НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Мост Кадырова

Мост Кадырова
Автор: ГОРШКОВА Валентина
Совместно с:
30.06.2016

В Санкт-Петербурге реализуется уникальная PR-кампания по разжиганию межнациональной розни. Её главные фигуранты – две группы городских СМИ, давно и умело промышляющих сомнительными делами. А модератор – «Фонтанка», информресурс, сформировавший себе за годы работы весьма массовую аудиторию, которой умело манипулирует. Тот самый ресурс, что в своё время пытался создать позитивный образ «ночному губернатору» Петербурга, бандиту Кумарину. Разумеется, бесплатно. Видимо, из морально-этических симпатий.

В последнее время эти СМИ разожгли на своих страницах и телеэкранах настоящий психоз вокруг названия недавно ещё безымянного моста в 21 километре от Невского проспекта. Брызжут ненавистью по отношению к отдавшему жизнь за прекращение войны и сохранение территориальной целостности России чеченцу. Уместно спросить: как вообще в городе, славившемся высочайшей культурой построения межнациональных отношений, стала возможна античеченская истерия?

У меня на столе отчёт группы учёных об исследовании этого феномена. Первое, что бросается в глаза: скандал организовали те же СМИ, что уже несколько лет ведут PR-сопровождение скандальных выходок некоего Максима Резника, сомнительным образом оказавшегося главой комиссии по науке, культуре и образованию Законодательного собрания Петербурга.

Скандалы Резник устраивает регулярно и по любому поводу. А если поводов не хватает, депутат их придумывает, не гнушаясь грязными трюками. На этой основе PR-эскорт с завидным постоянством рисует его светлый образ «защитника интересов горожан» и «борца за права простых людей». Только за последние полгода и только одно из сопровождающих Максима Львовича городских агентств опубликовало 77 сюжетов с упоминаниями его подвигов. Особая специализация «выдающегося политика» – персональные нападки. Обычно он требует чьей-либо отставки – Путина, Мединского, трёх петербургских вице-губернаторов и т.д. («пусть все уйдут, а я останусь»). Теперь, видимо, пришла очередь Кадырова.

Второе: всю информационную повестку конфликта вокруг моста создала именно «Фонтанка». И сделала это весьма своеобразно. Ахмат Кадыров – Герой России. Наверное, первое, что должны были сделать добросовестные журналисты, доходчиво и чётко напомнить людям, за что ему было присвоено звание Героя. И что конкретно сделал этот человек для страны. Но «Фонтанка» избирает иной путь. Видимо, так же как и в случае с бандитом Кумариным, совершенно бескорыстно (?). С декабря 2014 года по настоящий момент она обращается к вопросу об увековечении памяти Кадырова 85 раз. И всё время – в сугубо негативном контексте. Ею настойчиво муссируются два необоснованных тезиса: «Кадыров ничего не сделал для Петербурга» и «петербуржцы против». Как будто бы Петербург – не часть России. Как будто бы мнения горожан кто-то всерьёз исследовал.

Сейчас СМИ непрерывно твердят о каких-то опросах. Скажу определённо: абсолютно никаких следов профессиональных исследований отношения петербуржцев к именованию моста никем не предъявлено. Полагаю, их просто нет, а есть наглое враньё. Доверчивым массам навязывается мнение, что «петербуржцы против». Видимо, банальный «чёрный пиар». Та же «Фонтанка» трубит, что провела исследование (якобы «против» — 84%), однако все его характеристики скрывает. Аналогичным образом действуют различные политические группки типа «Яблока», желающие «оседлать» возникший конфликт.

Другой приём «чёрного пиара» – тщательный отбор спикеров. Слово даётся петербуржцам, выступающим против. Мнений тех, кто «за», как бы и не существует. Хотя на самом деле они, безусловно, есть. Для разжигания скандала используется и противопоставление рядовых граждан и чиновников. Дескать, чиновники не прислушиваются к «воле народа», действуют тайком и недемократично. Третье, что следует отметить: разжигание скандала имеет продуманный, планомерный характер и осуществлено также по технологиям «чёрного пиара».

На первых порах каждый вброс скандального «материала» в «Фонтанке» подхватывался и муссировался одними и теми же СМИ. Шла пропагандистская атака на население силами неформального «холдинга». Параллельно нагнетались эмоции в интернете. «Из ниоткуда» объявились сотни распространителей компромата на Героя России. Причём компромата столь же профессионально упакованного, сколь сомнительного. Попросту говоря, социальные сети оказались переполнены негативными материалами о Кадырове неизвестного происхождения, разумеется – непроверенными. По сути была проведена кампания по очернению Героя России. Не будем себя обманывать: действовали очернители в опоре на бытовой национализм.

25 мая антикадыровская кампания была выведена на федеральный уровень. Через полчаса после появления очередной тенденциозно сформатированной новости на «Фонтанке» о ней говорит журналист «Эха Москвы» Алексей Волин в интервью с Александром Невзоровым. С этого момента в дело включаются московские СМИ «либерального» толка и их антироссийски настроенные коллеги с Украины. В этот же момент в скандал активно вводится Максим Резник. Видимо, Волин заранее готовился к «вбросу» в информационное пространство общероссийской аудитории «Фонтанки», и тут налицо заранее спланированные действия

В итоге 26 мая общими усилиями интересантов тема выводится в топ новостей федеральной поисковой системы «Яндекс» в связке с именем Резника. А агрегаторы новостей, как известно, выступают в последние годы заменителем некогда всесильного ЦК КПСС, определяя, про что журналистам следует писать. Не удивительно, что 30-31 мая в топе новостей «Яндекса» появляется около 400 сообщений об «ужасном» Кадырове, от которого защитить петербуржцев может только «благородный» Резник.

Гражданам остаётся лишь восторгаться нашими СМИ типа «Фонтанки». Благодаря им каждое утро мы знаем, кого любить и кого ненавидеть.

До последнего времени у специалистов не было ответа лишь на один пикантный вопрос: за чей счёт петербуржцам привалило счастье восторгаться Резником и ненавидеть Кадырова. Ведь не секрет, что подобные PR-кампании – дело, требующее немалых вложений. Однако, теперь кое-что стало яснее. Выяснилось, что Максим Резник полезен Михаилу Ходорковскому и его покровителям. Параллельно, а иногда и вместе с Резником тот же пул оборотистых питерских СМИ надувал образ ещё одного «правозащитника», помощника Резника в ЗАКСе. Теперь уже и этот претендует на кресло депутата… по официальному списку Ходорковского. Максим Львович же, в соответствии со своими «достижениями», нацелился на место в Госдуме. Сильно вырос как общественный деятель (!)

Неприглядная история: одиозные СМИ проталкивают на выборах одиозные персоны. Вполне возможно – на деньги весьма сомнительного происхождения. Делается это, скажем прямо, с разжиганием бытового национализма и с применением грязных технологий манипулирования людьми. Межнациональная рознь для Петербурга – дело нетипичное. Эксцессы в этой сфере единичны. Характерно, что на митинг против моста Кадырова вышло всего 200 человек. И нельзя допустить, чтобы ненависть к «инородцам» и «иноверцам», черносотенные настроения овладели гражданами великого европейского города.

Валентина Горшкова, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор:  ГОРШКОВА Валентина
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку