НОВОСТИ
В Краснодарском крае шторм унес в море мешки с мазутом и выбросил на берег мертвых дельфинов
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Экс-сенатор Сергей Пугачев & Co., кредитная история

Экс-сенатор Сергей Пугачев & Co., кредитная история

Экс-сенатор Сергей Пугачев & Co., кредитная история
Автор: Андрей СОТНИК, финансовый аналитик
Совместно с:
28.01.2014

Смогут ли российские следователи вернуть в страну украденные миллиарды?

Недавно стало известно: следствие по делу бенефициара Межпромбанка (МПБ) и экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева продлено до 20 апреля 2014 года. То есть расследование займет в совокупности как минимум 39 месяцев. При этом сам Пугачев  в конце прошлого года был объявлен в федеральный, а затем и  международный розыск. Басманный суд даже вынес постановление о его заочном аресте, которое, впрочем, вскоре было отменено.

Напомним, первое уголовное дело по факту преднамеренного банкротства Межпромбанка было возбуждено еще в январе 2011 года. В ноябре 2013 года  появилось еще одно дело – «по факту хищения путем обмана с декабря 2008 года по апрель 2009 года неустановленными лицами денежных средств ЗАО МПБ». А через день обвинение в растрате было предъявлено и самому Сергею Пугачеву, который к тому времени покинул территорию России.

Никаких подробностей о сумме похищенного, также как и о роли Пугачева в предполагаемом хищении, пока нет. СМИ между тем предполагают, что речь идет о незаконном выводе за пределы РФ денег, полученных Межпромбанком от Банка России в кризис 2008–2009 годов в качестве беззалоговых кредитов. Всего Межпромбанк получил тогда от ЦБ более 40 млрд руб. (невозвращенный остаток долга не более 30 млрд руб.).

Итак, говоря о «деле Сергея Пугачева», мы вынуждены исходить из предположений, которые пока не нашли официального подтверждения. Но одно очевидно: следствие говорит о крупномасштабном хищении денег, в котором, по его версии, замешан Межпромбанк и его бенефициар.

В этой непростой юридической коллизии меня – как экономиста и добросовестного налогоплательщика РФ – интересуют не собственно статьи УК и возможное наказание, а совершенно иное: помогут ли действия Следственного комитета вернуть уведенные из страны деньги или эти средства так и останутся лежать на офшорных счетах где-нибудь на Британских Виргинских островах или в Новой Зеландии?

Итак, что должны сделать российские правоохранительные органы, чтобы не только установить факт хищения, но и вернуть украденные деньги в российский бюджет?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю читателям фрагментарный обзор тех направлений, которые – на мой взгляд – имеет смысл изучить российским следователям, если они озабочены не только строгим приговором, но и возвратом украденного. 

Фото: РИА «Новости»

Насколько сложна задача? Сложна, и очень – с какой стороны ни посмотри. Во-первых, деловые связи бенефициара Межпромбанка весьма и весьма обширны. А во-вторых, большую часть документов, которые подтверждают их, невозможно добыть в России. Еще 13 марта 2007 года Арбитражный суд Москвы констатировал, что при приеме дел от временной администрации по управлению банком было выявлено отсутствие электронно-информационной базы Межпромбанка, документации бухгалтерского учета и отчетности, а также части основных средств и материальных запасов банка.

Это, конечно, осложняет задачу, но не превращает ее в нерешаемую. Хорошо знакомый метод поджога сельских магазинов в СССР перед ревизией в эпоху глобализации не работает.

Если хищение имело место, то его следы будут неминуемо обнаружены. Хотя бы уже потому, что сегодня любые крупные хищения всегда являются результатом действий ряда физических и юридических лиц. Таким образом, следы деятельности Межпромбанка как юридического лица, его топ-менеджеров, бенефициара или бенефициаров и их высокопоставленных покровителей наверняка остались в разных точках земного шара, где документы, в отличие от России, бесследно не исчезают. Вот лишь некоторые из этих точек.

Приглашенные звезды

В руководстве Межпромбанка, как известно, работали не только граждане РФ. Для того чтобы отследить финансовые операции обанкротившейся структуры, было бы полезно официально пообщаться с бывшими топ-менеджерами – например, с  Джеральдом Ковальски из Credit Suisse First Boston, или Бертом Восом из ABN Group, или Сержем де Паленом из итальянской автомобильной группы Fiat и прочими. Получить их свидетельства не так уж трудно – достаточно обратиться в соответствующие службы ряда зарубежных стран в рамках имеющихся соглашений о правовой помощи. Возможно, в ходе этих бесед прояснились бы не только финансовые схемы, которые использовал банк и его руководство, но и названия офшоров, через которые эти операции проводились, и их бенефициары. Могли бы всплыть и многократно используемые счета в тех или иных зарубежных банках. А также имена посредников, которые могли действовать в связке с тем же господином Пугачевым. И наконец, эти беседы могли бы пролить свет на обстоятельства, при которых исчезли 30 кредитных миллиардов рублей.

Если бы подобные действия со стороны российских правоохранительных структур были предприняты, о них бы наверняка сообщила зарубежная пресса. Но она молчит

Кипрский след

Необходимо также пристально изучить имущество экс-банкира, находящееся вне территории РФ. Направление поиска в целом понятно.
Достаточно вспомнить о покупке через кипрский офшор личных самолетов Gulfstream IIB и Falcon 2000 французского производства, зарегистрированных в США. Запросы в соответствующие службы Кипра в рамках имеющихся соглашений о правовой помощи позволили бы узнать название этого кипрского офшора, его бенефициаров, счета в зарубежных банках, которые использовались в сделках, имена соучастников операций. И, как и в первом случае, ответить на главный вопрос: нет ли в этих сделках следов тех самых пропавших 30 миллиардов?

Французский след

Нелишне вспомнить и другую историю. Именно господин Пугачев стал владельцем  французской  газеты France Soir, заплатив за нее 1 евро и вложив в нее – по сообщениям СМИ – 90 миллионов евро (80 – в бумажную версию и 10 – в сайт).  Соответствующий запрос российских следователей помог бы выявить офшоры, через которые эта покупка проводилась, и их бенефициаров, а также используемые при этом счета в тех или иных зарубежных банках.

И это не все. Напомню, что в феврале 2012 года российское Агентство по страхованию вкладов через французский суд уже добилось введения обеспечительных мер (запрета на продажу) в отношении замка Chateau de Gairaut. Тогда же было установлено, что этот замок оформлен на компанию Snc Villacota 3, конечным владельцем которой является Пугачев. Зная название компании, не так уж и трудно выяснить, что за офшор подпитывал финансово и эту французскую фирму, а также имена бенефициаров этого офшора, используемые им счета в зарубежных банках и деловых партнеров. Ну и, как во всех вышеупомянутых случаях, разобраться с тем, есть ли в сделках этой компании следы 30 миллиардов. Замечу, что эти расследования необходимо провести не только по упомянутым мною, но и по всем прочим объектам французской недвижимости, приписываемой нашему герою. И не только ему, но и третьим лицам, которые были с ним тесно связаны в этот период.

Английский след

Известно также, что Сергей Пугачев владеет недвижимостью в Лондоне и Ворчестершире (Worcestershire). И в этом случае с помощью британских коллег российские следователи могли бы получить информацию о том, какие офшоры были источниками средств для приобретения этой недвижимости, и их бенефициарах. Ну и далее по уже известному списку – об используемых в этих сделках счетах, а также об их соучастниках – россиянах и не только. Ну а в итоге – прояснить вопрос о том, есть ли в этих операциях с недвижимостью следы похищенных 30 миллиардов и не участвовала ли в этом некая постоянно действующая группа партнеров экс-сенатора.

В данном случае не так важно, когда приобреталась недвижимость. Зато важны примененные при этом финансовые схемы. Если они одинаковы во всех описанных случаях – то речь может идти о систематическом многолетнем мошенничестве.

Люксембургский след

Несколько важных вопросов российские следователи могли бы задать и в Люксембурге. Известно, что Виктор Пугачев (старший сын Сергея Пугачева и его первой  супруги Галины) проживает в Монако. В мае 2010 года Виктор Пугачев приобрел в Люксембурге компанию Twentieth Emerald S.а r.l. Любопытное совпадение. В начале июля того же года Межпромбанк там же допустил дефолт по евробондам на сумму 200 млн евро. Одномоментно акционерный капитал Twentieth Emerald был увеличен до 9,95 млн. Затем сын экс-сенатора избавился от люксембургских активов и продал свои акции панамской компании Tricklewood Group S. A.

Не менее перспективное направление – история с евробондами, которые котировались на Ирландской фондовой бирже (все эти операции проводились через специально зарегистрированную компанию – IIB Luxembourg S.A.). Так что запрос в правоохранительные органы Ирландии помог бы в идентификации непубличных доселе лиц, причастных к дефолту по евробондам. Параллельный запрос российских правоохранительных органов в Люксембург помог бы и в этом случае узнать название офшоров, причастных к сделкам, их бенефициаров – ну и далее по уже известному читателям списку.

«Райский» след

Инспекционная проверка, которая проходила в Межпромбанке с сентября по декабрь 2009 года, выявила: банк активно занимался выводом средств из России. Основная часть кредитов предоставлялась компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности. Всего таких компаний было больше ста. Каждой из них банк выдавал кредит в размере 1–2 миллиардов рублей, обеспечением по которым выступали векселя офшорной компании, зарегистрированной на территории, которую принято считать налоговым раем – Британских Виргинских островах

Запрос на Британские Виргинские острова помог бы собрать информацию по уже известным нам направлениям – офшоры, счета, названия банков, имена партнеров. И в очередной раз получить ответ на главный вопрос – о бенефициарах похищенных 30 российских миллиардов.

Дочки и внучки

Согласно российским источникам, к аффилированным структурам Межпромбанка можно отнести его розничную «дочку» «Межпромбанк Плюс», «Объединенную промышленную корпорацию» (ОПК, в ведение которой передавались контрольные пакеты «Северной верфи», Северо-Западного пароходства, Ковровского механического завода), а также нефтяные компании «Белые ночи», «Аки-отыр» и др. Это значит, что российские следователи должны иметь полную информацию о деятельности каждой из них вне территории РФ, а они вели ее весьма активно.

Анализ информации по каждой из этих компаний позволит дополнить картину по используемым господином Пугачевым офшорам, счетам, а также по его неизвестным до сих пор партнерам. Ну и, как во всех вышеперечисленных случаях, обнаружить (или не обнаружить) следы пропавших 30 миллиардов рублей. 

Кремль

Межпромбанк был до определенного момента одним из  финансовых институтов, близких к Кремлю. Хотя бы уже поэтому следствию необходимо обратить внимание на всех российских руководящих лиц, имевших отношение к выделению и переводу Межпромбанку 40 млрд рублей. И одновременно – проверить активы этих лиц, которые зарегистрированы за рубежом. И снова нам важны названия офшоров, счета в западных банках, фамилии партнеров по сделкам. Нет ли и тут следов искомых 30 миллиардов?

Разумеется, это далеко не все точки, где можно получить важную информацию, без которой вернуть в российский бюджет уведенные 30 миллиардов (если, конечно, будет доказано в суде, что они украдены) окажется невозможным. Но даже этих сведений  – могу предположить – окажется достаточно, чтобы выявить многолетние устойчивые связи Межпромбанка и его бенефициара (или бенефициаров) за пределами РФ. Эта же информация позволит установить, есть ли следы 30 миллиардов рублей вне РФ. На основе собранных документов – уверен – можно будет и определить, действовал ли господин Пугачев в одиночку или в составе устойчивой группы лиц. И в какой мере вина за уведенный кредит лежит персонально на нем. И сколько предстоит изъять у каждого из этой устойчивой группы конфиденциальных собенефициаров, возможно, спрятавшихся за спиной экс-сенатора.

И только тогда вопрос о возврате денег в Россию может быть решен. Как именно? Традиционно для цивилизованного мира. Собранные вне территории России документы могут стать основой для исков в суды тех стран, где размещены  украденные миллиарды. Не один иск – несколько, по количеству юрисдикций, которые будут фигурировать в собранных документах. Таким образом, надо готовиться к процессам в разных странах – в каждой, где обнаружатся документальные доказательства следов пропавшего кредита. Только выиграв судебные процессы по месту хранения «испарившихся» миллиардов, можно вернуть деньги в страну. В сумме это может составить значительно больше, чем 30 миллиардов, возможно всплывут и иные суммы сомнительного происхождения. А для этого решения исключительно российских судов практически бесполезны. Впрочем, из этого правила есть исключение.

Возможно, главная информация о бенефициарах афер хранится в трастах.  Напомню, что Международный промышленный банк еще летом 2006 года, впервые раскрыв структуру собственности, указал, что все его акции переданы в новозеландский траст OPK Trust Company. Единственный цивилизованный способ получить сведения о бенефициарах этого траста – представить в местный (в нашем случае – новозеландский) суд доказательства того, что в момент создания траста было совершено мошенничество. Никаких иных правовых путей нет. И вот тут крайне важны конкретные формулировки российских обвинений. Если речь идет действительно о мошенничестве и если доказательства будут весомы, то есть шанс использовать решение российского суда в суде новозеландском.

Исключительно в качестве одного из дополнительных доказательств. Наряду с решениями английских, кипрских, французских, люксембургских, ирландских, а также судов Британских Виргинских островов и прочих судов тех стран мира, где обнаружатся следы украденных 30 миллиардов. Эти процессы помогут не только вернуть деньги, но и установить, в чьих интересах, возможно, действовал экс-сенатор – какой-либо властной группировки или исключительно в собственных. Не исключал бы, что в результате международных расследований выяснится, что роль Пугачева в афере с миллиардами в России сильно преувеличена.
Тяжелая и долгая работа? Не спорю. Но профессио-налы во всем мире давно научились ее выполнять, находить похищенное и с помощью судов возвращать украденное законным владельцам – будь то государство, конкретное юридическое или физическое лицо.

К сожалению, российская практика, несмотря на провозглашенный Президентом России курс на деофшоризацию, пока не дает поводов для оптимизма – отечественные правоохранительные органы никогда еще не возвращали украденное из страны с помощью западных судов. (К слову, негосударственная «Альфа-групп» и не совсем государственная группа ВТБ делают это практически всегда.)

Объявление в международный розыск, заочный арест,  приговор, вынесенный российским судом, – все это абсолютно бессмысленно с экономической точки зрения: украденные деньги так в Россию не вернуть. И неважно, кем именно они были украдены – условными пугачевыми, березовскими, полонскими, антоновыми или несколькими тысячами иных безвестных героев, преспокойно проживающими во многих зарубежных странах.
 


Автор:  Андрей СОТНИК, финансовый аналитик
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку