном Белграде, было совершено первое бракосочетание. Румынка и итальянец во время «священного копимистского акта» пообещали друг другу почитать высшие стандарты обмена. Церковь торжественно провозгласила: «Вся надежда на то, что они будут копировать и смешивать ДНК и создавать новых людей. Это и есть дух копимизма. Любите и делитесь этой информацией. Скопируйте всю свою святость».
Также копимистская церковь радостно обратилась ко всему миру с комментариями: «Мы очень счастливы сегодня. Любовь – это совершенный обмен. Супружеская пара делится всем друг с другом».
Догадываюсь, недалёк тот час, когда копимисты потребуют узаконить свободу «обмена» половыми партнёрами. А пока на сайте Миссионерской Церкви копимизма идёт бурная полемика её адептов по поводу свободы файлообмена:
– В Госдуме собираются ввести ответственность за оскорбление чужой религии. А вы своими авторскими правами оскорбляете мою религию копимизма!!! Вы попадёте на платные сайты после смерти!!!
– Многие слышали про судьбу Pussy Riot. За богохульство – 2 года тюрьмы. А как считаете, скоро ли можно будет на правообладателя подать в суд?
– Кто решил, что есть запрещённая информация? Узнавать, постигать и делиться знаниями – это не грех наш. Хочу верить, что когда-нибудь люди перестанут осуждать ближнего за то, что «он слушает мои песни бесплатно»!
Для копимистов обмен любой информацией является сакральным действием. На обвинение в нарушении авторских прав они готовы ответить встречным иском о религиозной нетерпимости. Для них Родина начинается «С баяна на аське весёлого,/ С гуйни, что мир создаёт./ С хорошего юзера клёвого,/ Что файлы забанил на проксе/ Аффтара бумажной байды».
А вот православный меценат и поэт Евгений Ряпов по старинке считает, что воровать информацию и музыку грешно даже священнослужителям, ибо:
Со времён библейских на устах:
Имейте, люди, Божий страх!
Но страха нет, где есть желанье
Нажить на страхе состоянье…



Автор:  Алексей ЧЕЛНОКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку