Золотая клетка, темный коридор
Совместно с:
08.04.2014
Евгения Васильева впервые продемонстрировала для «Совершенно секретно» свой автопортрет в виде полуобнаженной островитянки, написанный, когда она была беременна от экс-министра обороны Анатолия Сердюкова
Никогда не думал, что к золотой клетке ведет такой темный коридор. Темный настолько, что, споткнувшись, переломаешь ребра о невидимые мраморно-гранитные углы или зубами неожиданно сдерешь позолоту с дверной ручки. Но впереди, на расстоянии вытянутой руки, шла Даша – конфидентка, как говорили встарь в благородных домах, Евгении Васильевой. А шли мы по коридору третьего этажа в доме в Молочном переулке, расположенном в самом дорогом районе Москвы, названном «Золотая миля». Неужели экономят на подсветке? Или так полагается, если в квартире рядом находится заключенный под домашний арест?
На фото: Автопортрет Евгении Васильевой в виде полуобнаженной островитянки (Фото автора)
Из темноты сразу попадаешь в апартаменты цвета молока разных оттенков: молочно-матовые стены, молочно-опаловая мебель, молочно-лазурный эркер, молочно-розовый стол в гостиной. Депрессивный черно-лиловый костюм хозяйки – как прореха на загрунтованном полотне художника.
Надо ли повторять, что Евгения Васильева скандально известна своей работой в Министерстве обороны и этой самой «13-комнатной» девичьей светелкой с видом на храм Христа Спасителя? Это подтверждают даже бусины от Swarovski размером с крупную черешню на ее молочно-девичьей шее. Однако формальности надо соблюсти.
Расселись вокруг овального стола в гостиной: Игорь Дудинский, редактор книги стихов Васильевой, конфидентка Даша, адвокат Хасан-Али Бороков и сама хозяйка. Я был единственным, кто предпочел чай. Заварила чай – молочный улун и принесла из кухни чайник из молочно-бледного фарфора собственными руками Васильева.
Беседа вначале не очень клеилась. Хозяйка то многозначительно поглядывала на потолок, то тревожно косилась на мой невключенный диктофон. Нервничала, мне она явно не доверяла. Адвокат дремал.
А мне казалось пошлым сразу спрашивать про любовь министра обороны. Зашел издалека: не считаете ли вы, Женя, что персональный корень ваших больших проблем произрастает из Виктора Алексеевича Зубкова, друга Путина и тестя Анатолия Сердюкова? Васильева энергично замотала головой: нет и нет. Может быть, произнесла, произрастает из его дочери, да и то навряд ли.
Адвокат вдруг встрепенулся и по-боксерски выбросил руку, чтобы зачем-то схватить мой невключенный диктофон. Рукав его пиджака зацепил носик чайника и пол-литра горячего молочного улуна залили стол и водопадом устремились на пол. Пока я спасал свою электронику, Васильева бросила на стол кухонное полотенце, а затем, присев на корточки, принялась возить тряпкой под столом. Хасан-Али, красный как рак, только цокал языком по-восточному.
Лед был сломан. Васильева попросила Дашу показать мне квартиру. Написанными маслом картинами, большими, малыми и гигантскими, были увешаны все стены, их было несколько десятков. Оказалось, все они написаны хозяйкой дома только за последние два-три месяца (!) и заняли места изъятой коллекции антикварной живописи.
– Вот этот автопортрет Женя писала, еще когда была беременна, – Даша показала на полотно, выполненное в стиле постимпрессиониста Поля Гогена: Васильева изобразила себя в виде обнаженной туземки с острова Таити. Эта картина была написана, когда Васильевой, очевидно, еще грезилась счастливая жизнь с любимым на лоне девственной природы, в райских кущах.
Другая картина – «Рай». Огромного размера яблоко красно-багрового цвета, с ярко-винно-желтыми мазками, занимает почти все пространство этого полотна. Крохотные обнаженные фигурки Адама и Евы лишены ярких красок и почти сливаются с ландшафтом Рая. Таким способом художник, видимо, показывает, что заплатил несоразмерную цену за обретенное познание истины. (Кстати, все свои картина Васильева подписывает словом EVA.)
Потом в облике кота в этот придуманный рай воровски проникает генерал-майор юстиции Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Проникнув, он цинично насмехается над художественным вкусом Васильевой, над ее образом жизни, привязанностями и принадлежностями. Все это отображено на полотне «Кот и Маркин», которое, как сообщила Васильева, уже нашло своего покупателя.
За генералом логично следует «Цирк», в котором угадывается наш российский суд: измазанные гримом глумливые рожицы прокуроров (в стиле Иеронима Босха), а среди них – стройная девичья фигурка подсудимой на шаре (в стиле Пабло Пикассо).
И апофеоз этой домашней персональной выставки: совсем недавно написанная картина «Ангел». Это молодая женщина (конечно же, сама Васильева) с огненными крылами и со связанными накрепко руками. Без сомнения, здесь художник использовал образ «Демона» Врубеля – «грозного ангела с израненной человеческой душой, сидящего посреди чуждого ему мира, страдающего от людского несовершенства».
Картина «Ангел» помещена на форзаце «Васильковых песен» – подготовленной к печати книги стихов Евгении Васильевой. Ее стихи и картины были так неприкрыто автобиографичны, что, казалось, можно не брать интервью, не расспрашивать о секретах большого бизнеса, не выведывать личные тайны
Совесть
Все продается, все покупается –
Это ведь рынком теперь называется.
Вы захотели калоши продать –
Вот и копейка в кармане опять.
Вы захотели стать мисс красоты –
Раз! – и красивая самая вы.
Вы захотели кого-то сгубить –
Вон кандалы уж несут подарить.
Брат наш земной горазд хоть куда.
Выгода – это большая борьба.
За деньги ребята себя продают,
Все что угодно – на том и живут.
Должность большую продаст командир.
Совесть чужую купит кассир.
Женщины деньги любят гурьбой.
Мужчины радеют за рубль кривой.
И все продается, и все продают.
Совесть почем же сегодня куют?
А совесть купить никто не горазд?
Ведь совесть – она не комфортна для масс.
Зрелищ и хлеба им всем подавай –
Вот современный богатый роман!
СМИ продают и гнев, и любовь –
Сделать готовы из кукол врагов.
А совесть все также в чулане висит.
Сказали: вы стары, ваш образ избит.
Вас быстро списали – духовности нет.
Теперь вы в опале, не авторитет.
И думает совесть, как люди глупы,
Совсем не хотят даже думать они.
Они позабыли, в чем жизни есть смысл,
И тратят все деньги на сущий каприз.
А деньги – бумага, она не проста.
Отчетом зовется любая строка.
И вам отчитаться придется за все,
Что боль и разлуку другим принесло.
Но вопросы Васильевой я подготовил заранее и вручил ей в письменном виде. Через неделю, также в письменном виде, получил ответы, которые мы публикуем почти без изменений:
1. Подробности из биографии представителей старших поколений семьи
– Где Ваши предки работали в советское время? Что помогло отцу организовать успешный бизнес? Были ли у него деловые или дружеские отношения с чиновниками из питерской мэрии?
– Все коренные питерцы. Дедушка – офицер Военно-морского Флота СССР. Бабушка – преподаватель русского и литературы. Мама занималась научно-исследовательскими работами в Институте химии и силикатов. Отец – кандидат физических наук. Всю жизнь занимался разработкой и производством волоконно-оптического кабеля. Никаких отношений с чиновниками из питерской мэрии у отца никогда не было. Общеизвестно, что он был категорически против моей работы в государственных структурах.
Я решила поработать на благо государства, чтобы внести свой вклад в развитие страны. Теперь я об этом жалею, так как это принесло большой вред мне и моей семье. Я не украла ни копейки бюджетных денег, и никто меня не заставит поверить в этот миф.
Слово «патриотизм» сейчас воспринимается не всегда адекватно. Но именно эту черту привили мне мои родители. Также они привили мне чувство любви к родине. Еще подростком я написала стихотворение «Родина», которое стало основанием для насмешек и укоров ввиду того, что якобы «мохнатые руки» в нем – это руки Сердюкова. Мой дедушка был офицером, и я всегда уважала военных. Я никогда не собиралась уезжать за границу, хотя и имела несколько очень выгодных предложений. Именно родители всегда твердили мне, что я обязана жить здесь и делать все для того, чтобы наша страна стала лучше.
Именно родители привили мне понятия добра и зла. Я понимаю, что клевета – это страшный грех. Я никогда не пойду на это, ни в обмен на свободу, ни в обмен ни на что иное. На сегодняшний день я могу только молиться, глядя на монастырь из своей клетки. В церковь, которая находится напротив моего дома, меня не пускают даже в самые крупные церковные праздники.
2. Первые пять лет после окончания университета (2001–2006)
– Почему Вы решили заняться риэлторской деятельностью, вместо того чтобы работать в бизнесе своего отца? Красивая, образованная, умная и волевая женщина, из состоятельной семьи – невозможно поверить, что Вас не окружала масса поклонников, претендентов на руку и сердце. Есть среди них те, которые завоевывали Ваше сердце?
– Первые пять лет после окончания университета я занималась своей основной специализацией – юриспруденцией в области хозяйственного права и никакого отношения к риэлторской деятельности не имела. В последующем я занялась инвестиционной деятельностью, потом строительной. В бизнесе своего отца я не хотела работать, так как решила добиться всего сама.
Среди моих поклонников, безусловно, были достойные люди, которым я до сих пор благодарна за то, что они меня многому научили и подарили мне много приятных и счастливых мгновений жизни
3. Столичная жизнь до ареста (2006–2012)
– Итак, Вы могли бы составить блестящую партию и жить «как за каменной стеной», но уезжаете в столицу, чтобы начать жизнь если не с нуля, то в условиях негарантированного успеха. Чем объясняется этот переезд: соображениями карьеры или, быть может, несчастливая любовь?
– Переезд в Москву для меня был логичным и обоснованным. Так как офис головной компании, в которой я работала, находился в Москве, и это лишь отражало тенденцию моего роста. Несчастливая любовь бывает, наверное, у каждого человека. Но мой переезд не был с этим связан.
– Уже через год после переезда в Москву, в 28-летнем возрасте, Вы становитесь во главе петербургского отделения крупнейшей строительной компании «СУ-155». В чем секрет карьерного взлета?
– Карьерного взлета в моей жизни никогда не было. У меня было поступательное движение по карьерной лестнице. Я всегда много работала. Оставалась в офисе всегда дольше всех. В университете я очень любила и хотела учиться. Что касается моей работы в Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ, я считаю это не взлетом моей карьеры, а ее падением.
– Еще через год Вы занимаете политическую должность советника зам. руководителя Администрации Президента РФ. Это произошло до знакомства с Анатолием Сердюковым? Можно ли рассказать об обстоятельствах этого знакомства? Какое место этот человек занимал в Вашей жизни? Кто Вам вручал орден Почёта?
– Должность советника на общественных началах в государственной структуре я получила до знакомства с Сердюковым. Познакомилась с ним на совещании, посвященном строительству Кронштадтского Морского собора. Сердюков – человек, которого я очень уважаю. Это единственный человек, под руководством которого я согласилась работать на государственной службе, нарушив категорический запрет моего отца по этому поводу. Вся та грязь и ложь, которую распространяют заинтересованные лица в отношении него, лишь подтверждают его принципиальность, силу характера и мощь.
Я считаю Сердюкова великим реформатором, очень работоспособным, талантливым и современным человеком. Он всегда был патриотом и отдавал всего себя для того, чтобы сделать нашу страну лучше. Он никогда не занимался болтологией и не пускал пыль в глаза. Он всегда добивался результата, несмотря на то, что кому-то это не нравилось. Заметьте, даже в ситуации травли он не позволил себе ни одного высказывания в укор, что свидетельствует о его высоких моральных принципах.
Орден Почёта мне вручал министр обороны. На тот момент никаких личных отношений у нас не было. Они начались после того, как я уволилась с государственной службы. В общей сложности я проработала в министерстве порядка полутора лет. Ко мне в дом ворвались вооруженные люди спустя 8 месяцев после работы в министерстве обороны. Теперь я уже два года нахожусь под домашним арестом.
4. После ареста (2012 – по н.в.)
– Как изменился образ жизни после ареста?
– До ареста я все свое время проводила на работе. Приходила поздно домой и ложилась спать. Раз в неделю я ездила в Санкт-Петербург к моим родителям для того, чтобы они не скучали без меня. Единственное, на что я еще находила время, это два раза в неделю заниматься спортом.
После ареста моя жизнь превратилась в кошмар. Меня унижали, надо мной смеялись, меня оскорбляли, в отношении меня была проведена мощная PR-кампания по уничтожению моей личности в глазах общественности. Ложь и клевета не могли ее опровергнуть, так как любое наше слово тонуло в бесконечности ангажированных статей и репортажей.
Я испытывала и испытываю сильнейшие душевные боли. Я почти два года не видела родителей и не могу быть с человеком, которого люблю. Мне на ногу, как на собаку, повесили браслет, который уже второй год мне натирает ногу, и приурочили это ко дню 8 марта. Также меня лишили медицинской помощи и возможности дышать свежим воздухом. При этом врачи сказали, что из-за отсутствия лечения у меня больше никогда не будет детей.
– Изменилось ли Ваше представление о жизни вообще, произошла ли переоценка жизненных ценностей?
– Переоценка жизненных ценностей у меня не произошла. Она ровно такая же. Единственно, раньше я не думала, что в XXI веке могут побеждать настолько вопиющее невежество и беспардонность. Я думала, что такое бывает только в кино.
– Вам знакома изнанка жизни российского истеблишмента – как Вы охарактеризуете нравы, царящие во властной верхушке? Как изменились Ваши отношения с высокопоставленными чиновниками?
(На этот вопрос Васильева решила не отвечать. – А.Ч.
– Говорят, что Вы потеряли ребенка. Что стало причиной этому? Как отнесся к этому Анатолий? Как изменились Ваши отношения?
– Да, я потеряла ребенка из-за сильнейшего стресса, который мне пришлось пережить после того, как ко мне в квартиру ворвалась банда вооруженных людей. Мы оба очень переживали, но уже вскоре нас разлучили друг с другом.
– Ваше творчество – стихи, живопись и музыка – спасает от психологического гнета, от однообразия домашнего ареста или это способ самовыражения? Как бы Вы сами определили стиль своего творчества? Кого Вы считаете образцом для подражания в своем творчестве?
– Единственный выход для того, чтобы не сойти от всего с ума, – это мое творчество. Мне сложно определить его стиль. Единственное, что оно очень искренно и отражает мой внутренний мир как ничто иное.
Мой любимый художник – Ван Гог. Мой любимый поэт – Анна Ахматова. Моя любимая певица – Adele. Свое будущее я пока не вижу. Но знаю точно, что никто меня не заставит признать, что все, что мне дорого и, по моему мнению, является добрым и светлым, должно стать грязным и гнилым.
СПРАВКА
(Фото из личного архива Евгении Васильевой)
Бывшая начальница Департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева находится под домашним арестом с 23 ноября 2012 года. Она обвиняется по 12 эпизодам, связанным с продажей недвижимого имущества ОАО «Оборонсервис» и хищением денежных средств этой компании. Главное военное следственное управление сообщало: якобы Васильева «нанесла ущерб, превышающий 3 миллиарда рублей».
Когда полицейские пришли ранним утром с обыском, в квартире Васильевой находился министр обороны Анатолий Сердюков. При обыске в ее квартире изъяли 19 кг золота и платины и 51 тысячу драгоценных и полудрагоценных камней.
Стоимость квартиры Васильевой в Молочном переулке составляет около 6 миллионов долларов, ее общая площадь – 192 кв. м, жилая – 118 кв. м. В квартире шесть жилых комнат.
За короткое время Васильева обрела всероссийскую скандальную славу и послужила прототипом для героинь ряда кинокартин и театральных постановок. Режиссер Ася Коренева сняла фильм «Жертва», в основу сценария которого легла история любви Сердюкова и Васильевой.
Родилась в 1979 году в Ленинграде, окончила в 2001 году юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Отец Васильевой – успешный предприниматель, совладелец компаний «Пластком» и «ОКС 01», изготавливающих и поставляющих оптоволоконные кабели и пластмассовые трубы.
Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
Совместно с:
Комментарии