НОВОСТИ
Украинские БПЛА атаковали жилые дома в Казани
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ВСТРЕЧИ НА ЭЛЬБЕ

ВСТРЕЧИ НА ЭЛЬБЕ
Автор: Илья СТУЛОВ
Совместно с:
13.05.2015
 
КОРРЕСПОНДЕНТ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» ОТПРАВИЛСЯ В ПОБЕДНЫЙ АВТОПРОБЕГ
 
 
Накануне Дня Победы состоялся международный автопробег, организованный «афганцами» из Калининграда и воинами-интернационалистами, выходцами из бывших республик, ныне проживающих в Германии, закончившийся возложением цветов и венков к могилам советских воинов на Эльбе. Репортаж специального корреспондента «Совершенно секретно» с этого знаменательного события.
 
Первый этап необычного предприятия стартовал из столицы Янтарного края – Калининграда. Учитывая перипетии «Ночных волков», которых не пропустили через Польшу, выдвигаться решили без лишней рекламы. Конечный пункт нашего марш-броска – немецкий город Торгау, где в апреле 1945 года состоялась историческая встреча союзников на Эльбе.
 
Фото автора
 
В багажниках все необходимое для четырехдневного вояжа: питание, спальники, разумеется, знамена и венки.
 
Ровно в полночь у знакового для каждого калининградца памятника 1200 гвардейцам, павшим при штурме Кёнигсберга, возлагаем цветы и выдвигаемся.
 
Вместе со мной в салоне серебристой «Мицубиси» два ветерана Афганистана. Сержант Сергей Черненок полтора года водил в караванах КамАЗы, груженные то топливом, то оружием. За плечами подполковника Владимира Черненко две командировки «за речку». Потом более спокойная и размеренная служба в Венгрии и Германии. Отсюда знание нескольких иностранных языков. Дари, венгерский и немецкий в совершенстве.
 
Внешне не похожие друг на друга, мои попутчики знают кучу анекдотов и баек. Но о той далекой войне оба вспоминают неохотно.
 
В мирной жизни нашли себя не сразу. Но все-таки нашли. Владимир Черненко занимается общественной деятельностью, руководит ветеранской организацией в своем райцентре. Наш водитель занимается поставками угля в бюджетные учреждения области. Бизнес не слишком масштабный, но на хлеб хватает.
 
– За свой полтинник, несколько раз галсы в судьбе менял, – балагурит Сергей Черненок. – То одним занимался, то другим. После той войны всякие мысли в голову лезли. Но брал себя в руки. И держался. Вот уже полгода ни капли в рот не беру. Сам себе сказал: нет, и баста. Так что если вдруг захотите походную баклажку открыть, не переживайте, шофера не искусите. Он у вас трезвенник.
 
ДОСМОТР ДЛЯ ГЕРОЯ
 
Поздний старт нашего путешествия спланирован был не случайно. Ночь самое удобное время, чтобы без проблем перейти границу. Однако Европа встретила нас под стать текущему политическому моменту. Прекрасная полячка, в форме капрала пограничной стражи, внимательно изучает документы, косясь на георгиевские ленточки на антеннах железных коней и на наклейки «Союз ветеранов Афганистана» на лобовых стеклах. Поджав губы, пани вызывает старшего таможенной смены и направляет половину колонны, в том числе и наш «Мицубиси», на специальный досмотр.
 
Унизительная и нудная процедура длится более полутора часов, бдительные таможенники сопредельного государства выясняют: зачем в машине венки, флаги, походный котелок? После изучения содержимого багажника и салона, машину ставят на подъемник.
 
Однако процесс досконального досмотра прерывается довольно неожиданно. Еще раз взглянув в паспорт водителя, один из таможенников начал перешептываться с напарником.
 
Фото автора
 
Минутой позже, словно извиняясь за дурацкое времяпровождение, начальник смены желает нам счастливого пути.
 
Внезапную развязку унизительной процедуры поясняет Владимир Черненко. Все дело в нашем непьющем водителе. Оказывается, он не только отметился три десятка лет тому назад героической службой в Афганистане. Для приграничного польского Бранево Сергей Черненок – почетный гражданин.
 
Год назад, когда польские политики местного розлива активно боролись с памятниками русским солдатам, другой русский солдат совершил подвиг. Отбил у насильника одиннадцатилетнюю школьницу. Доставил перепуганную, бьющуюся в истерике девочку к родительскому порогу и скрылся в неизвестном направлении.
 
– Серегу искали тогда все польские спецслужбы, – смеется Владимир Черненко. – И девочка, и ее родители запомнили только цвет и марку машины, и то, что номер российский. Говорят, местные сыскари перелопатили все видеокамеры на погранпереходах, прежде чем установили личность.
 
Как вспоминает сам Сергей, он был в немалой степени озадачен происшествием. Из лесу на дорогу выскочила перепачканная в грязи девчонка. За ней здоровый мужик.
 
– Кто он ей? Брат, сват? Я-то не знаю, по какому поводу скандал, языком не владею, – пожимает плечами герой. – Вдруг это какая-то семейная разборка, а я мирного мужика через бедро уложил? В общем, доставил я девчонку, куда она указала, и по газам. Кстати насильника поймали раньше, чем меня вычислили. Местный чикатило десятку получил.
 
Сергея нашли спустя полтора месяца. Аккурат когда в соседнем Пененжно тамошний бургомистр затеял очередную кампанию за снос памятника Ивану Черняховскому, а рядом в Бранево ветерану Афганистана Сергею Черненку вручали почетную грамоту и знак отличия.
 
Фото автора
 
АНТИФАШИСТ В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ
 
На границе Польши и Германии нас встречает Александр Кифель. Бывший офицер спецназа ГДР. Антифашист в третьем поколении.
 
– Мой дед со школы был знаком с Гейдрихом, и часто его колотил, – раскрывает семейные тайны Александр Кифель. – В молодости взаимная неприязнь уже приняла идеологическую подоплеку. Мой – коммунист, этот – нацист. Поэтому когда к власти в Германии пришли фашисты, у деда были считанные часы, чтобы унести ноги. Потом работа на пропагандистском фронте, возвращение в новую Германию. У меня же все проще. Спецназ, он и в Германии спецназ, была и командировка в Афганистан.
 
По дороге в Торгау съезжаем на остановку по еле заметной рокаде в лесок. Через полкилометра заброшенный военный городок. Здесь в свое время и размещалась часть, откуда в 1982-м Александр Кифель и его товарищи отправились за реку Пяндж. По иронии судьбы, три года назад из той же страны живым и невредимым вернулся домой сын Александра – солдат НАТО.
 
Немецкого товарища больше всего волнует украинский вопрос. Там, в Донбассе, в составе ополчения – его боевые товарищи. Спрашиваю собеседника о друзьях с другой стороны.
 
– Никто не проявлялся, да и вряд ли проявится, – вздыхает ветеран немецкого спецназа. – Я свою позицию неоднократно в прессе доводил. То, что сегодня происходит на Украине, очень напоминает процессы начала 30-х прошлого века в Германии. Самое неприятное, что Европа, видимо, позабыв печальный опыт, занимает однобокую позицию. А ведь не всегда история повторяется в виде фарса.
 
За околополитическими разговорами въезжаем в Торгау. Здесь нас ждут друзья. Те же советские «афганцы», участники других локальных конфликтов, поменявшие в годы лихолетья свое место жительства.
 
НЕМЕЦКИЕ РУССКИЕ, РУССКИЕ НЕМЦЫ
 
За два с лишним десятилетия они уже полностью ассимилировались. Очень педантичные и аккуратные, подчеркнуто законопослушные. И тем не менее, для всех окружающих они по-прежнему русские. Членов ветеранской организации чуть более пятидесяти. Несмотря на то что все они живут в разных уголках Германии, русские «афганцы» встречаются регулярно.
 
– В фонтанах на день десантника не купаемся, – смеется руководитель ветеранской организации Александр Казанцев. – Торговцев арбузами не гоняем. Но слово «дружба» для нас не пустой звук. Поддерживаем друг друга как можем. Хотя многие из нас познакомились только здесь. Несколько раз в год выезжаем семьями на природу. Проводим между собой соревнования. Советскую форму никто в сундуки не прячет. Одеваем на каждый праздник.
 
О своем выборе тогда, в середине 90-х прошлого века, никто из них не жалеет. Но Россию любят всем сердцем, и обид на Родину, отказавшуюся от них после той далекой войны, никто не держит.
 
– Вспомни, как в начале 1990-х человеку в погонах едва в лицо не плевали, – вспоминает Юрий Дитцель. – Попрекали высокой зарплатой, которую не выплачивали месяцами. А бесконечное «полоскание» армии в СМИ – разве не так все было? А как нас политики предавали в Карабахе, Вильнюсе, Цхинвале? Бросали в мясорубку, чтобы потом остановить на полумарше. На гражданке, при моей квалификации, чтобы прокормить семью, выход был один – идти в бандиты. Поэтому решились податься на историческую родину. Сам я из поволжских немцев, в сороковые предков в Кемерово переселили…
 
Теперь Юрий живет в Дюссельдорфе, работает на складе крепежных материалов. Неплохо зарабатывает, но жутко тоскует и по далекой морозной Сибири, и по роскоши человеческого общения.
 
Навыки бывших воинов оказались востребованными и в мирной Германии. Водитель большегруза Алексей Лысаков обучает дзюдо в Торгау местных мальчишек. Совершенно бесплатно, на общественных началах. А свободное от работы и тренировок время написал книгу о деде своей жены, Герое Советского Союза, почетном гражданине Люблина Иване Гришине.
 
– Перелопатил столько архивных документов, старался издать именно к юбилею Победы, – рассказывает автор. – Он со своим подразделением занял плацдарм на берегу Шпрее. Их артиллерией три дня утюжили, а они держались. Правда, в живых остались только единицы.
 
ВСТРЕЧИ НА ЭЛЬБЕ
 
День исторического юбилея начинается с общего построения. Руководитель нашей делегации, депутат Калининградской областной Думы Юрий Федорищев от имени министра обороны награждает немецких «афганцев» медалями «25 лет вывода войск из Афганистана».
 
– Родина помнит о вас, ребята, как мы знаем, что и вы всегда помните о Родине, – предваряет торжественный церемониал гвардии полковник.
 
Выдвигаемся в город. Вокруг царит праздничная атмосфера. В преддверии торжеств немецкие школьники украсили мост через реку бумажными голубями, на которых написаны призывы к миру. Прохожие приветствуют людей в форме. Просят сфотографироваться. С удовольствием прикрепляют на грудь георгиевские ленты.
 
Фото: ТАСС
 
Местный бизнес оказался не готов к такому наплыву туристов. Уже к обеду во многих точках общепита закончились и закуска, и пиво.
 
На главной праздничной арене выясняем, что мы не одиноки. В Торгау в эти дни наших пруд пруди. Делегации из Москвы, Питера, Минска, Саратова.
 
Американская делегация особняком сгрудилась вокруг своего посла и с интересом взирает на праздничное столпотворение.
 
В постсоветской тусовке смешались белорусские, казахстанские и российские флаги. Чуть позже здесь появляется гражданин с вымпелом Незалежной. Как выяснилось, коренной немец на Эльбу пришел выразить свою позицию по Украине.
 
После официальных торжеств наша делегация отправилась к окрестным братским могилам, чтобы возложить венки и почтить память советских воинов, ценой своей жизни остановивших коричневую чуму. Могил здесь немало. Можно только представить, какие кровавые сражения проходили здесь в последние дни той жесткой войны.
 
До темноты в Торгау звучали песни военных лет. В основном русские, реже на английском языке. А вечером на берегу Эльбы участники праздника стали свидетелями красивого лазерного шоу и красочного салюта.
 
ПОЧТИ КАК ДОМА
 
Наутро пора собираться в обратный путь. Однако у экипажа нашего «Мицубиси» не выполнена персональная часть программы. Владимир Черненко не мог не посетить место своей прежней службы. Отрываемся от делегации на два часа и направляемся в расположенный неподалеку Вурцен.
 
У подполковника в отставке богатая география скитаний. Помимо советских гарнизонов, две командировки в Афган, Венгрия, и Германия.
 
Давим на газ и летим в город его майорской молодости. Дом № 3 на Эйленбургер штрассе находим не сразу. За тридцать с лишним лет Вурцен сильно изменился. Тем не менее свидание с прошлым у Владимира Черненко состоялось. Конечно, с той поры прошло немало лет, и все соседи подполковника давно разъехались, однако экспресс-визиту российского гостя обитатели дома № 3 оказались чрезвычайно рады. Просвещенные дамочки подробно рассказали подполковнику все, что знают о его знакомых, от души приглашали посетить ту квартиру, в которой жила семья Черненко. Владимир отказался: неудобно тревожить новых хозяев, да и время нас уже поджимало.
 
По возвращении из Вурцена прощаемся с нашими друзьями. Ненадолго. Уже через несколько дней они приедут в Калининград. Чтобы принять участие в Параде Победы в столице Янтарного края.
 
– Для нас это большая честь, заверил Александр Казанцев. – Тут уж даже заболевшие отказались дома оставаться. Выдвинулись всей организацией плюс ребята из спецназа ГДР.
 
Немецкие товарищи не подвели. Уже на Первомай прибыли в российский анклав на генеральную репетицию. Подтянутые и отутюженные. Они приехали в Россию отпраздновать нашу общую большую Победу.
 

Автор:  Илья СТУЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку