НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
КИТАЙСКАЯ СОЛОМИНКА ДЛЯ ГРУППЫ «СУММА»

КИТАЙСКАЯ СОЛОМИНКА ДЛЯ ГРУППЫ «СУММА»

КИТАЙСКАЯ СОЛОМИНКА ДЛЯ ГРУППЫ «СУММА»
Автор: Анатолий КОВАЛЬ
Совместно с:
01.07.2014
Испытывающая серьезные долговые проблемы компания пытается залатать прорехи благодаря соглашению с провинцией Цзилинь
 
«Глобалэлектросервис» группы «Сумма» Зиявудина Магомедова выбран генподрядчиком одной из строек «РусГидро» на Дальнем Востоке – ТЭЦ в городе Советская Гавань. Другой масштабный проект, которым займется компания, касается портового бизнеса на российско-китайской границе. Между тем, по мнению ряда экспертов, которое подтверждается источниками из самой группы, финансовое положение «Суммы» может оставлять желать лучшего. Если это так, то чудовищная дыра в бюджете предприятия может спровоцировать крах компании, что в свою очередь создаст проблемы с реализацией важных национальных проектов.
 
«Сумму» Зиявудина Магомедова в прессе называют одним из самых закрытых и непрозрачных холдингов России. Брокерская компания БКС в 2011 году оценила стоимость «Суммы» в 3–5 млрд долларов. Личная доля Магомедова в группе не раскрывается. Известно, что одним из других важных акционеров является его брат Магомед. По мере развития «Суммы» растет и состояние бизнесмена. Если в 2009 году журнал «Финанс» оценил «кошелек» олигарха в 70 млн долларов, то в 2010-м – уже в 800 млн, а в 2011-м – в 3 млрд. На днях стало известно о том, что «Сумма» создает новую управляющую компанию «Трансинжиниринг», которая объединит принадлежащие группе строительные предприятия. «Сумма» стремится сэкономить на финансовом и юридическом сопровождении бизнеса. По мнению «Коммерсанта», слияние активов может привести к снижению управляемости бизнесом. Если непрозрачная компания станет управляться с трудом, мы рискуем получить колосса на глиняных ногах, которому очень доверяет российское государство, делая заложниками бизнеса Магомедова множество рабочих и привязывая к нему проекты, стратегически важные в масштабах страны.
 
«СУММА» БУДЕТ РАЗВИВАТЬ ПОРТОВЫЙ БИЗНЕС В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ
 
«Глобалэлектросервис» был признан победителем конкурса «РусГидро» по выбору генерального подрядчика строительства ТЭЦ в Советской Гавани в Хабаровском крае. Стоимость контракта – 13,178 млрд рублей. Срок выполнения работ – до 31 декабря 2016 года. Сначала «дочка» «Суммы» просила за свою работу 13,9 млрд рублей, но затем снизила цену на 700 млн рублей. «Группе Е4», единственному конкуренту «Суммы», пришлось сократить заявку с 14,6 до 13,48 млрд рублей, но этого оказалось мало. За гранью данной суммы, признались в «Группе Е4», бизнес будет невыгодным. При этом остается непонятным, как «Сумма» планирует выполнить контракт полностью и качественно и при этом не остаться в серьезном минусе.
 
Также стало известно о том, что «Сумма» будет развивать портовый бизнес в Дальневосточном регионе. После «китайского разворота» «Сумма» подписала соглашение с провинцией Цзилинь о перевалке через Зарубино грузов с севера на юг Китая. Первые грузы должны пойти в 2018 году. Инвестиции могут составить более 40 млрд рублей, информирует РБК. Большую часть грузооборота должны обеспечивать китайские транзитные грузы.
 
КОРРУПЦИОННЫЕ СКАНДАЛЫ ПОДОРВАЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГИГАНТА
 
По информации источника в руководстве компании, все надежды группы связаны с этими инвестициями. Дело в том, что череда коммерческих неудач, затратных имиджевых проектов, часть из которых, к тому же, закончилась невыгодными для реноме компании коррупционными скандалами (в частности, реконструкция Большого театра в Москве), подорвали благосостояние гиганта. Многим амбициозным планам, таким как проект реконструкции ВВЦ-ВДНХ, на вливание госсредств в который так надеялись Магомедовы, не суждено было сбыться. Теперь «Сумма», как можно предположить, рассчитывает на отечественные и международные инвестиции по «китайскому проекту», которыми можно будет хотя бы отчасти заткнуть прореху в бюджете компании.
 
Среди ряда других компаний «Сумма» была названа в экономических изданиях «бенефициаром дружбы с Китаем». При этом обозреватели отметили, что без особой дружественной поддержки государственной власти бизнес компании, получившей широкую известность после скандального проекта реконструкции Большого театра, едва ли получился бы. Холдинг Зиявудина Магомедова, несмотря на свою низкую прозрачность, не скрывает того, что испытывает долговые проблемы. Раздать старые долги помогут новые контракты, заключенные с подачи высоких покровителей. В прошлом году в «Сумме» подавляющая часть компаний, включая НМТП (Новороссийский морской торговый порт), работали в минус. Сам Магомедов, как неоднократно сообщали СМИ, признал наличие проблем, даже заявил о вероятной смене в составе топ-менеджеров. На днях приобретение 5% акций НМТП назвал просчетом РЖД президент компании Владимир Якунин.
 
ГРУППЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛ БЫВШИЙ СТОЛИЧНЫЙ МЭР ЛУЖКОВ
 
По мнению д. э. н. Ильи Николаева, сохранение ликвидности за счет госконтрактов – путь логичный, но не совсем честный, и к тому же опасный экономически: «Сколько может государство покрывать долги неудачливых, но близких к кормушке коммерсантов? При Ельцине и Лужкове ряд бизнесменов мог не опасаться за свои структуры: государство и город всегда помогут – из народного кармана. Но сейчас времена уже не те. Рано или поздно покровители в правительстве потеряют возможность помогать. Если при этом, как часто оказывается, инвестпроект окажется 
неудачным, он рухнет вместе с дотационным бизнесом».
 
СМИ неоднократно подчеркивали, что если раньше группе покровительствовали бывший столичный мэр Лужков и ряд государственных чиновников, то позднейший из пиков расцвета «Суммы» пришелся на годы президентства Дмитрия Медведева. Также Магомедовых связывают с другими звездными братьями – Билаловыми, которые сами оказались в центре серьезнейшего экономического и коррупционного скандала. Теперь за «тучные годы» приходится расплачиваться. В частности, говорят, что серьезные претензии к «Сумме» имеет компания «Транснефть». По мнению экспертов, лучший и одновременно самый проблемный для владельцев актив – Новороссийский порт – может окончательно уплыть от Магомедовых.
 
По материалам информационного агентства  «ВолгаПолитИнфо»

Автор:  Анатолий КОВАЛЬ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку