НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ДВА ГЕОРГИЯ КАПИТАНА КОНЯЕВА

ДВА ГЕОРГИЯ КАПИТАНА КОНЯЕВА

ДВА ГЕОРГИЯ КАПИТАНА КОНЯЕВА
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
06.11.2015
 
25 октября (5 ноября) 1772 года эскадра капитана 1-го ранга Михаила Коняева, крейсировавшая в Архипелаге (как тогда именовали Эгейское море), вошла в Патрасский залив. Согласно приказу командующего русским флотом в Архипелаге генерал-аншефа Алексея Орлова, Коняев должен был отыскать и атаковать часть так называемой дульцинитской эскадры – это название турецкая эскадра получила по месту своего базирования в адриатическом порту Дульциньо (ныне черногорский Улцинь).
 
«Дульцинитская» эскадра планировала соединиться с вышедшей из Туниса «берберийской» эскадрой, после чего соединённые эскадры намеревались обрушиться на русский флот в Архипелаге, так что громить турок следовало по частям.
 
В Патрасском заливе стояла часть «дульцинитской» эскадры: девять 30-пушечных фрегатов и 16 шебек (парусно-гребных судов), нёсших по 20–30 пушек. Всего турецкие корабли имели порядка 630 орудий, а в заливе их прикрывали береговые батареи крепостей Патрас и Лепанто. Русская эскадра уступала турецкой: два линейных корабля (64- и 74-пушечные), два фрегата (26- и 16-пушечные), два 12-пушечных полакра (средиземноморский тип трёхмачтового парусника) и одна 18-пушечная шебека – всего русские могли противопоставить туркам 224 орудия.
 
Началу сражения 25 октября помешала непогода: хлестал град, дождь, ураганный ветер. Построив в батальную линию свои линейные корабли и фрегаты, Коняев вступил в бой с турками утром 26 октября (6 ноября) 1772 года. Искусно маневрируя, русские отсекли от турецкой эскадры две шебеки и фрегат, буквально изрешетив их. Остальные турецкие корабли укрылись под защитой береговых батарей. 27 октября (7 ноября) баталию возобновить не удалось: из-за сильного встречного ветра русские корабли ограничились разведкой и беспокоящим обстрелом турок.
 
28 октября (8 ноября) 1772 года капитан 1-го ранга Коняев собрал военный совет. Решили прорываться к турецкой эскадре и навязать ей генеральное сражение, «надеясь на помощь всевышнего Бога», как позже написал Коняев в своей реляции. Подойдя к турецким кораблям на 350–370 метров, русская эскадра открыла ураганный огонь. Вскоре турецкие корабли заполыхали и вновь попытались уйти под защиту береговых батарей, часть из них села на мель. Сражение на море завершилось, но до самой темноты русские артиллеристы громили береговые батареи.
 
А утром 29 октября (9 ноября) 1772 года корабли Коняева добили остатки турецкой эскадры, превратив её в огромный костёр. Дело довершили русские абордажные шлюпочные команды. За четыре дня сражения турки потеряли все девять своих фрегатов, 10 шебек и более 200 человек погибшими. Потери русских экипажей были ничтожны: на линейном корабле «Чесма» убит лейтенант Козмин, а также ранен офицер и пять матросов.
 
30 июля (10 августа) 1774 года капитан 1-го ранга Михаил Коняев был награждён за это сражение орденом св. Георгия IV класса с формулировкой: «Был главным командиром при сожжении в Морее Дульциниатского флота». 26 нояб­ря (7 декабря) 1775 года Коняев награждён уже орденом св. Георгия III класса – и вновь «за храбрые и мужественные военные подвиги, оказанные в последнюю турецкую войну, будучи командиром эскадры при сожжении Дулциниотскаго флота».
 

Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку