НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Забытая «Мелодия» воровства

Забытая «Мелодия» воровства

07.03.2017

Всемирно известный оперный баритон Борис Рубашкин подаёт в европейский суд на Российское авторское общество

Скандал вокруг Российского авторского общества (РАО) получил продолжение. Напомним:  в апреле 2016 года ряд известных российских артистов отказались от сотрудничества с РАО, дав понять, что, мягко говоря, «не все там с бухгалтерией чисто и прозрачно». В ходе проверки деятельности этой организации следователи МВД России обнаружили, что из её бюджета похищены более 500 миллионов рублей, и возбудили дело о мошенничестве в особо крупном размере. В июне по этому делу в Москве арестовали гендиректора РАО Сергея Федотова. Тогда же в творческих кругах открыто стали говорить, что руководство авторского общества давно «жирует и живёт не по средствам», а обнаруженная недостача в полмиллиарда – это только часть похищенного, капля в море. Знаменитый композитор и член авторского совета РАО Максим Дунаевский тогда заявил, что «500 миллионов для такой организации, которая собирает 24 миллиарда в год, — это не сумма. Это, как говорится, погрешность».

 

50 000 грампластинок

Сейчас следствие по этому громкому коррупционному делу в самом разгаре и, стоит надеяться, будет доведено до логического конца. Но как стало известно нашей редакции, иск к РАО через европейский суд собирается предъявить  всемирно известный оперный баритон с российскими корнями Борис Семёнович Рубашкин, проживающий в Австрии (см. публикацию «Рубашкин мост», «Совершенно секретно»,N 5/382, май2016 г.). По его мнению, РАО не только стало правопреемником  своего советского предшественника — Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), но и унаследовало методы и схемы увода «налево» вознаграждений, полагающихся авторам и исполнителям.

В чём же Борис Рубашкин обвиняет РАО? По словам знаменитого певца, может, он и не располагает супер убойным многомиллионным компроматом, но историю, как сначала ВААП, а затеи и РАО на нём годами незаконно наживались, он готов проиллюстрировать документами.

«Как только я узнал об этом коррупционном скандале, о том, что идут обыски в офисе РАО,  — начал Борис Семёнович свой рассказ, — ни капли не удивился. В течение многих лет мне было известно, что там творится безобразие и беззаконие.

Итак, в 1989 году я впервые приехал на гастроли на родину моего отца и выступал с концертами в Театре эстрады. Первый канал ТВ снимал один из моих концертов, он впоследствии несколько раз транслировался телевидением.  28 февраля 1989 года в номер гостиницы «Россия», где я остановился, пришёл чиновник фирмы «Мелодия» и предложил подписать заранее составленный контракт о выпуске грампластинок с песнями в моем исполнении.  Сказал, что они хотят  использовать запись из телевизионного концерта. Мы заключили договор:

 

«Договор. г. Москва                                                                               21 февраля 1989 г.

Всесоюзное творческо-производственное объединение «Фирма  Мелодия», г. Москва и австрийская фирма «Верлаг Престо», именуемые в дальнейшем в соответствующих случаях «Мелодия» и «Престо», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Г-н Рубашкин Б.С. передаёт «Мелодии» права на запись, произведённую «Фирмой Мелодия» во время гастролей исполнителя в СССР в феврале 1989 г.

2. «Мелодия выпустит 50 000 штук грампластинок в исполнении  г-на Рубашкина Б.С.  

3. Грампластинки будут выпускаться и продаваться с торговой маркой «Мелодия» с указанием, что запись осуществлена фирмой «Мелодия» и выпущена на территории СССР по лицензии.

4. «Мелодия» обеспечивает реализацию выпущенных грампластинок на территории СССР и других странах мира.

5. «Мелодия» переводит суму 12 500 руб. на счёт г-на Рубашкина Б.С. в Сбербанке СССР.

6. Сумма 12 500 руб. будет переведена на счёт г-на Рубашкина Б.С. в  Сбербанк СССР до 31 декабря 1989 г. Указанные средства обмену на конвертируемую валюту не подлежат и могут быть использованы только на территории СССР.

7. «Мелодия» выплачивает исполнителям за запись гонорар по существующим в СССР расценкам.

…9. В случае возникновения необходимости повторного выпуска грамзаписей «Мелодия» согласует тиражи и условия оплаты с г-ном Рубашкиным Б.С.

10. Все возникшие споры по настоящему договору должны будут решаться в Арбитраже при Торгово-промышленной палате СССР г. Москвы.

Юридические адреса сторон. Подписи – В. Сухорадо, Б. Рубашкин».

 

Подпольные тиражи

 

Однажды в этом же 1989 году захожу в музыкальный магазин и вижу: продаются аудио кассеты с моими 19 песнями из того телевизионного концерта. Указаны тираж – 30 000 экземпляров, выходные данные фирмы «Мелодия», стоит защищающий авторские права знак копирайта. Только в нашем договоре нет ни слова о выпуске аудио кассет – мы не об этом договаривались.

Обращаюсь в «Мелодию» за разъяснениями. В январе 1990-го получаю официальный ответ на фирменном бланке:

«Уважаемый Борис Семёнович!

В ответ на Ваше письмо на имя господина Сухорадо В.В. от 12.12. 89 г. Всесоюзная студия грамзаписи сообщает следующее:

Студия «Метадиджитал» выпустила в 1989 году всего 17 017 кассет, а не 30 000, как пишите Вы… Руководствуясь договором, подписанным Вами с фирмой «Мелодия» 21.02.89 г. за выпущенный тираж компакт-кассет (стоимость каждой кассеты 10 руб. 20 коп.), Студия выплатит гонорар в сумме 17 357 руб. 34 коп., что составит 10% от 173573 руб. 40 коп.

Ваш гонорар будет перечислен на указанный Вами лицевой счет до 10 февраля 1990 г.

С уважением, Заместитель генерального директора ВТПО «Фирма Мелодия», директор Всесоюзной студии грамзаписи     В.А Соломатин».

Я был поражён! Пойманы с поличным на незаконном подпольном тираже, а отписались, как ни в чём не бывало! «Подумаешь, — видимо, рассуждали руководители «Мелодии» и их коллеги из ВААП, — не пластинки выпустили, а кассеты. Ну и что, что нарушены авторские права… Ничего страшного! Рубашкин – далеко, в Зальцбурге. Откуда он об этом узнает?! Ну а раз узнал, придётся хоть по минимуму, но заплатить – чтобы не вышло международного скандала». Кстати, гонорар (в рублях!) получили мои двоюродные сестры.

…В августе во время моего концертного тура по Сибири поклонник попросил расписаться на моей пластинке. Вдруг снизу вижу надпись: «Апрелевский завод, тираж 100 000»! Всё то же самое: «Мелодия», авторские  права защищены». Глазам не поверил! А как же пункт 9 нашего договора, по которому «в случае возникновения необходимости повторного выпуска грамзаписей «Мелодия» согласует тиражи и условия оплаты с г-ном Рубашкиным Б.С.»?! Из Зальцбурга пишу письма в Москву. Ответа нет в течение… нескольких лет. В итоге мне стало любопытно, сколько же всего пластинок, кассет и компакт-дисков было выпущено без моего ведома? Вот так в моей коллекции вскоре появились другие подпольные (для меня) изделия фирмы «Мелодия». Их тиражи – 38 000, ещё 100 000… И уверен – мне обнаружить удалось далеко не всё.

На этот раз пишу письмо в РАО. Наконец получаю ответ:

 «Уважаемый господин Рубашкин!

Спасибо за письмо от 31.03.96 г. По моему поручению, юристы Общества изучили представленные Вами документы, и я могу сообщить следующее. В соответствии с договором от 1989 г. Вы передали фирме «Мелодия» права на тиражирование записи, произведённой во время гастролей  в феврале 1989 г. «Мелодия» обязалась выпустить 50 тыс. экземпляров пластинок. Однако реальный тираж оказался значительно большим. Договор предусматривал, что в случае необходимости повторного выпуска грампластинок, «Мелодия» согласует с Вами тираж и условия оплаты. Между тем этого сделано не было, таким образом условия договора фирмой нарушены.

Нарушение имело место в 1989-90 гг.  В соответствии с действующим в России законодательством срок исковой давности (т.е. срок, в течение которого возможно предъявить претензии в судебном порядке) – 3 года. Данный срок уже истёк и исковое заявление будет судом отклонено. Следовательно, несмотря на то, что «Фирма «Мелодия», безусловно, нарушила Ваши права, предъявить ей требования в настоящее время фактически невозможно. Однако в 1989-90 гг. на территории России действовал Гражданский кодекс, ст. 495 которого допускала «запись в целях публичного воспроизведения или распространения выпущенных в свет произведений на плёнку, пластинку, магнитную ленту и т.д. без согласия автора, но с выплатой вознаграждения». В соответствии с Инструкцией Министерства культуры СССР от 04.05.90 г. вознаграждение за тиражирование грампластинок выплачивалось через ВААП. По сообщениям наших расчётных служб, в 1991 году в АКМ для Вас за выпуск пластинок была перечислена сумма в долларах, эквивалентная 1 140 руб. (на тот момент это была значительная сумма).

Таким образом,  в соответствии с действовавшим тогда законодательством, вознаграждение Вам было выплачено. К сожалению, ведомости от фирмы «Мелодия» за 1989-90 гг. у нас не сохранились, поскольку истёк установленный срок их хранения…

С уважением и наилучшими пожеланиями Г.А. Тер-Газарянц, Председатель Правления РАО».

Да, РАО перевело мне в австрийскую организацию композиторов, почётным членом которой я являюсь, 4 тысячи 182 австрийских шиллинга. Смешная сумма!

Что к этому добавить? Ощущение полного беспредела не покидало меня все эти годы. Они же не отвечали на мои письма умышленно – ждали пока пройдут сроки исковой давности.  Да и отписались довольно витиевато, мол, да, ваши права нарушены, но на самом деле ничего не нарушено, а ведомости — потеряны. Шито-крыто! Печатали немалыми тиражами незаконные пластинки, кассеты, компакт-диски, продавали по всей стране и за её пределами, деньги кто-то присвоил и не «Мелодия», не ВААП, не РАО якобы не причём, хотя РАО – правопреемник ВААП. Случайно? Не верю. Ведь дело не столько в деньгах и не в Рубашкине – я не самый бедный человек на свете. А в отношении к творческим людям, когда одни созидают, а другие на этом беспардонно наживаются и, не ударив палец по пальцу, всю жизнь живут припеваючи.  Хотел бы я узнать, в чьи карманы попали миллионы таких, как я…

Не учли господа из РАО только одного: авторские права — по законам всех государств мира — защищены на 70 лет. Поэтому на днях музыкальное издательство  «Schneider» из Вены и моё личное издательство «Presto» подадут жалобу в Европейский суд, требуя заплатить за сотни тысяч нелегально проданных моих пластинок».

Редакция газеты «Совершенно секретно» будет следить за развитием событий.

 СПРАВКА: Первое в истории России авторско-правовое общество («Собрание русских драматических писателей») было создано в 1870 году по инициативе писателя А. Н. Островского. Ещё пять лет спустя на его основе появилось «Общество русских драматических писателейи композиторов». После присоединения СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в 1973 году все творческие союзы Советского Союза и ряд организаций-пользователей произведений авторов учредили Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). В 1991 году ВААП было трансформировано в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП), в 1992-ом — в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). И только в 1993-ем было создано Российское авторское общество (РАО), которое Борис Ельцин своим президентским указом объявил правопреемником РАИС, уточнив, что РАО находится под покровительством Президента РФ. Согласно устава, сотрудники Общества должны заниматься сбором денег за исполнение композиций и перечислять гонорары авторам или их наследникам.

В настоящее время РАО объединяет более 26 тысяч российских авторов и более миллиона зарубежных авторов и их правопреемников, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов на основании более 150 соглашений с зарубежными партнёрами из 66 стран. РАО - член Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку