НОВОСТИ
22.11.2024 12:10
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
365
22.11.2024 10:45
В российских вузах студентов незаконно заставляют проходить опросы о подробностях интимной жизни
392
22.11.2024 08:35
Финансист из США втихаря пытается купить газопровод «Северный поток-2» в целях полного контроля энергоснабжения континента
771
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
675
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
1034
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
764
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
686
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ГИБКО-ЖЕСТКАЯ СТРАТЕГИЯ
Совместно с:
24.03.2015
КАК ПРЕЗИДЕНТ США БИЛЛ КЛИНТОН СУМЕЛ РЕЗКО СНИЗИТЬ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЕРОИНА
11 марта глава Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов заявил, что оперативники ФСКН в 2014 году изъяли на треть больше героина, чем в 2013-м. Среди причин героиновой волны, накрывшей в последние годы нашу страну, эксперты называют резкий рост производства зелья в Афганистане в частности и несовершенство государственной политики по борьбе с наркотиками в целом. Похожая ситуация в 90-х годах минувшего столетия складывалась в США, однако, благодаря выстроенной президентом Клинтоном «гибко-жесткой» стратегии борьбы с наркотиками, ее удалось переломить.
Результатами этой стратегии стали не только массовые аресты крупных торговцев и пресечение каналов поставки героина, но и снижение спроса на наркотики. Обозреватель «Совершенно секретно» разбирался, как Клинтон сумел – хотя бы на время – снизить объемы наркоторговли в Штатах. Основой его стратегии оказалась простая мысль: наркоманы тоже люди.
«Криминальное чтиво» (Pulp fiction) – фильм-легенда 1994 года, завоевавший более сорока кинематографических наград, не только сделал имя и состояние режиссеру Квентину Тарантино, но и вернул на сцену хорошего актера Джона Траволту, сделал звездами первой величины Уму Турман и Сэмюэля Джексона. Фильм обозначил проблему, захлестнувшую Америку в первой половине 1990-х годов, выраженную одной сценой и одной фразой. «Героин возвращается, детка. И еще как возвращается!» – говорит бандит Винсент Вега, привезший из Европы пагубное увлечение.
И он же демонстрирует – стильно, как и положено блестящему актеру, – процесс заваривания в ложке этого препарата и последующий укол.
Вряд ли возможно теперь подсчитать, сколько американских подростков взялись подражать герою Траволты после этого фильма. Но точно известно, что российские депутаты, которые категорически запретили показывать подобные сцены, а в ночных фильмах постановили закрывать их пикселями, как порнографию, руководствовались в своем решении не только отечественным кинопродуктом, но и этим знаменитым фильмом. Так или иначе, но в распространенном в 1997 году Белым домом пресс-релизе было объявлено, что американцы ежегодно тратят миллиарды долларов на покупку произведенного за рубежами страны героина и кокаина.
Согласно одному отчету ЦРУ того же времени, «героин, поставляющийся в США в течение года, можно изготовить из мака, растущего всего лишь на двадцати квадратных милях плантаций. Годовые поставки кокаина можно уместить в тринадцати трейлерах». Согласно данным ЦРУ, в 1998 году Колумбия выращивала коку на 101 500 гектарах, а опиумный мак – на 6 600 гектарах. В Перу и Боливии под плантациями коки в 1999 году было занято соответственно 38 700 и 21 800 гектаров.
Сейчас студия Universal Pictures объявила о начале работы над кинопроектом «Мена», который будет снят в модном жанре боевика-байопика (биографии реального лица). Фильм, в котором, видимо, снимется Том Круз, расскажет о Барри Силе, бывшем американском летчике, который стал видной фигурой Медельинского наркокартеля, совмещая работу на торговцев кокаином и марихуаной с «подработкой» для ЦРУ. Киноманам, видимо, стоит ждать богатого спецэффектами боевика, раскрывающего «тонкости души» героя. Сил, кстати, за годы своей деятельности успел провезти немало наркотиков «под носом» у Билла Клинтона, тогда еще губернатора Арканзаса. Так что эта лента, которая выйдет (если не будет накладок) в следующем году, подведет символическую черту под противостоянием Билла Клинтона с наркоторговцами.
«ГИБКО-ЖЕСТКАЯ» ПОЛИТИКА
Уильям (Билл) Джефферсон Клинтон – Президент США от Демократической партии, занимавший высший пост с 1993 по 2001 год. До того – губернатор штата Арканзас. Саксофонист, любитель женщин, Клинтон как-то признался, что и сам в колледже пробовал марихуану. Но якобы не затягивался, так как ему «не понравился запах». Такое объяснение несколько напоминает отговорки 10-летнего школьника, которого поймали с сигаретой.
В своей предвыборной программе Клинтон и Эл Гор посвятили немало места проблеме наркомании. Что неудивительно: благодаря действию предыдущей «стратегии» число американцев, считающих, что наркотики – это основная проблема страны, выросло за семь лет с 3 % до 64 %. Ассоциация употребления запрещенных наркотиков с совершением преступления, внедренная в сознание американцев за десятилетия, была признана заблуждением. Из 13 млрд бюджета Клинтона на 1994 год 8,3 млрд долларов предназначалось для правоохранительных органов и карательных мер и 4,7 млрд – на программы лечения и предотвращения наркомании. И все же: главное отличие антинаркотической политики Клинтона от аналогичных мер его предшественников – упор на сокращение спроса, а не только на пресечение поставок.
Стоит отметить, что Клинтон последовательно (несмотря на то, что республиканцы с 1994 года постоянно удерживали большинство в конгрессе) выполнял свою предвыборную программу по переориентации госбюджета на социальные нужды при одновременном сокращении дефицита бюджета и росте рабочих мест. На фоне благоприятной экономической конъюнктуры 1990-х годов Клинтону удалось многое. Уже к 1998 году он представил на утверждение конгресса полностью сбалансированный бюджет (впервые за 30 лет! – Прим. ред.), к этому же времени было создано 14 миллионов новых рабочих мест. Уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции – за 30 лет.
Вложения Клинтона в «человеческий капитал» привели к тому, что к концу его руководства США две трети бюджета (14 % ВВП) тратились на медицинское обеспечение, страхование, образование. Федеральное правительство впервые за десятилетия обеспечило положительный баланс бюджета и ежегодный прирост 3 % ВВП. Кстати, бюджет Пентагона – «самого святого» для тех же Бушей и для республиканцев в целом, при демократе Клинтоне был снижен с 6 % до 3 % ВВП.
100 ТЫСЯЧ НОВЫХ КОПОВ
Клинтону принесла успех «гибко-жесткая» политика. Законы Клинтона по борьбе с преступностью были приняты в конце августа 1994 года. Ввиду постоянно растущей преступности, прежде всего в крупных городах, пакет законов в целом был признан срочно необходимым, хотя его отдельные составные части вызвали сильные споры. Они предусматривали расходы в размере 30,2 млрд долларов для приема на работу 100 тысяч новых полицейских, расширения тюрем и разработки правительственных программ, как, например, запрет 19 типов полуавтоматического оружия. Преступники, осужденные в третий раз, должны были автоматически получать пожизненное заключение (как только они приговорены федеральным судом), подростки старше 13 лет за определенные преступления должны быть судимы не по уголовному праву для несовершеннолетних, а в соответствии с общим уголовным правом.
К жестким мерам стоит отнести и то, что за два срока президента Клинтона значительно разрослась и укрепила позиции такая бюрократическая структура, как DEA (Администрация по контролю соблюдения законов о наркотиках). К 2000 году в DEA работали 9132 человека, включая 4561 специального агента, а ее годовой бюджет оставлял более 1,5 млрд долларов. Для сравнения – в 1993 году в этой организации работало 293 человека, а ее функции тогда напоминали работу Интерпола – информирование, сбор информации из открытых источников и координация международной деятельности.
ГЛАМУРНАЯ И СЕКСУАЛЬНАЯ НАРКОМАНИЯ
Оба срока Клинтона совпали с массированным валом так называемого героинового шика, особой субкультуры, когда через модные журналы и популярные ток-шоу в сознание подростков напрямую транслировалось: «Употреблять героин – это круто! Так делают звезды моды и Голливуда!»
Лицом кампании стали супермодель Кейт Мосс, популярные музыканты Курт Кобейн и Кортни Лав. Для англоязычного мира – это серьезный аргумент, уж точно перевешивающий как увещевания и предупреждения врачей, так и вялые потуги представить модным здоровый образ жизни. Кстати, мода на него появилась только после того, как кампания Клинтона увенчалась успехом, что совпало с рядом трагедий в крайне эгоистичном мире моды и глянца: модели и фотографы начали повально умирать от передозировки героином.
Клинтон боролся с этой субкультурой всеми способами, кроме силовых. Так, в 1997 году он говорил на встрече с мэрами городов-миллионников: «Многие наши лидеры мира моды теперь признают, что в последние годы делали многое, чтобы героиновая наркомания казалась гламурной, сексуальной и крутой. А теперь оказалось, что некоторые журнальные модели начали умирать. Вы не должны продвигать зависимость, чтобы продавать одежду!» Как говорил тогда Клинтон, на глянце лежит часть вины за рост употребления героина.
«Прославление героина – не творческое! Оно деструктивно, уродливо. И это (фотосессии «героинового шика». – Прим. ред.) не об искусстве. Это о жизни и смерти. А прославление смерти нехорошо для любого общества», – заявлял президент.
ЛЕЧЕНИЕ ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ
В стратегию Билла Клинтона входили не только силовая и рекламная составляющие (что было характерно для предыдущих президентов), но и проблема уменьшения спроса, прежде всего на героин (как самый тяжелый из нелегальных психоактивных веществ). Так, в бюджете соответствующих правительственных агентств было предусмотрено целевое финансирование каждой из подпрограмм. Например, подпрограммы по мониторингу спроса на наркотики или по эпидемиологическим исследованиям, по школьному тестированию или прочим наблюдениям.
Антинаркотические законы Клинтона – Гора установили принцип «лечение вместо наказания» для собственно наркоманов, не для торговцев. Начиная с 1990-х годов в США эффективно применяются множество разнообразных программ лечения и реабилитации людей, страдающих наркотической зависимостью. Существуют как платные программы приватного, анонимного воздействия, так и программы реабилитации федерального масштаба. Причем как в платных (как правило, у наркоманов в США нет медицинской страховки – ее получают официально работающие), так и в государственных терапиях применяются новейшие медикаментозные и психотерапевтические методы. Разница, по отзывам пациентов, в скорости обслуживания и других малозначимых мелочах.
Существует также множество религиозных учреждений, которые занимаются реабилитацией наркоманов. Их стараются лечить, наряду с медикаментами, также с помощью духовных практик с активным участием представителей церкви. Как ни странно, этот метод лечения признан наркологами США наиболее эффективным, хотя в России подобные программы признаются сектами. Естественно, в том случае, если за лечение наркоманов берутся какие-нибудь «адвентисты Седьмого дня», кришнаиты или «свидетели Иеговы».
Правительство США также ввело, с подачи администрации президента Клинтона, программу по принудительному лечению зависимости у правонарушителей-наркоманов. Им в этом случае тюремное заключение заменяют на общественные работы. Любой житель США, у которого возникли проблемы с наркотиками, может опробовать разнообразные методы лечения и подобрать подходящий именно в его ситуации и соответствующий жизненной позиции.
ОДИН ПРОЦЕНТ
Силовые меры Клинтона были направлены прежде всего против известных всей Америке (и далеко за ее пределами) банд байкеров. Большинство таких банд появились в 1940–1960-х годах – первоначально как клубы любителей мотоциклов. Однако очень быстро «двухколесные бродяги» выяснили, что можно не просто ездить по дорогам штатов, а заниматься вымогательством, торговлей оружием и наркотиками, открывать бордели. В бандах существует строгая иерархия и почти армейская дисциплина. Многие мотоклубы полностью криминализировались, а нескольким удалось развернуть свою деятельность в общенациональном масштабе. Наиболее известными клубами, подпадающими под юрисдикцию ФБР, являются: Bandidos («Бандиты»), Hells angels («Ангелы ада»), Outlaws («Изгои»), Pagans («Язычники»). Эти криминальные банды гордо именуют себя «1 %».
Если в клуб намерен вступить новичок, то его подвергают различным испытаниям. И самое важное из них – обязательное участие в криминальных акциях. Чтобы стать «своим», надо совершить разбой, ограбление, изнасилование, а то и убийство. Руководители клубов считают, что таким образом страхуются от сотрудников полиции и ФБР. Что, конечно, не так: у сотрудников «под прикрытием» есть возможность совершать преступления. Клинтон распорядился направить в банды мотоциклистов сотни именно таких сотрудников «под прикрытием» для сбора доказательств и пресечения деятельности по торговле наркотиками. Эта программа осуществлялась в период с 1994 по 2000 год. Впрочем, разработка некоторых руководителей байкерских клубов оказалась настолько сложной, что аресты прошли уже после ухода Клинтона с поста Президента США.
200 ТЫСЯЧ НА 318 МИЛЛИОНОВ
Согласно американской статистике, озвученной профессором Даниилом Голубевым, сейчас наркоситуация в США такова: наиболее популярным наркотиком остается марихуана (кстати, в штате Калифорния в 2013 году она была легализована). Ее ежегодно употребляют более 11 млн американцев, кокаин – примерно 1,5 млн, галлюциногены – около миллиона, героин – порядка 200 тыс. человек. Это очень скромная цифра для такой страны, как США. Для сравнения: в 1988 году в США имелось от 20 до 25 млн курильщиков марихуаны, 5,8 млн кокаиновых и примерно 500 тыс. героиновых наркоманов, которые ежегодно тратили на незаконные наркотики приблизительно 150 млрд долларов.
«В целом за последние десять лет число наркоманов в США сократилось примерно вдвое, – заявил сайту narcologos.ru профессор Голубев. – Искоренение наркомании происходит, хотя не совсем ясно, почему именно». Он полагает, что успех принесла реклама здорового образа жизни, сопряженная с профилактическими мерами, которые как раз и были введены администрацией Клинтона – Гора.
Но все же успехи Билла Клинтона в противодействии наркотрафику были во многом перечеркнуты последующей политикой республиканцев. Как только американские войска наряду с коалицией НАТО наводнили Афганистан, доля производства чистого (конечного) продукта там выросла до 92 % от всемирного объема. Как считают в таджикском разведывательном сообществе, на территории Афганистана находится более 400 лабораторий по переработке опиума, причем большая их часть контролируется пакистанской разведкой, которая, в свою очередь, с 1970-х годов была тесно связана с разведкой американской. Как утверждают таджики, «героин покидает Афганистан на борту американских самолетов».
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ОДИНОЧКУ НЕРЕЗУЛЬТАТИВНЫ
Попытки разобраться с проблемой наркотиков в США были и до Клинтона. Однако документы свидетельствуют, что правительство страны видело лишь внешнюю часть проблемы, но не понимало сути. Так, президенты Джонсон и Никсон были обеспокоены взрывным ростом наркомании (героин и марихуана) в частях, воюющих во Вьетнаме. Но никто из их советников не отметил простейшего факта: солдаты призывались на войну в 19 лет и им по закону нельзя было даже купить пиво!
А организм требовал релаксации после недель в джунглях, боев, ночных обстрелов, партизанских засад. Тут-то и пригодились наркотики, которые широко употреблялись чиновниками и военными Южного Вьетнама. При этом у подавляющего большинства вернувшихся в Штаты солдат признаки зависимости исчезали уже через несколько месяцев. Но президенты били в колокола и даже составили специальный перечень, в котором марихуана (!) с героином, как самые опасные, находились на первой строчке, а действительно опасный кристаллический метамфетамин, как средство, производящееся в стране, оказался на пятой.
Все это совпало с полным перекрытием границы с Мексикой, которое привело к разгрому мелких преступных групп, поставлявших наркотики, а также пресечению их каналов перевозки. И дало начало рождению крупнейших картелей, которые, обладая огромными армиями, диктовали свою волю в штатах Мексики, а огромные средства позволяли им почти беспрепятственно гонять в США самолеты и корабли с тоннами кокаина и марихуаны. Таким образом Штаты на десятилетия создали у себя под боком нестабильный режим, в котором постоянно тлеет война за рынки сбыта и районы производства кокаина.
«Государственная стратегия в области контроля над наркотиками» разрабатывалась и Никсоном, и Рейганом и Дж. Бушем-старшим. К 1989 году стратегия, направленная против иностранных поставщиков наркотиков, стала ведущей в международной политике США. Стратегия утверждала, что проблема настолько серьезна, что сотрудники спецслужб не должны ограничиваться демократическими взглядами на законность и справедливость. В то же время идея лечения и предупреждения наркомании за счет госсредств была отвергнута в пользу силового варианта решения.
Авторы стратегии писали, что с наркотиками следует обходиться жестче, гораздо жестче, чем сейчас. Полиция трактовала такие «откровения» как право убивать наркоторговцев, а тех, кто употребляет наркотики не по назначению врача, – расстреливать. Рассматривались и такие наказания для наркоманов, как лишение водительских прав, создание военизированных учебных лагерей, выселение из домов, принудительное лечение по постановлению суда и принятие финансовых санкций против колледжей и университетов, где поймают студента-наркомана.
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
Комментарии