НОВОСТИ
Экс-замминистра просвещения РФ Грибова задержали по делу о хищении бюджетных средств
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«ЧЁРНАЯ ПЯТНИЦА», 13 НОЯБРЯ

«ЧЁРНАЯ ПЯТНИЦА», 13 НОЯБРЯ

«ЧЁРНАЯ ПЯТНИЦА», 13 НОЯБРЯ
Автор: Кирилл БЕЛЯНИНОВ
Совместно с:
17.11.2015
 
Иракские спецслужбы предупреждали официальный Париж о том, что исламисты готовят серию атак на территории Франции.
 
В ночь на 16 ноября французские ВВС провели массированную бомбардировку сирийского города Ракки, считающегося «столицей» боевиков «Исламского государства» (запрещённой в России террористической организации). Воздушная операция, признанная самой масштабной за последние несколько месяцев, стала первым ответом на серию терактов в Париже. Поиск предполагаемых организаторов нападения ведут спецслужбы всех европейских государств, а лидеры ведущих стран Запада уже пообещали, что подготовят «совместный ответ» на гибель 132 человек во французской столице. Тем не менее беспрецедентная атака террористов оставила слишком много вопросов.
 
БЫЛО ЛИ ИЗВЕСТНО ЗАРАНЕЕ О ПЛАНАХ ТЕРРОРИСТОВ?
 
Через несколько часов после событий в Париже анонимный представитель иракских спецслужб сообщил, что ещё накануне Багдад предупредил руководство нескольких государств, в числе которых Россия, Иран, Франция и Соединённые Штаты, о том, что исламисты готовят серию атак на их территории. В письме, направленном французским властям, указывалось, что приказ о подготовке терактов отдал лично глава группировки Абу Бакр аль-Багдади. По его распоряжению, в столицах государств, участвующих в войне с ИГ, должны прогреметь «устрашающие взрывы».
 
Как утверждают представители спецслужб Ирака, теракты в Париже были спланированы в неофициальной столице исламистов – сирийском городе Ракке. Там же были подготовлены и некоторые из участников нападений. Затем они были переправлены во Францию и Бельгию, где их ждали представители радикального подполья.
 
Всего, по данным разведки, в организации терактов участвовали 24 человека – 19 исполнителей и пятеро боевиков, обеспечивавших транспорт, доставку оружия и другую логистику.
 
Позднее эту информацию официально подтвердил министр иностранных дел Ирака Ибрагим аль-Джаафари, сообщивший, что данные о готовящихся терактах были заранее переданы руководству нескольких государств.
 
Тем не менее никаких мер принято не было. Представители французских спецслужб объяснили это тем, что переданные иракцами данные «не содержали никаких точных дат и деталей» готовящегося нападения.
 
«Мы получаем подобные сообщения каждый день в течение нескольких последних лет и не можем реагировать на каждое письмо», объяснил бездействие силовых структур высокопоставленный представитель французской разведки. В Вашингтоне пока предпочитают никак не комментировать заявления представителей Багдада.
 
Напомним, что в это же время всю прошлую неделю по российским соцсетям активно циркулировали анонимные предупреждения о «18 смертниках-террористах», готовых взрывать себя в торговых центрах Москвы и Казани. Наши спецслужбы не исключают, что это была акция запугивания, спланированная террористами из ИГ.
 
УДАЛОСЬ ЛИ БОЕВИКАМ ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЙ ПЛАН?
 
Спецслужбы всех европейских государств продолжают поиски уцелевших террористов и их сообщников. Пока арес­товано семь человек. Среди них – родственники одного из подозреваемых, 29-летнего гражданина Франции Исмаила Мостефаи, который подорвал себя на концерте в театре «Батаклан». Всего, по данным парижской полиции, в атаке участвовали три группы боевиков, среди которых было как минимум семеро террористов-смертников. Как минимум трое из них являлись гражданами Франции.
 
Как стало известно, через несколько часов после теракта силовики упустили одного из участников нападения. Утром в субботу возле бельгийской границы полиция остановила для проверки машину, в которой были три человека. Один из них предъявил документы на имя 26-летнего уроженца Брюсселя Салаха Абдельсалама. Бумаги были в полном порядке, и все трое были отпущены.
 
Как выяснилось позднее, именно Абдельсалам арендовал машину, на которой террористы подъехали к парижскому театру «Батаклан», в котором было убито 89 человек.
 
В начале недели французские газеты сообщили, что спецслужбам удалось выяснить, каким был план террористической атаки. Показания якобы дал 27 летний египтянин, участвовавший в нападении и получивший тяжелое ранение во время штурма театра.
 
Нападения в театре «Батаклан» и стрельба на улицах были лишь отвлекающим маневром. Основной удар группа террористов планировала нанести на стадионе Stade de France, где проходил товарищеский матч между сборными Франции и Германии. Среди зрителей был и президент Республики Франсуа Олланд.
 
Атака была назначена на 21:30. Три смертника должны были проникнуть в разные секторы стадиона, а затем один из них вышел бы на футбольное поле и привёл в действие «пояс шахида».
 
По официальным данным, в этот момент на стадионе было до 80 тысяч зрителей, а телевизионная аудитория матча превышала 10 миллионов. Террористы считали, что после первого взрыва на арене начнется паника и оставшиеся двое смертников взорвутся в толпе убегающих людей. Но планы боевиков спутала небывалая популярность футбольного матча. Организаторы теракта просто не смогли достать билеты на игру…
 
В результате купить билет с рук удалось только одному из них, но на стадион он проходил уже после начала игры, когда основной поток болельщиков пересёк турникеты. Охранник (кстати, сириец) решил досмотреть одинокого болельщика, тот занервничал и привёл в действие взрывное устройство. В результате погиб один полицейский, ещё около 30 человек получили ранения различной степени тяжести.
 
«Пояс шахида» ещё одного смертника, 31-летнего Ибрагима Абдельсалама, брата того самого Салаха, отпущенного полицией на бельгийской границе, не сработал уже на бульваре Вольтера. В итоге жертвой взрыва стал только сам нападавший. В противном случае счёт пострадавших был бы совсем другим.
 
ПОЧЕМУ МИШЕНЬЮ СТАЛА ИМЕННО ФРАНЦИЯ?
 
Эксперты по безопасности в Европе и США считают: теракты в Париже свидетельствуют о том, что боевики из ИГ решили сменить привычную тактику. За прошедший год исламисты организовали в разных странах мира 89 террористических атак, но подавляющее большинство из них были нападениями одиночек. Этой осенью ситуация принципиально изменилась.
 
Менее чем за две последние недели именно ИГ взяло на себя ответственность за целую серию громких терактов. 31 октября одно из подразделений исламистов объявило о своей причастности к крушению российского А‑321, когда погибло 224 человека. 12 ноября два террориста-смертника в Бейруте унесли жизни 44 человек. На следующий день жертвами атаки как минимум трех групп террористов в Париже стали уже 130 человек.
 
«Они располагают огромными финансовыми возможностями и поддерживают связи с ячейками в десятках стран мира, – уверен бывший сотрудник ЦРУ Патрик Скиннер. – Их новая стратегия – максимальное расширение географии террора».
 
При этом специалисты обычно называют две причины, почему первой целью исламис­тов на европейском континенте стал именно Париж. И дело здесь не только в том, что Франция в числе первых присоединилась к коалиции западных стран, вот уже в течение года наносящих авиаудары по позициям ИГ в Сирии и Ираке.
 
В своих публичных выступлениях лидеры исламистов неоднократно называли Францию «самой ненавидимой страной Европы».
 
Кроме громких заявлений, впрочем, у лидеров исламистов есть и тактические причины сделать ставку именно на Францию. Арабо-мусульманская диаспора в этой стране считается самой большой в Западной Европе и насчитывает более 5 миллионов человек. Только за последний год, по оценкам спецслужб, к боевикам ИГ в Сирии и Ираке примкнуло не менее 500 французских граждан.
 
«Главной целью исламистов является провоцирование конфликта между мусульманами и остальным населением страны, – считает эксперт парижского Института политичес­ких исследований Жан-Пьер Филу. – В результате таких терактов принимаются жесткие меры, усиливается давление на мусульман, начинается слежка за лидерами общин. Мусульмане пытаются дать отпор. Подобные стычки если и не приводят к масштабным религиозным конфликтам в обществе, то, по крайней мере, увеличивают число добровольцев, готовых отправиться воевать в рядах ИГ».
 
ЧЕМ ФРАНЦИЯ И МИР ОТВЕТЯТ НА ТЕРАКТЫ?
 
Воздушная операция, проведенная французскими ВВС через сутки после террористических атак, уже признана крупнейшей за всё время участия авиации Пятой республики в борьбе против боевиков «Исламского государства». На беспрецедентный шаг пошёл и Вашингтон, впервые за последние полтора года предоставивший Парижу данные разведки о позициях боевиков ИГ. До этого подобная информация была доступна только представителям государств, входящих в разведывательный альянс Five Eyes (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия и Австралия).
 
О скоординированных действиях в борьбе с исламскими террористами шла речь и во время переговоров Барака Обамы с Владимиром Путиным в ходе встречи «большой двадцатки» в Турции. Правда, в Вашингтоне уже заявили, что не рассматривают возможность проведения наземной операции в Сирии и Ираке и ограничатся лишь дополнительными поставками оружия и отправкой советников в курдские вооружённые формирования.
 
В целом ряде европейских стран после парижских терактов призвали ужесточить пограничный контроль и начать тотальные проверки прибывающих с Ближнего Востока беженцев.
 
«Париж изменил всё, – заявил министр финансов Баварии Маркус Содер. – Мы больше не можем позволить себе бесконт­рольную миграцию и открытые границы».
 
К этим призывам присоединились и ведущие восточноевропейские политики, призвавшие пересмотреть основные принципы Шенгенского союза. Но, похоже, лидеры ЕС пока не готовы пойти на столь радикальные меры.
 
«Беженцы, которые прибывают в наши страны, бегут от тех же самых людей, которые организовали и провели теракты в Париже, – заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер во время саммита G20. – Именно поэтому я считаю, что мы сейчас не имеем права пересматривать европейскую политику в отношении беженцев».
 

Автор:  Кирилл БЕЛЯНИНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку