НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Почему КГБ и ЦК КПСС с самого начала интересовались советским роком?

Почему КГБ и ЦК КПСС с самого начала интересовались советским роком?

Почему КГБ и ЦК КПСС с самого начала интересовались советским роком?
Автор: Алексей БОГОМОЛОВ
Совместно с:
27.05.2014

Высшие партийные инстанции и Комитет госбезопасности тридцать лет пытались оказывать влияние на рок-музыку в СССР и даже на популярных зарубежных исполнителей. Была подключена пресса, создавались специальные репертуарные списки, запрещались для исполнения и публичного прослушивания отдельные песни и даже стили, а отечественных музыкантов, любивших и игравших рок, начали преследовать еще с конца пятидесятых…

Секс, водка, рок-н-ролл. Томск, 1957 год

На родине рок-н-ролла в Соединенных Штатах с хронологическими рамками все давно ясно. Самой первой песней в этом жанре считается записанная в марте 1951 года песня Айка Тёрнера «Rocket 88». А дальше пошло-поехало. Мы же в нашей истории до сих пор разбираемся слабовато. Самый известный популяризатор отечественного рока Артемий Троицкий в книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» писал, что первый рокер Советского Союза появился не где-нибудь, а в Риге и Латвия может выказывать по этому поводу гордость. Звали его Валерием «Сэйски» Зайнутдиновым. Именно он стал первым петь-играть в 1960-е американскую музыку: год рождения его группы «Ревенджерс» – 1961-й. Его соратник Петерис (Пит) Андерсон исполнял эту музыку с 1963 года. Но Пит Андерсон и Сэйски Зайнутдинов пели на английском, а первой группой, которая исполнила песню на русском, до сих пор считались «Соколы» (1965)…
 
Но на самом деле все было совсем иначе и гораздо раньше!  В 2013 году были рассекречены хранящиеся в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) документы КГБ при Совете Министров СССР, которые свидетельствуют о том, что местом рождения советского рока является не Рига, не Москва, не Питер, а далекий Томск! И появилась первая рок-группа не в 1960-х, а в 1957 году, и уже через два года она попала в поле зрения бдительных чекистов. Она исполняла песни собственного сочинения и называлась «Клуб рок энд буги»!
 
14 января 1961 года начальник управления КГБ при СМ СССР по Томской области Макогин подготовил аналитическую записку, в которой черным по белому было написано следующее: «Летом 1957 года ОСИПОВ В.Н., 1937 года рождения, ныне студент 1-го курса медицинского института, совместно с другими лицами, не занимавшимися общественно полезным трудом, организовал группу стиляг под условным названием «КРЭБ» (клуб рок энд буги). В том же году, будучи призванным в ряды Советской Армии, Осипов в письмах своим друзьям высказывал клевету на советскую действительность, на комсомол и призывал их активизировать деятельность КРЭБа. В январе 1959 года, после демобилизации из рядов Советской Армии, Осипов вместе с другими студентами СТАРШИНОВЫМ, ПОКРОВСКИМ, АНТОНОВЫМ и др. неоднократно организовывали сборища с выпивками и оргиями, на которых разучивались стильные танцы, стихи и песни безыдейно-вульгарного, аполитичного содержания, авторами которых были ОСИПОВ и СТАРШИНОВ. В апреле 1959 года с ОСИПОВЫМ В.Н. Управлением КГБ была проведена профилактическая беседа. Однако в настоящее время вновь получены данные о его нездоровых антисоветских настроениях».
 
В данном сюжете речь идет о первой известной советской рок-группе вообще! И о ее деятельности, кстати, известно не только по цитируемому секретному документу КГБ, но и по подготовленной на его основе Отделом науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР записке в бюро ЦК по РСФСР «О работе Томской партийной организации по выполнению закона о перестройке высшей школы»…
 
Как чекисты ловили радиопиратов
 
Вообще-то в конце пятидесятых годов, несмотря на «оттепель», попасть в лапы сотрудников КГБ было достаточно просто. Нужно было сделать хоть что-то «несанкционированное». Осенью 1959 года в ближнем Подмосковье развернулась охота спецслужб на две подпольные радиостанции, работавшие где-то в районе Можайского шоссе. Автомобили с радиопеленгаторами выезжали, как только «пираты» выходили в эфир. Чекисты осматривали дома и участки на предмет растянутых проводных антенн. И наконец им улыбнулась удача!
 
8 декабря 1959 года из недр Лубянки вышел удивительный документ под грифом «Секретно» с названием «СПРАВКА КГБ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОДЕЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ В СССР И РЕПЕРТУАРЕ ИХ ПЕРЕДАЧ». Процитируем ее начало: «28 ноября с.г. в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР поступил сигнал о работе двух неизвестных радиостанций в средневолновой части вещательного диапазона. Передачи этих радиостанций были слышны в районе г. Кунцево и на станции Гучково (видимо, имеется в виду ст. Тучково. – А.Б.) Московской области. Через указанные радиостанции передавались в эфир идеологически невыдержанные песни, низкопробная джазовая музыка и частные переговоры».
 
В ходе спецоперации 4-го отдела ОТУ КГБ были установлены два местных жителя 18 и 19 лет «из числа рабочей молодежи», проживавшие в поселке Жаворонки Кунцевского района. Одного задержали, другого – нет. На месте были изъяты «радиопередатчики кустарного изготовления на диапазон средних волн, микрофоны, магнитофонные приставки типа «Волна», грампластинки кустарного изготовления с песнями Лещенко и магнитофонные пленки с записями джазовой музыки (Рок-н-Рол, Буги-Вуги и др.) и идеологически невыдержанными песнями («Привет из дальних лагерей», «Мурка», «Уркаганы» и др.)».
 
Радиопираты были настолько наивны, что в своих передачах (а они вещали с августа по ноябрь 1959 года) просили присылать отзывы и пожелания на один из своих домашних адресов. Чекисты в результате изъяли многочисленные письма радиослушателей, в которых сообщалось о слышимости и содержались просьбы поставить ту или иную песню. 
 
Самым опасным сотрудники КГБ считали то, что основной контингент слушателей составляли военнослужащие из близлежащих воинских частей, расквартированных в Кубинке, Часцах, Архангельском. Похоже, что слушали эти радиостанции все военнослужащие и расставаться с ними не хотели. В справке КГБ с возмущением отмечалось: «Характерно, что из особых отделов вышеперечисленных воинских частей о работе незарегистрированных радиостанций, передающих песни Лещенко и другие низкопробные передачи, никаких сигналов не поступало».
 
Конечно, в сталинские времена ребятам бы не поздоровилось и лет пять лагерей они уж точно бы заработали. Но оттепель есть оттепель. Пойманного с поличным радиолюбителя оштрафовали, второго пообещали выловить и тоже подвергнуть соответствующей каре, а мешок писем солдат-слушателей чекисты «полагали бы целесообразным» отправить в Главное политическое управление Советской Армии (тов. Голикову Ф.И.).
 
Самое интересное, что всю эту ахинею насчет «джазовой музыки «Рок-н-Рол и Буги-Вуги» подписал не какой-нибудь малограмотный старшина или лейтенант, а лично генерал-майор инженерно-технической службы, начальник 4-го отдела ОТУ КГБ при Совете Министров СССР П. Кузнецов!
 
А вот «Битлов» поначалу проворонили…
 
Никите Сергеевичу Хрущёву было не до каких-то там западных исполнителей, ему бы со своими «пидарасами» (так он 1 декабря 1962 года ласково именовал представителей неформальной художественной интеллигенции) разобраться! И конец 1962-го и весь 1963 год The Beatles спокойно пели себе свои песни, гастролировали, записывали альбомы. И всё без внимания ЦК КПСС и КГБ! 
 
Опомнились «компетентные органы» только когда битломания захватила весь мир, а сами The Beatles отправились в триумфальную поездку по Соединенным Штатам. К сожалению, не сохранилась отчаянная шифротелеграмма советского посла в Великобритании Александра Солдатова, призванная обратить внимание ЦК КПСС на «идеологически невыдержанные» песни ливерпульской четверки. Но в ее развитие заведующий Отделом культуры ЦК КПСС Дмитрий Поликарпов 21 марта 1961 года подготовил и отправил в секретариат ЦК «Справку к шифротелеграмме № 3749» следующего содержания:
 
«В сообщении совпосла речь идет о модных исполнителях эстрадных песен – молодых англичанах из Ливерпуля – Д. Харрисоне, П. Маккартни, Д. Ленноне и Р. Старре. Ансамбль под аккомпанемент гитар и барабана «выкрикивает» песенки, сопровождая их, по свидетельству одной западной газеты, «кривлянием и непристойными движениями». Квартет стал известен под названием «Битлис» (отбивающие ритм – англ.), исполнителей называют также жуки (по созвучию английских слов).
 
Популярность ансамбля быстро растет, в особенности после сенсационного турне по США. Вокруг него делается бизнес группой английских и американских предпринимателей.
 
В советской печати было опубликовано о «битлах» несколько резко критических статей и фельетонов. Газета «Известия» напечатала сообщение своего корреспондента об увлечении «битломанией» в США под рубрикой «Мораль толстосумов». Фельетоны и материалы были опубликованы в «Литературной газете» (4 марта с.г.), «Московском комсомольце» (13.2.1964 г.), «Московской правдой» (17 марта), журналом «Ровесник» № 3, 1964 г.
 
Редакциям центральных газет соображения, высказанные т. Солдатовым, сообщены». 
 
На письме Поликарпова стоит резолюция секретаря ЦК КПСС, председателя Идеологической комиссии ЦК Леонида Ильичева: «Согласиться». Карт-бланш на кампанию по критике «Битлсов» был дан. Но битломания в СССР только набирала обороты. «В отчете британского посольства в Москве за 30 июля 1964 г. говорилось о том, что долгоиграющие пластинки с записями твиста или хорошего твиста продаются за 70 руб. каждая, а пластинка «Битлсов» стоит на черном рынке 50 руб. Эти цены, по мнению авторов отчета, были «завышенными». Пластинки попадают в СССР всеми возможными путями. 6 октября черный рынок музыкальной продукции будет подвергнут резкой критике в статье в «Вечерней Москве».
 
К критике «идеологически чуждых» битлов приложили руку многие, в том числе и многоуважаемый композитор и общественный деятель Никита Богословский. В статье «Из жизни «пчел» и навозных «жуков», в части «А теперь о жуках», опубликованной в «Литературной газете» от 3 марта 1964 года, он писал: «Кто же они, эти загадочные «жуки», имеющие такую фантастическую популярность?» – спросит читатель. Увы, это всего-навсего английский эстрадный ансамбль «Битлз» (жуки), состоящий из четырех человек – Джорджа Харрисона, Поля Маккартни, Джона Леннона и Ринго Стара. Трое с гитарами, один ударник – и все четверо… чуть было не сказал – поют! Трудно себе представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент, какое содержание в этих опусах. Достаточно сказать, что одна из их песенок называется «Катись, Бетховен!» (Богословский имеет в виду песню Чака Берри «Roll over Beethoven», которую The Beatles записали в 1963 году на своем втором альбоме. – А.Б.). Когда «битлз» испускают свои твистовые крики, молодежь начинает визжать от восторга, топать и свистеть».
 
Самое смешное – то, как Богословский попытался выступить в роли пророка. Обращаясь к «жукам», он писал: «Но готов биться об заклад, что протянется это еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится! И придется вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу…»
 
Уже через много лет, в мае 2003 года, когда Пол Маккартни выступал на Красной площади, а в ГЦКЗ «Россия» проходил юбилейный концерт в честь Богословского, кто-то из журналистов спросил его о той злополучной статье. «Ой, как я ошибся, как ошибся!» – шутливо причитал Богословский. И торжественно сообщил: «Я думаю, что я был пьяный!»  
 
Насколько я помню, самая злобная антибитловская пропаганда пришлась на середину шестидесятых, а с 1968 года накал ее постепенно стал сходить на нет. Возможно, Пражская весна повлияла, возможно, что-то еще. Я помню, как по мотивам рисунков Херлуфа Бидструпа появился мультфильм «Скамейка», в котором почти полностью звучала битловская «Can’t buy me love», помню показательные выступления Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова под «Rock’n’roll music», помню, как купил за рубль тридцать в магазине «Мелодия» на Калининском проспекте пластинку «Музыкальный калейдоскоп» с песней «Девушка»/«Girl» («исполнители – квартет «Битлс», музыка и слова народные»)…
 
Но потом, в начале восьмидесятых, все вернулось…
 
Допускаются выкрики, попытки массовых танцев…
 
19 июля 1982 года озабоченный председатель КГБ СССР Виталий Федорчук отправил «второму человеку» в КПСС, секретарю ЦК КПСС по идеологии Юрию Андропову, под грифом «Секретно» спецсообщение № 14790-Ф. Заголовок был пугающим и интригующим: «О негативных проявлениях в поведении отдельных категорий зрителей в ходе выступлений зарубежных артистов и просмотров произведений западного киноискусства».
 
 
    На фото:
    Рок-группа,
    название которой
    в переводе
    означает
    «Мстители»,
    была организована
    в 1961 году в Риге.
    Ее лидером был
    Валерий
    Зайнутдинов
    по кличке Сэйски
    (третий справа)
 
Первая часть этого послания была явно написана под влиянием обращений «советских деятелей культуры», обиженных тем, что отечественных исполнителей (в данном случае – классической музыки) советские зрители принимали менее тепло, чем зарубежных. Сам тон спецсообщения председателя КГБ выдержан в стилистике 1930-х годов: «9 июля этого года в Большом зале Московской государственной консерватории состоялось торжественное закрытие VII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, в ходе которого были официально подведены его итоги, а также дан заключительный концерт лауреатов. В процессе награждения победителей со стороны большинства зрителей открыто проявилась демонстративная тенденция к явно завышенной оценке некоторых зарубежных исполнителей и прежде всего представителей США и Великобритании, встреча которых сопровождалась продолжительными аплодисментами, доходившими порой до вызывающей нарочитости. Наиболее отчетливо это проявилось при награждении англичанина Донохоу П. (II премия), американцев Заяц Д. (на самом деле Зайц Долора. – Ред.) (III премия) и Барбагалло Д. (VII премия). В то же время вручение наград советским исполнителям, занявшим более высокие места, проходило в обстановке не более чем обычных приветствий. Этот контраст усилился во время выступлений лауреатов на концерте. Так, пианист из Великобритании Донохоу П. после своего номера неоднократно вызывался на сцену и был буквально усыпан цветами.
 
По мнению ряда присутствовавших, такая реакция на его выступление не в полной мере соответствовала объективности, а была создана искусственно. Это подтверждается также тем, что после оваций, устроенных англичанину, многие зрители покинули концерт и выступления советских лауреатов Овчинникова Владимира (II место, фортепиано. – Ред.) и Забилясты Лидии (I место, сольное женское пение. – Ред.) проходили при полупустом зале».
 
Вторая часть сообщения председателя КГБ более общая: «Нездоровый ажиотаж вокруг мероприятий в рамках культурного обмена проявляется и во многих других случаях, в частности на предыдущем конкурсе имени П.И. Чайковского, конкурсе артистов балета, во время внеконкурсного показа фильмов западного производства на международных фестивалях, а также в ходе кинонедель ФРГ, Франции, Италии, Швеции, Канады и других стран».
 
Досталось и западным эстрадным исполнителям: «Гипертрофированный интерес вызывают и гастроли в СССР некоторых зарубежных эстрадных «звезд». У входа в зрительные залы устраиваются столпотворения, обстановка на конкурсе бывает накалена до предела, допускаются выкрики, попытки массовых танцев.
 
Среди любителей эстрадной музыки постоянно распространяются всевозможные слухи о предстоящих гастролях зарубежных артистов, что будоражит общественное мнение и в значительной степени предопределяет указанные негативные моменты. В 1981 году такого рода слухи распространялись относительно шведского ансамбля «АББА», сейчас активно муссируется сообщение одной из московских газет о выступлении итальянского певца Челентано, хотя Госконцертом СССР этот вопрос окончательно не решен».
 
Проявление эмоций во время концертов и других массовых мероприятий вообще не очень приветствовалось правоохранительными органами. Я вспоминаю анекдотический случай времен перестройки. Шел февраль 1987 года. В лужниковском Дворце спорта проходили концерты «Машины времени» и бит-квартета «Секрет». А параллельно с этим мероприятием, но уже в гостинице «Космос» шел международный форум типа «Врачи за мир». На концерт в рамках культурной программы пригласили не только наших – «Машину», «Секрет», Градского, Бичевскую и других, но и специально привезенных западных звезд: Демиса Руссоса, Йоко Оно, Пола Винтера, Криса Кристофферсона. Именно ему, киноактеру, музыканту и автору песен, которые поют с полтысячи исполнителей,  Андрей Макаревич одолжил гитару для выступления, а затем пригласил его в Лужники. Самое интересное, тот пришел! С красивой беременной женой (по-моему, у них уже готовился третий или четвертый ребенок) Кристофферсон сидел в партере недалеко от звукового пульта. Рядом с супругами неотлучно находился переводчик Госконцерта Воронков, который объяснял им, что происходит. Я же наблюдал процесс, сидя чуть сзади. Во время выступления «Секрета» Кристофферсон вел себя спокойно, а когда на сцене появилась «Машина» и зазвучало что-то жизнеутверждающее, вскочил и стал пританцовывать.
 
Через пару минут к нему ринулся сержант милиции, который прямо через Воронкова, сидевшего с краю, схватил американского гостя за плечи и с криком: «Сядьте немедленно!» силой усадил его в кресло. Но тут вспылил переводчик, человек в общем-то мирный и спокойный. Он локтем двинул в живот сержанту и выкрикнул: «Да вы что! Это же сам Кристофферсон!»
 
Тот с неохотой отпустил американца, совершенно ошалевшего от такого приема, и протянул с явным непониманием: «А-а-а, Кристофферсон… Ну тогда ладно…» Больше актер до конца шоу с места не вставал…
 
Время поставило все на свои места. The Beatles и не думали выступать по провинциальным кабачкам за кружку пива, советский рок все-таки родился, легализовался и существует как отдельное явление, Челентано уже не раз бывал в Москве, «конкуренты» – лауреаты фестиваля имени Чайковского, пианисты с мировыми именами Питер Донохоу и Владимир Овчинников в 2012 году вместе были в жюри этого самого конкурса. Кричать, петь и танцевать на концертах у нас разрешили. Только вот «АББА» так и не приехала, да и то, скорее всего, потому, что дала свой последний концерт 1 января 1982 года, за полгода до того, как председатель КГБ писал секретарю ЦК о слухах относительно ее приезда в Москву…
 

Автор:  Алексей БОГОМОЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку