НОВОСТИ
21.12.2024 09:40
21.12.2024 16:30
Жителям Тверской области 3 месяца не восстанавливают дома после сентябрьских атак БПЛА. Они боятся, что не переживут зиму
81
21.12.2024 11:25
СК возбудил дело по факту драки 40 детей мигрантов с тремя школьниками в Новой Москве
499
21.12.2024 07:35
В самарской колонии 20 осужденным мигрантам вручили паспорта граждан РФ. И это не фейк
592
20.12.2024 16:50
Рыльск Курской области подвергся массивному ракетному обстрелу. Есть погибшие и пострадавшие
866
20.12.2024 14:15
В Анапе волонтеры травятся ядовитыми парами, а мешки с мазутом вывозят на подозрительный полигон
838
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ГОНКА ПЕРЕВООРУЖЕНИЙ
Совместно с:
26.06.2014
Модернизация Российской армии может серьезно затормозиться
10 июня при посадке на аэродроме Раменское в Подмосковье загорелся российский истребитель пятого поколения. По предварительной версии, во время испытательного полета у самолета возникли неисправности с двигателем, что при посадке привело к воспламенению обшивки. Обошлось без жертв, возгорание было незначительным, его оперативно потушили. «Совершенно секретно» разбиралась, как подобные инциденты могут отразиться на программе перевооружения Российской армии.
Нужно отметить, Т-50 может стать символом модернизации Вооруженных сил РФ. В данный момент единственной страной в мире, использующей истребители пятого поколения, являются США; по данным американских военных, эти истребители в 5–10 раз эффективнее предыдущих моделей военных самолетов. Если и Россия сумеет обеспечить свои ВВС самолетами пятого поколения, то это будет очевидный прорыв. В данный момент активно проводится цикл испытаний пяти истребителей Т-50, однако о результатах почти ничего не известно. Сроки принятия воздушных судов на вооружение откладываются, по последней информации, российские военные летчики увидят их не раньше 2016 года.
Эти самолеты необходимы не только как символ, поскольку один из главных родов войск в современной войне – авиация – в России находится не в лучшем состоянии. Сейчас украинские ВВС за несколько месяцев боевых действий на юге-востоке потеряли четырнадцать вертолетов и восемь самолетов, но во время грузинского конфликта в 2008 году ВВС России всего за пять дней лишились шести самолетов. Ситуация за шесть лет существенно не изменилась. Основу российской военной авиации составляют советские самолеты конца 1980-х четвертого поколения – Су-27 и Миг-29. При этом достичь высокого процента исправности удалось только за счет массового сокращения авиачастей в ходе реформ Сердюкова. В то время Генштаб сетовал, что треть всего истребительного парка авиации – это порядка 200 истребителей – не могут подняться в воздух. Тогда было принято соломоново решение – объединять авиационные части в авиабазы; таким образом были собраны все исправные самолеты, и возникла иллюзия того, что ситуация в ВВС кардинально улучшилась.
ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ – ТРЕТИЙ В МИРЕ
Информация о количестве новой техники в войсках может быть существенно завышена.
Между тем руководители различных уровней в последнее время дают оптимистические данные об обеспечении Вооруженных сил России современными образцами военной техники. В конце прошлого года в Генштабе заявили, что доля современных вооружений, военной и специальной техники в Российской армии составляет 19%. К концу 2015 года этот объем вырастет до 30%, к 2020 году – до 70–75%. Правда, по оценкам экспертов, эти цифры могут не соответствовать действительности, поскольку военные не сообщают о методике подсчета, вполне вероятно, что приписываются данные о небоевой технике.
В свете последних событий на Украине велика вероятность обострения военной угрозы на российской границе, в связи с чем предпринимаются действительно беспрецедентные шаги для усиления безопасности страны. Так, военный бюджет России в последнее время заметно вырос и, после США и Китая, стал третьим в мире. Страна тратит на оборону 4,5% своего ВВП, для сравнения – во Франции и Германии аналогичные показатели составляют 1,9 и 1,3% соответственно.
До 2020 года предусмотрена реализация грандиозной комплексной программы перевооружения армии. Планируется спустить на воду несколько десятков военных кораблей, должно быть построено двадцать подлодок проекта 885 «Ясень», восемь подлодок проекта 955 «Борей». Для усиления ПВО в войска должно быть поставлено тридцать ЗРК «Витязь», сто ЗРПК «Панцирь-С1», испытывается, но пока с серьезными проблемами, новая зенитная ракетная система С-500. Идет разработка новых межконтинентальных баллистических ракет. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) будут перевооружены на комплекс стратегического назначения «Ярс». Кроме того, во все ракетные бригады планируется поставлять ракетный комплекс «Искандер». Начинаются массовые закупки самолетов Су-34 и вертолетов Ми-28Н, Ми-35М, мотострелковые и танковые бригады готовятся принять на вооружение современные танки и артиллерийские комплексы «Мста-С», обещают, что в ближайшее время войска будут обеспечены современными средствами связи и новой техникой радиоэлектронной борьбы.
Но есть подозрения, что до 2020 года Российская армия не успеет перевооружиться. Темпы насыщения войск новой техникой крайне приличные, но начинать приходится практически с нуля. Техники в войсках много, но почти вся она безнадежно устарела, с 1990-х парк вооружения практически не обновлялся, только 4% танков изготовлены после 2000 года. До последнего времени объемы госзаказа были минимальны, а система вооружения поддерживалась в боеготовности только за счет текущего ремонта. Фактически до 2007 года серьезно обновлялись только стратегические вооружения и средства их обеспечения. В последние годы Минобороны России удалось улучшить ситуацию с закупками вооружений, но не переломить.
СОБЫТИЯ НА УКРАИНЕ ЗАМЕДЛИЛИ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ АРМИИ
Большая часть потенциала советского военно-промышленного комплекса исчезла после распада СССР в 1991 году, что повлекло за собой сокращение финансирования оборонного сектора на добрых 80%. Наиболее быстрым способом качественно перевооружить армию была закупка вооружений за границей. Однако в российских условиях решиться на этот шаг – это все равно что подписать себе обвинительный приговор. Единственный, кто отважился на такой шаг, – это предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков, по некоторой информации, именно это стоило ему должности. С его уходом закупки иностранных вооружений Российской армией существенно осложнились. Новый министр обороны не отменил ранее заключенные контракты на закупку оружия за границей, но попробовал изменить часть договоренностей. Еще более затруднят доступ к иностранным технологиям санкции, введенные в отношении России в связи с ситуацией на Украине, которые ограничивают использования российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса иностранных технологий. Все это существенно замедляет процесс модернизации вооружений.
С другой стороны давит оборонное лобби, убеждая руководство страны, что форсированные реформы в русле Сердюкова являются невозможными и нежелательными и что нужно взять курс на сохранение рабочих мест за российскими специалистами и отказаться от импорта иностранного оружия, кроме случаев, когда необходимо получить новые технологии для организации производства внутри России. В результате пострадает армия, военным снова придется удовлетвориться традиционными советскими разработками, которые в большинстве своем устарели, а все усилия российских компаний подтянуть качество оказались не вполне успешными. Так что вариантов не так уж много: или получать во многом устаревшее вооружение и боевую технику, или до бесконечности ждать, как в ситуации с истребителем Т-50, когда промышленники придумают что-то новое.
ИНОСТРАНЦЫ ТРЕВОЖАТСЯ
Однако на фоне столь безрадостной картины складывается парадоксальная ситуация. В свете операции в Крыму и планах российского руководства потратить миллиарды долларов на закупку современного вооружения, иностранцы стали с опасливым пиететом относиться к российским военным. Так, по словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, по сравнению с 2008 годом улучшилась оснащенность Российской армии, возросла выучка российских военнослужащих, что позволяет им действовать быстро и решительно. Европейцы все больше нервничают, а генсек Североатлантического альянса на полном серьезе заявляет, что европейским странам пора прекратить сокращение своих оборонных бюджетов.
Как рассказал «Совершенно секретно» руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок, полноценное выполнение гособоронзаказа в ближайшее время станет невозможным: «Заявления, что до конца года в войска поступит 30% новой техники, скорее всего, правдивы, но в дальнейшем прогнозируется замедление модернизации. Вполне допускаю, что оборонзаказ будет выполнен частично, скорее всего, нужно рассчитывать, что выполнение программы перевооружения придется отложить на 5–7 лет. Для этого есть множество причин: наступил кризис, из-за ситуации на Украине появляются проблемы в отношениях с различными странами, с которыми была кооперация при создании вооружения. Да и с Киевом у нас было тесное военно-техническое сотрудничество, в этих областях мы от них крайне зависимы, особенно в части, касающейся вертолетных двигателей, строительства кораблей, средств ПВО. Напомню, что Президент Украины наложил вето на взаимодействие с РФ в сфере военно-промышленного комплекса, теперь для того, чтобы компенсировать выход украинских предприятий из российско-украинских проектов по созданию вооружений, потребуется от двух до семи лет».
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии