НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Арбалет» для спецназа

«Арбалет» для спецназа

«Арбалет» для спецназа

ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЕРЕШКО/ТАСС

Автор: Владимир ЕРАНОСЯН
14.12.2020

«Войска дяди Васи», как в шутку, сами десантники называют ВДВ в честь своего прославленного командующего Василия Филипповича Маргелова, прочно обосновались в Арктике. Но даже Василий Маргелов, который в свое время инициировал создание и серийное производство на предприятиях ВПК средств десантирования, тяжелых парашютных платформ, тар для десантирования грузов, грузовых и людских парашютов, вряд ли мог в 50-ые годы прошлого века мечтать о том, что наши военные смогут десантироваться с высоты 10 тыс. м, и не куда-нибудь, а на дрейфующие льдины Северного Ледовитого океана.

«Технике не прикажешь, поэтому добивайтесь создания в КБ, промышленности, в ходе испытаний надежных парашютов, безотказной работы тяжелой воздушно-десантной техники», – говаривал Василий Маргелов. Надежность парашютов ставилась командующим во главу угла.

ДЯДЯ ВАСЯ БЫЛ БЫ В ВОСТОРГЕ

Шесть лет назад личный состав одного из подразделений 98-й дивизии ВДВ из Ивановской области успешно десантировался на льдину при помощи системы «Арбалет-2».

Высадка в районе российской полярной станции «Барнео» и преодоление марш-броском около 300 км как пешком, так и на снегоходах и собачьих упряжках, показало, что современный десант является достойным продолжателем дела «дяди Васи».

В ходе учений отрабатывались действия группы при проваливании людей под лед, оказанию первой помощи и эвакуационно-спасательных мероприятиях, преодоление в гидрокостюмах открытой воды, установка автономного базового лагеря. Но самым важным аспектом учений все равно была проверка «Арбалета», ведь его использовали в условиях вечной мерзлоты, да еще и с летящего с огромной скоростью самолета.

ВСЕ «СВОЕ» ДЕСАНТНИК НОСИТ С СОБОЙ

Парашютная система «Арбалет-2» имеет планирующий девятисекционный купол площадью 27 кв. м каждый. Они имеют подвесную систему, и при необходимости можно прикрепить 50-килограммовый грузовой контейнер с еще одной автономной парашютной системой УГКПС-50.

50 – не случайная цифра. К подвесной системе «Арбалета» прикрепляется отдельный грузовой контейнер со своей собственной парашютной системой, в котором можно разместить 50 кг.

Это позволяет спецназовцу или десантнику взять с собой взрывчатку, разведоборудование, противотанковые ракеты с полным боекомплектом и даже беспилотник.

Это серьезно увеличивает огневую мощь и разведывательные возможности десантируемой группы. К слову, забрасываемых в ночное время с помощью «Арбалетов» десантников практически невозможно заметить в воздухе даже с помощью современных РЛС.

Аномально низкие температуры не повлияли на использование парашютных систем – к гордости отечественных разработчиков. Комментируя действия десантников в Арктике после их «холодной ночевки» на дрейфующей льдине, эвакуации в базовый лагерь пострадавших по легенде полярников и испытания в рамках учений нового специального экспедиционного обмундирования, в Минобороны РФ подчеркнули, что опыт поисково-спасательной операции в Арктике будет использован ВДВ во время подготовки личного состава специальных и разведывательных подразделений. Это заявления означало, что «Арбалет» прошел арктический тест и теперь будет освоен спецназом.

С ЛЮБОЙ ВЫСОТЫ В ЛЮБОЕ ПЕКЛО

26 апреля 2020 года на сайте военного ведомства России было опубликовано наделавшее много шума видео. На нем был запечатлены первые в истории прыжки российских десантников с высоты 10 тыс. м в районе архипелага Земля Франца Иосифа. Парашютные системы специального назначения нового поколения «Арбалет-2», индивидуальное кислородное оборудование, а также новейшее снаряжение и обмундирование показали, что экипировка наших военных ничуть не уступает, а по многим параметрам, превосходит боевое оснащение хваленых «зеленых беретов» США.

Познакомимся с парашютной системой «Арбалет-2» поближе. Она предназначена для десантирования групп специального назначения и парашютистов – спасателей с комплектом необходимого вооружения и снаряжения, которое расположено в грузовом контейнере УГКПС-50.

Ее можно использовать для прыжков, как с самолета, так и с вертолета-штурмовика. Система надежно работает на высотах до 4 тыс. м над уровнем моря при отделении от летательного аппарата на скорости полета до 350 км/ч. Однако, испытана и на предельных высотах в 10 тыс. м (при наличии специального кислородного оборудования), что делает ее уникальной. Выходит, наш десантник теоретически может прыгать с самолета магистральной авиации…

Что касается введения в действие парашюта, то это можно сделать как немедленно, так и после отделения от летательного аппарата. А можно и после любой задержки. Вертикальная скорость снижения не более 5 м/с. Горизонтальная скорость снижения не менее 10,5 м/с. Разворот на 360 градусов осуществляется за время до 8 секунд. Парашют имеет устойчивое снижение даже в турбулентной атмосфере. Парашютист может ввести в действие «Арбалет-2» звеном ручного раскрытия как правой, так и левой рукой.

НЕ ПРОСТО ПАРАШЮТ, А УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА

В состав парашютной системы специального назначения входят планирующие, 9-секционные основной и запасной парашюты. Они аналогичны по конструкции. Такая комплектация обеспечит выполнение боевого задания, даже при отказе основного парашюта.

Возможна быстрая подгонка парашюта для парашютиста как малого (1,60 м), так и большого (1,95 м) роста. Причем, как в летнем, так и в зимнем обмундировании и специальном снаряжении.

К нему подсоединяется отделяемый грузовой контейнер УГКПС-50 массой до 50 кг. Минимальная высота применения основного парашюта – 400 м. Минимальная безопасная высота применения запасного парашюта – 150 м. Вес парашютной системы 18 кг.

«Арбалет» не просто парашют, а управляемая система, ведь обученный боец планирует на место приземления. Поэтому не удивительно, что наши десантники способны после массового десантирования на арктические льды вблизи Северного полюса, приземлиться даже на небольшой островок изо льда. Подобные высадки десанта не проводила ни одна страна в мире.

Стоит отметить, что впервые идея подобного десантирования возникла в 2009 году, когда командующим ВДВ был Герой России Владимир Шаманов. Именно он договорился с Русским географическим обществом (РГО) об идее массового десантирования в районе полярной базы «Барнео».

Особенность этой полярной станции заключается в том, что она работает только в течение месяца, пока дрейфуют льды. Ее удаленность от Северного полюса простирается в пределах от 50 до 90 км.

ПРИЛЕТЕЛ, СДЕЛАЛ И ИСЧЕЗ….

Десантниками было организовано взаимодействие с авиацией ФСБ, так как на тот момент военная авиация там полеты не выполняла.

В силу разных причин прыжки арктические состоялись только в 2014 году, когда министр обороны РФ Сергей Шойгу отдал приказ подразделениям специального назначения ВДВ по десантированию и выполнению эвакуационно-спасательных задач в районе Северного полюса в экстремальных условиях.

Подготовка личного состава группы велась на протяжении двух месяцев. Каждый военнослужащий в ходе подготовки совершил по 30 прыжков. «Арбалет-2» был освоен досконально. Однако, одно дело – тренировки на базе в Иваново. А другое – температура воздуха минус 30ºС на льдине, а на высоте десантирования – около минус 45ºС. От эксперимента зависело последующее применение системы для массового применения.

Удачный тест в Арктике позволил спустя несколько лет настолько развить применение системы, что сегодня на парашютных системах «Арбалет» прыжки совершают целыми ротами. Сегодня в ВДВ служат опытнейшие офицеры-инструктора, многие из которых прошли через арктический десант. Они обучают военнослужащих управлять куполом парашюта настолько четко, что десантник после парашютной подготовки способен безопасно приземлиться в заданную ограниченную площадку приземления и приступить к выполнению задач при скорости ветра у земли до 12 м/с.

Наличие «Арбалета-2» в ВДВ и спецназе гарантирует, что наш десантник или разведчик может вылететь туда, где нет ничего, приземлиться в нужном квадрате, разбить взлетно-посадочную полосу на льдине, которая принимает самолет Ан-72, и обеспечить работу и выживание в течение месяца на собственноручно построенной базе, которую после выполнения задач может демонтировать так, что не останется и следа его присутствия. Существует крылатая фраза Гая Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил!» Наш десантник может позволить себе следующее изречение: «Прилетел, сделал и исчез!»

Навыки, приобретенные десантниками в Арктике, очень пригодятся в нынешних условиях, когда необходима надежная защита Северного морского пути на самых отдаленных участках фарватера, которые находятся далеко от наших военных баз. Ведь расстояние Северного морского пути составляет более 14 тыс. км…


Автор:  Владимир ЕРАНОСЯН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку