НОВОСТИ
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
412
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
610
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
522
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
441
21.11.2024 09:55
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
973
21.11.2024 08:15
В Ивановской области возбудили уголовное дело по факту хищения у концерна «Калашников»
552
ЭКСКЛЮЗИВЫ
КАРАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ
Совместно с:
01.07.2015
ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ ПАЛА ЖЕРТВОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ИНТРИГ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
В конце марта 2015 года был утвержден Устав военной полиции Вооруженных сил России. Таким образом, де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны. Однако прошло уже несколько месяцев, а военные полицейские, которые должны стать оплотом борьбы с дедовщиной, ничем себя не проявляют. Были замечены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», охраняли Парад Победы, обеспечивали охрану министра обороны в Крыму.
Изредка появляются сообщения, что они участвуют в охране различных мероприятий боевой подготовки. На сегодняшний день – это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских. Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции. Почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, неэффективна в России, выяснял корреспондент «Совершенно секретно».
Обширный международный опыт доказывает: военная полиция как особая служба в вооруженных силах многих государств является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в сорока армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях Прибалтийских государств.
О необходимости создания военной полиции, как показывает опыт других стран, эффективном инструменте регулирования воинской дисциплины, впервые задумались в советской армии. Институт военной полиции предлагалось ввести еще в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Идея стала еще более актуальной в Российской армии, где ситуация с дедовщиной всегда была далека от нормальной.
РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ НЕОДНОКРАТНО ОТКЛАДЫВАЛОСЬ
Вернуться к идее создания военной полиции решили в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Правда, эти планы по различным причинам реализованы не были. Однако в 2010 году неожиданно было объявлено, что военная полиция в России уже существует и в 2011 году приступит к полноценному функционированию. Окончательное решение о создании военной полиции принял бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Но, как оказалось, это волевое решение было не окончательным.
Сколь долго и мучительно эта идея вынашивалась, столь же долго она и реализовывалась. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой на протяжении пяти лет откладывалось. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. Несмотря на это летом 2012 года начальник российского Генерального штаба генерал армии Николай Макаров заявил, что военная полиция начнет работать в декабре 2012 года, но формирование вновь было отложено.
ВОЗГЛАВИТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ СТРУКТУРУ МОГ ГЕНЕРАЛ С УГОЛОВНЫМ ПРОШЛЫМ
Тогда в Минобороны заявляли, что еще одной причиной замедления процесса создания нового ведомства – препоны, которые мешают назначить на должность его руководителя – генерала Сергея Суровикина. На личности этого генерала стоит остановиться особо. Начнем с того, что у него множество неоднозначных моментов в биографии. Впервые о Суровикине стало известно во время августовского путча 1991-го, когда БМП батальона, которым он командовал, задавила троих человек. Капитан Суровикин около семи месяцев находился под следствием, но в результате обвинения были сняты по прямому указанию Бориса Ельцина.
Вновь его имя грохнуло в Екатеринбурге, где он командовал 34-й мотострелковой дивизией: прямо в его кабинете застрелился заместитель комдива по вооружению. После этого инцидента генерала «спрятали» в Чечне – командиром 42-й мотострелковой дивизии. Но решающий слив компромата произошел, когда принципиально решался вопрос о назначении генерала на должность начальника военной полиции. В этот момент военная прокуратура обнародовала историю о том, что в 1995 году, будучи слушателем Академии имени Фрунзе, был осужден за «пособничество в приобретении и сбыте огнестрельного оружия» и приговорен к году лишения свободы условно.
И хотя выяснилось, что судимость была снята и погашена, а в истории с пистолетом не все однозначно, оказалось, что Суровикина использовали втемную, попросив перевезти пистолет для спортивных соревнований. Эти оправдания не помогли. Генерал так и не был назначен на должность главного военного полицейского.
Данный момент и правда стал ключевым и показательным в этой истории. Несмотря на талант генерала влипать в различные криминальные истории, в войсках он пользуется авторитетом. Является жестким, но одновременно опытным управленцем – который и необходим для управления такой структурой, как военная полиция. Неслучайно он сейчас занимает одну из ключевых должностей в иерархии Минобороны – командующего Восточным военным округом. В вопросе создания новой для России системы ему отводилась роль своеобразного тарана. Для этого его наделяли обширными полномочиями.
И генералу действительно многое удалось. За короткое время Суровикин сумел создать кадровый костяк новой службы, куда стали отбирать офицеров. Попасть в полицию считалось престижным, поскольку место службы полицейских планировалось в крупных городах, где дислоцируются штабы военных округов и флотов. При этом было обещано повышенное денежное довольствие, равное окладам военных прокуроров, и особый статус военного полицейского.
В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На ее вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе. Общая численность военной полиции должна была достигнуть 20 тыс. человек.
ПРОКУРАТУРА И ФСБ ПОБОЯЛИСЬ КОНКУРЕНЦИИ
Такие серьезные ресурсы привлекались неслучайно. Изначально военная полиция планировалась как мощная правоохранительная и контрольная структура, которая не ограничилась бы только поддержанием порядка в казармах. Были версии, что Сердюков организует личную гвардию. Законопроект о военной полиции, который разрабатывался в недрах Минобороны, давал новой правоохранительной структуре обширные полномочия.
Военная полиция получала монопольное право на проведение дознания в частях, возможность вести оперативно-разыскную работу, а значит, формировать свой агентурный аппарат, а также права рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операций, обеспечивать охрану зданий и должностных лиц.
Штат новой структуры предусматривал создание подразделений полиции в каждом крупном гарнизоне. Спорным моментом стало то, что военная полиция должна была взять на себя часть функций и полномочий, которые имеют военные структуры ФСБ и военной контрразведки. Из-за этого угрозу для себя увидели в Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета. У них появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнет работать исключительно в интересах военного командования.
Но есть и темная сторона этой проблемы: в условиях массовых сокращений силовых структур потеря части полномочий могла грозить серьезными сокращениями. Тем более военную прокуратуру и военно-следственный комитет уже не первый год пытаются сделать гражданскими. Стало очевидно, что без противодействия со стороны органов не обойдется. Началась подковерная борьба, в которой противниками Минобороны стали лоббисты военной контрразведки ФСБ и военной прокуратуры, у армейцев практически не было шансов победить.
В результате практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределенности. Стало очевидно – что-то пошло не так: 130-я бригада была расформирована, другие полицейские части так и не создали. В итоге региональные полицейские управления, ввиду отсутствия каких-либо реальных полномочий, занимались «имитацией деятельности»: принимали доклады из комендатур, обрабатывали информацию и переправляли в Москву.
Стремившиеся ранее в полицию офицеры стали подыскивать себе новые места службы. Приемники Суровикина никак себя на этом посту не проявили и заняли выжидательную позицию. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании еще одной силовой структуры нет никакой необходимости.
Кроме того, сменивший Сердюкова Сергей Шойгу рисковое дело предшественника решил не продолжать, и отозвал полицейский законопроект на доработку. Проект закона о полиции, который в октябре 2012 года Сердюков направил на согласование в правительство и администрацию президента, был практически полностью переписан. Закон о военной полиции был принят в прошлом году, и он далек от того, который подготовили военные в самом начале. Военная полиция получила весьма ограниченные полномочия и более чем скромные возможности.
Новая структура, согласно этому закону, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов. Эти общие слова означают, что по большому счету все полномочия такой ограниченной в функционале полиции свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах и предварительному дознанию по преступлениям средней и малой тяжести. И даже к этим пунктам есть серьезнейшие претензии. Единственное новшество – военная полиция возьмет на себя охрану и дисбатов, и гауптвахт.
ПОД ВОЕННУЮ ПОЛИЦИЮ ВЕРНУЛИ ГАУПТВАХТЫ
Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что наиболее значимым при создании военной полиции является тот факт, что под новую структуру восстановлены гарнизонные гауптвахты и дисциплинарные батальоны, которые сегодня переданы под охрану военной полиции. По мнению нашего собеседника – это возвращает командирам дополнительный рычаг для поддержания дисциплины в подразделениях.
Объявлено, что военной полицией будет напрямую руководить министр обороны. В его компетенции также определение организационной структуры и численности. Сейчас это 6,5 тыс. человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции в каждом военном округе, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в двух дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции. Численность увеличивать не планируется, хотя ранее сообщалось, что число военных полицейских будет минимум в три раза больше. Во многих армиях мира в таких подразделениях служат от 2 до 5 процентов от общей численности вооруженных сил.
То есть в российскую военную полицию должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих. Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, гарнизоны, особенно отдаленные, невозможно будет обеспечить даже обычными патрулями. Вести речь о том, чтобы с такой численностью военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, даже несерьезно.
Тем не менее в Главном управлении военной полиции заявляют, что, согласно Уставу, армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах. Военные полицейские должны проводить дознание по совершенному солдатом или офицером преступлению. Раньше этим занимались младшие офицеры в частях. Однако, как отмечают эксперты, сегодня военную полицию как участника военного дознания никто всерьез не воспринимает.
Если преступление не слишком серьезное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей, которые по старой русской традиции не выносят сор из избы. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура, которая дознавателей из военной полиции к месту преступления не подпустит даже на пушечный выстрел.
ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИИ – ФИКЦИЯ
То, как нынешнее руководство военного ведомства относится к военной полиции, наглядно демонстрирует показательный факт. Первоначально подготовку кадров этой структуры планировали проводить на профильном факультете, специально создаваемом при Военном университете. А в дальнейшем даже собирались учредить Институт военной полиции. Однако в середине июня появились сообщения, что создание факультета военной полиции на базе Военного университета Министерства обороны РФ откладывается на неопределенное время. Так что в настоящее время штат этой структуры формируют преимущественно офицерами запаса с высшим юридическим образованием, большинство из которых рассматривают службу в военной полиции как возможность отсидеться в тихой гавани в период экономического кризиса.
Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, неудачи при создании военной полиции были вполне прогнозируемыми: «Структура создавалась в системы Минобороны, в итоге стала еще одним подразделением Минобороны, структурой военного управления по обеспечению правопорядка и дисциплины. Этого нельзя было допускать. Во многих западных странах военная полиция также остается в подчинении Минобороны, но там структура военного ведомства принципиально другая.
В этих странах существует четкое разделение: Генштаб – это система исключительно военного управления, а Минобороны является своеобразный посредником между военными и исполнительной властью. Поэтому формально военная полиция подчиняется Минобороны, практически же – правительству. Следуя логике, российскую военную полицию целесообразнее подчинить правительству и дать полномочия обеспечивать порядок в военной сфере в целом. Иначе возникает конфликт интересов.
Оставить военную полицию в подчинении Минобороны и наделить ее большими полномочиями означало, что, по сути, министр обороны и начальник Генштаба получают более серьезные рычаги воздействия. В наших условиях это может как минимум порождать натянутые отношения между главами силовых структур. Поскольку российские силовые структуры рассматривают свои служебные полномочия как властные ресурсы воздействия на общество и другие органы власти и не собираются их терять. За распределение властных полномочий всегда ведется жесткая борьба.
Возможно, главная причина, по которой в итоге не получилось создать эффективную военную полицию, заключается в том, что, когда она создавалась, не оказалось серьезного лоббиста, политического тяжеловеса, который мог бы продавить интересы этой структуры на очень высоком уровне.
Этим можно объяснить то, что развитие военной полиции получило бюрократический, а по сути, имитационный путь развития. Очевидно, что на сегодняшний день создана не военная полиция, а прошел процесс легкой модернизации военной комендатуры, и не более того. Дали команду создать новую структуру, придумали ей звучное название, комендатуру чуть-чуть приукрасили, провели преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и все довольны».
МНЕНИЕ
Руководитель рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам защиты прав военнослужащих Сергей Кривенко:
«Пока непонятно, в чем же четкая функция военной полиции в России, поскольку основное, что ожидалось – это передача функций дознания военной полиции. Очевидно, что порядок, когда на командиров возложена функция первичного дознания, не работает и даже противоречит здравому смыслу. Странно, что на командиров возлагается функция проведения предварительного расследования преступления. Часто бывает, что они сами замешаны в нем, прямо либо косвенно. В результате это приводит к тому, что множество преступлений скрывается.
Конечно, должен быть независимый орган, который проводит дознание в войсках, и ожидалось, что таким органом станет военная полиция. Была первоначальная идея реформировать Главную военную прокуратуру и создать единый правоохранительный орган совместно с военной полицией. Потом в Минобороны захотели, чтобы военная полиция была полностью независимой. Но, по всей видимости, началось перетягивание канатов, что не позволило этому свершиться.
В результате военная полиция осталась в Минобороны. Говорят, что эта независимая структура внутри министерства подчиняется только министру. Это плюс. Но в идеале полиция должна быть независима от военного ведомства и с совсем другими полномочиями. Численность военной полиции сегодня явно занижена. По идее, ее подразделения должны быть развернуты по примеру военной прокуратуры, при каждой крупной воинской части. Только так можно незамедлительно иметь возможность реагировать и заниматься профилактикой правонарушений. Пока роли военной полиции в войсках совершенно не видно».
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии