НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Навигаторы для армии: зато дорого

Навигаторы для армии: зато дорого

Навигаторы для армии: зато дорого
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
27.05.2013

Только ГЛОНАСС может спасти репутацию отечественных приборов, которые закупают российские военные

Первые задержания по делу о хищении миллиардов ГЛОНАСС прошли сразу после праздников, в середине мая 2013-го. ГУ МВД России по г. Москве заявило, что руководителям некоего ООО инкриминируют хищения «не менее 85 млн рублей, выделенных в рамках выполнения Федеральной целевой программы ГЛОНАСС, за якобы выполненную научно-исследовательскую работу». Само же оперативно-розыскное мероприятие провели в рамках «расследования уголовного дела, возбужденного в отношении ряда руководителей ОАО «Российские космические системы» по факту злоупотребления полномочиями…»

Полномочия те исследуют по крайней мере с прошлого года, когда для начала вдруг выявили «факты необоснованного расходования более 565 млн рублей, выделенных из бюджета государства на развитие космической системы». Затем ставки выросли, и, по словам представителей МВД, подтвердилось, что руководство «Российских космических систем» (РКС) похитило не менее 6,5 миллиарда рублей, выделенных на создание ГЛОНАСС.

После чего глава администрации президента Сергей Иванов, курировавший ГЛОНАСС в бытность свою вице-премьером, раскрыл страшную тайну: «…Где-то в 2009–2010 году у меня на уровне ощущений начали возникать подозрения, что что-то не так. После этого я встретился в закрытом совершенно режиме со следователями, операми, сотрудниками МВД… Ну, терпел. Не подавал виду, потому что я понимал, что если подам вид, то это приведет к настороженности и попытке замести следы». Пока Сергей Борисович терпел, другие воровали – в космических масштабах. И видимо, не только там.

Кирпич навигационного назначения

На сайте госзакупок можно обнаружить недавно размещенный Рособоронпоставкой заказ для нужд Минобороны на 424 изделия 14Ц853 «Бриз-КМ-И». «Бриз-КМ-И», выпускаемый ЗАО «Конструкторское бюро навигационных систем», – это навигатор. В армейском исполнении, разумеется, способный работать как в ГЛОНАСС, так и в GPS, с вроде бы неплохими техническими характеристиками – если верить паспорту. Но сумма контракта ошеломляет:
113 626 229,36 рублей, почти 268 тысяч рублей за один навигатор! Он, наверное, из чистого золота, со стразами?! Навигаторы военного назначения – даже не со схожими, а с превосходящими характеристиками, производимые в США и Европе, стоят дешевле. И во много раз: вполне можно уложиться если и не в 500 долларов, то уж в 2 тысячи – точно.

На фото: «Эру ГЛОНАСС» открывали весело… Рашид Нургалиев, Сергей Шойгу, Игорь Левитин (фото Photoxpress)

Навигаторы семейства «Перунит» для Минобороны Рособоронпоставка закупает по более «мягкой» цене: 548 изделий 14Ц875 «Перунит-В» берут за
86 003 120 рублей – по 156 940 рублей за штуку, чуть больше 5200 долларов. А 200 изделий более простой модификации, 14Ц874 «Перунит-Б», закуплены по 150 473 рубля за единицу. Тоже недешево. И это – самый обычный, по сути, навигатор, красная цена которому, наверное, от силы 200 долларов. А то и меньше. На одном из технических форумов инженеры даже детально подсчитали себестоимость такого девайса: сверхбольшая интегральная схема (СБИС) радиоприемного устройства – 15 долларов, СБИС навигационного процессора – 15 долларов, инерциально-измерительный блок – 100 долларов, дисплей и корпус – 20 долларов, на выходе – 150 долларов.

Кстати, еще в конце 2010 года те же самые «Перуниты» Министерство обороны пачками заказывало в среднем по 120 тысяч рублей – всего за два с небольшим года тот же самый приборчик, в котором не изменилось ровным счетом ничего, подскочил в цене аж на 30% – неужто инкрустировали жемчугами?

10 штук возимых (для авто- и бронетехники) приемоиндикаторов 14Ц821 «Грот-В» военные берут по 234 587 рублей за штуку. Уж не за «бронебойность» ли наценка? Больше не за что: изделие это явно устаревшее – разработка как минимум 13-летней давности, да и технические характеристики его, судя по паспорту, не так чтобы очень. Например, всего 12 каналов, хотя в куда более дешевых гражданских моделях GPS-приемников их может быть и до 42. Погрешность в определении координат – 10–15 метров. Это слишком большая величина, даже «штатские» GPS-навигаторы выдают координаты с точностью до 5–6 метров. Однако за военных можно порадоваться хотя бы потому, что с 2008 года это изделие все же подешевело – тогда эти «Гроты-В» шли в армию почти по 270 тысяч рублей. Прогресс налицо.

А вот 1713 штук так называемой малогабаритной навигационной аппаратуры потребителя КНС ГЛОНАСС/GPS 14Ц822 («Грот-М») тогда же, в 2008 году, армейцы закупили почти по 236 тысяч рублей за единицу. Сегодня «Грот-М» в цене упал – 2818 штук таких навигаторов были закуплены за 478 485 804 рубля – почти по 170 тысяч рублей за навигатор. Тоже прогресс – падение на 28%.

Но все равно почти что золотой – используемый в ряде западных армий DAGR, по всем параметрам превосходящий наш «Грот-М», стоит ныне не более 1600–1700 долларов. Работает от одного аккумулятора более 14 часов (против 8 часов у нашего), выдает точность позиционирования 2,3–4,8 метра, и может использовать электронные карты. В наш первый «Грот» электронных карт, увы, не загрузить. А уж отличие DAGR от «Грота» по предельным рабочим температурам совсем уж пикантно: нежный «иноземец» от -32 до +70° С, «русак» – лишь от -20 до +55° С. Как тогда с «золотым навигатором» работать при довольно нередких у нас (и не только для Сибири) 30-градусных морозах?! Еще к нашим навигаторам, чуть ли не всем, выкатывают большие претензии по поводу не слишком высокой защищенности от воздействия средств радиоэлектронной борьбы. Да еще неуклюж и массивен: «Грот-М», выпускавшийся до недавнего времени в металлическом корпусе, весит 800 граммов. Наверное, в бою с ним хорошо идти в рукопашную… Правда, не так давно появилась его модификация – в пластиковом корпусе, весит уже 320 граммов. Но в остальном – все то же самое: и мороза боится, и «врет» на 10–15 метров, хотя независимых каналов стало больше – 32

Зато, скажут многие, все они, от первого до последнего винтика, наши, родные. Ох, если бы. Российского в этом кирпиче – два шурупа и алюминиевый корпус. Потому как микросхемы якобы уже китайские, а аккумуляторы – французские. Дисплеи – тоже импортные. Но самое грустное, что по сей день в наших вооруженных силах фактически нет электронных навигационных карт. И потому выход в поле с отечественным устройством выглядит столь же архаично, как и десятки лет назад: офицеры по-прежнему работают с бумажными картами, используя штатный навигатор лишь для определения широты и долготы, которые и наносят на бумагу.

…Вся же эта история с закупками навигаторов как две капли воды напоминает другую – закупку Минздравом и его структурами томографов (и другого дорогого медицинского оборудования) по ценам, в разы превышающим реальные рыночные («Совершенно секретно» писала об этом в статье «Томография национальной коррупции», 2011, № 8). «Томографический скандал», помнится, был шумный – громыхало в Кремле, засучив рукава, ринулись в бой прокуроры, Следственный комитет. Даже, говорят, десяток «крупных» коррупционеров поймали – в ранге старших заместителей младшего помощника старшего повара районной поликлиники. На том и утихло, хотя как прокрутка этих, поистине колоссальных, «томографических» денег – с их распилом, откатом и выводом в офшоры – могла пройти мимо министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, ныне – помощника Президента РФ? Точно так же вопрос о неадекватных ценах на закупаемое армией оборудование должен быть адресован экс-министру обороны Анатолию Сердюкову. Впрочем, «золотые навигаторы» закупают уже при министре Шойгу.

Оборонная недостаточность

Но, возможно, все это вообще не имеет ни малейшего значения – ни цена, ни качество самих приборов. Потому что они могут работать лишь в одном-единственном случае: если орбитальная группировка ГЛОНАСС боеспособна – в смысле, дееспособна. То есть если эта группировка полноценна, если спутники ГЛОНАСС исправны, если каждый из них занимает именно ту позицию (точку, орбиту), которая необходима для реализации задач, если все они вместе действительно покрывают жизненно необходимое военным пространство, если они находятся в зоне видимости и доступности (для армейских навигаторов), и, наконец, если они действительно обеспечивают определение точных координат.

Итак, дееспособна ли ГЛОНАСС?

Для начала взглянем на американскую группировку GPS. Там 30 спутников, самый «юный» из которых на орбите 8 месяцев. Но больше такого «молодняка» в группировке нет, остальные – спутники в самом соку и ветераны, три из которых – 10% группировки – на орбите свыше 20 лет, самый «ветеранистый» из них летает с 1990 года. Все работают полноценно. Остается лишь изумляться (и завидовать) феноменальной надежности и качеству этой техники (и ее сборки) прошлого века, по сей день позволяющим выполнять штатные задачи в штатном же режиме, без сбоев – невзирая на возраст.

Еще тринадцати спутникам (43,33% группировки) от 10 до 20 лет – при штатной продолжительности жизни американского спутника 10 лет. Но именно эти ветераны, которым далеко за 10, – основа группировки GPS, их свыше половины. И, как несложно догадаться, совсем не потому, что американцам их нечем заменить или, скажем, им не по карману запуск более современных – заложенный в них запас прочности таков, что позволяет даже после превышения штатных сроков работать. Девять спутников – почти треть группировки – трудятся на орбите от 5 до 10 лет, еще пяти спутникам меньше 5 лет. В деле все 30 спутников GPS и ни одного – «временно выведенного на техобслуживание», в «орбитальном резерве» или «на этапе летных испытаний». С подобной космической составляющей можно и дебатировать на предмет достоинств или недостатков навигаторов, их технических параметров и стоимости

А вот с другой группировкой… Достаточно беглого взгляда на возраст аппаратов ГЛОНАСС, чтобы уяснить: их жизнеспособность, долговечность, значит, и надежность в разы ниже, чем у спутников GPS. Формально в группировке ГЛОНАСС сейчас 29 спутников, двум самым долгоиграющим из них, № 712 и № 714, – 8,5 и 7,5 лет соответственно. Ресурс их, по нашим нормативам, выработан без остатка, и оба они уже не работают – один свыше полугода, второй – около полутора лет. Фактически они вышли из строя, но официально значатся в лукавой графе «орбитальный резерв». В том же «резерве» болтаются, не работая, еще два спутника:

№ 722, которому скоро стукнут «пенсионные» 5,5 лет, хотя вышел из строя он еще в октябре 2011-го, проработав едва ли 2 года 3 месяца, и
№ 747, запущенный 26 апреля этого года и пока еще не введенный в систему. Еще один аппарат, «Глонасс-К1», первый спутник 3-го поколения, запущенный 26 февраля 2011 года, в систему не введен, значится в графе «на этапе летных испытаний», хотя сообщалось, что он «исправно функционирует на орбите», но запущен, мол, лишь для проведения летно-конструкторских испытаний платформы и оборудования. В действующей группировке 24 аппарата, из которых семь старше 5 лет, девять на орбите от 3 до 5 лет и восемь аппаратов работают меньше 3 лет. Такая вот «молодая» по составу, если сравнить с американской, навигационная группировка. Только вот если из 59 спутников GPS, запущенных США с 1978 года, 30 все еще работают на орбите, то у нас арифметика иная: из 118 спутников ГЛОНАСС, которые мы запустили с 1982 года, в работе – 24. Это все к той же теме надежности и долговечности. Лучше всех в которой, впрочем, разобралась Генеральная прокуратура, установившая, что спутники ГЛОНАСС глючат и выходят из строя из-за того, что при их сборке используются дешевые тайваньские микросхемы, совершенно не предназначенные для использования в космической технике. Но производителю спутников, железногорскому ОАО

«Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева», оказывается, комфортно было покупать контрабандные детали у фирм-однодневок…
При этом нареканий к точности определения координат системой ГЛОНАСС и поныне явно больше, чем к точности GPS. Это не считая того, что «до последнего времени ГЛОНАСС-устройства не выдерживали никакой критики с точки зрения энергопотребления, будучи в 10 раз прожорливее GPS-аналогов», – сообщил газете The Moscow Post представитель компании «Русские Навигационные Технологии». Также признав, что «участники рынка навигации и телематики жалуются на откровенно низкое качество софта для ГЛОНАСС, будь то электронные карты для навигаторов или «прошивки».

Стоит ли удивляться, что гражданские россияне явно предпочитают GPS, голосуя рублем. У военных нет такой роскоши, как свобода выбора: что по виртуально-штатному расписанию положено, с тем в поле и идут – если выдадут. Однако в нештатной реальности – на учениях или в боевых выходах – предпочтения нередко отдаются купленным за свой счет недорогим китайским GPS-навигаторам. Это тоже к вопросу о точности, надежности и цене отечественных «коробочек».
Кстати, о военных. До конца 2012 года Министерство обороны должно было принять в эксплуатацию систему ГЛОНАСС. Взяв на себя всю ответственность за ее функционирование и передав в управление войск Воздушно-космической обороны. Но вместо этого в конце декабря 2012 года прошло сенсационное сообщение: Министерство обороны категорически отказалось принимать систему ГЛОНАСС и ставить ее на боевое дежурство. Группировку, по мнению военных, лихорадит, нет никаких гарантий сохранения ее оптимального состава, поскольку далеко не все аппараты работают стабильно и нормально.
По мнению военных, система не развивается, а скорее деградирует.

Очень долго происходит ввод в эксплуатацию новых аппаратов – до 12 месяцев после вывода на орбиту. А за это время могут приказать долго жить те спутники, ресурс которых исчерпан, – все надо делать заново. И так – до бесконечности, никакой стабильности. Поскольку же в новых условиях расходы на содержание группировки целиком ложились бы на военных, они и взбунтовались. Чтобы ровно через месяц, в январе 2013 года, вдруг резко переменить позицию, согласившись принять ГЛОНАСС в эксплуатацию. Хотя за тот месяц не только не произошло каких-то кардинальных подвижек – вообще ничего не произошло, абсолютно! И группировка в том же составе, с теми же спутниками. Что же изменилось, если в космосе все осталось по-прежнему?

Только одно: товарищи военные и эффективные менеджеры от Космопрома договорились. Или – не договорились, но военным приказано считать, что всё в полном порядке: раз эта жестянка уже на орбите, значит, боеспособна – и точка! И служивые, как водится, взяли под козырек. Мне почему-то представляется, что наиболее реалистичен этот второй вариант. Потому как если первый, то здесь как-то уж слишком откровенно попахивает штукой с названием «коррупционная составляющая». Но ведь у нас с этим строго, не правда ли

В мае 2011 года Счетная палата сообщила, что рассмотрела результаты проверки использования финансовых ресурсов, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». Счетная палата констатировала, что в эту программу трижды вносились изменения, «в результате чего общие плановые объемы ее финансирования выросли в 5,9 раза», а на ее реализацию в 2002–2010 годы было выделено из федерального бюджета 98,7 миллиарда рублей, еще 3,3 миллиарда рублей привлечено за счет внебюджетных источников. «Как следует из материалов проверки, – говорится в заявлении Счетной палаты, – существенный рост объемов финансирования расходов во многом обусловлен затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения». И, невзирая на все вливания, «требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей», а уровень оснащения «объектов транспортной инфраструктуры» средствами ГЛОНАСС «в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте» при плане 75% составил лишь 22,6%. «Недостаточное внимание уделяется вопросам коммерческого использования системы ГЛОНАСС», – осторожно констатируют счетоводы. Но с этим выводом подчиненные Степашина попали пальцем в небо: с коммерцией вокруг ГЛОНАСС полный ажур. Разве не об этом свидетельствует дело об исчезновении как минимум 6,5 миллиарда рублей ГЛОНАСС?

Схема выкачки миллиардов, если верить следствию, банальна до гениальности: руководство ОАО «Российские космические системы» (РКС) раздавало госзаказы многочисленным подконтрольным фирмам-однодневкам, «освоив» через них миллиарды «глонассовских» рублей. Никаких работ эти подрядчики РКС на деле не выполняли. Но денежки в офшор уплыли. Потом стали падать спутники, потом пришли следователи, затем вдруг подал в отставку «по болезни» гендиректор и генеральный конструктор ОАО «РКС» Юрий Урличич (он же куратор проекта ГЛОНАСС), имя которого склоняли в связи с испарением 6,5 миллиарда «глонассовских» рублей. Но до нар Урличич так и не добрался, на время вернувшись на «глонассовскую орбиту» – в качестве советника первого замгендиректора и генерального конструктора РКС. Все как обычно: миллиарды исчезли – виноватых нет, наказанных нет; ГЛОНАСС почти не видна и денег – тоже нет. Системный подход, однако.

А может, ну их, все эти «золотые навигаторы» с бриллиантовой ГЛОНАСС? Ведь у нас же есть вполне работоспособное национальное оборудование – топопривязчик 1Т12 или 1Т12-2М-2, 1Т12М1… Хоть тебе колесный, хоть на гусеничном ходу. По сей день эти громоздкие машины, спроектированные в 40-х годах прошлого века, входят в состав основных ракетно-артиллерийских и зенитно-ракетных комплексов. А какая их комплектация, просто мечта: визир ориентированный панорамический, буссоль артиллерийская перископическая, дальномер саперный типовой, гирокомпас – опять артиллерийский, курсопрокладчик… Еще бы извлечь из музейных запасников астролябии, квадранты, секстанты и порядок.
 


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку