НОВОСТИ
Cемь военных пострадали при взрыве Военной академии связи им. Будённого
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
98511
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
29929
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
30088
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
32856
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
31034
sovsekretnoru
КАРИБСКИЙ КРИЗИС

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

ФОТО: DPA/TASS

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
31.10.2022

Сейчас много говорят о грозящей миру катастрофе, и мы действительно реально ощущаем на себе возможность непоправимой ядерной войны, в которой, как известно, победителя быть не может по определению. Но подобная ситуация уже имела место ровно 60 лет назад, в октябре 1962 года. Тогда, слава Богу, обошлось.

Когда на Кубе произошла революция, американцы попытались свергнуть революционное правительство, и это подтолкнуло Фиделя Кастро к более тесному сближению с Москвой. Кубинский лидер объявил о переходе своей страны на социалистический путь развития, но очень скоро серьезной проверкой для Кубы стал Карибский кризис, или Кубинский ракетный кризис, как его называли в США (Cuban missile crisis).

ПРИЧИНЫ КАРИБСКОГО КРИЗИСА

Для начала в 1962 году США ввели эмбарго на торговлю с Кубой и добились исключения ее из Организации американских государств (ОАГ). Против правительства Фиделя Кастро было выдвинуто обвинение в том, что оно оказывает содействие революционерам в Венесуэле, после чего ОАГ в 1964 году ввела дипломатические и торговые санкции против Кубы.

Строго говоря, Карибский кризис – это крайне напряженное столкновение между СССР и США 16–28 октября 1962 года, возникшее вследствие размещения Советским Союзом в октябре 1962 года ядерных ракет на Кубе.

Но сначала, в 1961 году, Соединенные Штаты разместили в Турции ракеты средней дальности PGM-19 Jupiter, которые угрожали городам западной части СССР, в том числе и Москве. Они могли достигать объектов на территории СССР за 5–10 минут, советские же межконтинентальные ракеты долетали до США лишь за 25 минут. Поэтому СССР решил воспользоваться случаем, когда к нему обратился Фидель Кастро с просьбой о защите, и Н.С. Хрущёв решил установить на Кубе (под боком у Соединенных Штатов, в 250–260 км от Флориды) советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14 с ядерными боеголовками.

Операция по переброске на Кубу военнослужащих, техники и ракет получила название «Анадырь».

ОПЕРАЦИЯ «АНАДЫРЬ»

Это была, без преувеличения, гениальная операция. Американская сторона подсчитала, что на грузовых кораблях на Кубу могут быть доставлены советские войска, но, учитывая количество рейсов, по ее расчетам вышли совсем какие-то незначительные цифры. Однако советское командование все сделало в условиях абсолютной секретности: 85 кораблей за 183 рейса в течение нескольких месяцев перебросили 50870 военных и еще до 3000 человек гражданского персонала, огромное количество вооружений, ракетных установок и самих ядерных ракет. Из СССР на Кубу! Через полмира!!! И при этом американская разведка и спецслужбы оказались в полном смысле этого выражения «обведены вокруг пальца».

Руководивший операцией маршал И.Х. Баграмян сделал так, что солдаты и офицеры были спрятаны в трюмах. Никаких санитарных норм, питание два раза в сутки, а жара в трюмах доходила до 60 градусов. Команды кораблей и даже капитаны этих кораблей были абсолютно не в курсе того, кого, что и куда они везут. Каждый капитан в черноморском порту получил три конверта. Первый он вскрывал при отплытии, и там была разнарядка плыть до Босфора. Там капитан открывал следующий конверт, и находил указание плыть до Гибралтара. А в Гибралтаре, только в третьем конверте, был обозначен курс на Кубу. В результате, первые корабли достигли Кубы 25 и 26 июля.

На острове был оборудован «типа рыболовецкий поселок» для советских моряков, и американцы реально решили, что поселок этот именно рыболовецкий. Их разведывательные самолеты кружили сначала над кораблями, потом над постройками на берегу, но ценные грузы и людей удалось каким-то невероятным образом переместить на сушу незаметно.

В США в это время заканчивали подготовку военного вторжения на Кубу, и это уже был не масштаб Плайя-Хирон апреля 1961 года, а нечто куда более значительное: силы вторжения, дислоцированные в портах на юго-востоке США, насчитывали примерно 180000 человек. Судьба Кубы казалась предрешенной, но в конце сентября – начале октября американцы вдруг заметили, что на Кубе появляются площадки для ракетных установок. 2 октября 1962 года тогдашний Президент США Джон Кеннеди приказал привести войска в боевую готовность. Но наступила нелетная погода, и американцы прервали на время разведывательные полеты, а когда 10 октября снова были сделаны аэрофотоснимки, они просто привели американцев в замешательство: вместо проселочных дорог на Кубе появилось огромное количество широких асфальтовых дорог для крупной грузовой техники. А 14 октября были сделаны новые снимки, и на них уже появились ракетные установки, с помощью которых половина штатов могла быть стерта с лица земли буквально за несколько минут.

Как оказалось, на Кубу были тайно доставлены не только ракеты Р-12 и Р-14, но еще и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Это решение, принятое на заседании Совета обороны СССР в мае 1962 года, отвечало интересам обеих сторон – Куба получала надежное прикрытие («ядерный зонтик») от любой агрессии со стороны США, а советское военное руководство кардинальным образом сокращало подлетное время своих ракет до американской территории.

ПАНИКА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

Таким образом, 14 октября 1962 года началось то, что потом назвали Карибским кризисом. Президент США Джон Кеннеди немедленно создал особый Исполнительный комитет, где обсуждались пути решения проблемы. Поначалу комитет действовал тайно, но 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советских ракет, из-за чего в США началась паника.

23 октября 1962 года было опубликовано заявление Правительства СССР, в котором говорилось: «Если агрессоры развяжут войну, то Советский Союз нанесет самый мощный ответный удар».

Со своей стороны, Фидель Кастро приказал с вечера 22 октября привести в полную боевую готовность все вооруженные силы своей страны. Сотни тысяч людей заняли боевые позиции. На следующий день Фидель Кастро выступил перед народом с большим обращением в связи с создавшимся положением. Все обращение было проникнуто глубокой уверенностью в том, что кубинский народ выстоит и в этой схватке. «Любую блокаду – выдержим, агрессию – отразим», – говорил команданте. А завершил свое выступление он такими словами: «Мы все теперь как один, одна у нас судьба, и одна будет у всех победа».

24 октября 1962 года американское правительство ввело блокаду Кубы. В тот же день пять советских военных кораблей подошли вплотную к зоне блокады и там остановились.

И в этот момент руководство СССР повело себя не очень последовательно. Министр иностранных дел А.А. Громыко начал «ломать комедию», утверждая, что на Кубе нет советских ракет. Сам Н.С. Хрущёв тоже стал отрицать наличие на острове советского ядерного оружия. Он сказал, что установки, обнаруженные американцами на Кубе, это некое «исследовательское оборудование». Но 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. И тогда Кремль заявил, что ракеты на Кубе установлены для «сдерживания» США.

В Исполнительном комитете обсуждался силовой вариант решения данной проблемы. Его сторонники убеждали Джона Кеннеди начать бомбардировку Кубы. Однако очередной облет U-2 показал, что несколько советских ракет уже готовы к пуску, и атака на остров неминуемо вызовет войну с Советским Союзом. Такая перспектива американцев не устраивала, так как никто не был точно уверен в исходе ставшей вполне реальной ядерной войны.

В свою очередь, руководство Кубы обратилось к народу и объявило массовую мобилизацию. И вся страна вмиг превратилась в четко управляемый и организованный военный лагерь.

Фото_20_06_Кар.jpg 

Президент Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть идущие к Кубе корабли в обмен на «джентльменское обязательство» не свергать режим Фиделя Кастро. В ответ Н.С. Хрущёв стал убеждать Президента США, что СССР не собирается нападать на Америку. Он сказал: «Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить». Но при этом он выставил свое условие: удалить американские ракеты из Турции. Эти пункты были согласованы буквально за несколько часов до возможного начала войны с оговоркой: вывод советских ракет с Кубы совершится открыто, а американских из Турции – тайно.

«ЧЕРНАЯ СУББОТА» 27 ОКТЯБРЯ

А возможное начало войны – это было 27 октября, которое потом назвали «черной субботой» Карибского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских военных самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой самолет-разведчик США Lockheed U-2. Его пилот Рудольф Андерсон погиб. В тот же день американцы в ходе преследования заставили всплыть две советские подводные лодки.

Ситуация накалилась до предела, а Президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. План предусматривал 1080 самолетовылетов в первый же день боевых операций. Силы вторжения, как уже говорилось, насчитывали 180000 человек. Многие американцы покидали крупные города, опасаясь ответного советского удара. Мир реально оказался на грани ядерной катастрофы. Во всяком случае, так близко к этой грани он никогда еще не был.

Кстати, о силах вторжения. ЦРУ сообщало о присутствии на Кубе 10000 советских военнослужащих, в то время как на самом деле их там находилось около 50000. И это – помимо хорошо вооруженной 270-тысячной кубинской армии. Поэтому советско-кубинские войска, вдобавок вооруженные тактическим ядерным оружием, просто-напросто устроили бы «кровавую баню» высадившемуся американскому десанту, результатом чего неминуемо стала бы неконтролируемая эскалация военного противостояния.

УРОКИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА

Однако в воскресенье, 28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Открытым текстом было передано послание Президенту США. В Кремле уже знали о намеченной бомбардировке Кубы. В послании говорилось: «Мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые вы считаете наступательными средствами, согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве».

Фото_20_07_Кар.jpg 

Н.С. Хрущёв и Джон Кеннеди обменялись письмами о разрешении проблемы, а Фидель Кастро даже не был поставлен в известность о происходящем. Кроме того, Куба не получила реальных гарантий от агрессии, изоляции, экономической блокады и постоянных провокаций. Тридцать лет спустя, в 1992 году, в интервью американскому телевидению Фидель Кастро отметил, что в советско-американском соглашении надо было добавить только одну фразу: «Мы (СССР) готовы вывести ракеты, если США дадут Кубе удовлетворяющие ее гарантии, если Куба сможет принять участие в обсуждении этой проблемы».

Но, решение убрать с Кубы ракеты, было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал бы против удаления ракет. А так получилось, что Куба и ее руководитель выступили в качестве «разменной монеты». Позднее, в интервью испанскому журналисту Игнасио Рамонету Фидель Кастро подчеркнул: «Было сделано очень много военных и политических ошибок. В октябре 1962 года мы не могли сильно возражать против вывода ракет с нашей территории, поскольку тогда бы вступили в конфликт с двумя сверхдержавами, что было бы весьма сложно для Кубы».

Сейчас известно, что Карибский кризис морально и физически измотал Фиделя Кастро. Вместе с соратниками он уехал в горы, отказавшись от общения с советскими представителями, за исключением А.И. Микояна. В Москве решили реабилитироваться перед Фиделем Кастро, пригласив его посетить Советский Союз. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза, он был избран почетным профессором МГУ. Почти двухмесячное пребывание в СССР сделало его любимцем простых советских людей. Но, тем не менее, уроки Карибского кризиса повлияли на отношение Фиделя Кастро к советскому руководству.

Подписание Московского договора о запрещении испытания ядерного оружия в августе 1963 года вызвало новое беспокойство команданте, поскольку, по его логике, Куба оказывалась без надежной защиты в виде ответного удара СССР по США. Он был убежден, что обязательствам США не нападать на Кубу доверять никак нельзя. Поэтому на первом же митинге в Гаване в 1966 году Фидель Кастро заявил: «При отражении агрессии кубинцам придется полагаться на свои собственные силы».

Демонтаж советских ракет начался 28 октября 1962 года, и он закончился через несколько недель. 20 ноября была снята блокада Кубы, и поставивший человечество на грань ядерного уничтожения Карибский кризис завершился. После него между Белым домом и Кремлем стала работать постоянная «горячая» линия для разрешения кризисных ситуаций в будущем.

А в 1963 году Фидель Кастро заявил: «Если бы не было Советского Союза, империалисты не поколебались бы совершить прямое военное нападение на нашу страну. Именно мощь Советского Союза и всего социалистического лагеря сдержала империалистическую агрессию против нашего отечества».

Итак, Карибский кризис был преодолен, свобода и независимость Кубы были спасены, а человечество в целом избежало ужасов термоядерной войны.

Урегулирование было достигнуто, но тогда руководства СССР и США считали себя проигравшими и опозоренными. Отъявленные «ястребы» в США посчитали шаг Кеннеди слабостью, и примерно то же самое «предъявили» чуть позже Хрущёву. Ну, а Фидель Кастро обиделся, что все решили за его спиной. И лишь в 1975 году, давая оценку итогам Карибского кризиса, Фидель Кастро в отчетном докладе I съезду Компартии Кубы сказал: «В то время нам, кубинцам, нелегко было понять все значение такого решения».

По сути, Карибский кризис был спровоцирован истеричной реакцией США на действия СССР по обеспечению безопасности – своей и своего союзника. И всем понятно, что Москва имела право так действовать, что без этого «балансирования» на грани ядерной войны не было бы последующего контроля над вооружениями. Сейчас времена изменились, но данная тема сохраняет свою актуальность. Россия имеет дело с тем же оппонентом – американскими элитами с их специфическим менталитетом и внешнеполитической философией. Карибский кризис принял облик Украинского кризиса, и остается только надеяться, что разрешение конфликта окажется таким же разумным, как и 60 лет назад.


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку