НОВОСТИ
27.11.2024 06:10
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ПРИЧИНА ПОЖАРА – ЧУДОВИЩНОЕ РАЗГИЛЬДЯЙСТВО
Совместно с:
03.03.2015
УЧЕНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ВЕРА МЫСИНА – О РАЗРУХЕ В ИНИОН И РОССИЙСКОЙ НАУКЕ В ЦЕЛОМ
Как ни пытались потушить пожар в здании библиотеки академического Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – и в прямом и в переносном смысле, – это сделать не удалось. 24 часа полыхало здание, площадь возгорания составила 2 тысячи кв. м, более 5 млн книг сгорело. Но куда страшней тот пожар, который сейчас только разгорается в академических кругах. Вера Мысина – бывший сотрудник Академии наук, плоть от плоти ученых, написала обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в причинах пожара, и – если найдутся основания – привлечь к ответственности по всей строгости закона директора ИНИОН Юрия Пивоварова.
О том, что заставило эту женщину встать на тропу войны с учеными мужами, о ее движении «За честную страну!», о политических амбициях и сравнении с Навальным мы поговорили с самой Верой Мысиной.
ПОЖАР, ВЫГОДНЫЙ РУКОВОДСТВУ
– Вера, вы, по сути, стали тем человеком, который поднес спичку, а потом и «раздул пожар» вокруг директора ИНИОН Юрия Пивоварова. Вы провели огромное расследование, и одна из выдвинутых вами версий – произошедший пожар был выгоден руководству ИНИОН, ведь в нем могли сгореть и следы нерационального расходования бюджетных средств. А теперь вот подготовили заявление в прокуратуру. Не боитесь быть «разжигателем войны»?
– Нет, не боюсь. Жаль, что не занялась этой фигурой раньше. Чудовищное разгильдяйство Пивоварова, а может, и преступный умысел стали причинами этого пожара. Я очень надеюсь, что следствие разберется. Вообще, я давно уже приглядываюсь к его фигуре и не перестаю удивляться. Он, например, утверждает, что Путин должен отдать Калининградскую область, а Сибирь и Дальний Восток надо продать норвежцам или канадцам. Как сказал Пивоваров, дословно: «Пока есть покупатели». Как такое вообще можно говорить? Как можно так мыслить? При этом он сам признается, что плохо разбирается в истории, поскольку окончил МГИМО. А вот в академики был выдвинут по отделению истории и по специальности «российская история». И вот теперь он рассуждает о том, как надо распродавать Россию.
Сейчас Пивоваров повсюду заявляет, что организована его травля по политическим мотивам, потому что он либерал. При чем тут травля и политика? Если ты руководитель, то ты не можешь не быть ответственным за все, что происходит в подведомственном тебе здании.
Мы в заявлении в прокуратуру так и написали, что, согласно открытым источникам, «на протяжении многих лет директор ИНИОН Ю. С. Пивоваров потратил более 5 млн бюджетных средств на проведение противопожарных мероприятий, которые либо не были выполнены вообще, либо были выполнены ненадлежащим образом, поскольку по истечении чуть более месяца со дня их очередного завершения случился пожар».
Наша цель – это инициировать расследование. Чтобы Генпрокуратура пришла в ИНИОН; чтобы были проверены документы; чтобы были проверены компании-арендаторы. Пусть проверят акты по выполнению работ по пожарной безопасности, которые – по словам Пивоварова – он сначала подписывал, а потом не подписывал. Пивоваров 17 лет был директором ИНИОН! Наверное, за эти годы можно было многое сделать. Но мы наблюдаем только разруху. ИНИОН был не просто библиотекой.
Это здание в свое время было шедевром инженерного искусства – в нем имелся специальный бассейн, который должен был обеспечивать необходимую влажность атмосферы для хранения книг. И мне было больно последние годы: в здание надо заходить через какие-то боковые двери, главный вход забит железными прутьями. Внутренние помещения сданы под палатки. Не было нормальных каталогов, до сих пор пользовались копиркой, чтобы иметь копии заказов. Как вообще такое может быть в XXI веке?!
– Как отнеслись к вашему заявлению в прокуратуре?
– Они отнеслись очень внимательно. Сказали, что да, ситуация известна. Кстати, в этот раз я обращалась не от собственного имени, а от нашего общественного движения «За честную страну!» – и увидела разницу в отношении. Гораздо внимательнее. Мы надеемся, что наше заявление не отфутболят. Знаете, ведь не только я волнуюсь за ИНИОН. На адрес нашего движения пишут многие, люди преживают за судьбу книг.
– Руководство ИНИОН даже объявило, что неравнодушные могут прийти и помочь в разборе после пожара.
– Для меня это удивительно. Почему должны помогать волонтеры? Почему объявлен сбор средств? Не очень понятно, как восстановить архив, ведь основной каталог сгорел, он не был оцифрован. И в этом весь ужас: когда все сгорает и нет каталога, то перечисление всего, что там было, – единственное, что можно сделать. У руководства ИНИОН прекрасные козыри на руках – можно говорить о чем угодно, можно приглашать волонтеров и собирать пожертвования, только непонятно, для чего и почему простые люди должны туда прийти? Да, в 1980-х годах в библиотеке Академии наук в Ленинграде был страшный пожар, это была культурная катастрофа. Погибли подшивки газет с 20-х по 50-е годы ХХ века, а также около 300 тысяч книг.
– Говорят, что тогда желающим выдавали домой книги для просушки под честное слово! И знаете – все книги вернули в фонд, просушенными. И в общем-то спасли уникальный архив.
– И деньги люди присылали, а все библиотеки СССР откликнулись и поделились архивами. Но главное – очень помогли сами люди, которые приняли эту беду как свою. Но тогда авторитет Академии наук был высок, не было финансовых скандалов, а сам статус академика не был дискредитирован, как сегодня. Кстати, тот пожар стал поводом к отставке вице-президента АН и директора самой библиотеки. Я считаю, что сейчас, на время расследования, руководство должно быть отстранено от работы. В своем обращении в Генпрокуратуру я написала, что в действиях Пивоварова могут содержаться признаки уголовно наказуемых деяний по статьям «присвоение или растрата» и «злоупотребление полномочиями». Задача нашего движения в этой ситуации – чтобы было проведено полноценное расследование.
К СИСТЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ПОДХОДИМ НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ
– Как появилась идея создать свое движение? Что это был за путь – от научного сотрудника до блогера-расследователя и до председателя общественного движения?
– Начну очень издалека, но это важно. Все мои предки были очень принципиальными и идейными людьми. Прабабка в коллективизацию не смирилась с тем, что у нее все отняли и пошла «искать правду» в Москву, к Сталину. Пошла буквально пешком, у нее было 11 детей, и терять ей было нечего. И вы знаете – к Сталину, конечно, не пробилась, но добилась приема у Молотова. Семье вернули и живность, и что там еще взяли. А дедушка рассказывал про своего деда, который воевал против Наполеона. Все мои деды и бабушки прошли войну. Поэтому я с детства была окружена такими сильными и честными людьми.
И вот, когда я попала в систему РАН (а я со школы мечтала о том, чтобы заниматься наукой), то сначала я была, конечно, всем очарована. А потом я стала председателем Совета молодых ученых РАН (СМУ РАН). И узнала изнутри, как работает эта структура. Я начала общаться с руководством, объездила академические институты по всей России – от Калининграда до Дальнего Востока, и у меня стали открываться глаза. Я поняла, что до той поры пребывала просто в счастливом неведении. Я послушала, что академики считают, будто все держится только на них, а все остальные – 55 тысяч научных сотрудников и 45 тысяч работников – это обслуживающий персонал. Разговоры на любых заседаниях – только о деньгах. Да, там были порядочные академики, но они никогда бы не открыли рот и не пошли бы против системы, против Осипова. И когда я начала бороться с системой, то меня поддерживали только единицы.
– Вы начали проводить самостоятельные антикоррупционные расследования, которые касались академика Константина Солнцева; почетного президента РГСУ Василия Жукова, его жены, дочери и других родственников; бывшего президента РАН Юрия Осипова. Все эти публикации не прошли незамеченными.
– Вот именно проводя такие расследования, я поняла, что не одинока. Многие писали, что поддерживают меня, присылали материалы. Но выступить сами не решались. Мне так и говорили: ты писала, боролась, а где сейчас Медведев, где Ливанов? Почему они за тебя не заступились? Я сначала расстраивалась, что люди боятся, не хотят говорить открыто. Но потом решила: что делать, не могут все быть сильными, мир так устроен. Когда на меня начали давить, уволили всех моих сотрудников, отняли оборудование, то я поняла, что уже никогда не получу грантов, не напечатаюсь ни в каких журналах. Можно было уехать за границу и начать все там или переквалифицироваться, освоить другую профессию. Но… я собралась. Подумала и решила, что меня так не сломать. И мы с коллегами решили организоваться и сделать свое общественное движение. В первую очередь мы ориентировались на то, чтобы сделать лучше академию, чтобы это снова была та цитадель знаний, которой можно гордиться.
– Чем вы будете отличаться от других общественных организаций?
– Тем, что мы планируем дать четкий план, как обустроить разные сферы. Я ведь ученый, естественник, мне важно все разложить по полочкам, посмотреть, как это будет работать. Везде, будь то наука или политика, можно подойти с определенной методологией. Мы разложим и разберем, какой должна быть экономика, тяжелая промышленность, легкая промышленность, образование, наука. То есть мы сделаем ту дорожную карту, которую еще никто не сделал. Да, я понимаю, что это смелое утверждение, но, на мой взгляд, оно реалистично, и мы хотим добиться того, чтобы эта дорожная карта имела шанс на жизнь.
То, что мы предложим, будет опираться на научные исследования. Это то, что никто до нас не делал. Мы хотим подойти с четкими параметрами: как сделать государство лучше, чтобы там было хорошо работать и жить, чтобы каждый человек мог себя реализовать в этом государстве и чтобы благосостояние наших граждан только росло.
– Мне просто кажется, что это «Город Солнца».
– Ну, может, пока это звучит популистски, но в начале любого проекта это всегда так выглядит. Как бы это ни звучало, мы хотим, чтобы в стране возобладал научно-технический прогресс, потому что там, где есть научно-технический прогресс, там достаточно рабочих мест и там цивилизация вспыхивает и расцветает разными цветами.
– Я так понимаю, что ваше движение не ограничивается РАН?
– Уже нет. Сейчас мы взяли под контроль ситуацию с легендарным издательством «Детская литература» (бывший «Детгиз»). Росимущество выставило 100 % акций издательства на аукцион, и мы боимся, что оно уйдет в частные руки, а там вряд ли кто-то будет всерьез им заниматься. Переориентируют – и все. Кроме того, наше движение сейчас всеми силами пытается сохранить больницу в научном поселке Борок Некоузского района Ярославской области. Только что отремонтированные больница и поликлиника закрываются в рамках реформы здравоохранения. Там вообще дикий случай. В поселке в последние годы наблюдался всплеск рождаемости, живет много многодетных семей. И теперь все эти люди оказались в безвыходной ситуации. До районной больницы почти 30 км на перекладных, поскольку прямое автобусное сообщение отсутствует. А поездка на такси может стоить до 1,5 тысячи рублей, что для многодетной семьи зачастую просто неподъемные деньги. Мы понимаем, что реформы в России необходимы, однако необходимо и контролировать ход каждой из них и реагировать на возможные несправедливости. Поэтому мы – движение «За честную страну!» – сейчас стараемся разобраться и найти пути выхода из этой ситуации.
Дело в том, что сегодня практически нет диалога с властью. Мы – государственники, мы поддерживаем инициативы президента. Вот, кстати, Владимир Путин неоднократно говорил о том, что нам важны общественные движения, которые могут инициировать какие-то расследования или события. И наше движение именно этим и занимается. Мы важную роль видим в контроле за расследованиями. Так, теперь движение «За честную страну!» следит за «делом Дёмкиных».
Мы просто не могли пройти мимо такой несправедливости: сын депутата Законодательного собрания Пермского края и лидера краевого отделения «Единой России» Евгений Дёмкин взыскивает 1,2 млн рублей с инвалида I группы Анатолия Поморцева. По имеющимся данным, Евгений Дёмкин, занимающийся юридической деятельностью как индивидуальный предприниматель, предложил помощь жителю Перми Анатолию Поморцеву (инвалиду I группы по зрению) в оформлении земельного участка. Юридические услуги ИП Дёмкина были оценены в 100 тысяч рублей. И правда – нам подтвердила это дочь Поморцева – за землю пришлось судиться с городским департаментом земельных отношений.
Дзержинский районный суд Перми 17 марта 2014 года вынес решение в пользу Поморцева. А вот потом в договоре с Дёмкиным, со слов его дочери, появился дополнительный лист с иными условиями, где стоимость услуг, в частности, уже оценивалась в 1 млн рублей. Как это может быть? И когда мы стали разбираться, то оказалось, что в биографии Дёмкина уже есть подобное дело, причем действующим лицом в нем был не только Евгений, но и его отец – Николай Дёмкин, влиятельный в Пермском крае политик.
– Как вы отбираете своих героев, тех, с кем вы работаете?
– Мы мониторим новостные ленты, блоги. А недавно появилось дело, нам написала девушка, оказавшаяся в сложной ситуации. Диана Чичкан, мать двоих несовершеннолетних детей, сообщила, что у нее несправедливо отбирают квартиру по судебному решению о взыскании долга по кредиту, по которому она выступила поручителем. И это делают несмотря на то, что квартира является единственным жильем ее и ее детей, и даже своевременно не уведомив о том, что такой иск в отношении нее находился на рассмотрении суда. Поспешившие исполнять решение суда судебные приставы не только оценили квартиру Дианы значительно ниже ее рыночной стоимости, но и обратили взыскание на детские пособия, которые Диана получает на несовершеннолетних детей. Мы сейчас помогаем разобраться в этом деле. У нас есть юристы, очень квалифицированные, которые ведут вот такие дела.
КОНКУРЕНТОВ ПОКА НЕ ВИДИМ
– Скажите, а сложно противостоять системе? Ведь вы, по сути, одна против очень властных и сильных людей.
– Я сказала себе, что если ты решила этим заниматься, то надо уметь противостоять, не надо обращать внимания на то, что тебя оскорбляют, пытаются запугать. Ведь мне неоднократно угрожали. Был такой расследовательский фильм на РЕН ТВ – «Диагностика РАН», и я много комментировала там. Еще во время монтажа фильма мне стали поступать угрозы, требовали, чтобы я отказалась от участия. Звонили с неизвестных номеров и говорили: «Если этот фильм выйдет, то вас потом не будет». Как мне следовало это понимать? Звонили из руководства РАН и предлагали договориться. Говорили: откажись от съемок, а мы тебя восстановим после этого. Однажды я напрямую спросила: а что будет, если я не откажусь? И мне честно ответили: тебе будет плохо. Потом говорили, что затаскают меня по судам, что посадят. И вы знаете, я была рада. Да, вот так странно звучит, но я была рада. Я подумала – и хорошо! И давайте! Может, мы дойдем до суда, может, тогда правоохранительные органы всей этой историей займутся, что-то проверят. Ну и я начала ждать. Но ничего не произошло. И вот сейчас снова в этой ситуации с ИНИОН мне начали писать, что я организовала травлю, что я лжеученый, что со мной разберутся.
Или вот другая история. В конце декабря я опубликовала пост на сайте нашего движения о том, как 17-летний Юрий Осипов (сын экс-президента РАН) устроил для своей девушки вечеринку за 9 млн рублей. И вот после этого мне пришло грозное письмо от «представителя семьи Осиповых» – некоего Соловьёва. Как он себя называл в письме, «консильери». Этот человек требовал опубликовать опровержение всего написанного, где обязательно должно было быть сказано, что я «выражаю глубокое сожаление» и приношу «глубокие извинения» семье Осиповых.
По мнению этого господина, все, что я рассказала, – это выдумки. И если я не опубликую опровержение в трехдневный срок, то г-н Соловьёв обещал обратиться в прокуратуру и также подать на меня в суд. Это грозное письмо было не только доставлено мне, но и опубликовано на сайте РАН. И даже в комментариях у меня появлялись какие-то странные персоны, этакие «доброжелатели», которые намекали – да, надо вас засудить, ведь никаких доказательств коррупционной деятельности академика Осипова нет и быть не может. И вот сейчас – уже в марте – хочется спросить: ну где вы?
– Все закономерно: вы выходите на площадку большой политики.
– Да, меня уже неоднократно называли «Навальным в юбке», потому что мы тоже занимаемся антикоррупционными вопросами. Но это вообще не про меня, я никогда не имела к нему никакого отношения. И когда мне стали это говорить, то я прочла много его интервью и вообще не поняла – для чего нужен этот человек? Я уже говорила, что мы – как естественники – очень педантично ко всему подходим. Мы проанализировали конкурентную среду, выделили партии-лидеры. Но мы также поняли, что молодых политиков не видно. Так что для нас тут есть открытое поле. Мы планируем привлечь к нам еще ученых, и я уверена, что за нами пойдут. И я даже думаю, что у нас будет несколько академиков в движении, уверена, что некоторые захотят примкнуть. Я все-таки верю, что РАН можно вернуть честное имя и отмыть от всех коррупционных скандалов. Чтобы Россия снова могла бы гордиться учеными, открытиями, разработками. У нас есть, что представить миру.
СПРАВКА
Мысина Вера Александровна – российский ученый-генетик и общественный деятель. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН (ИОГен РАН). В 2009–2012 гг. – председатель Совета молодых ученых РАН.
В конце 2011 года на съезде СМУ России и стран СНГ впервые заявила о необходимости реформирования и модернизации РАН. В 2012 году на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым вновь заявила о необходимости реформирования структуры управления РАН, подвергнув критике ее косность и бюрократичность.
После этого академическая общественность развязала травлю молодого ученого, временами ей даже угрожали расправой. Однако Мысина не сдалась и в 2014 году объявила о создании общественного движения «За честную страну!», участники которого разрабатывают стратегию реформирования важнейших секторов науки и экономики, а также собирают факты коррупции и других правонарушений в системе РАН, инициируя по ним расследования правоохранительных органов.
Автор: Михаил ПЕТРОВ
Совместно с:
Комментарии