НОВОСТИ
В Краснодарском крае шторм унес в море мешки с мазутом и выбросил на берег мертвых дельфинов
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Папы Римского больше нет. Пока

Папы Римского больше нет. Пока

Папы Римского больше нет. Пока
Автор: Александра ЕГОРОВА
Совместно с:
28.02.2013

Папа РимскийБенедикт XVI в последний раз обратился к верующим. Были закрыты ворота папского замка, что означает официальный конец полномочий Бенедикта XVI. На последней аудиенции с кардиналами Папа, в частности, заявил, что почти за восемь лет его правления «были как прекрасные, так и неприятные моменты». В марте, как ожидается, папе выберут преемника. 

О том, что Бенедикт XVI отрекается от папского престола, стало известно еще в начале февраля. В качестве причины он назвал ухудшение здоровья. Что на самом деле стоит за отречением папы? Об этом в интервью «Совершенно секретно» рассуждает религиовед Александр Солдатов.

— Вы верите в то, что Папа уходит из-за ухудшения здоровья?

— Ему уже 86 лет, а по канонам католической Церкви даже кардиналы и епископы, на которых лежит гораздо меньше забот и ответственности, должны уходить на пенсию по достижении 75 лет. С другой стороны, это радикально модернизационный шаг — ведь папы еще никогда не отрекались от своего престола добровольно (за всю историю Церкви известно лишь 4 случая отречения пап, последний из которых имел место в 1415 года).
Бенедикта ХVI обвиняли в чрезмерном консерватизме и традиционализме, а он подал выдающийся пример добровольного отказа от папства, который, в частности, подрывает известный догмат о «папской непогрешимости» в вопросах веры, явно противоречащий христианскому учению.
Среди других возможных причин отставки — утрата контроля на развивающимися в Ватикане коррупционными скандалами, в ходе которых была опубликована даже часть личной переписки папы, неспособность преодолеть «системные болезни» католической Церкви (например, педофилию), а также заметное ухудшение отношений с исламским миром.

— Как это отразится на статусе и моральном облике Католической церкви? Можно ли говорить о кризисе этого института?

— С моральной точки зрения поступок папы заслуживает как раз уважения. Это открытый демократический шаг, помогающий излечить некоторые средневековые болезни католицизма. Такое уважение к этому поступку, кстати, выразило подавляющее большинство западных лидеров.
На статусе католической Церкви это особо не отразится. В конце позапрошлого века католическая Церковь довела до предела культ папы, фактически  отождествив его с Церковью, поэтому, когда умирает очередной папа, католическая Церковь как бы мистически распадается, утрачивает связь с тем, чьим наместником считается папа. Для торжества такого учения в 1870 году были чисто политические предпосылки (объединение Италии и ликвидация Папского государства), но сегодня в демократическом мире это вопиющий анахронизм. О кризисе же этого института говорили еще Саванарола и Мартин Лютер, с тех пор этот кризис только усугубился. Впрочем, нам было бы некорректно слишком «обличать» кризис католической Церкви, поскольку в Православии он значительно больше.

— Возможно ли отречение в РПЦ? Если да, что должно случиться, чтобы в отставку ушел патриарх?

— Грандиозное моральное преимущество папы Бенедикта XVI в том, что он честно решил уйти в отставку, увидев неэффективность своего администрирования и отсутствие авторитета среди паствы. К сожалению, непохоже, чтобы патриарх Кирилл был на такое способен, хотя скандалы прошлого года практически уничтожили его репутацию, и его своевременная отставка могла бы спасти остатки авторитета РПЦ МП в российском обществе. В отличие от католической Церкви РПЦ МП, по моему мнению, является по сути служебным органом господствующего политического режима России, в то время как папа не подчинен какому-либо государству. С момента создания нынешней Московской патриархии в 1943 году вопрос об избрании и условиях деятельности ее патриарха решался исключительно в Кремле. Теоретически Кремль может принять решение об отставке Кирилла — слишком яркого и экстравагантного церковного политика. Но Кирилл, понимая это, старается ничем не огорчать Владимира Путина и других кремлевских политиков. Однако при смене политического режима в России отставка патриарха станет не только возможной, но и необходимой.

Устав РПЦ МП весьма туманно трактует отставку патриарха — он должен каким-то образом либо стать недееспособным, либо быть отрешенным 2/3 голосов Поместного собора, который, впрочем, по исправленной неделю назад на Архиерейском соборе редакции Устава РПЦ МП, созывается лишь для избрания патриарха. Пожизненное правления и полная бесконтрольность патриарха со стороны какого-либо церковного органа делает этот институт нежизнеспособным в средне- и долгосрочной перспективе. Если после смены политического режима институт патриарха и сохранится в РПЦ МП, то он станет более прозрачным и подотчетным регулярно собираемым Поместным собором. Как решил последний законный Собор Российской Церкви в 1917-18 годах, Поместные соборы с участием священников и мирян должны созываться каждые три года, а в промежуток между ними власть патриарха должны уравновешивать Синод и Высший церковный совет.

— Как уход Бенедикта XVI может повлиять на конфликт Русской православной церкви и Римской католической вокруг церквей Западной Украины, которые, по утверждению представителей РПЦ, «захватили католики», а также на отношения этих двух институтов в целом?

— РПЦ МП считала Бенедикта XVI комфортным для себя папой, поскольку он отказался от миссионерской стратегии в России и — теоретически — соглашался с РПЦ МП по «украинскому вопросу», только сделать ничего не мог. Поскольку консервативная линия Бенедикта оказалась непопулярной среди большинства католиков, очевидно, что новый папа будет либералом, а это, как ни парадоксально, приведет к активизации католиков в Украине и России, что, в свою очередь, не понравится Московской патриархии. Справедливости ради, надо только отметить, что в Украине РПЦ МП конфликтует не с Римской католической церковью, а с Украинской Греко-Католической Церковью, которая во всем является самоуправляющейся, кроме признания верховной власти и авторитета Епископа Рима.

* * *

За свою двухтысячелетнюю историю Святой Престол претерпел множество потрясений. Папской тиарой порой украшали себя отъявленные негодяи, именем Христа вершился неправедный суд и творилось изуверство, папы бывали и палачами, и жертвами. Ныне извечный спор церкви с кесарем завершен. Пусть Царство Божие не от мира сего – Святой Престол стоит на грешной земле, живет бедами и проблемами этого мира, в котором еще так много зла и несправедливости.

Анналы не сохранили сведений о том, каким образом избирались римские епископы первых веков христианства, но в том, что они именно избирались, у историков сомнений нет.


Автор:  Александра ЕГОРОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку