Курганскую журналистку обвинили в оскорблении губернатора в интернет-комментариях
«Совершенно секретно»: В городе Курган за клевету в адрес губернатора осуждена известный в регионе журналист, председатель Общественного совета регионального УМВД Юлия Васильева. Есть ли в этом деле «политика», попытался разобраться корреспондент «Совершенно секретно».
Мировой суд города Кургана признал виновной в клевете главного редактора регионального журнала и интернет-портала «Очевидец Медиа» Юлию Васильеву. Уголовное дело было возбуждено в декабре 2015 года по заявлению директора екатеринбургского новостного портала «Ура.Ru» Елены Дектянниковой, которая сообщила в УФСБ, что «группой неизвестных нам лиц была организована атака на губернатора Курганской области Кокорина Алексея Геннадьевича с целью дискредитировать его в глазах избирателей».
Речь идет о серии анонимных комментариев к двум новостям под заголовками «Зауральская «Единая Россия» идёт в народ» и «Зауральских чиновников проверят на прочность». Оскорбительных комментариев было без малого два десятка, однако следствие сосредоточилось лишь на трёх, которые связаны алкогольной тематикой. Мировая судья участка № 35 Татьяна Подкорытова, три часа кряду зачитывая приговор, то и дело скороговоркой выпаливала их, вызывая улыбки у присутствовавших журналистов: «Оля спаивает Геннадьича», «Попойками от Оли славится областная администрация», «Спаивают Геннадьича дружки и Оля. Семья, обратите внимание».
Несмотря на то, что в этих пассажах не указаны фамилии и должности, в «Оле» себя узнала пресс-секретарь курганского губернатора Ольга Сапожникова. На суде осталось за кадром, узнал ли себя в «Геннадьиче» губернатор Алексей Кокорин (главу Зауралья в суд не вызывали. – Прим. ред.), но, так или иначе, руководство «Ура.Ru» в письме к УФСБ конкретизировало, что «из содержания комментариев следует, что губернатор (Курганской области. – Прим. ред.) злоупотребляет спиртными напитками и ведёт аморальный образ жизни, что очевидно не соответствует действительности и порочит его честь и достоинство».
Вскоре полиция установила круг подозреваемых. Дознаватели запросили у провайдера IP-адреса, с которых оставляли комментарии в данный отрезок времени. Выяснилось, что в числе нескольких абонентов этими IP-адресами пользовалась редакция курганского журнала «Очевидец» (здесь необходимо пояснить, что редакции присвоен динамический IP-адрес, поэтому с одного адреса подключаются к сети сразу много абонентов – Прим. ред.). Остальные IP-адреса полиция проверять не стала. Во время обыска в «Очевидце» полицейские обнаружили на одном из компьютеров следы посещения портала «Ура.Ru» (именно посещения, а не оставления комментариев – Прим. ред.), и этого оказалось достаточно для обвинительного акта.
В беседе с корреспондентом «Совершенно секретно» Юлия Васильева рассказала, что «когда ко мне домой и в редакцию вламывались с обысками, то полицейские опускали глаза, ведь я на тот момент была председателем Общественного совета при УМВД Курганской области». Некоторые открыто говорили, что если бы не давление «сверху», то даже заявление не было бы даже принято.
Васильева пыталась объяснить полицейским, что Wi-Fi редакции, известный всем, кто хоть раз посещал «Очевидец» (таблички с номером висят на виду в каждом кабинете. – Прим. ред.), ловит и на улице, даже в близлежащем кафе, и что этим могли воспользоваться злоумышленники, подставив редакцию. Однако, как утверждает Юлия Васильева, во время следствия ей не раз говорили, что это «заказ областной администрации» и, по сути, главный редактор уже «назначена» клеветницей.
Если бы губернатор Алексей Кокорин посетил судебные прения, то он, наверняка бы, удивился тому, сколько интеллектуальных копий было сломано во время исследования глагола «спаивать». Суд рассмотрел два экспертных лингвистических заключения, которые достойны строчки из Владимира Высоцкого «Будут с водкою дебаты…».
Со стороны обвинения выступил доцент Курганского государственного университета Сергей Достовалов, который охарактеризовал слово «спаивать» как «систематическое потребление алкогольных напитков, причём, навязываемое».
Со стороны защиты экспертизу провела иногородний специалист (территориальная независимость эксперта подчеркивалась адвокатами Юлией Васильевой – Прим. ред.), доцент Челябинского педагогического университета Галина Иваненко. Она, наоборот, заявила, что даже с помощью «справочника по питью» невозможно определить, что является «спаиванием».
«Одни скажут, что это давать рюмку, другие – что устраивать корпоративы или покупать в магазине спиртное», — рассуждала эксперт. По её словам, хотя в обвинительном акте написано, что это ложные сведения, однако ложность не доказана (на суде лишь прозвучала фраза гособвинителя Александра Карецкого, достойная афоризма: «То, что это клевета, это — безусловно»).
На интересную деталь обратил внимание корреспондент «Совершенно секретно», слушая накануне приговор. Показания сотрудников «Очевидца» о возможности вне редакции пользоваться Wi-Fi судом были отметены в виду того, что люди редакции знакомы с подсудимой, а значит «желают освобождения Васильевой от уголовной ответственности». Однако показания заместителя губернаторского пресс-секретаря Вероники Волковой о том, что она знает Ольгу Сапожникову как «абсолютного трезвенника», были приняты. Знакомство и даже прямое подчинение оказались не причём.
Пообщаться с пресс-секретарем губернатора Ольгой Сапожниковой корреспонденту «Совершенно секретно» не удалось. Её адвокаты даже не пришли на оглашение приговора, а с Сапожниковой у автора этих строк развился только «SMS-роман», где она сначала обещала перезвонить, а потом написала, что «мы никаких комментариев не даём». Даже, когда по стечению обстоятельств корреспондент «Совершенно секретно» увидел Ольгу Сапожникову, идущую с работы, и перезвонил ей, стоя за спиной, то она, посмотрев на номер, сбросила.
Журналистка Юлия Васильева своей вины категорически не признаёт. Гособвинитель просил наказать её штрафом в 700 тыс. рублей и запретить заниматься журналистской деятельностью сроком на 2 года. Сапожникова требовала компенсацию морального вреда в размере 250 тыс. рублей.
В итоге суд признал Васильеву по ч. 2. ст. 128.1 УК РФ («Клевета, содержащаяся в СМИ»), приговорив к штрафу в размере 150 тыс. рублей, а также снизив сумму морального вреда до 50 тыс. рублей. Защита Юлии Васильевой намерена подать апелляцию.
«Я не хотел бы комментировать решение суда, и сама ситуация больше подходит для одной известной программы Первого канала, где любят выставлять напоказ интриги и скандалы, — сказал «Совершенно секретно» представитель «курганской диаспоры» в Москве, PR-консультант Илья Кетов, знающий обе стороны конфликта. — Но позволю себе усомниться в пользе от таких показательных порок. Так получилось, что знаю обе стороны конфликта. У Юлии Васильевой большой журналистский опыт и опускаться до таких глупостей всё-таки не в её стиле. К Ольге Сапожниковой и её семье отношусь очень уважительно, и думаю, что затеять всю эту историю, отреагировать на, по сути, «надписи на заборе» убедили доброжелатели. Ольга – профессиональный человек и не нуждается в дополнительных охранителях своей репутации. Вопросы есть и к Интернет-ресурсу о появлении комментариев, которые должны проходить предварительную модерацию, о чём предупреждает соответствующее объявление».
«Сейчас можно строить сколько угодно догадок, кому это выгодно, кого хотят вывести из игры, чью лодку раскачать, — продолжил Кетов. — В результате имиджу региона не добавляется очков, если только для привлечения туристов Курган не решил войти в рейтинг по количеству скандальных упоминаний в СМИ».
Пока материал готовился к печати, ситуацию с курганским журналистом взял на контроль Общенародный российский фронт (ОНФ) в Москве. Руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко сообщила «Совершенно секретно»: «Мы не согласны с решением суда. Как только у нас появиться мотивированное решение суда, мы поможем Юлии составить апелляционную жалобу и произвести все необходимые действия для обжалования приговора».
Андрей ВЫПОЛЗОВ, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии