НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ИДЕТ ВОЛНА НАРОДНАЯ

ИДЕТ ВОЛНА НАРОДНАЯ
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
20.01.2015
 
ТЕХНОЛОГИИ РАДИО-ЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ УНИЧТОЖАТ ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ И БЕСПИЛОТНИКИ
 
В конце прошлого года появилась информация, что в марте во время событий в Крыму были перехвачены два беспилотника MQ-5B Hunter. Один был сбит средствами ПВО, канал управления другого удалось перехватить с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) 1Л 222 «Автобаза» и посадить на своей территории. «Совершено секретно» выясняла, насколько продвинулись технологии РЭБ и как в ближайшее время они могут влиять на ход современной войны.
 
К успехам российских специалистов радиоэлектронной борьбы эксперты причисляют и скрытность проведения операции в Крыму. Американские разведчики признают свою неудачу на полуострове: по сути, они не сумели обнаружить передвижение большого количества войск и техники, причем это был комплексный провал, изменение обстановки не смогли отследить ни аналитики разведки США, отслеживающие различные каналы связи, ни военные спутники, отвечающие за этот регион. Одной из причин называют тот факт, что Россия существенно продвинулась в технологиях РЭБ, что позволило ослепить американские системы слежения.
 
РОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКС РЭБ «ХИБИНЫ» ИСПУГАЛ АМЕРИКАНЦЕВ?
 
Наиболее показательный случай произошел 10 апреля прошлого года, когда в Чёрное море вошел американский эсминец USS Donald Cook, современный корабль, в оснащение которого входят самые совершенные радары и новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис». Некоторые источники утверждают, что все это оборудование и вооружение оказалось бесполезным, когда поблизости появился российский фронтовой бомбардировщик Су-24 и совершил его облет. Российский самолет применил комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», сообщается, что в результате этого воздействия у американского корабля был принудительно выключен радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных.
 
Впрочем, эксперты призывают не верить до конца этим сообщениям, поскольку сомневаются, что работа комплекса РЭБ «Хибины» могла привести к таким результатам. Между тем проверить достоверность этой информации не представляется возможным, поскольку даже характеристики систем РЭБ находятся под грифом «Секретно», при этом улучшение параметров оборудования РЭБ происходит непрерывно. Нельзя исключать, что производители могли на базе этого комплекса испытывать перспективную технологию, а инцидент с кораблем был испытанием оборудования в боевой обстановке.
 
Так или иначе, однако регулярно сообщается, что в России реализуются проекты по созданию принципиально новых радио­элементов для радаров и систем радиоэлектронной борьбы, в том числе на основе нанофотоники. Ранее такие же исследования стартовали и в США, и это однозначно говорит о том, что в мире идет борьба за обладание технологиями будущего для получения преимущества в радиоэлектронном противостоянии.
 
АМЕРИКАНЦЫ ПОЛНОСТЬЮ ПОДАВИЛИ ПВО ИРАКА
 
В последние несколько десятилетий противостояние в современных вооруженных конфликтах становится все более технологичным, а конкуренция армий смещается в сферу высоких технологий. В военной технике с каждым годом применяется все большее количество электроники; незаменимыми для проведения военных операций стали локаторы, спутники и компьютеры. При этом нужно понимать: чем сложнее радиоэлектронная система, тем легче нарушить ее работу методами и средствами радиоэлектронной борьбы. Неслучайно сегодня как никогда стремительно исследуются способы воздействия на электронику, а одним из самых востребованных видов боевого обеспечения становится радиоэлектронная борьба. Эксперты заявляют, что в ближайшее время у войск РЭБ появится возможность полностью менять расклад сил в бою. Даже когда одна из сторон имеет подавляющее превосходство в авиации, высокоточном оружии и ударном вооружении, это не гарантирует ей победу, если ее структуры управления будут подавлены средствами РЭБ.
 
Нужно отметить, что элементы радиоэлектронной борьбы уже более полувека применяются во время ведения боевых действий в большинстве армий мира, но им до последнего времени отводились лишь второстепенные задачи. Операции РЭБ носили вспомогательный характер и заключались в воздействии помехами на вражеские средства разведки и связи, а также имитации работы различных радиоэлектронных средств, чтобы запутать противника относительно реальной боевой обстановки. Затем была создана концепция применения сил и средств РЭБ, которая предполагала комплексное применение средств радиоэлектронного подавления для воздействия на системы боевого управления и связи противника, разведки, дезинформации и огневого поражения для борьбы с вражескими радиоэлектронными системами. Однако долгое время ее не могли применить в боевых операциях из-за ограниченности ресурсов у войск РЭБ, несовершенства средств автоматизации, малой пропускной способности каналов связи и отсутствия интегрированной системы управления войсками.
 
Впервые потенциал радиоэлектронной борьбы был раскрыт во время операции «Буря в пустыне» в 1990–1991 годах. Это было первое массовое применение средств РЭБ. На основных направлениях воздушного нападения силы НАТО в районе конфликта сосредоточили 60 наземных станций и 37 вертолетов РЭБ, способных проводить разведку и радиоэлектронное подавление на дальности до 150 км. За сутки до начала воздушной наступательной операции системы радиоэлектронной борьбы НАТО атаковали иракские каналы связи массированными помехами. Авианалеты начались после полного подавления двух иракских станций ПВО раннего предупреждения. Дальше комплексно были обезврежены другие средства обнаружения ПВО Ирака. Для установки помех использовались самолеты F-4G с высокоточными противорадарными ракетами HARM, самолеты радиоэлектронного подавления EF-111.
 
Одновременно американские самолеты-разведчики RC-135, TR-1 и E-8 взяли под плотный контроль воздушное пространство Ирака и планомерно уничтожали локаторы противника. Иракские наземные средства ПВО и истребительная авиация оказались полностью ослеплены и дезорганизованы и в течение нескольких дней перестали представлять собой реальную боевую силу. В результате уже через десять дней большая часть РЛС были выведены из строя, и ПВО Ирака практически перестала существовать. Во время наземного наступления средства РЭБ сухопутных соединений США обеспечивали подавление иракских радиосетей на глубину дивизии. Тогда же американцы впервые провели эксперимент по подавлению информационного потенциала противника с помощью радиоэлектронных средств борьбы: теле- и радиостанций, ретрансляторов, редакций электронных СМИ, используемых для освещения войны.
 
В настоящее время создается новая оперативно-стратегическая теория «информационной войны», основой для которой должна стать радиоэлектронная борьба. Сегодня технические средства РЭБ значительно усовершенствовались, появились технические возможности вести работу в информационных сетях и в сетях операторов связи. На подходе перспективные виды оружия РЭБ, использующие электромагнитную энергию. По оценкам экспертов, сегодня эффект воздействия средств РЭБ становится сравним с применением современного высокоточного оружия, по некоторым показателям даже превосходит его. Таким образом, РЭБ становится одной из составляющих военного потенциала.
 
ВОЙНА В ЮГОСЛАВИИ ОСТАЕТСЯ САМОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОЙ
 
Образцом войны нового поколения стали действия НАТО весной – летом 1999 года в Югославии. Эта бесконтактная война длилась меньше трех месяцев, и ее исход решили воздушно-космическая операция и информационное противоборство. На протяжении всей операции США активно вели радиоэлектронную борьбу – помеховое, заградительное и прицельное подавление радиоэлектронных средств военного назначения. Для этого использовались самолеты РЭБ ЕС-130Н и ЕА-6В и тактические истребители, которые доставляли до рубежей пуска ракеты, самонаводящиеся на источник излучения. На Балканах США впервые испытали U-бомбу, при взрыве которой создается мощнейший электромагнитный импульс, поражающий все приборы управления, разведки и связи в большом радиусе.
 
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко рассказал «Совершенно секретно», что хотя средства радиоэлектронной борьбы становятся важным элементом в современной войне, но абсолютизировать их влияние не стоит.
 
«Современная война – это комплексная война, где важны усилия всех видов и родов войск. Но, не имея в наличии средства РЭБ современную войну вести невозможно. Они совершенно необходимы при ведении боевых действий, это важная компонента для того, чтобы подавить радиосвязь противника либо вскрыть его систему управления методами электронной разведки, а также обеспечить защиту своих систем оружия и войск от технических средств разведки противника.
 
Нужно отметить, что сейчас у России есть успехи в области радиоэлектронного противодействия. Очевидно, что российские комплексы способны конкурировать с передовыми западными образцами. Например, во время крымских событий российские военные эффективно вели радиоэлектронную борьбу. Россия сегодня уделяет большое значение радиоэлектронной борьбе и создает новые системы РЭБ. Можно однозначно говорить, что это современные разработки».
 
У российских военных в реальной боевой обстановке в разное время были успехи и неудачи. Главное достижение – во время штурма Грозного в период с 10 по 20 декабря 1999 года подразделения РЭБ полностью вскрыли систему обороны и численность сил противника, оборонявших юго-восток города. Во время «пятидневной войны» с Грузией российские силы РЭБ действовали с переменным успехом. Западные военные эксперты признают, что у грузинской армии периодически появились проблемы с противовоздушной обороной и со связью между наземными подразделениями. Возникали ситуации, когда грузинским военным приходилось общаться с помощью посыльных, поскольку российские средства РЭБ периодами подавляли все виды связи. Отмечались случаи уничтожения радаров грузинской армии и противодействие и радиоэлектронной разведке, проводимой с кораблей НАТО в Чёрном море.
 
При этом в первые дни войны РЭБ в российской группировке была обеспечена из рук вон плохо. Грузинские средства РЭБ неоднократно глушили радиосвязь российских подразделений. Самолеты, участвующие в боевых действиях, не в полной мере отвечали требованиям радиоэлектронной защиты. Все это привело к потерям в авиации от грузинских средств ПВО, в том числе к потере дальнего бомбардировщика Ту-22М3. После первых жертв были разработаны рекомендации для экипажей самолетов и вертолетов, участвующих в боевых вылетах, в первую очередь было обращено внимание на меры радиоэлектронной защиты. В боевых действиях было запрещено использовать самолеты, не имевшие индивидуальных средств РЭБ, штурмовики применять только под прикрытием групповых средств защиты РЭБ. Только после этого потери в авиации прекратились.
 
НА АМЕРИКАНСКОМ ЭСМИНЦЕ USS DONALD COOK 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА, ВОЗМОЖНО, БЫЛА ИСПЫТАНА НОВАЯ РОССИЙСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЭБ
Фото: ru.wikipedia.org
 
РОССИЙСКАЯ АРМИЯ НЕ СПОСОБНА ЗАГЛУШИТЬ GPS
 
Российские вооруженные силы по сей день имеют серьезные пробелы в сфере РЭБ с точки зрения как подготовки личного состава, так и технического оснащения, и эксперты предполагают, что в столкновении с действительно сильной ПВО потери будут во много раз выше. Так, в 2012 году на полигоне Ашулук во время учения по применению средств радиоэлектронной борьбы выяснилось, что российская стратегическая система РЭБ беспомощна перед американской системой глобального позиционирования GPS. Во время моделирования боевой обстановки батальон РЭБ не смог помешать бомбардировщику условного противника получить сигнал от спутника GPS.
 
Станции постановки помех должны были блокировать сигнал со спутников GPS, чтобы предотвратить его проникновение в систему целеуказания самолета и его ракет. Для этого был создан «купол» радио­электронных помех диаметром несколько десятков километров. Однако сигнал все равно просочился, в результате «противник» прорвал оборону группировки ПВО и уничтожил все запланированные цели. Неудача на учениях показала главную проблему российской системы РЭБ – устаревший алгоритм постановки помех. 
 
Российские военные стремятся ослепить противника большим их количеством, но сегодня противник выработал систему контрмер против такого приема, существует методика, которая позволяет вычищать помехи и определяет основной сигнал. Во время ведения боевых действий дезориентировать противника будет еще сложнее. Например, в случае войны американская армия будет создавать на поле боя локальную сеть из наземных синхронизированных квазиспутников, которые будут ретранслировать сигнал с орбиты и повышать надежность системы GPS.
 
Заявляется, что развитие средств РЭБ в России в последние годы движется вперед. В настоящее время производится модернизация существующих комплексов радиоэлектронной борьбы, создаются новые многофункциональные комплексы, некоторые из которых можно отнести к технологическим прорывам. Сегодня по качеству средств РЭБ Россия занимает лидирующие позиции в мире, что вынуждены теперь признать и западные эксперты. Например, делается ставка на новую станцию радиоэлектронного подавления РЭБ 1Л269 «Красуха-2».
 
Главное назначение этой станции – прикрытие командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административно-политических объектов от радиолокационных средств воздушного базирования. Нейтрализации системы типа AWACS – самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления боем. Станция анализирует тип сигнала и обеспечивает воздействие на РЛС противника мощным интеллектуальным помеховым излучением в радиусе 250 км. В итоге авиация противника лишается возможности обнаруживать цели и наводить на них высокоточные средства поражения. В ближайшее время на вооружение поступит комплекс 1Л 267 радиоэлектронной борьбы «Москва-1».
 
Система сканирует воздушное пространство и, обнаружив оснащенную радиоэлементами технику противника, передает полученные данные средствам радиоэлектронной борьбы ПВО и ВВС для нейтрализации целей. В отличие от обычных радаров «Мос­ква-1» работает в режиме пассивной радиолокации – улавливает излучение цели, при этом оставаясь невидимой для противника. Эта станция на удалении до 400 км может видеть излучение самолетов и крылатых ракет, и даже снаряды противника, определять его тип и степень угрозы.
 
Разрабатываются новые средства РЭБ для авиации, так, для самолета пятого поколения Т-50 создан инновационный бортовой комплекс обороны РЭБ «Гималаи» – система активных и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, интегрированная в корпус самолета и выполняющая функцию «умной обшивки». Аналогичные системы создаются в России и для гражданской авиации. К примеру, уже есть образец комплекса «Президент-С», обнаруживает ракеты, определяет степень угрозы, активирует пассивные и активные электронные помехи.
 
УСПЕХИ РЭБ СДЕЛАЮТ БЕСПОЛЕЗНЫМИ БЕСПИЛОТНИКИ
 
Совершенствование средств РЭБ могут затормозить или свести на нет концепцию применения беспилотной авиации. Холодным душем для беспилотников может стать система гарантированного подавления канала GPS специальными устройствами РЭБ. Уже сегодня появились портативные устройства, которые имеют радиус эффективного подавления около 150 км. С помощью таких устройств можно дезориентировать практически любую системы на основе GPS – беспилотник, авиабомбу, крылатую ракету. Совершенствуется еще один прием – так называемые спуфинг-атаки на навигационную систему БЛА. Когда на GPS-приемники БЛА подаются «поддельные» сигналы, выдавая ему тем самым ложные координаты для полета, которые системами воспринимаются как правильные.
 
Не исключено, что именно с помощью такого приема, Иран в 2011 году посадил американский секретный беспилотник RQ-170 Sentinel. Специалисты в области радиотехники заявляют, что перехватить американский дрон помог тот же российский комплекс 1Л 222 «Автобаза», который за несколько месяцев до этого инцидента был поставлен в эту страну. Случай во время событий в Крыму еще раз подтвердил, что эффективные средства борьбы с беспилотниками уже разработаны и будут совершенствоваться.
 
Однако, как рассказал «Совершенно секретно» эксперт по беспилотным аппаратам, главный редактор профильного интернет-портала UAV.ru Денис Федутинов, говорить, что средства РЭБ сегодня способны полностью нейтрализовать беспилотные летательные аппараты, преждевременно.
 
«Действительно, системы связи некоторых современных систем БЛА уязвимы. Американцы неоднократно проявляли крайнюю беспечность в вопросе защиты соответствующих каналов передачи данных, благодаря чему имели место случаи перехвата третьими лицами развединформации, передаваемой с борта БЛА на землю. И тем не менее данные прецеденты отнюдь не означают возможности доступа сторонних операторов к системе управления БЛА, и тем более доступа осмысленного, позволяющего осуществить целенаправленные действия по посадке чужого беспилотника на своем аэродроме. Эта задача на несколько порядков сложнее.
 
Безусловно, системы РЭБ могут оказывать определенное воздействие на системы БЛА. В частности, могут быть внесены помехи в систему связи между беспилотником и наземной станцией управления, отчасти – в систему навигации БЛА. Но не стоит преувеличивать их возможности. Даже сообщения о якобы имевшем место весной прошлого года в Крыму перехвате управления американским БЛА Hunter мне кажутся крайне сомнительными. Для проведения подобной операции необходимо применить несколько станций РЭБ, также нужны как минимум протоколы передачи команд управления БЛА, а фактически надо иметь станцию управления, аналогичную оригинальной, и экипаж, имеющий навыки управления этим типом БЛА».
 

Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку