НОВОСТИ
Песков: мигранты нужны России, и мы приветствуем их приезд
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Дети, отдыхающие и не очень

Дети, отдыхающие и не очень

Дети, отдыхающие и не очень
Автор: Игорь ИВАНОВ
Совместно с:
28.10.2013

Что пришло на смену пионерским лагерям

Не все знают: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по совместительству еще и «почетный орленок».

Это звание было получено им 20 мая 2013 года в детском оздоровительном лагере «Орленок». На шею премьеру повязали треугольный триколор, по форме весьма напоминающий пионерский галстук. В ответ высокий гость произнес прочувствованную речь, которую фиксировали для истории средства массовой информации, разного рода чиновники, представители педагогического сообщества, разбавленные устроителями действа, как писали в добрых советских репортажах, смеющейся детворой.

Все ради детей

Дмитрий Анатольевич говорил об успехах, которые достигнуты страной на ниве детского отдыха. «Открытие сезона совсем скоро, у нас запланирована работа около 52 тыс. учреждений, которые, как ожидается, примут почти 8 млн 400 тыс. ребят (в 2012 году было на 100 тыс. меньше). Это – более половины всех российских школьников. Цифра солидная», – сообщил Медведев.

С 1600 до 1900 вырастет количество детских палаточных лагерей – поддержал премьера тогда  Главный государственный санитарный врач России, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Ну, разумеется, речь в «Орленке» шла не только о впечатляющих достоинствах, но и об отдельных недостатках. О недостатках  отчитывалось МЧС: «Совместными комиссиями проверено свыше 26 тыс. лагерей и выявлено более 8,5 тыс. нарушений, которые представляют реальную угрозу для жизни и здоровья. Буквально в течение 10–14 дней мы должны все недостатки в этой сфере устранить», – заявил министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков.

Ну и конечно, в процессе этого важного государственного разговора премьер-министр вспоминал свое детство –  говорил, к примеру, что ел, может быть, и безвредно, но невкусно. Чем подвел к идеологическому выводу: «не надо идеализировать прошлое».

Прав премьер – поговорим о нашем настоящем.

На фото: Отдых по-пионерски (ИТАР-ТАСС)

Не по-пионерски

Надо сказать, что совещания, посвященные детскому отдыху, проходят в руководстве РФ перед летними каникулами регулярно. И денег на этот самый отдых выделяется сравнительно много.

Общее количество ведомств, которые курируют детский отдых, впечатляет.

Напомню, кто сопровождал премьер-министра в памятной поездке в лагерь «Орленок». Вице-премьер Ольга Голодец, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, глава МВД Владимир Колокольцев, глава МЧС  Владимир Пучков, Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко…  Из тех людей, кто важен для нашей истории, отметим не упоминаемого нигде главу Ростуризма Александра Радькова. Именно Ростуризм по своему функционалу вроде бы и должен заниматься контролем за местами размещения (детскими лагерями) и средствами доставки (поезда, самолеты и автобусы) российских детей в эти самые места размещения. Словом, делегация, осчастливившая «Орленок», была более чем представительной. Не это ли свидетельство, что детским отдыхом занимаются на самом высоком уровне?

Итак, денег немало, внимания со стороны высоких чиновников тоже, и результат, судя по парадному отчету в «Орленке», явно неплох.

Однако, если глянуть на этот отчет «вооруженным взглядом», тут же выяснится: объявленные цифры прячут массу серьезных проблем.

Мешающие подробности

Такие здравницы, как «Орленок», в России можно пересчитать по пальцам. Огромная система пионерских лагерей, существовавшая вплоть до 1990-х годов, окончательно разрушена. Те дети, чьи мамы-папы побогаче, едут отдыхать в Болгарию и Грецию, Италию и Испанию. Но семей, которые могут себе это позволить, не так много. Подавляющее большинство вынуждено пристраивать детей в лагеря попроще. Какой выбор?

В основном те же самые школы, в которых дети и так проводят многие месяцы. Просто летом они чудесным образом превращаются в оздоровительные лагеря, а учителя – в вожатых. По данным руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по детскому туризму, заслуженного путешественника России Сергея Минделевича, из 52 000 названных в отчетах оздоровительных лагерей 88 процентов – это так называемые лагеря дневного пребывания.

Есть ли альтернатива? Теоретически – да. Разрушенную систему пионерских лагерей хотя бы отчасти могут заменить лагеря палаточные. С ними, если верить Геннадию Онищенко, у нас вроде бы все в порядке – на упомянутом выше совещании тогда еще главный санитар страны заявил, что в 2013 году количество палаточных лагерей увеличится до 1900 (с 1600 в 2012-м). Неплохо? Даже отлично – если не знать, что еще в 2009 году в России было более 7 тысяч детских палаточных лагерей! А если знать, то возникает вопрос: почему всего за три года количество таких лагерей сократилось почти в четыре раза

Все просто: эти лагеря доконало ведомство того же самого г-на Онищенко, которое в 2010 году выпустило нормативы – так называемый СанПиН, – регламентирующие правила отправки детей в многодневные походы и пребывания в палаточных лагерях. Более 5 тысяч лагерей в новые правила не вписались.

Палатки и сангигиена

Я, как и премьер-министр, не идеализирую советское прошлое. Но из опыта своего детского отдыха мне есть что вспомнить.

Я учился в школе в 1980-е годы и, как многие мои ровесники, проводил каникулы в походах. Половина нашего класса предпочитала этот отдых любому другому. Мы путешествовали по Подмосковью, выезжали на Урал, облазили большие и малые вершины на Северном Кавказе. Однажды даже выбрались на Таймыр. Мы умели с одной спички зажечь костер и готовить кашу в котелке, спать в палатке и передвигаться по весьма пересеченной местности, таская на спине множество килограммов своего и общественного имущества. Не всегда было легко – но я очень хорошо помню это время, наши маршруты разной категории сложности. И помню наших инструкторов – фантастически преданных своему делу людей. Кстати, «походники» не знали простуд и бронхитов в отличие от тех, кто ездил на южные курорты с мамами-папами.

Начиная с 7-го класса мы проводили в походах все каникулы. Половина нашей походно-туристической компании поступила потом на геологический факультет МГУ.
Ничего подобного сейчас нет. Что мамы-папы стали другими, оберегают детей от трудностей? Или инструкторов не найти? Или опасности на просторах нашей страны прибавилось? Возможно, что и то, и другое, и третье, но главное – в другом. 

Для того чтобы школьная группа отправилась в поход, ей до последнего времени нужно было около 50 различных согласований.

В числе этих согласований, к примеру, такие: «Открытие туристического лагеря передвижного и непередвижного (стационарного) осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения лагеря» (п. 1.7) СанПиНа (санитарных правил и норм в редакции до 2013 года).

То есть, если вы собрались в горы, где наверняка станете лагерем, необходимо, чтобы до вас это место посетил сотрудник Роспотребнадзора, удостоверился, что все соответствует санитарным правилам, после чего санкционировал ваш выезд к месту будущего лагеря.

Вот как комментировала этот пункт Наталья Грушевская, директор Красноярского краевого детско-юношеского «Центра туризма и краеведения»:
«Открытие лагеря предполагает посещение места его проведения специалистами Роспотребнадзора. В Красноярском крае в 2010 г. планируется проведение 305 палаточных турлагерей и походов с учащимися, из них стационарных – 51, передвижных – 97, походов – 157. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли специалистов Роспотребнадзора для проведения экспертизы и своевременной выдачи заключения? Позволяет ли уровень турподготовки этих специалистов посетить все планируемые места проведения лагерей, зачастую отдаленные, находящиеся в горной или таежной местности? Или на походы действие данного документа не распространяется? За чей счет будут организованы выезды специалистов Роспотребнадзора в труднодоступные места?» Последнее очевидно – не за их же счет… Требования – прекрасный повод для вымогательства денег с детских учреждений «за прием мест лагерей».

Напомним, что нарушение СанПиНа влечет за собой вполне конкретные санкции против организаторов лагерей. В результате, как и написано выше, после введения три года назад в действие нового СанПиНа значительная часть палаточных лагерей была закрыта. Потеряли работу сотни педагогов-организаторов, инструкторов-походников, тренеров. Повсеместно стали закрываться станции юных туристов.

Только летом этого года, во многом благодаря уже упомянутому выше Сергею Минделевичу, а также другим известным путешественникам – Дмитрию и Матвею Шпаро, о ситуации доложили лично «почетному орленку». И Дмитрий Медведев приказал разобраться. В результате нелепые требования СанПиНа были отменены – но дело было сделано, де-факто детский оздоровительный туризм надо поднимать заново.

На фото: В эпоху, когда Геннадий Онищенко не был санитарным врачом

Мир без границ, но с проблемами

Помимо летних лагерей в школах и палаточного отдыха, существует и традиционный коммерческий туризм для детей. Однако и тут не все в порядке.
Десятки туристических компаний предлагают свои услуги – сегодня отправить ребенка в любую страну мира вполне реально. Были бы деньги. Можно отдыхать на море, изучать иностранные языки, жить в лагерях или семьях и т.д. и т.п

Правда, в туристической рекламе не рассказывают о весьма типичных казусах, с которыми сталкиваются родители, когда отправляют детей в подобные поездки.

Вот один из самых типичных. Дети выезжают в лагерь, организованный на базе отеля, – солнце, море, all inclusive. Но только вдруг оказывается, что отель отдал под лагерь один из своих корпусов, тогда как в другом по-прежнему отдыхают взрослые. Территория – одна. Бары на каждом шагу. Обслуживают всех без разбора. Ну и как подростку удержаться от соблазнов взрослой жизни? Результат – массовое алкогольное отравление.

Или другая ситуация, многократно описанная прессой в дни извержения исландского вулкана и запрета на полеты.  Сыновья-дочки отправлены в Лондон, живут в семьях, из-за извержения вылет рейса отменен, дети должны выселиться, но жить им негде, а по железной дороге им ехать нельзя, так как у них нет шенгенских виз. И страховки у них нет. И договора с туроператором у родителей нет.

Подобных историй, связанных с детским коммерческим туризмом, можно привести много, они разные, но в них есть много общего.

Прежде всего – фантастическое легкомыслие родителей.

Например, учительница решила отвезти группу школьников из Москвы в Санкт-Петербург. Знаете ли вы, что даже если добрая учительница делает все это бесплатно – она нарушает законодательство РФ? По сути, поездка детей из Москвы в Питер и обратно является групповым туризмом, которым должна заниматься специализированная компания (туроператор), застраховавшая свою деятельность и имеющая как минимум запись в государственном реестре, который ведет Ростуризм. Все остальное – прямое нарушение закона.

Похоже, только сейчас в правительстве РФ согласились с тем, что детский отдых – это такой же туризм, как туризм для взрослых. И значит его регулированием, а также развитием и защитой прав потребителей должно заниматься одно ведомство – Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Кто-то один должен отвечать и за школьные экскурсии, и за результаты удивительных тендеров, когда отдых для малоимущих детей выигрывают непонятные, якобы туристические компании, в которых никто не слышал ни о страховках, ни о реестрах. Кто-то один должен бороться с перевозчиками, думающими только о своей прибыли. Кто-то должен контролировать питание в недешевых детских лагерях, купание в реках и в море, доступность медицинской помощи.

Не стоит приукрашивать советское пионерское прошлое. Но и несоветское непионерское приукрашивать тоже не стоит. Даже если это происходит на торжествах с участием премьер-министра.

ДОСЬЕ

Избранные места из СанПиНа, «убившего» палаточные лагеря, с комментариями Сергея Минделевича

Туристские лагеря, как гласит п. 1.2, «организуются для детей от 12 лет и старше… В исключительных случаях в палаточные лагеря допускается прием детей с 10 лет, занимающихся в туристических объединениях и имеющих соответствующую физическую подготовку».

Комментарий Сергея Минделевича: «Эта норма противоречила «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ», утвержденной Минобразования РФ, минимальный возраст участников некатегорийных походов, экспедиций, многодневных дальних экскурсий установлен в 7 (!) лет».

«Рекомендуемая продолжительность смены 5–21 день в непередвижном лагере. В передвижном лагере для неподготовленных детей, впервые участвующих, – не более 3–4 дней; для подготовленных, занимающихся в туристических объединениях, – не более 6–8 дней» (п. 1.11).

Комментарий Сергея Минделевича: «Таким образом были фактически поставлены вне закона многодневные походы».

«Продолжительность смены определяется наличием условий для проведения банных дней 1 раз в 7 дней и температурой наружного воздуха в ночное время, которая в течение 3 дней подряд не должна быть ниже 15°С».

Комментарий Сергея Минделевича: «В любых горах температура ночью снижается на 10 и более градусов. Значит, детям в горы ходить нельзя? Но и в равнинной Карелии, например, температура ночью обычно опускается на 15 градусов. И летом там обычно организуется до 100 передвижных полевых лагерей – их все теперь надо закрыть? Палаточные лагеря для детей организуются даже в Эвенкии, на севере Красноярского края… И если уж нужны нормативы по ночлегу, то устанавливать их надо не в отношении нерегулируемой температуры воздуха, а скорее по спальным мешкам». 

«Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов… используемые для приготовления блюд и напитков в турлагерях: …мясо жилованное (мясо на кости), цыплята (куры) потрошеные, рыба­-филе, колбасные изделия, молоко, творог, яйца, сыр, сметана, масло сливочное…»

Комментарий Сергея Минделевича: «Как хранить эти продукты в условиях полевого лагеря и при этом не отравить детей? А вот консервы часто использовать нельзя – для этого «продолжительность смены не должна превышать 7 дней».

п. 2.6: «Перед открытием непередвижного лагеря и в местах стоянок передвижных лагерей проводятся: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами».

Комментарий Сергея Минделевича: «Получается, что инструкторы лагеря должны до похода посетить все запланированные места ночевок и провести там генеральную уборку. А если маршрут проходит по территории заповедника или национального парка, где такое запрещено? И неужели через каждые 3–4 недели надо отправлять людей с косами по всем маршрутам, где растет трава?»


Автор:  Игорь ИВАНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку