НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

БОЕВОЙ ВКОНТАКТ

БОЕВОЙ ВКОНТАКТ
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
30.09.2014
 
МИНОБОРОНЫ СОЗДАЛО АККАУНТЫ В ОСНОВНЫХ СОЦСЕТЯХ, НО ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ЗАПРЕЩАЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ
 
В конце сентября Минобороны РФ открыло официальные страницы в социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, видеохостинге YouTubе, сообщив, что зарегистрированные аккаунты будут содержать информацию обо всех наиболее значимых событиях с участием российских военных. Это стало достаточно неожиданным решением, ведь сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, который может полностью запретить военнослужащим пользоваться социальными сетями. Но даже в настоящий момент, пока закон не принят, в воинских частях негласно действуют ограничения, которые требуют от военнослужащих максимально снизить свою активность в Интернете.
 
В Минобороны сразу попытались уловить сленг социальных сетей и с нарочитым сарказмом заявили, что аккаунты создаются в том числе и для оказания информационной помощи представителям Пентагона и Госдепартамента США, которые регулярно в своих заявлениях ссылаются на информацию, полученную из Интернета. Дальше, возвращаясь к принятому в Минобороны стилю, сообщили, что решение о входе в социальные сети было принято для уменьшения слухов и инсинуаций о российской военной угрозе, которые в последнее время стали муссироваться во многих мировых СМИ. Но нужно отметить, что премьера официальной страницы в Facebook удалась, до сих пор самым цитируемым остается комментарий к заявлению главы украинского военного ведомства Валерия Гелетея о применении Россией при обстреле Луганского аэропорта тактических ядерных боеприпасов. В ответ российские военные через сайт поинтересовались, что наливали «польские друзья» Гелетею перед его возвращением в Киев.
 
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев положительно расценивает появление аккаунтов Минобороны в социальных медиа. Наш собеседник считает, что дополнительная информация в сетях будет реально влиять на пользователей, в том числе привлекая потенциальных военнослужащих в армию. Эксперт полагает, что также это позволит отслеживать комментарии к публикациям – таким образом появится возможность мониторить как обстановку в самих войсках, так и информационный фон, который складывается вокруг армии.
 
НЕСМОТРЯ НА ОСВОЕННЫЕ МИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ, МИНОБОРОНЫ ТАК И НЕ СМОГЛО СОЗДАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
 
Это не первая попытка военных захватить плацдарм на просторах интернет-пространства. В конце 2011 года в России много говорили о создании нового сайта Минобороны России. На создание этого информационного портала, который разрабатывала IT-компания «Систематика», из бюджета было потрачено 36 млн рублей – астрономическая сумма для ребрендинга такого ресурса. Кроме того, для стабильной работы сайта на десятки миллионов рублей было закуплено самое продвинутое на тот момент серверное и сетевое оборудование, заказано программное обеспечение. Теперь, по оценкам IT-специалистов, мощностей этого портала должно хватить, чтобы одновременно обеспечить работу до 10 млн человек. Сайт действительно обновился, но революционных изменений въедливыми пользователями замечено не было. Сегодня невооруженным глазом видно, что портал по-прежнему представляет собой довольно скудный веб-ресурс.
 
Три года назад эксперты полагали, что такие деньги будут потрачены не зря, думали, создание сайта – это всего лишь прикрытие, а Минобороны найдет дополнительное применение этим сверхмощным ресурсам. Но ошиблись – российские военные до сих пор используют свой ведомственный сайт исключительно как площадку для размещения информационных бюллетеней. Между тем другие страны продвинулись в освоении интернет-пространства гораздо дальше, эксперты заявляют о создании в США и ряде других развитых стран кибервойск. В 2011 году Пентагон официально заявил, что будет использовать социальные медиа для продвижения своих интересов. Сейчас американские военные запускают программу, которая позволит манипулировать популярными социальными сетями Facebook и Twitter. С помощью специальных кодов будут генерироваться виртуальные пользователи, которые под управлением военных операторов смогут оказывать влияние на онлайн-разговоры по всему миру.
 
Регулирование новых коммуникаций сегодня для российской власти без преувеличения является вопросом национальной безопасности. Сценарии различных цветных революций, двигателем которых стал Интернет, разоблачительные заявления Эдварда Сноудена серьезно поколебали уверенность в безопасности процессов, происходящих во Всемирной паутине. Не случайно российские власти планируют принять ряд мер по укреплению суверенитета отечественного сегмента Интернета. Одна из таких мер – возможность отключения Интернета в России в случае чрезвычайной ситуации.
 
Однако Минобороны России достаточно вяло реагирует на подобные угрозы – эксперты отмечают, что идея отметиться в социальных медиа не нова и запоздала по крайней мере лет на десять. При этом полноценного присутствия российских военных в Интернете не предвидится еще длительное время. Главная причина в том, что руководство Минобороны недооценивает влияние технологии на общество в целом и на армию в частности. Большинство генералов гордятся, что они люди старой закалки и даже кичатся своей компьютерной безграмотностью. Поэтому сегодня наблюдается полное отсутствие понимания между молодыми военными, которые идут в ногу со временем и в жизни которых информационные технологии занимают важное место, и высокопоставленными генералами, далекими от понимания этих тенденций.
 
Не случайно увлечение соцсетями долгое время находилось вне поля зрения командования. Это самым негативным образом сказалось во время событий на Украине, когда солдаты скомпрометировали российское Минобороны, выставляя свои фотографии и рассказывая в социальных сетях о своем участии в военных действиях. Но даже это не убедило высокопоставленных военных в очевидном – в том, что информационные технологии – это новые веяния, развитие которых уже не остановить, поэтому к ним необходимо приспосабливаться.
 
Генералитет по-прежнему пытается повлиять на эти процессы абсурдными запретами. Напомним, что шесть лет назад, когда соцсети в России стали особенно популярными, Минобороны негласными приказами запретило военнослужащим регистрироваться в них, но из этого ничего не вышло, теперь вновь пытаются проделать то же самое, но уже на законодательном уровне. Напомним, что в конце июля в Думу был внесен законопроект, с помощью которого предлагается ввести ограничения на использование Интернета для военнослужащих ВС РФ, как срочников, так и контрактников. Под запрет попадают публикации внутренней армейской информации, размещение онлайн-фотографий и видеоконтента из воинских частей и с военных учений с изображением специальной техники и вооружения.
 
Однако большинство экспертов обращают внимание на то, что любой пользователь при желании найдет возможность обойти подобные запреты. Например, солдат может зарегистрироваться в соцсети под другим именем, нет никаких проблем у среднего пользователя и с передачей информации в сеть. Сейчас почти каждому солдату по средствам приобрести смартфон, а операторы связи повсюду предоставляют 3G и даже 4G сигналы. Минобороны не имеет технических возможностей повлиять на стремление военнослужащих находиться в сети, симптоматично, что даже в помещениях Генерального штаба, где идет работа с документами особой важности, военные не способны повлиять на сигнал сотовых операторов, а в большинстве воинских частей мобильная связь никак не подавляется.
 
СОЦСЕТИ ПОМОГАЮТ БОРОТЬСЯ С ДЕДОВЩИНОЙ
 
Эксперты отмечают, что в умелых руках те же социальные сети могут стать эффективным инструментом, например, поддержания порядка в подразделениях. Анализируя сообщения социальных сетей и блогосферы, читая посты, можно делать выводы о психологической атмосфере в воинском коллективе. Так, правозащитники используют соцсети для выявления случаев дедовщины и нарушений порядка прохождения военной службы.
 
Координатор общественного движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко рассказал «Совершенно секретно», что, когда в 2009 году вышло распоряжение министра обороны о разрешении военнослужащим пользоваться сотовыми телефонами, правозащитниками это было воспринято как значительный прорыв в вопросе гуманизации военной службы.
 
«В первую очередь это означало, что впервые обращено внимание на солдата как на человека. Ведь одна из основных проблем армии – закрытость, чем больше гласности, больше свободы (разумеется, той, которая не мешает военной службе), тем взаимоотношения между военнослужащими будут правильнее выстроены. Разрешение пользоваться информацией – это благо для самого солдата, он постоянно находится на связи, и тяготы и лишения службы не так остро воспринимаются. Кроме того, это дополнительный канал донесения информации командованию о нарушении прав в воинском коллективе.
 
Хочется рассказать о пользе социальных медиа. Сейчас практически у всех военнослужащих есть смартфоны, поэтому у них появилась возможность присутствовать в социальных сетях, где они могут описывать то, что с ними происходит на службе. Надо отметить, что ни разу не было утечек информации о новейшем оружии или других военных секретов. Солдаты больше рассказывают о бытовых условиях. Есть десятки примеров, когда с помощью информации, получаемой от солдат через соцсети, удавалось ликвидировать проблемные ситуации и нарушения. Например, несколько лет назад по всей стране шли работы по утилизации боеприпасов на полигонах, многие ребята пересылали фотографии, где наглядно было видно, в каких условиях приходится работать, как нарушается техника безопасности. Имея на руках неопровержимые доказательства нарушений, правозащитные организации сумели добиться, чтобы они были устранены.
 
То, что сейчас лоббируется инициатива о запрете военнослужащим пользоваться соцсетями, оцениваю весьма негативно, это опять может привести к всплеску насилия в армии. Однозначно это неправильный путь, но могу объяснить, почему ситуация развивается именно таким образом. В последнее время участились случаи, когда военнослужащие через соцсети выкладывают информацию о том, что принимают участие в вооруженном конфликте на Украине. При этом руководство страны и армии утверждает, что никаких российских военнослужащих на Украине нет. Приняв такой закон, депутаты Думы помогут скрывать эту информацию.
 
ПРАКТИЧЕСКИ У КАЖДОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ЕСТЬ СМАРТФОН, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ КРУГЛОСУТОЧНО НАХОДИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ
Фото: Александр Фомин. Photoxpress
 
ФРАНЦУЗЫ ДЕЛАЮТ ИНТЕРНЕТ ДОСТУПНЫМ ДЛЯ СОЛДАТ НА АВИАНОСЦАХ И ВОЕННЫХ БАЗАХ
 
По оценкам экспертов, отслеживание информации в Интернете в общем и в соцсетях в частности становится малозатратным и при этом достаточно перспективным направлением в военной разведке. Кроме того, социальные сети – эффективный инструмент для вербовки агентуры. Известно, что в российском Минобороны мониторингом блогов неофициально занимается группа офицеров, которым также поставлена задача активизироваться в социальных сетях и заниматься троллингом (размещением провокационных комментариев) тех публикаций, которые критикуют военное ведомство.
 
Тем не менее нужно заметить, что в вопросах освоения социальных сетей российское Минобороны – в числе отстающих. Так, агентство Минобороны США DARPA, которое занимается разработкой новых технологий, запустило новую исследовательскую программу с целью создать научные и технологические инструменты для выявления пропаганды и дезинформации в социальных сетях, а затем и борьбы с ними. Американцы считают, что это необходимо для ведения войны в современных условиях, где ее виртуальный аспект не менее важен, чем реальный.
 
Те же американцы одними из первых поняли, что в современном мире социальные сети уже стали полноценным оружием, которое может если и не переломить, то сильно повлиять на ход боевых действий. Учат американцы общаться в социальных сетях и своих солдат. Министерство обороны США даже выпустило брошюру, где подробно расписывает, что и как нужно делать в Facebook, Twitter или YouTube, а также предостерегает критиковать свое руководство и выдавать военные тайны в сетях. Более того, солдаты получили право со служебных компьютеров выходить в Интернет на сайты популярных социальных сетей. Это стало возможным благодаря проведенному по заказу Пентагона исследованию, которое пришло к выводу, что социальные сети могут играть положительную роль для улучшения имиджа американской армии и даже помочь в вербовке будущих военнослужащих.
 
Постепенно военные большинства развитых стран начинают понимать, что если они упустят инициативу на виртуальных полях сражений, то это негативно отразится на их боеготовности. Французское военное руководство решило регулировать присутствие своих военнослужащих в социальных сетях после того, как произошло несколько случаев, которые привели к оглашению секретной информации.
 
Известный пример, когда моряк из экипажа авианосца «Шарль де Голль» написал на своей странице в Facebook: «Блин, в воскресенье отправляемся в Ливию» и таким образом раскрыл участие Франции в операции против Триполи. Также утечка в Интернет видеозаписи секретных систем современного ударного вертолета Tigre в реальных боевых условиях привела к разглашению их характеристик.
 
На эти утечки Минобороны Франции отреагировало тем, что выпустило брошюру, которая призвана регулировать использование Facebook, Dailymotion, YouTube. Были введены ограничения на использование мобильных телефонов в боевых условиях. Во время войны в Ливии экипажам находившихся в регионе французских судов ограничили доступ в Интернет и к мобильной связи во время операций. В периоды так называемых фаз «информационного контроля», чтобы обеспечить конфиденциальность разработки боевых задач, доступ в сеть через спутниковую систему Syracuse также был максимально ограничен.
 
В то же время нужно отметить, что французские солдаты сегодня не представляют службу без Интернета, и командование в большинстве случаев не препятствует пользоваться сетью, а иногда даже помогает в организации точек доступа. Во время выполнения миссии в Афганистане, когда солдаты стали жаловаться на ужасное качество интернет-соединения, французская армия договорилась об организации качественного доступа в Интернет с помощью космических спутников для участвующих в заграничных операциях военных – как для армейских штабов, так и для личных нужд простых солдат.
 
СОЦИАЛЬНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ СЕТИ СТАЛИ ИСТОЧНИКАМИ РАЗВЕДДАННЫХ
 
В последнее время все чаще отмечается использование высоких технологий при ведении боевых действий. Сегодня уже существуют технологии по определению движения и сосредоточения войск по IP-адресам выхода в Интернет и вышкам сотовой связи. Делятся своим опытом и украинские военные, которые принимали участие в антитеррористической операции. По их наблюдениям, нередки случаи, когда причиной человеческих потерь становился включенный мобильный телефон. Отмечают следующую закономерность: если в одном месте включено большое число телефонов, то в скором времени там произойдет артиллерийский обстрел. 
 
Украинские военные обвиняют в предательстве сотовых операторов, которые передают эти данные ополченцам. Как происходит на самом деле, неизвестно, но сегодня командиры учат молодых солдат, что новый тренд соблюдения мер безопасности на современной войне – выключенный телефон. В некоторых подразделениях перед выполнением задания все мобильники собирают и оставляют у командира. В зоне АТО в последнее время также активизировались средства радиоэлектронной борьбы, которые глушат мобильную связь, возможно, в том числе и для того, чтобы солдаты не пользовались мобильными телефонами.
 
В связи с этим нелишне отметить, что во время активных фаз контртеррористических операций в Чечне SIM-карты выдавались по согласованию с ФСБ только определенной, хорошо проверенной группе лиц. Правда, в то время мобильная связь и Интернет еще не были сильно распространены.
 
Как рассказал «Совершенно секретно» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, использование социальных сетей, в том числе силовыми структурами, – это мировой тренд, российское Минобороны даже несколько затянуло с открытием своих аккаунтов.
 
«С точки зрения информационной политики Минобороны это делается абсолютно грамотно и достаточно профессионально. Здесь будет только польза, никакой утечки информации, поскольку совершенно очевидно, что Минобороны, наполняя свой аккаунт в социальных сетях информацией, будет применять режимные ограничения.
 
Однако военнослужащие должны быть ограничены соответствующими ведомственными инструкциями в использовании аккаунтов в социальных сетях на период военной службы, допускаю, что нужно ввести полный запрет на использование социальных сетей. Риски разглашения информации действительно существуют: путем анализа активности военнослужащих в социальных сетях, по отдельным, не связанным между собой источникам, можно делать различные разведывательные заключения. Солдатам для общения с родственниками нужно предоставлять другие виды связи, в том числе мобильную связь и электронную почту, которые не так публичны.
 
Сегодня США и другие страны НАТО, в частности Эстония, где расположен центр киберзащиты НАТО, ведут наблюдение за российским сегментом социальных сетей и тщательно анализируют информацию, которая публикуется военнослужащими. Некоторые солдаты откровенно грешат, выкладывая ту информацию, которая не должна появляться в сети. Не допускать этого – задача органов военной контрразведки и ФСБ».
 

Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку