НОВОСТИ
В Москве национализировали «Горбушкин двор» и Cherry Tower
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
КАКИЕ ТАЙНЫ СКРЫВАЕТ ВАЛААМ?

КАКИЕ ТАЙНЫ СКРЫВАЕТ ВАЛААМ?

КАКИЕ ТАЙНЫ СКРЫВАЕТ ВАЛААМ?
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
24.09.2015
 
СУРОВЫЙ ОСТРОВ
 
При всей кажущейся недоступности острова Валаам – Ладожское озеро неспокойно, волны большие, ветра северные суровые – он оказался вполне досягаемым. Большие теплоходы швартуются в Никоновской бухте, от которой шесть километров до центральной усадьбы монастыря. За сезон летней навигации таких кораблей на Валаам заходит больше трехсот. Небольшие теплоходы, метеоры, рыбацкие суда, яхты и катера причаливают в Монастырской бухте, прямо под монастырем. Их количество подсчитать невозможно.
 
На самом острове вертолетные площадки. VIP-гости обычно предпочитают именно такой путь на остров. Вокруг острова есть еще бухточки, где можно бросить якорь частному суденышку. Но красота и намоленность святых мест не спасает остров от конфликтов. Противостояние между монастырскими и местными тянется уже восемь лет и в сентябре этого года, похоже, вступило в решающую фазу. Что скрывается за вратами монастыря, рассказывает корреспондент «Совершенно секретно».
 
Мы шли на круизном четырехпалубном теплоходе «Александр Грин» и пристали к острову в Никоновской бухте. Причал небольшой, деревянный. На причале стоят местные мужики и предлагают свои лодки для рыбалки или похода по окрестностям, вокруг острова, чтобы рассмотреть его с воды. Стоит такая услуга недорого – от полутора до двух с половиной тысяч рублей. Увезут часа на четыре-пять прямо с причала и сюда же доставят обратно уже с уловом.
 
Но никто не ведется – для таких мест обязательна экскурсионная программа, самостоятельных одиночек тут не очень любят. Группа организованно идет к автобусам, чтобы ехать на Центральную усадьбу (обычно туристов забирает местный катер, но нам повезло проехаться по острову той самой дорогой, которой идут пешеходные экскурсии по скитам).
 
С КЕМ ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО ОСТРОВУ?
 
Я выяснила у наших организаторов круиза – компании «Мостурфлот», что все экскурсии организуются через единственную туристическую службу «Валаамскiй паломникъ». Это касается всех речных туров. Она подбирает места, время их посещения, дает своих православных гидов. То есть весь туристический поток на острове управляется через монастырь. И это несмотря на то, что паломников среди речных туристов мало, в основном людей притягивает сам остров с его уникальной историей и природой.
 
Самостоятельно же на острове передвигаться не рекомендуется. Во-первых, из экологических соображений – почвы мало, камни, корни деревьев и массовое хождение может вызвать необратимые последствия для природы. Во-вторых, по соображениям безопасности – мало кто из обычных туристов подготовлен к таким маршрутам в плане снаряжения, и еще меньше тех, кто может похвастаться, что досконально знает остров и все его закоулочки.
 
Все об острове, пожалуй, знают только сотрудники природного парка «Валаамский архипелаг» – сейчас их на острове осталось всего пять человек, и все работают в отделе бюджетного природоохранного рекреационного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия». Трое из них живут на острове постоянно уже в течение десятилетия, а один – и все двадцать пять лет. Эти люди отвечают за сохранность природной территории.
 
«На Валааме очень высокий уровень биоразнообразия: специалисты выделяют 400 типов ландшафтов, здесь встречается свыше 500 видов высших растений, 220 видов птиц (это около 70 % орнитофауны Карелии), 250 видов лишайников. Территория архипелага относится к Ключевым орнитологическим территориям России (программа КОТР) международного значения, – рассказывает корреспонденту «Совершенно секретно» Елена Михалёва, начальник отдела. – Мы ведем учет зверей и птиц, вместе с работниками лесничества проводим противопожарные мероприятия, патрулируем территорию. На острове есть оборудованные стоянки, где можно остановиться с палаткой. Обслуживание стоянок в летний сезон, организация проката туристического снаряжения, велосипедов, с обязательной просветительской работой – чтобы туризм, отдых на природе был безопасен и для природы в том числе – это тоже наша работа».
 
Только вот о работе этих специалистов мало кому известно, особенно туристам, которые приходят на теплоходе и проводят на острове пять-десять часов. Туристы полностью зависимы от экскурсоводов, за исключением покупки сувениров.
 
НА ИГУМЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ ЕСТЬ МОГИЛЫ ВСЕХ УШЕДШИХ ИНВАЛИДОВ, МНОГИЕ ПРОЖИЛИ И ПОСЛЕ ВОЙНЫ ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ НА ОСТРОВЕ. ТАКИХ МОГИЛ ОКОЛО 200. НЕ ВСЕ ЕЩЕ ПРИВЕДЕНЫ В БОЖЕСКИЙ ВИД, РАБОТЫ ПРЕДСТОИТ МНОГО. ОНА ВЕДЕТСЯ ПОСТОЯННО. СТОИТ ОТДЕЛЬНЫЙ МЕМОРИАЛ ВОИНАМ-ПОБЕДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ПОТОМ, В СИЛУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ОКАЗАЛИСЬ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И ТУТ И ОСТАЛИСЬ НАВЕКИ. МЕМОРИАЛ ОСВЯЩЕН ПАТРИАРХОМ КИРИЛЛОМ. ЗА КЛАДБИЩЕМ УХАЖИВАЮТ МОНАСТЫРСКИЕ СОТРУДНИКИ И САМИ МОНАХИ
Фото автора
 
КТО ЖИВЕТ НА ОСТРОВЕ
 
Поднявшись от Никоновской бухты вверх по склону, попадаешь на начало дороги к центральной усадьбе. Это «экспериментальная «бетонка» – от лестницы до перекрестка у Летней гостиницы, остальное все – грунтовые дороги, их много… Максимальная протяженность одной из дорог (от Воскресенского до Никольского скита) – около 9 км, есть несколько направлений от поселка, расстояния по 4–5 км. По нему спокойно ездят и легковые машины, и старенькие пазики, перевозящие туристов, и трактора и грузовики. Движение не сказать, что плотное, но оно постоянное.
 
На острове удивительно много машин – около ста, причем стоят на учете они именно в Валаамской ГИБДД. Правда, сотрудник инспекции смеется, рассказывая о немногочисленных нарушениях движения: «Вот монашку недавно одну пришлось остановить, оштрафовать за превышение скорости, вот знак пришлось повесить – «Осторожно, дети могут играть в футбол», а так все ездят более-менее аккуратно, да по грунтовке-то особо не разгонишься». Свой транспорт есть и у монастыря.
 
На острове Валаам сейчас располагается природный парк «Валаамский архипелаг», Спасо-Преображенский Валаамский старопигиальный мужской монастырь – центральная усадьба, скиты, монастырские фермы, паломническая служба и пр., воинская часть ПВО, где проходят воинскую службу насельники Валаамского монастыря призывного возраста и призывники-добровольцы из Санкт-Петербурга. Это официальные составляющие острова, где, по разным данным, живет и трудится около 2 тыс. человек в летний сезон и человек 300–400 в зимний.
 
Насельники монастыря – 200 человек и служащие – 50 человек (у монастыря около 30 служб), в летний сезон добавляются волонтеры – на фермы, в сад, огород, на работу с архивами и пр. Встречается много строителей – в монастыре постоянно идут строительные работы. Паломническая служба – в штате 20 человек, но в сезон работает до 250. Это сотрудники офиса (менеджеры, бухгалтеры, секретари, директор и его заместители), экскурсоводы, работники двух паломнических трапезных и кафе, технический и обслуживающий персонал.
 
А еще на острове располагается воинская часть – около 30 человек (срочники, офицеры с семьями). Местных жителей, то есть прописанных на Валааме, по данным Всероссийской переписи населения 2013 года,– 466, но сейчас постоянно зарегистрированных осталось около 120 человек, с детьми. Живут они в большинстве в многоквартирных домах, под которые были переделаны бывшие монастырские постройки – зимняя гостиница, работный дом, внешнее каре, а также в помещениях скитов, оставленных монахами в 1940 году. И небольшое количество живет на хуторах по всему острову.
 
Эти люди приезжали сюда работать по путевкам (молодые научные сотрудники, экскурсоводы) до конца 1980-х годов, и им давали жилые квартиры еще при советской власти, есть даже потомки тех самых инвалидов, которых помещали сюда, в первый в СССР дом инвалидов Великой Отечественной войны (по документам он называется «Валаамский дом инвалидов»). За годы работы этого дома – с 1950 по 1984 год – разные случались истории в жизни инвалидов, в том числе и истории счастливой любви. Врачи, медсестры, обслуживающий персонал и «обеспечиваемые», как именовались пациенты, были совершенно разными людьми, на каждый человек был по-своему уникальным.
 
Фото автора
 
ПОСЛЕ ВОЙНЫ СЮДА ОТПРАВЛЯЛИ ИНВАЛИДОВ
 
Врачи приезжали сюда по набору, здесь давали подъемные на жизнь – 1 тыс. рублей и жилье. Для послевоенных тяжелых лет это было большое подспорье. Хотя работа была адовая. В дом инвалидов перемещали не только инвалидов войны, но и пожилых одиноких людей, инвалидов из тюрем, из карельских «домов инвалидов малой наполняемости». На 20 ноября 1950 года на острове было 904 человека.
 
Трудоспособные инвалиды работали или проходили обучение (например, безногих обучали на счетоводов или сапожников), собирали грибы, ягоды, ловили рыбу, сдавали в коопторг, чем зарабатывали себе прибавку к пенсии, за остальными был каждодневный уход. Самый известный инвалид без рук и ног (из тех, кого называли «самовар») прожил на острове «в корзиночке» двадцать лет.
 
Монахи сейчас готовят документальный фильм – историю тех лет жизни на острове. Архивных документов много – удивительно, что они сохранились почти нетронутыми.
 
«Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет – убитые по пути в эвакуацию, или есть – старики-родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на все рукой и пишет в Петрозаводск: «Прошу отправить меня в дом инвалидов».
 
После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам», – рассказывает один из создателей фильма.
 
После войны многих инвалидов, оставшихся одинокими, отправляли в монастыри, точнее в строения, ранее принадлежавшие православным монастырям. Помимо Валаамского, такие дома были в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском и других монастырях. Там они все и жили, в монастырских стенах, до прихода монахов, которым по российским уже законам в 1991 году отдали монастырские строения.
 
Но валаамские инвалиды до этого дня не дожили. После 1984 года дом инвалидов с Валаама был переведен на материк в Видлицкий дом инвалидов и престарелых, и, как рассказывают, очень многие его обитатели быстро умерли, они привыкли к островной жизни…
 
Фото автора
 
КОНФЛИКТ ТЯНЕТСЯ УЖЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ
 
Кроме монастырских строений на острове ничего нет, при СССР не построили ни единого здания, кроме пары магазинов летнего типа. Когда в 1960–1970-х годах на острове открыли туристическую базу для советских граждан, то и ее открыли в Воскресенском скиту. Странно, но и сейчас на острове почти нет новых построек, кроме новых монастырских скитов, которые вынуждены строить из-за того, что часть скитов открывают для посещения туристам, а монахам-отшельникам строят новые.
 
И именно этот «поселкостроительный» казус породил сегодняшний конфликт между монастырскими и местными, который тянется уже восемь лет. Но 2 сентября 2015 года он, похоже, вступил в решающую фазу. Жители острова Валаам выступили с открытым обращением к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором просят его «обратить внимание на острую ситуацию с принудительным переселением на материк нас и наших семей. С 20 августа в квартирах в одном из корпусов Зимней гостиницы отключили электричество и водоснабжение.
 
Предприятие ООО «СЭНТ», учредителем которого является Валаамский монастырь, сделало это под предлогом реконструкции здания для создания духовно-просветительского центра (на стенах дома были развешаны объявления «В северном крыле Зимней гостиницы с 20 августа 2015 года начнутся работы по реконструкции инженерных коммуникаций – действующие (электроснабжение, водоснабжение, канализация) будут отключены». – Прим. ред.).
 
Правда, в квартирах монастырских работников, расположенных в том же крыле, в прачечных и мастерских и свет, и вода никуда не делись». Кроме того, трое жителей острова были принудительно выписаны судом из своего жилья. С иском об их выселении обратилась служба эксплуатации недвижимости и территорий – управляющая компания, учрежденная Валаамским монастырем. При этом игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) вообще не рассматривает возможность закрытия островов Валаамского архипелага для туризма. Доход от посещения островов при численности туристов 101,5 тыс. человек составляет порядка 120 млн рублей в год. «Эти средства необходимы для обеспечения жизни монастыря и восстановления его храмов».
 
В разговорах с местными жителями корреспонденту удалось выяснить некоторые подробности этого противостояния. В начале 1990-х на один день на Валаам заезжал тогдашний Президент России Борис Ельцин и отдал распоряжение о передаче монастырских зданий верующим без юридически оформленного договора с каждым из местных жителей. У жителей есть ордера на квартиры, переоборудованные из бывших келий и хозяйственных помещений, а игумен тогда получил право на использование монастырских помещений, а также в 2007 году договоренность с правительством Республики Карелии о постепенном возвращении в собственность обители земель сельскохозяйственного назначения «по мере необходимости».
 
Юридический казус, который, однако, разрешить не удается до сих пор. Уже были и обращения жителей в различные организации и в Верховный суд, теперь вот к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Жители говорят, что есть план генерального развития острова, в котором отмечено, что для обеспечения жизнедеятельности на острове останется 300 человек. И именно поэтому идет вытеснение жителей с острова. Сначала все жители Валаама были разделены на постоянно проживающих и «дачников».
 
«Дачниками» в монастыре назвали тех, кто по каким-то причинам был вынужден уезжать на зиму – учиться, лечиться, ухаживать за престарелыми родственниками, оформлять какие-нибудь документы (защита диплома, написание диссертации) – зимой ведь так просто одним днем в город не скатаешься, минимум неделя, даже к зубному съездить…» – говорит одна из жительниц. С ними поступили просто – сняли с регистрации, как не проживающих постоянно и нарушающих законодательство.
 
С постоянно проживающими вышло сложнее. Доводы суда такие – люди сейчас живут в условиях, неприспособленных для жизни, с печным отоплением, плохой канализацией и пр., а монастырь, который является собственником помещений, решил использовать их по прямому назначению. Соответственно, людям предлагаются другие, лучшие для жизни условия проживания, но на материке, в новостройке города Сортавалы. Некоторые семьи уже переселились, немногие сопротивляются, потому что привыкли к островной жизни и новостройки неудобно расположены в транспортном отношении.
 
Фото автора
 
МНЕНИЕ
 
Лев Левинсон, эксперт Института прав человека:
 
«Прежде всего, пора расстаться с мифом о так называемой реституции, то есть о возвращении церквей, монастырей, земель «законному владельцу», у которого они якобы были экспроприированы большевиками. Говоря о Валааме, полезно помнить, во-первых, о том, что монастырские земли были окончательно секуляризованы еще в 1764 году Екатериной II и с тех пор находились в государственной собственности.
 
Во-вторых, нигде еще не доказано, что Русская православная церковь – в частности Московский патриархат – является преемником и, соответственно, наследником дореволюционной российский церкви, тем более единственным наследником. И если говорить об «исторической справедливости» и «возвращении к истокам», то свою часть по справедливости должны получить и старообрядческие юрисдикции, и существующие по сей день ветви истинно-православной церкви, не прогнувшиеся перед безбожной властью и погрузившиеся в катакомбы. Не говоря уже о том, что в Конституции сказано что-то о светском государстве и об отделении религиозных объединений от государства.
 
Действует и закон «Основы законодательства РФ о культуре», в котором сказано: «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, … и религиозных организаций». Поэтому выселять людей для развития музеев – законно и конституционно, потому что музеи не отделены от государства. Но происходит обратное – сначала выселили музей для церковных нужд, а теперь гонят и тех, кто десятилетиями за скудные казенные гроши сохранял Валаам.
 
Фото автора
 
«МОСТУРФЛОТ» ПРОВЕДЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ
 
Валаамский архипелаг входит в состав Сортавальского района Карелии. Он состоит из 50 островов, расположен в северной  части Ладожского озера. Здесь создан уникальный ландшафтно-архитектурный комплекс, площадь парка – 24,7 тыс. га, из которых лишь 3600 га приходятся на острова. Среди них выделяется остров Валаам (2800 га), давший название и архипелагу, и расположенному на нем монастырю. Количество человек, посетивших остров: в 2013 году – 99,6 тыс. человек (в том числе на круизных теплоходах – 62,7 тыс. человек), в 2014–2015 годах – 101,5 тыс. человек (на круизных теплоходах 55,6 тыс. человек).
 
«Мостурфлот» работает с паломнической службой Спасо-Преображенского Валаамского монастыря уже больше десяти лет. С ее помощью организованы экскурсии на теплоходе в Центральную усадьбу Спасо-Преображенского монастыря и пешеходные экскурсии «по скитам Валаама». Стоянка теплохода у острова обычно длится 5–6 или 12 часов, и зависит это от маршрута. Если в круизе заявлены все острова Ладожского и Онежского озер, то стоянка на Валааме не более 6 часов, но зато есть возможность посетить ближайшие острова Коневец, Пеллотсари и мраморный каньон «Рускеала» близ г. Сортавалы.
 
Конечно, для полноценного и детального осмотра таких мест, как остров Валаам, необходимо гораздо больше 6 или даже 12 часов, которые обычно дает туристам теплохода экскурсионная программа речного круиза. Поэтому компания «Мостурфлот» на следующий год решила провести эксперимент. В мае состоится речной круиз с заходом на Соловецкий архипелаг, историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в котором теплоход будет три дня стоять около острова, а туристы смогут эти дни провести в активном путешествии по островам архипелага.
 
«Валаам хотят посмотреть многие наши туристы. Загадочный, древний (упоминается в летописи Нестора), неповторимый и очень красивый остров в Ладожском озере, самый большой в составе Валаамского архипелага. Кстати, Валаамский архипелаг входит в предварительный список объектов, предложенных правительством России в качестве кандидатов на занесение в список всемирного наследия. На острове расположен Валаамский монастырь, являющийся памятником русского зодчества. Большой круизный теплоход не может войти в Монастырскую бухту и останавливается в Никоновской бухте, – поясняет Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании. – В главную усадьбу туристы и паломники попадают на монастырских катерах (у Валаамского монастыря есть свой флот) или пешим ходом (около 6 км).
 
Прогулка по острову приносит настоящее удовольствие от соприкосновения с удивительной природой (скалы, сосны, чистейшие внутренние озера, сказочный лес), которая ревностно оберегается людьми, живущими на острове. Местные жители очень доброжелательны к туристам, возможно, потому что именно они составляют часть их жизни и бизнеса. Пешеходные тропы выведут вас к самым лучшим смотровым площадкам, с которых открываются грандиозные виды, здесь же заботливо поставлены скамейки для отдыха.
 
Недалеко от монастырской фермы вас угостят молоком с хлебом и чаем, заваренным из местных трав (бесплатно). С Илионской горы можно увидеть рыбные садки, где выращивается форель. Но вот с тропы сходить не рекомендуется, почвы на скалах острова мало, и массовое посещение (более 100 тысяч человек в год) несет с собой угрозу вытаптывания растительности».
 

Автор:  Анна АСТАХОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку