НОВОСТИ
22.12.2024 00:05
Экс-замминистра просвещения РФ Грибова задержали по делу о хищении бюджетных средств
307
21.12.2024 16:30
Жителям Тверской области 3 месяца не восстанавливают дома после сентябрьских атак БПЛА. Они боятся, что не переживут зиму
813
21.12.2024 11:25
СК возбудил дело по факту драки 40 детей мигрантов с тремя школьниками в Новой Москве
1057
21.12.2024 07:35
В самарской колонии 20 осужденным мигрантам вручили паспорта граждан РФ. И это не фейк
1170
20.12.2024 16:50
Рыльск Курской области подвергся массивному ракетному обстрелу. Есть погибшие и пострадавшие
1083
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ГРОЗНОЕ ПОСЛАНИЕ
Совместно с:
11.12.2014
ЗА АТАКОЙ НА СТОЛИЦУ ЧЕЧНИ СТОИТ ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННОЕ БАНДПОДПОЛЬЕ
В ночь на 4 декабря 2014 года в Грозном вновь шли бои. Официально, правда, сначала не шло вообще ничего, хотя сами грозненцы с глубокой ночи и до конца дня вовсю выкладывали в социальных сетях снимки несущейся по ночному городу бронетехники, записи взрывов, пожаров и ожесточенных перестрелок с использованием тяжелого оружия сразу в нескольких точках центра Грозного, потом появились кадры полыхающего Дома печати, ведущих огонь спецназовцев. Но все еще было непонятно, кто штурмует, а кто обороняется. Лишь после появилось предельно скупое сообщение, что идет контртеррористическая операция против боевиков, об окончании которой слишком спешно сообщили задолго до того, как пальба затихла на самом деле. Собственно о деталях случившегося в Чеченской Республике и поныне известно немного, и есть сильное подозрение, что, не будь социальных сетей, о случившемся мы не узнали бы и вовсе.
Дом печати – место мне хорошо известное по первой и второй чеченским кампаниям, «намоленное» и, прямо скажем, невезучее. Во время так называемого танкового штурма Грозного 26 ноября 1994 года через развязку дорог возле Дома печати шли из села Толстой-Юрт на «дворец Дудаева» отряды так называемой оппозиции. Захватив Дом печати, именно там и устроил тогда свой штаб Умар Автурханов, один из руководителей пресловутой «оппозиции», и, как писал генерал Анатолий Куликов, «чуть ли не коньяк уже разливал по стаканам, празднуя победу…».
Досталось Дому печати и во время январского штурма Грозного 1995 года, и во время боев августа 1996 года, и когда Грозный штурмовали вновь уже зимой 1999–2000 года. Так что, когда я его фотографировал лет 10 назад, он больше походил на скелет покойника. Рядом – площадь Дружбы народов, где некогда возвышался памятник трем революционерам, призванный символизировать дружбу русского, чеченского и ингушского народов. Правда, на моей памяти его чаще именовали «Три дурака», а во время первой войны у всех трех каменных фигур оторвали головы, которые валялись поблизости. Потом на пьедестале и вовсе остались лишь обрубки шести каменных ног. Утверждают, что между 1996 и 1999 годом там функционировал самый настоящий рынок рабов. Еще то место запомнилось мне частыми телерепортажами из межвоенной Чечни о расстрелах по приговорам шариатских судов: их там публично приводили в исполнение, транслируя по местному телевидению.
Столь же пристальный «интерес» вооруженных людей к Дому печати и его окрестностям объясним тем, что с чисто военной точки зрения собственно здание расположено весьма неплохо: в том месте, откуда можно перехватить узловые коммуникации центра города, отсечь от него район Старые Промыслы, да много чего еще можно. Не случайно как во время первой кампании, так и при второй в окрестностях Дома печати «на всякий случай» было сооружено немало основательно укрепленных блокпостов, больше напоминавших натуральные крепости, прикрытых минными полями. Сейчас их там, разумеется, уже нет…
ДОМ ПЕЧАТИ В ГРОЗНОМ ОКАЗЫВАЕТСЯ В ЭПИЦЕНТРЕ БОЕВ УЖЕ В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ. ТАК ОН ВЫГЛЯДЕЛ В 2003 ГОДУ
Фото автора
«ЧЬИ ВЫ, ХЛОПЦЫ, БУДЕТЕ, КТО ВАС В БОЙ ВЕДЕТ?»
Согласно первым и отрывочным сведениям, в город ворвалось чуть не сто боевиков, проскакивала и совсем уж крутая цифра – 400 боевиков! Но затем их количество стало стремительно уменьшаться, и заговорили уже лишь про десятерых человек, переодетых, кстати, в полицейскую форму. Ныне речь ведут всего о семи убитых боевиках, чьи тела вроде бы найдены то ли в помещениях Дома печати, то ли в 20-й средней школе, в здании которой, оказывается, тоже шли бои. При этом тела не показаны, сказано лишь, что четверо из них опознаны и все они уроженцы различных районов Чечни, хотя несколько ранее из кабинетов Грозного доносились заверения, что это всё «засланцы» извне, что «эти люди могли приехать из другого региона», поскольку, мол, «в Чечне способных на это участников незаконных вооруженных формирований не осталось». Выходит, все-таки остались? Или вырос новый урожай?
Полуофициально утверждается, что боевики приехали в город из села Шалажи, вызвав… такси. Когда три такси-иномарки прибыли к заказчикам, десяток боевиков связал таксистов, отобрав у них телефоны. Затем в багажники загрузили автоматы, пулеметы, гранатометы, снайперские винтовки, боеприпасы – и выдвинулись на Грозный. Так все просто?
Официальные сводки, скажем деликатно, недоговаривают об очень многом. Так, утверждалось, что вся баталия заняла совсем немного времени – чуть ли даже не 20 минут, в то время как очевидцы утверждают, что бой в центре города шел свыше 12 часов, завершившись лишь после 14:00. Причем бои шли не в одном, а сразу в нескольких местах – в пресловутом Доме печати, находящейся от него примерно в километре – на улице Поповича – 20-й школе, а также на улице Розы Люксембург – она идет параллельно проспекту им. Владимира Путина (бывший проспект Победы). По сути, все это центр Грозного, центральнее, как говорится, уже почти некуда. Совершенно очевидно, что боевиков было много больше официально заявленной цифры: семь человек физически не могут вести бой сразу в нескольких местах, к тому же противостоя нескольким тысячам военнослужащих, спецназовцев и полицейских. Да еще и сопротивлялись свыше 12 часов – их что, эшелон с боеприпасами сопровождал? Не говоря уж о том, что никакие семь человек Дом печати или школу просто физически не удержат!
Столь же очевидно, что это был не спонтанный налет лихих сорвиголов, а прекрасно спланированная операция, заставшая врасплох как местные власти, так и все силовые структуры. В общем, сколько точно было боевиков, кого они представляли и каких целей добивались, пока можно лишь гадать. Однако силы на их ликвидацию были брошены просто огромные, иные очевидцы говорят даже о применении вертолетов. Так или иначе, но сам Дом печати – а попутно еще и центральный городской рынок «Беркат» – раскурочили столь основательно, словно там засел воскресший Басаев со своими батальонами.
Причем при проведении этой операции товарищи из силовых структур, особо не заморачиваясь, без затей вели огонь из легкого и тяжелого вооружения по всему, что шевелилось в оконных проемах, явно применялись и гранатометы, и огнеметы. Кто знает, может еще и артиллерия применялась – судя по звукам взрывов и результату. Вот только применение тяжелых средств и натурально расфигачивание здания – это разве спецоперация? Да еще и потери федеральные силы понесли немалые: уничтожив семь боевиков, сами потеряли убитыми 14 и 28 ранеными. Так что общее соотношение потерь 7 к 42 – в пользу боевиков? Даже с учетом возможного фактора внезапности потери силовых структур слишком велики для условий обычного боя в городе, не говоря уж о контртеррористической операции.
ЧАСТЬ БОЕВИКОВ МОГЛА УЙТИ
Еще по доступным кадрам несложно заметить, что раз пришлось привлекать армейские подразделения для ликвидации боевиков, значит, чеченская полиция сама справиться с ними не сумела. Причем вовсе не факт, что во время этой акции действительно были ликвидированы все боевики: есть, скажем мягко, некое подозрение, что часть их, может, даже основная, сделав свое черное дело, успешно сумела уйти, бесследно растворившись в городе и окрестностях.
Помнится, Рамзан Кадыров не раз заявлял, что и сопротивление в Чечне уже полностью ликвидировано, и все его руководители уничтожены. В последний раз он поведал об этом совсем недавно, в апреле нынешнего года, когда сообщал о смерти Доку Умарова. Цитирую дословно: «Возможно, где-то человек еще семь – двенадцать скрываются, в лесу или в горах. Но деятельность незаконных вооруженных формирований, террористов, ваххабитов в Чеченской Республике полностью нейтрализована, и об этом я заявляю со всей ответственностью. Эти несколько человек, о которых я сказал, заняты тем, что каждый день думают, где бы найти кусок хлеба. При первом же обнаружении их или задержат, или уничтожат. В настоящее время молодежь в лес не уходит из Чеченской Республики и ряды боевиков не пополняются». Значит, в горах бегали лишь штучные отморозки, но тогда выходит, что Грозный «брал» полный штатный состав боевиков?! Из которых теперь «бегает» уже лишь три, а то и вовсе никого не осталось?.. – Как-то сомнительно.
По-любому, в сухом остатке у нас вот что: в Чечне продолжает функционировать боевое подполье. Понятно же, чтобы осуществить акцию такого масштаба, нужна достаточно серьезная организация, необходимы люди, финансирование, вооружение, боеприпасы. Потому, когда говорят, что и было-то, мол, всего-навсего каких-то десять сопляков, которые списались между собой через социальные сети, виртуально договорившись собраться в условленном месте, дабы слегка учинить войнушку, это даже не смешно.
ТАКТИКА БОЕВИКОВ ИЗМЕНИЛАСЬ
Разместив соответствующий ролик на Youtube, ответственность за нападение взяла на себя группировка «Имарат Кавказ». Которую, помнится, товарищи из компетентных органов многократно уже торжественно хоронили. Так или иначе, но руководители подпольной структуры оказались людьми в военном отношении грамотными, способными на планирование, организацию и реализацию весьма серьезных боевых операций – даже в центре чеченской столицы. Как отмечали некоторые наблюдатели, северокавказским экстремистам ранее явно не хватало умения мыслить в стратегических категориях, планировать свои действия на перспективу. Главное, они совершенно не считались с возможной реакцией мирного населения, чью поддержку они стремительно теряли, поскольку практически все теракты мало того что были бессмысленны, так еще и били скорее по гражданскому населению, чем по силовым структурам их противников. Так было до зимы-весны этого года, когда, как нам было объявлено, был ликвидирован Доку Умаров, амир «Имарата Кавказ».
Его сменщиком обозначен некий Али Абу-Мухаммад ад-Дагистани, о котором непосвященным в тайны подполья и спецслужб мало что известно: 42-летний уроженец Дагестана, по документам – Алиасхаб Алибулатович Кебеков, аварец по национальности. Однако новый амир быстро вошел в курс дела и сообщил о существенной перемене тактики боевиков, объявив, что причинение вреда жизни и имуществу гражданского населения отныне неприемлемо, потому что мишенью бойцов «Имарата Кавказ» теперь будут только представители силовых структур. Но что еще более удивительно, Кебеков не просто призвал боевиков по возможности отказаться от самоподрывов, но и особо подчеркнул запрет на использование в подобных терактах женщин. Насколько можно судить по доступной фактуре, вот уже несколько месяцев боевики действительно оперируют строго в рамках этих директив!
Весной-летом-осенью 2014 года теракты в Чечне, Ингушетии, Дагестане вовсе не прекращались – было лишь перекрыто информирование о них общества. За исключением, конечно, тех случаев, когда свидетелей оказывалось столь много, что всем им закрыть рот было уже нельзя – как, например, 5 октября этого года, когда 19-летний боевик взорвал в центре Грозного пятерых полицейских, тяжело ранив еще 12 сотрудников полиции. Повторюсь, это лишь то, что стало известно.
НАПАДЕНИЕ ПРИУРОЧИЛИ К ПОСЛАНИЮ ПРЕЗИДЕНТА
Так или иначе, выходит, что нынешнее нападение на Грозный тоже прошло строго в рамках текущей директивы: боевики атаковали исключительно силовиков! Что подтверждает хорошую управляемость и дисциплинированность бойцов «невидимого фронта».
Не говорю уж про грамотный выбор политического момента для проведения акции: толпа боевиков с необычайной легкостью материализуется в центре «умиротворенного» Грозного, выскочив, как чертик из коробочки, именно в тот день, когда Владимир Путин должен был выступить со своим ежегодным Посланием Федеральному собранию! Посыл совершенно ясный и недвусмысленный: получите, так сказать, наше послание на ваше. Не говоря уже о том, что это еще и вполне конкретный отсыл к отмечаемому ныне 20-летнему «юбилею» первой чеченской войны.
Отсутствие внятной информации и море всевозможных слухов свидетельствуют, что по части оперативной информации дела у компетентных органов тоже обстоят не очень: ее просто нет, ни о каком готовящемся нападении никто ничего не знал. Значит, агентурным сетям и усилиям силовых структур грош цена. Говоря о резком усилении подполья и появлении в его руководстве неких новых фигур, резкой перемене тактики и стратегии, официальные лица педалируют тезис, что все это якобы могло быть привнесено лишь извне, читай – из-за рубежа. Ретивые борцы со всевозможными заговорами, едва отойдя от первого шока, в момент узрели во всем этом вражью руку, окончательно, правда, еще не решив, заокеанская она, арабских шейхов или, скажем, «Исламского государства». Впрочем, некоторые уже успели выдать на-гора версии и про «украинский след»…
Так или иначе, события в Грозном 4 декабря 2014 года показали, что проблема Чечни так по-настоящему и не решена, под лаковой вывеской «стабильности» бурлит своя, совершенно неведомая нам жизнь, а боевики, как мы видим, по-прежнему могут с легкостью войти в центр Грозного – при желании…
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии