Итоги карабахского конфликта: будущее ПВО в локальных войнах
О новых требованиях к российским разработчикам.
Сегодня российские и зарубежные военные аналитики уделяют особое внимание тем военным вызовам, которые поставил перед средствами противовоздушной обороны недавний конфликт в Нагорно-Карабахской Республике.
Так, например, военные аналитики американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) к основным урокам, связанным с будущими войнами на примере конфликта в Нагорном Карабахе, относят, прежде всего, серьезное возрастание масштабов использования беспилотных летательных аппаратов. Отсюда вытекает важность выстраивания полномасштабной противовоздушной обороны и синхронизации действий с подразделениями ПВО.
Также отмечена важность «пассивной защиты» комплексов ПВО - маскировка боевых машин и установок, частая смена позиций, и создание ложных стартовых позиций. Повышается роль противолокационных ракет для подавления и уничтожения средств ПВО.
Эти вызовы требуют от российских разработчикам комплексов ПВО прогнозировать и внедрять в процесс их модернизации новейшие боевые возможности в качестве ответов на существующие и перспективные воздушные угрозы.
Как отмечают специалисты, во время Нагорно-Карабахского конфликта, в отдельные периоды времени, с азербайджанской стороны поднимались в воздух одновременно находилось до 120 различных беспилотных аппаратов.
В свете необходимости борьбы с различными видами беспилотных летательных аппаратов, именно комплексы ПВО малой дальности сегодня оказываются способными противостоять этим наиболее актуальным воздушными угрозами. А также с не менее опасными высокоточными крылатыми ракетами, управляемыми авиабомбами и барражирующими боеприпасами.
При этом, как мы понимаем, расходовать на эти цели зенитные управляемые ракеты средней и большой дальности - слишком расточительно как из-за их высокой стоимости, так и из-за опасности преждевременного израсходования боекомплекта и «оголения» прикрываемых объектов.
По мнению разработчиков зенитных ракетных комплексов «Тор» (производитель - Ижевский электромеханический завод «Купол», входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей»), совместное применение различных средств ПВО, например, комплексов «Бук-М2» и «Тор-М2», позволяет повысить эффективность группировки более чем в 2,5 раза и на порядок повышает защиту от ракет, способных поразить комплексы ПВО. А при использовании ПВО нового поколения – комплексов «Бук-М3» и «Тор-М2» - достигнуты еще более высокие результаты.
Итоги Нагорно-Карабахского конфликта продемонстрировали важности обеспечения непосредственной защиты «дальнобойных» средств ПВО и их обязательное прикрытие от ударных БПЛА. Именно в таких условиях современного боя проявляют себя комплексы семейства «Тор» способные работать в режиме «звено», поражать средства воздушного нападения, находясь в движении, и при любой смене позиций оставаясь на страже воздушного пространства.
Еще одной особенностью карабахского конфликта стала глубокая разведка и анализ обороны противника с помощью радиотехнических и оптико-электронных систем беспилотников. Современный военный конфликт также подразумевает обязательные исследования местности для выявления одиночных выключенных или меняющих свои позиции комплексов ПВО.
И здесь весьма актуальны завершающиеся работы по глубокой модернизации передающей и приемной систем комплекса «Тор-М2», которые повысят боевые возможности – например, возрастание скоростей и высоты поражаемых целей на 30% и 40%.
Эффективная поверхность рассеяния обнаруживаемых целей снижается в 4-5 раз. Ожидается увеличение в полтора раза (до 6-ти) количества одновременно обстреливаемых целей расчетом комплекса.
Таким образом, комплекс «Тор-2» значительно расширит свои боевые возможности по перехвату высокоскоростных, низколетящих и малозаметных целей, и повысит уровень интеграции с вышестоящими и нижестоящими средствами эшелонированной противовоздушной обороны.
Дмитрий ИВАННИКОВ, военный обозреватель, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии