НОВОСТИ
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Олимпиада, пора прослушки

Олимпиада, пора прослушки

Олимпиада, пора прослушки
Автор: Михаил ШЕВЕЛЁВ
Совместно с:
28.10.2013

Сочи обещает стать полигоном для отечественных спецслужб

Начиная с 2009 года журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган изучают методы и практику, с помощью которых российские спецслужбы пытаются контролировать частную жизнь своих соотечественников. В ходе этой работы они выяснили, что зимняя Олимпиада в Сочи может превратиться не только в крупнейшее спортивное событие в истории страны, но и в фестиваль слежки за гражданами – российскими и иностранными.

По словам Андрея Солдатова и Ирины Бороган, целенаправленный негласный сбор информации о потенциальных нарушителях общественного спокойствия начался в середине 2000-х годов, в бытность министром внутренних дел Рашида Нургалиева. Эта работа была поручена федеральному и региональным центрам «Э» (противодействие экстремизму), внутри которых создавались отделы, специализировавшиеся на конкретных организациях – религиозных, политических, общественных. При этом интерес к информации о частной жизни граждан проявляли не только борцы с экстремизмом, но и банки, работодатели, страховщики, рекламодатели, средства массовой информации. Все они пользовались одними и теми же современными технологиями.

Полигон

И тут подоспела Олимпиада – мероприятие, в которое были вложены гигантские деньги. Их освоением занимались и государственные, и частные структуры. Все они оказались заинтересованы в том, чтобы контролировать потоки информации, а спецслужбы обнаружили уникальную возможность опробовать новые средства и методы.

В первую очередь оправданием для масштабной слежки стало место проведения Олимпийских игр – 2014. Близость Северного Кавказа, активность боевиков в Ингушетии и Чечне, непрекращающиеся теракты в Дагестане, открытая граница с Абхазией – очевидно, что террористическую угрозу игнорировать нельзя. Солдатов и Бороган полагают, что терроризм – не единственная опасность, угрожающая, по мнению властей, олимпийскому Сочи. Недаром работу по обеспечению безопасности игр курирует Олег Сыромолотов, руководитель контрразведки ФСБ, никогда не занимавшийся борьбой с терроризмом.

Угроза исходит прежде всего от иностранных граждан, которые захотят использовать Олимпиаду как площадку для выражения политического протеста. Например, по поводу российского закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Или в связи с арестом и обвинением в пиратстве активистов «Гринпис». Поэтому в Сочи начиная с января и вплоть до окончания Олимпиады будет действовать категорический запрет на любые публичные акции.

Собственно говоря, никто не делает большого секрета из того, что российские спецслужбы испытывают повышенный интерес к тем, кто собрался посетить Сочи в феврале 2014-го. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на официальный сайт Игр. Оказывается, билетов на спортивные мероприятия недостаточно. Необходимо обзавестись еще и своеобразной аккредитацией – паспортом болельщика, который предоставляется через трое суток после предоставления данных и необходим всем, кому больше двух лет. Для этого на сайте надо зарегистрироваться, предоставить свои паспортные данные и сфотографироваться. В тот момент, когда желающий пройти эту процедуру начнет фотографироваться, компьютер предупредит его, что используемая программа пытается активировать не только камеру, но и микрофон, то есть ваши разговоры могут быть записаны.

Гонка

Разумеется, любая Олимпиада сопровождается ужесточением мер безопасности, каждый раз она становится своеобразным соревнованием между спецслужбами. Пекинская Олимпиада-2008 сопровождалась грандиозным скандалом в связи с несанкционированным перехватом данных из социальных сетей, в котором были замешаны не только китайские спецслужбы, но и западные корпорации. В Лондоне в 2010-м была предпринята попытка использовать для контроля пространства беспилотники, но она натолкнулась на сопротивление со стороны авиационных властей.

Россия пока выглядит фаворитом в этой гонке: в Сочи будут использоваться беспилотники, уже закупленные Управлением МВД по Краснодарскому краю и пограничниками. Речь идет о самых современных моделях, способных действовать  в дневное и ночное время. Не отстало и Министерство обороны, приобретшее к Олимпиаде новейшую сонарную систему, помогающую контролировать морское и подводное пространство.

Что касается системы слежения за переговорами по мобильной связи и за общением с помощью Интернета, то здесь найдется место и уже действующей системе СОРМ, и новым разработкам.

СОРМ или PRISM?

СОРМ – это система, позволяющая получить доступ к любым переговорам и переписке: по электронной почте, по мобильным и обычным телефонам, в чатах и мессенджерах. Никакой российской монополии в этом нет, точно такая же система есть и у американских спецслужб

Принципиальное отличие состоит в том, как она применяется. И в России, и в США для получения доступа необходим судебный ордер. В Штатах, получив этот документ, сотрудники спецслужб отправляются к провайдеру, который открывает им доступ к переписке и переговорам конкретного абонента. В России ордер тоже необходим, но показывать его сотрудники спецслужб никому не обязаны. Каждый оператор или провайдер обязан устанавливать у себя соответствующую аппаратуру, к которой сотрудники этих компаний доступа не имеют – данные передаются напрямую в государственные структуры, имеющие право на перехват информации (таких насчитывается восемь).

Судя по совершенно открытым источникам, перехват информации пользуется растущей популярностью. Согласно статистике судебного департамента Министерства юстиции, количество ордеров, выданных судами, с 2007 по 2012 год возросло более чем вдвое – с двухсот тридцати до пятисот с лишним тысяч. И это без учета контрразведывательной деятельности, в рамках которой также осуществляется прослушка, но данные о ней засекречены.

К Сочинской Олимпиаде произошло значительное техническое обновление системы. Например, проложены сети 4G, которые невозможно отыскать даже в столицах (именно в связи с этим организаторы обещают самый дешевый и эффективный Wi-Fi). Кроме того, операторов сотовой связи и интернет-провайдеров обязали установить новое оборудование для обеспечения доступа спецслужб. Это не вызвало у них энтузиазма, поскольку закупать и монтировать оборудование они должны за свой счет. Одна из компаний, попытавшаяся уклониться от установки прибора «Омега», уже оштрафована.

Нашлось место и совершенно новым технологиям. Год назад в связи с принятием закона о блокировке и фильтрации сайтов была рекомендована Министерством связи и массовых коммуникаций и внедрена всеми операторами телекоммуникационного рынка система, известная на Западе под аббревиатурой DPI (Deep Packet Inspection), которая позволяет не только блокировать сайты, но и идентифицировать пользователей Интернета. Предположим, существует сайт или группа в социальной сети, созданные каким-то оппозиционным политиком. Система DPI позволяет установить всех посетителей этих ресурсов, включая даже тех, кто воспользовался ими анонимно. После этого они ставятся на прослушку с помощью уже испытанного СОРМа. То есть оперативный работник уже не должен проводить никакую работу, ему достаточно подозрений в потенциальной опасности того или иного человека.

По сути, речь идет о той самой деятельности, которую разоблачил технический сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Он рассказал об американской системе PRISM. Но скандал разгорелся не из-за самой системы, о существовании которой было известно и раньше, а из-за попыток использовать ее без получения соответствующего судебного решения. Именно так используется отечественный СОРМ.

 

На фото: Рашид Нургалиев (слева) и Олег Сыромолотов готовятся к Олимпиаде


Автор:  Михаил ШЕВЕЛЁВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку