ГАЗЕТА, КОТОРАЯ ТАК НИКОМУ И НЕ ПОКЛОНИЛАСЬ
Юлиан СЕМЕНОВ |
Газета «Совершенно секретно» была придумана знаменитым писателем и журналистом Юлианом Семёновым, первый её номер вышел в мае 1989 года. Человек неуёмной творческой энергии и острой интуиции, Семёнов очень точно почувствовал вызов времени. И захотел утолить ту жажду информации об окутанном завесой секретности, трагическом собственном прошлом, которую испытывало наше общество. Конечно, не один Семёнов понял и принял этот вызов: взлёт лучших отечественных изданий того времени, «Огонька» и «Московских новостей», был обусловлен тем же самым точным пониманием их главных редакторов, Виталия Коротича и Егора Яковлева, того, чего от прессы ждал читатель.
Разница между «Совершенно секретно» и «Огоньком» или «Московскими новостями» была только в одном: свою газету Юлиан Семёнов создал на пустом месте, с чистого листа. Этот амбициозный человек, у которого было всё – и всенародная слава, и полный достаток, обеспеченный 12-миллионным тиражом его бестселлеров, – никогда не останавливался на достигнутом и всегда хотел быть первым. И «Совершенно секретно» вошла в историю отечественной журналистики как первое независимое, негосударственное СМИ в нашем послереволюционном отечестве. Ведь на дворе ещё была советская власть, дело происходило в СССР.
Артём не просто продолжил и развил семёновские принципы. Из историко-расследовательской по преимуществу он превратил «Совершенно секретно» в остро-современную газету, ввязавшуюся в самую гущу политической борьбы ельцинской эпохи. Из её репортажей и расследований миллионы её читателей впервые узнавали о том, кто такие Борис Березовский и Михаил Ходорковский, что такое «ельцинская семья» и какие отношения, помимо родственных, связывают членов этого могущественного клана, о том, как Павел Павлович Бородин золотил кремлёвские хоромы, и о том, с кем и за чей счёт парился в элитной баньке министр юстиции Ковалёв, и т. д. и т. п. Собственно, и о многих подробностях жизненного пути петербургского чиновника среднего звена Владимира Путина, стоило ему только перебраться в Москву на повышение, мы тоже впервые узнали из публикаций «Совершенно секретно». Во второй половине 90-х годов не было, пожалуй, в России газеты острее и популярнее, чем «Совершенно секретно».
АРТЕМ с коллегами – Генрихом БОРОВИКОМ и Ярославом ГОЛОВАНОВЫМ |
Конечно, Артём ходил по острию ножа. Перефразируя Ленина, скажем, что в России нельзя писать о политике и быть при этом от неё в стороне, оставаясь лишь наблюдателем и аналитиком идущих процессов. Втянулся в политику и Артём, включился в опасное соперничество кланов и группировок. Но при этом он не поставил газету на службу ни одной из них, не сделал из неё оружие пропаганды. Он берёг «Совершенно секретно», её репутацию и престиж, как берегут фамильную драгоценность.
Может быть, лучше и глубже всех об этой замечательной личности, не скрывая её противоречий, написал Евгений Евтушенко в своем эссе «Действительно новый русский», которое тут прилагается. (Там же, впрочем, дан и замечательный портрет Юлиана Семёнова).
При Артёме «Совершенно секретно» дала новые побеги. Вокруг газеты возник целый медиахолдинг: одноимённая телекомпания, газета «Версия», один из первых в России «глянцевых» журналов – «Лица».
АРТЕМ и ЮЛИАН. Инсбрук, февраль 1991 года |
Вместе с тем в стране происходили события, не предвещавшие ничего доброго для свободной прессы. Дефолт 1998 года, помимо всего прочего, обрушил рекламный рынок и поставил крест на попытках многих изданий существовать и развиваться так, как существуют и развиваются свободные СМИ в цивилизованном мире: исключительно за счет того, что они сами заработали. Зависимость финансовая – напрямую ли от власти или от олигархов, многие из которых начали в этот период с властью «бодаться», – стала могильщицей независимости политической. Менялась и ситуация в стране, которая не то пресытилась свободой, не то разочаровалась в ней и теряла интерес к острым репортажам и расследованиям. «Совершенно секретно», несмотря ни на что, продолжала борьбу за право оставаться собой и не идти в услужение ни к Кремлю, ни к его оппонентам.
Полёт был прерван в самом буквальном смысле слова. 9 марта 2000 года Артём погиб в авиакатастрофе. Это было с одной стороны настолько неожиданно, если иметь в виду его молодость, оптимизм, удачливость, а с другой – настолько ожиданно, потому что все последние годы журналист Боровик, повторимся, ходил по острию ножа, что тут же появились версии убийства. В дальнейшем они не подтвердились, но ощущение, что Артём пал жертвой какого-то страшного рока, осталось.
АРТЕМ и ВЕРОНИКА в Белом Доме у ДЖОРДЖА БУША-старшего |
После его гибели, да ещё в условиях новой политической реальности, в которой свободные, независимые СМИ превратились в пасынков судьбы, многие советовали вдове Артема, Веронике Боровик-Хильчевской, «отойти от дел», иными словами, продать «Совершенно секретно». Хрупкая женщина, пережившая такой сокрушительный удар судьбы, оставшаяся, к тому же, с двумя маленькими детьми на руках, – зачем ей газета, у которой, конечно, очень много почитателей, но ведь и так много врагов? Причём почитатели-то из числа, что называется, простых смертных, а враги – из непростых, влиятельных и властных…
Но Вероника от дел не отошла и газету никому не уступила. И газета выжила. И даже не просто выжила. Сильно изменившись по сравнению с той, которую делал Артём, она сберегла главное, чем Артём дорожил. Она сохранила свое, ни на какое другое не похожее лицо, суть которого – независимость и непредвзятость. В наше время, когда независимые СМИ федерального уровня можно пересчитать, что называется, по пальцам на одной руке, это кое-чего стоит.
Леонид ВЕЛЕХОВ