НОВОСТИ
В Петербурге обнаружены останки убитого 20 лет назад журналиста
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ПИТЕР ПЕРВЫЙ

ПИТЕР ПЕРВЫЙ
Автор: Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с:
28.04.2015
 
ПОБЕДА СКА ОСТАНОВИТ ГОНКУ БЮДЖЕТОВ В КХЛ?
 
Санкт-Петербургский СКА наконец-то завоевал Кубок Гагарина. Новость эту с радостью встретили не только болельщики питерских армейцев, но и многие другие поклонники хоккея – за исключением, конечно, тех, кто поддерживал в финальной серии казанский «Ак Барс». Дело в том, что в последние годы именно СКА в погоне за никак не дававшимся главным трофеем КХЛ постоянно играл на повышение – прежде всего в финансовом плане. И вот теперь можно надеяться, что гонка хоккейных вооружений в КХЛ закончится. Тем более что в условиях кризиса хоть как-то соответствовать установленному армейцами уровню большинство клубов явно не в состоянии.
 
Сейчас уже трудно поверить в то, что некогда питерский хоккейный клуб бедствовал и городская администрация даже была вынуждена списывать выданные СКА деньги. Так, в январе 1998 года решением Законодательного собрания Санкт-Петербурга СКА «простили» 1500 млн рублей, предоставленные из городского бюджета. В сезоне 2005/2006 гг. бюджет клуба, по имеющимся данным, составлял 15 млн долларов – по меркам того времени не так уж и мало, но по нынешним – сущие копейки. Такой суммы в завершившемся сезоне не хватило бы даже на зарплату нескольких армейских звезд.
 
В 2008 году, когда Совета директоров КХЛ впервые принял решение раскрыть зарплатные ведомости команд, СКА находился на седьмом месте – после «Локомотива» (Ярославль), «Авангарда» (Омская область), «Атланта» (Московская область), «Северстали» (Череповец), «Металлурга» (Магнитогорск) и «Салавата Юлаева» (Уфа). Отметим, что в обнародованную сумму – 397 260 008 рублей – не входили тогда доходы хоккеистов, имеющих контрактные предложения от клубов НХЛ. В 2009 году контрольный пакет акций СКА перешел к дочке «Газпрома» и на зарплаты тратили уже более 507 млн, что позволило СКА подняться в КХЛ на пятое место.
 
Рубеж в миллиард рублей был преодолен СКА в 2012/2013 гг. Без учета зарплаты Ильи Ковальчука в Петербурге хоккеистам платили 1,023 млрд рублей, что делало город лидером западной конференции по этому показателю, но еще не позволяло перегнать олигархов «Востока». Ну а по состоянию на начало прошлого сезона суммарная зарплата хоккеистов в Санкт-Петербурге равнялась 1 млрд 271 млн 188 тыс. 649 рублей. Планку в миллиард тогда превысили еще три клуба – казанский «Ак Барс», магнитогорский «Металлург» и уфимский «Салават Юлаев», но ближайшие преследователи отставали от СКА почти на 200 млн рублей.
 
Игрокам «Слована», занимавшего в этом списке последнее место, платили тогда в совокупности 186 016 500 рублей, то есть в шесть с лишним раз меньше, чем в Санкт-Петербурге. Казалось бы, соперничать с настолько превосходящим других в финансовом отношении соперником было невозможно, тем более что в распоряжении СКА был еще и немалый административный ресурс.
 
Тем не менее ни в прошлом сезоне, ни в сезонах предшествующих армейцам завоевать главный трофей КХЛ – Кубок Гагарина – не удавалось. Ни приглашение суперзвезд, ни смена тренеров, ни возрастающие денежные вливания не давали необходимого результата. Дважды армейцы останавливались в двух шагах от Кубка – в сезоне 2011/2012 и 2012/2013 гг. Оба раза СКА в финале Западной конференции уступали будущему победителю – московскому «Динамо». Ну а в прошлом сезоне СКА в полуфинале уступил ярославскому «Локомотиву», перед тем, кстати, выбившему «заклятого» соперника СКА – «Динамо». Однако руководители питерской команды не унывали. Они приглашали новых звезд, новых тренеров и не жалели денег для достижения заветной цели. И вот наконец у них все получилось.
 
Фото: Петр Ковалев. ТАСС
 
ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫЛИ ДАЖЕ У ЛИДЕРОВ
 
В этом году в плей-офф СКА сначала с легкостью разобрался с нижегородским «Торпедо», а затем – и вновь без особых затруднений – с московским «Динамо», одолевшим перед этим прошлогоднего обидчика армейцев – «Локомотив». Решающей, пожалуй, стала финальная серия конференции, в которой сошлись самые амбициозные на данный момент команды «Запада» – СКА и ЦСКА. Московские армейцы перед этим выиграли регулярный чемпионат, став заодно и чемпионами России – после долгого перерыва. Казалось, что остановить ЦСКА практически невозможно: команда под руководством Дмитрия Квартального все больше и больше напоминала внушавшую всем соперникам ужас «красную машину» – ЦСКА времени Виктора Тихонова.
 
И после первых трех матчей серии создавалось ощущение, что на притязаниях СКА и в этом году можно поставить крест. ЦСКА вел после трех игр 3:0. Москвичам достаточно было одержать победу в одном из четырех оставшихся матчей, чтобы пройти дальше. Представьте себе, с каким напряжением наблюдали за происходящим руководители других клубов! Если СКА вновь не выполнил бы поставленной задачи, то гонка бюджетов продолжилась бы, очевидно, и на следующий сезон. А где сейчас, в кризисные времена, найти столько денег?
 
«Совершенно секретно» уже писала о тех трудностях, с которыми столкнулись по ходу сезона аутсайдеры. Но проблемы – и довольно серьезные – испытывали не только те команды, что не попали в плей-офф. Вышедшая в финал восточной конференции новосибирская «Сибирь», как выяснилось, на протяжении сезона имела задолженность по зарплате перед игроками за два месяца. Генеральный менеджер «Сибири» Кирилл Фастовский сообщил, что «с финансированием у нас, как и у многих других клубов КХЛ, не все так хорошо». 11 марта, правда, пришло сообщение о том, что на финансирование «Сибири» из бюджета Новосибирской области выделят 140 млн рублей.
 
«Мы частично, помимо спонсоров, финансируем расходы клуба из бюджета области и развиваем материальную базу. На этот год 140 млн рублей утверждены уже в бюджете области», – сказал губернатор Владимир Городецкий. Но что такое 140 миллионов по сравнению с миллиардом с лишним у СКА?
 
Московское «Динамо» после окончания сезона сообщило, что, видимо, не сможет по финансовым причинам удержать в составе ряд ведущих игроков. Генеральный директор клуба Андрей Сафронов заявил, что «Динамо» не готово повторить контрактные предложения, сделанные лидерам москвичей в Ярославле: «Мосалёву предложен контракт. «Динамо» не смогло повторить или улучшить условия. Мы не можем «насыпать» ему столько, сколько «насыпали» в Ярославле. Я так понял, такая же ситуация у Соина».
 
Министр спорта Челябинской области Лео­нид Одер еще в прошлом году сообщил, что госфинансирование клуба будет сокращено с 916 млн рублей в 2014 году до 600 млн в 2015 году. Теперь максимум, на что рассчитывают руководители «Трактора», – это на сохранение бюджета на прежнем уровне – и для этого придется немало постараться, чтобы найти спонсоров, готовых предоставить выпадающие 300 с лишним миллионов. А ведь в этом, как и в других случаях, речь идет о рублях, то есть в долларовом эквиваленте бюджеты команд и так из-за девальвации уменьшились практически в два раза. Соответственно – пусть и не два раза, но все же существенно – вырастут в следующем сезоне и расходы – как на зарплаты хоккеистов, так и на обеспечение жизнедеятельности команды…
 
Понятно, что в такой ситуации спортивная интрига в КХЛ может сохраниться только в том случае, если свои аппетиты умерят и клубы-олигархи, в первую очередь СКА. Но для этого питерские армейцы должны были сперва одолеть в финале конференции московских, что при счете 0:3 в серии было бы сродни чуду. И чудо свершилось!
 
БЕЗ ДЕНЕГ КУБОК ГАГАРИНА НЕ ВЫИГРАЕШЬ
 
«Нам пришлось непросто с ЦСКА. Тот хоккей, который демонстрировал соперник, и поиск ключей, которые было необходимо подобрать под команду Дмитрия Квартальнова, помогли СКА и в дальнейшем», – сказал главный тренер СКА Вячеслав Быков после победы над «Ак Барсом». Действительно, после того как СКА сумел одержать четыре победы подряд над обладающим весьма внушительным составом ЦСКА, на «Ак Барс» в финале Кубка Гагарина уже мало кто ставил. И Петербург выиграл серию со счетом 4:1, одержав решающую победу в Казани с весьма убедительным счетом 6: 1.
 
Роль в этой победе Вячеслава Быкова – точнее, тренерского тандема, поскольку Быков работал со своим постоянным помощником Игорем Захаркиным – трудно пере­оценить. Руководство СКА в данном случае после нескольких попыток добиться успеха с зарубежными тренерами решило поставить на представителя отечественной тренерской школы – и не прогадало. У Быкова и Захаркина уже был опыт побед в Кубке Гагарина – в сезоне 2010/2011 гг. они завоевали трофей, обыграв в финале «Атлант» Милоша Ржиги. Кстати, после того финала в СКА пригласили в качестве главного тренера именно Ржигу, но успеха он, как и поз­же финн Юкка Ялонен, не добился. Победный опыт тренерского тандема, как кажется, сыграл немаловажную роль в сериях с «Динамо» и ЦСКА.
 
Отметим, кстати, что плей-офф этого сезона вообще прошел под знаком отечественной тренерской школы. К ней принадлежат тренеры всех четырех команд, вышедших в финалы конференций: Дмитрий Квартальнов (ЦСКА), Зинэтула Билялетдинов («Ак Барс»), Вячеслав Быков и Андрей Скабелка («Сибирь»). У Быкова, правда, с 2003 г. есть швейцарское гражданство, а Скабелка – подданный Республики Беларусь, но в данном случае дела это не меняет.
 
Впрочем, и самые умелые тренеры вряд ли смогли бы добиться успеха, не будь у них таких возможностей, каковые были у Быкова и Захаркина в СКА. История КХЛ уже не раз доказывала, что одними деньгами победу здесь себе не обеспечишь, и многолетний пример СКА – лучшее тому подтверждение. Но и без денег Кубок Гагарина не выиграешь: «темные лошадки» из числа не самых богатых клубов не раз прыгали в КХЛ выше головы, но вот среди обладателей Кубка – сплошь команды, скажем так, обеспеченные.
 
В борьбе на измор – а именно таковой является в последнее время плей-офф КХЛ – без необходимой глубины состава делать нечего. Удача, кураж, мастерство отдельных игроков могут помочь выиграть серию, две, но к финальному противостоянию команда, не обладающая должным запасом квалифицированных игроков, подходит до такой степени вымотанная – и эмоционально, и физически – что на решающий рывок сил ей уже не хватает.
 
КОВАЛЬЧУКУ ПЛАТИЛИ БОЛЕЕ 10 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ  
 
Глубина состава сыграла в пользу СКА уже в серии с московским «Динамо». Было видно, что обескровленная травмами команда Харийса Витолиньша просто не успевает за перемещениями армейцев. Предложенный Быковым хоккей был рассчитан на то, что динамовцы не смогут вытянуть серию физически – и ключевые шайбы москвичи пропускали прежде всего из-за недостатка концентрации, связанного с накопившейся усталостью. Та же усталость мешала им реализовать имеющиеся моменты, так что игра, по сути дела, шла в одни ворота.
 
Без превосходства в физике СКА не смогла бы одолеть четыре раза подряд и московских армейцев: тем достаточно было добиться превосходства в одной из оставшихся игр, но Быков после некоторого провала на старте серии затем смог избежать спада. В финале СКА также выглядел физически ничуть не хуже «Ак Барса», хотя команда Билялетдинова и провела в предыдущей серии на два матча меньше, да и соперник – «Сибирь» – у казанцев был явно слабее, чем ЦСКА.
 
Результат у СКА в плей-офф могла сделать даже четвертая тройка – прежде всего за счет свежести переигрывавшая соперников. Но, конечно, основную нагрузку тянули суперзвезды, каковых в СКА собрано немало, по крайней мере, по российским меркам. Главной из них, безусловно, является Илья Ковальчук, признанный в итоге самым ценным игроком плей-офф. Между прочим, зарплату Ковальчука в 2013 г., когда он перешел в СКА, оценивали в 10,3 млн долларов – сравните это с бюджетом всего СКА несколькими сезонами раньше!
 
Руководителям СКА тогда удалось найти весомые аргументы, чтобы вернуть Ковальчука из НХЛ, где у него был 15-летний контракт с «Нью-Джерси» на сумму в 100 млн долларов. Немалые контракты были и у других лидеров СКА – норвежца Патрика Торесена, чеха Романа Червинки, шведа Тони Мортенсона, россиян Евгения Дадонова, Вадима Шипачёва, Виктора Тихонова и многих других.
 
А ведь зарплата – это только часть расходов клуба! Огромные деньги уходят у СКА (как, впрочем, и у других команд) на перелеты, гостиницы, стадион, содержание персонала клуба и команды и т. п. Есть еще такая вещь, как премиальные – и чем больше успехи команды, тем больше за них приходится платить. В общем, без солидного бюджета Кубок Гагарина завоевать невозможно.
 
В КХЛ ТЕПЕРЬ «ТРЕНД НА СНИЖЕНИЕ ПОТОЛКА ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ»
 
Что же дальше? Есть надежда, что с долгожданной победой СКА ситуация в отечественном хоккее несколько успокоится – по крайне мере, с финансовой точки зрения. Если победы «Зенита» в чемпионате России по футболу только подталкивают руководство команды к новым тратам, то в хоккее ситуация иная. Здесь нет такого соревнования, как Лига чемпионов, ради успеха в которой «Зенит» закупает звезд уровня Халка и Витселя. Вернее, соревнование-то есть, вот только по степени престижа оно несравнимо со своим футбольным аналогом. Более того, клубы КХЛ вообще не участвуют в подобном хоккейном проекте, справедливо считая, что календарь и без того настолько насыщен, что не хватает времени на паузы для игр сборной.
 
Повторить успех в Санкт-Петербурге, конечно, не прочь, но теперь, по-видимому, сделать это попытаются с меньшими затратами – по крайней мере, материальными. Во всяком случае, уже стало известно, что один из лидеров чемпионского СКА – норвежец Патрик Торесен перешел в шведский «Юргорден». Начало ли это курса на снижение платежной ведомости или просто плановая ротация состава – мы узнаем в скором времени.
 
Напомним, что новое руководство КХЛ заявляло о необходимости постепенного снижения потолка заработных плат игроков в КХЛ. В завершившемся сезоне он составлял 1,1 млрд рублей. Согласно разработанному плану поэтапного сокращения, эту сумму предполагается снизить сперва до 1 млрд 50 млн рублей, затем – до 950 миллионов, а в сезоне 2017/2018 – до 900 миллионов. Как было сказано, «тренд на снижение потолка заработных плат» должен в конце концов «привести их к рыночным реалиям». Начало этого процесса было выделено как одно из главных достижений сезона на официальном сайте КХЛ: «Достижению цели финансовой стабильности Лиги и клубов будет способствовать достигнутое сторонами соглашение о поэтапном снижении «потолка» зарплат в ближайшие три сезона. Клубы также согласились принять более жесткие требования КХЛ по финансовым гарантиям членства в Лиге».
 
В КХЛ говорят не только о сокращении расходов, но и о работе над увеличением доходов Лиги и клубов. К этому по идее должен привести рост популярности КХЛ, которого предполагается добиваться, в частности, за счет телетрансляций. Лига пообещала провести модернизацию систем освещения ледовой площадки для получения более четкой и «живой» телекартинки, а также сообщила, что, «учитывая маркетинговые интересы клубов и телевизионных партнеров, достигла соглашения с федеральным телеканалом «Россия 2» о выделенных днях для показа главных матчей чемпионата».
 
Пока что показатели Лиги растут. В сезоне 2014/2015 было проведено наибольшее количество матчей за всю историю КХЛ – 920. Их посетило более 6 млн человек – это также рекорд. Выросла и средняя посещаемость матчей – на 8 % по сравнению с предыдущим сезоном. Она превысила 6500 зрителей. Средняя заполняемость стадионов в регулярке была 82 %, а в плей-офф – 93 %.
 
Но вот вопрос – удастся ли сохранить внимание болельщиков при сокращении затрат и возможном оттоке высокооплачиваемых и, соответственно, высококвалифицированных хоккеистов? Очевидно, что КХЛ сейчас нужно искать необходимый баланс – и победа СКА открывает дорогу к этому. Или теперь гонку бюджетов возглавит какой-нибудь другой клуб – например ЦСКА?
 
МНЕНИЕ
 
Дмитрий Чернышенко, президент КХЛ:
 
Составляющая спонсорства в профессиональном спорте превышает 80 процентов, то есть доминирующий источник доходов для финансирования профессионального спорта, который, по сути, отвечает за национальный престиж, целиком лежит на плечах спонсоров. Хорошо, конечно, что клубы финансируются, но надо думать, как они будут слезать с шеи государства. Это следует делать постепенно. Мы над этим работаем.
Доля компаний, финансируемых государством в КХЛ, – 17 процентов. Это нормально. В Высшей хоккейной лиге (ВХЛ) процент выше.
 
По моему мнению, спорт должен быть доступен. Совсем необязательно показывать все 600 матчей КХЛ по Первому каналу. Но показать лучшее и объяснить зрителю, почему именно эта игра транслируется, – надо. В России у каждого вида спорта есть устойчивая аудитория вне зависимости от канала, который его показывает. Но надо стремиться к большей аудитории.
 
В России каналы сначала покупают права на трансляцию, а затем пытаются продать их зрителю. Но если мы видим пустые трибуны на стадионе, кто будет смотреть трансляцию дальше? У нас мало анонсов, аналитики. С другой стороны, я рад, что в эту сферу приходят профессиональные люди. Которые знают, как повысить эффективность спорта и коммерческую составляющую.
 

Автор:  Дмитрий НИКОЛАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку