Как заморозили «арктический щит»
Совместно с:
14.01.2016
Конфликт интересов строительных компаний сорвал сдачу военных объектов. Когда вице-премьер Дмитрий Рогозин прилетит с ревизией на Чукотку?
Несмотря на заверения Минобороны об успехах по созданию масштабных проектов военной инфраструктуры в Арктике, строительство ряда военных объектов находится под угрозой срыва. Нарушения технологии, подозрения в хищении многомиллиардных средств, невыплата зарплат рабочим – всё это очень напоминает скандальную ситуацию на космодроме Восточный.
Сегодня в Арктике создается так называемый арктический щит, с этого направления вся российская территория должна быть закрыта сплошным радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет. Для этого возводятся объекты военной инфраструктуры на шести островах: 1) остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа; 2) посёлок Рогачёво архипелага Новая Земля, 3) остров Средний архипелага Северная Земля; 4) мыс Шмидта Чукотского АО; 5) остров Врангеля Чукотского АО;
6) остров Котельный архипелага Новосибирские острова. Всего планируется возвести 6 военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации на Новосибирских островах, острове Врангеля и Земле Франца-Иосифа. На мысе Шмидта запланирован стационарный радиолокационный объект и пункт наведения авиации, на острове Котельный – военная база «Темп».
Заложники конфликта интересов
Большинство этих объектов в Арктике своими силами строит Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), лишь на шести госзаказ исполняют три субподрядных организации. Общая сумма контрактов, отданная на откуп субподрядчикам, составила порядка 9 млрд рублей. Больше трети этих денег досталось ООО «РусАльянс Строй», которой было поручено строительство двух военных объектов на мысе Шмидта и острове Врангеля.
В июле на арктических площадках ООО «РусАльянс Строй» неожиданно возникли проблемы, компания прекратила выплачивать зарплаты своим работникам, в ответ строители отказались выходить на работу. В разгар конфликта между ООО «РусАльянс Строй» и Спецстроем России десятки рабочих оказались на полярных полуостровах без зарплат и возможности уехать домой даже после окончания контрактов. Ситуация обострилась ещё больше после того, как Спецстрой России прекратил с ООО «РусАльянс Строй» все договорные отношения. Корреспондент «Совершенно секретно» нашёл рабочих, которые в это время находились на острове Врангеля и на мысе Шмидта и пережили этот финансовый кризис.
Пресная вода из «копаней»
Как рассказал сотрудник ООО «Рус-Альянс Строй», который работал на острове Врангеля с июля по октябрь 2015 года (настоящее имя наш собеседник раскрывать не захотел), даже в лучшие для компании времена отношение ООО «РусАльянс Строй» к своим сотрудникам было мягко говоря прохладным:
«В первую очередь – плохо организована доставка рабочих с большой земли на остров Врангеля и прочие объекты. В посёлке Угольные Копи (находится через лиман от столицы Чукотки – Анадыря) организован перевалочный пункт, здесь размещают работников перед отправкой на остров. Но условия ужасающие, например, селят в стандартной, советской планировки трёхкомнатной квартире по пятнадцать человек, где раскладушки стоят вплотную. На большинство строительных объектов в Арктике можно долететь только на вертолётах, причём перевозку организуют военные. Вертолёты летают крайне редко. Как нам объяснили – мало лётчиков с нужной квалификацией, которые в условиях Арктики допущены для перевозки людей (нужны лётчики первого класса, а там в основном все – второго класса). Сами перелёты опасны для жизни. Вертолёты перегружают, например, в Ми-8 с двумя дополнительными баками (один дополнительный бак на 300 литров горючего) загружают по 25 человек плюс весь их багаж – а это очень много. Очевидно, что нарушаются все мыслимые и немыслимые меры безопасности. В сентябре из-за отказа двигателя один из вертолётов, который перевозил вахтовых рабочих, совершил вынужденную аварийную посадку. Хорошо, что в этот момент он находился не над морем, только поэтому и обошлось без жертв.
На острове Врангеля огромная проблема со связью, позвонить можно, только используя спутниковый Интернет. Но может случиться, что остров остаётся совсем без связи. Так, 7 августа вышла из строя антенна (её сдуло сильным порывом ветра), и более трёх недель люди, которые находятся в суровых арктических условиях, в 350 километрах от материка, не могли ничего сообщить о себе своим семьям. Причём у начальства на острове есть спутниковые телефоны, которые исправно работают. Была возможность организовать канал связи через военных, но ни у кого не было желания этим заниматься. Кроме того, на острове также нет никакой медицинской помощи, из медицинского персонала только фельдшер, у которого только примитивный набор инструментов, а из лекарств только пластырь и аспирин. Случись у кого, например, приступ аппендицита, непонятно, как спасать человека. Никакого разговора о сбалансированном питании, в столовой только консервы и крупы, ни овощей, ни фруктов, ни витаминных добавок и это при условии тяжелого физического труда в условиях Крайнего Севера
Особо хочется подчеркнуть проблемы с водой. Её здесь добывают из так называемых копаней – ям в грунте, где скапливается пресная вода из подземных источников. Эта вода крайне загрязнена и требует многоуровневой очистки. Но, из-за отсутствия на острове серьёзных очистных приспособлений, её просто отстаивают в пластиковых баках, очищая либо нашатырным спиртом, либо иными очистителями, что не соответствует никаким санитарным нормам и правилам. У всех вновь прибывших на остров появляются проблемы с пищеварением и желудком. У тех, кто пробыл на острове три месяца и более, начинают крошиться и выпадать зубы.
И вот, представьте, работаем в таких условиях, и вдруг в июле перестают начислять зарплату. Рабочие объявили забастовку, начальство не реагировало около месяца, и пошли навстречу только в начале сентября, тогда заплатили одну зарплату. Но только из-за того, что как раз в это время было необходимо разгружать корабль со стройматериалами. Высшее военное руководство, вплоть до Генштаба, было в курсе сложившейся ситуации, о своих проблемах бастующие рабочие рассказали во время видеоконференции, которая была организована военными, базирующимися на острове.
Хочу также заметить, что сам процесс строительства организован из рук вон плохо: проектная документация крайне сырая, очевидно, несоответствие материалов. Логистика подвоза материалов практически отсутствует, часто по несколько месяцев не завозят необходимые материалы, из-за чего стройка простаивает месяцами. Однозначно могу сказать, этот сезон был упущен, на участке, где мы строили различные бытовые помещения, работало всего порядка 80 человек и 25 единиц техники. Об истинном положении дел всё хорошо известно военным, проверяющие от которых постоянно находятся на острове, также периодически на остров прибывали комиссии.
Нужно отметить, что начальство беззастенчиво давит на рабочих, и рычаги давления у них существенные. Пользуясь правовой безграмотностью рабочих, ООО «РусАльянс Строй» заключал хитроумные трудовые договоры, из-за которых рабочие не смогли получить зарплату в полном объёме. Кстати, большинству рабочих, которые работали на острове в этом году, полностью заработную плату так и не выплатили. Тех же, кто пытался «качать права», жаловался на условия труда, не хотел работать в таких условиях, месяцами не вывозили с острова, просто не включая в полётные листы, можно сказать насильственно держали на острове, невзирая на окончание сроков заключенных договоров. Был случай, когда доведённые до отчаяния рабочие пошли на штурм вертолёта, лётчик только с помощью табельного оружия остановил разгорячённую толпу».
Псевдофельдшерский пункт
А вот ещё одно интервью, которое дал корреспонденту газеты «Совершенно секретно» Александр Михайлов. На мысе Шмидта он работал комендантом-фельдшером:
«Проживали рабочие в антисанитарных условиях: из старых рам наспех сколачивали вагончики в которых селили по 8 человек. Климат тяжелый, особенно для работ на открытом воздухе. Жили возле моря, постоянный ветер с порывами до 30 метров в секунду, даже в августе выпадал снег. Люди часто болели, большинство находились в постоянной депрессии. В таких условиях человек морально истощается за две-три недели. Любой маленький конфликт перерастал в драку. Когда уезжал домой, то увидел на перевалочном пункте в Анадыре такую картину: двадцать человек, все перепившие, большинство с синяками.
Фельдшерский пункт на мысе Шмидта существовал только номинально, даже помещения для осмотров не было. Лекарств на фельдшерском пункте практически никаких, немного анальгина, даже бинтов не было. Никакого снабжения, покупал, что мог за собственные деньги. С нами поддерживал связь снабженец ООО
«РусАльянс Строй» из Москвы, который обещал обеспечить лекарствами, а потом, когда у фирмы начались проблемы, заявил, видимо, об этом обещании напрочь забыли. С трудом удалось наладить отношения с местной больницей и врачами, чтобы принимали наших больных. На стройке постоянно случались травмы, там по большому счёту нужен был врач, но у компании не было лицензии для оказания медицинской помощи. Говорили, что есть военный доктор, пусть он и оказывает медицинскую помощь, но у него не было на это времени. Был случай, когда сварщик упал с лестницы, получил производственную травму – перелом шейки бедра. Я еле переправил его в Анадырь, и то только потому, что случайно прилетел адмирал с инспекцией.
Строящиеся объекты военной инфраструктуры России в Арктике
Фото: Александр Клищенко
Битва подрядчика с субподрядчиком
Газета «Совершенно секретно» обратилась за разъяснениями в ООО «РусАльянс Строй». Представитель компании Наталия Звягина утверждает, что конфликт между Спецстроем России и ООО «РусАльянс Строй» разгорелся из-за особого настроя бывшего начальника Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление инженерных работ № 2 при Федеральном агентстве специального строительства»:
«Олег Сиразетдинов по каким-то причинам не хотел, чтобы ООО «РусАльянс Строй» строило в Арктике, и, соответственно, сделал всё, чтобы контракт был отозван. Кроме того, были заключены договоры со сторонней организацией даже на те объёмы, которые мы уже построили. В связи с этим компании не заплатили деньги в полном объёме, поэтому мы пока не можем рассчитаться по долгам. В настоящее время ООО «РусАльянс Строй» подготовило исчерпывающий отчёт, и, более того, у нас поданы документы на сумму, на 30 % превышающую полученный аванс. После того как получим расчёт, в первую очередь рассчитаемся со всеми работниками, это произойдёт уже в ближайшее время».
Действительно, в 2015 году отношения между генподрядчиком Спецстрой России и субподрядчиком ООО «РусАльянс Строй» обострились до предела, что практически парализовало стройку. Спецстрой заявил о намерении расторгнуть контракт с субподрядчиком. Причина – невыполнение условий договора, потом прозвучали ещё более суровые обвинения – нецелевая растрата более 3,2 млрд рублей. По информации Спецстроя стоимость работ, заказанных «РусАльянс Строй», по всем договорам составила около 3,8 млрд рублей, из них компании был перечислен максимально возможный объём допустимого авансирования – 80 % всей суммы. Но в положенный срок субподрядчик не смог отчитаться об освоенных средствах.
В поддержку своих обвинений в Спецстрое заявили, что на месте строительства была проведена проверка выполненных работ, и в результате было обнаружено, что сделано лишь около трети работ, а на многих объектах строительство даже не началось. В результате 2 октября 2015 года принято окончательное решение о расторжении договора.
В ответ в ООО «РусАльянс Строй» утверждают совершенно противоположное, заявляя, что в пропаже средств виноваты чиновники Спецстроя: есть подозрения, что деньги, выделенные Минобороны на строительство военной базы, кто-то по пути успел «освоить». Субподрядчик доказывает, что на самом деле величина полученных авансов составила менее 20 % от сводной сметной стоимости объектов строительства, при этом объём выполненных строительно-монтажных работ превышает 40 %. По словам застройщика, более половины объектов они возводили на свои средства.
Знакомая ситуация? Строительство космодрома Восточный, дубль два. Те же исчезнувшие миллиарды, которые растворились в пути до острова Врангеля и мыса Шмидта по вине то ли одной стороны, то ли другой. Тот же срыв оборонного госзаказа. Те же долги по заработной плате строителям. Когда начальство спорит в судах на тему «кто украл миллиард», в накладе всегда остаются рядовые. Впору вице-премьеру Дмитрию Рогозину вылетать на недостроенные объекты радиолокационных станций и пункты наведения авиации. Только повезло подрядчикам и субподрядчикам из Спецстроя России и ООО «РусАльянс Строй» – зимой на остров Врангеля и мыс Шмидта просто так не долетишь. А если доберёшься, то можно до весны зимовать в ожидании лётной погоды.
Комиссия ждёт наступления весны
А тем временем рабочие, отработавшие своё в условиях вечной мерзлоты, ждут, когда им выплатят обещанные деньги. На главной странице сайта ООО «РусАльянс Строй» http://rusalians.com на самом видном месте объявление: «Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы». Но, скорее всего, это вариант психологической помощи.
Пресс-секретарь Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление инженерных работ № 2 при Федеральном агентстве специального строительства» Станислав Смагин сообщил «Совершенно секретно», что в настоящий момент никаких договорённостей с ООО «РусАльянс Строй» не достигнуто. «Создана рабочая группа по организации приёмки работ, которая занимается приёмом строительных объектов, ведётся передача дел на объекте. По результатам работы этой комиссии будет сделаны окончательные выводы о том, насколько эффективно были расходованы авансовые средства на этом объекте. Но однозначно решено, то, что не доделало ООО «РусАльянс Строй», мы будем строить своими силами. Одной из проблем является невыплата рабочим заработной платы, но мы не можем выплачивать долги коммерческой организации. То, что рабочим не платили, очевидно, незаконно, поэтому мы посоветовали им обратиться в трудовую инспекцию, написать официальные заявления в прокуратуру, следственные органы».
Правозащитник Владислав Юсупов, который отстаивает интересы рабочих ООО «РусАльянс Строй», сообщил «Совершенно секретно», что все рабочие, у которых закончились контракты, в декабре вывезены и находятся дома, но деньги большинство из них так и не получили.
«Подготовлено около 50 исковых заявлений строителями в адрес ООО «РусАльянс Строй» в связи с невыплатой зарплат. Кроме того, скорее всего, в отношении руководства компании будет возбуждено два уголовных дела, в том числе по статье «Оставление в опасности». В ООО «РусАльянс Строй» надеются, что с ними рассчитаются за построенные объекты, но не стоит поддаваться оптимизму: по моей информации, строительство велось с большими нарушениями и вопрос оплаты некачественно выполненной работы может затянуться.
В настоящее время строительство на объектах, которые строило ООО «РусАльянс Строй», практически полностью заморожено. Комиссия ждёт наступления весны, поскольку возникли сомнения по поводу качества объектов, построенных на острове Врангеля и мысе Шмидта. Спецстрой России будет выяснять, соблюдены ли все нормы по производству работ, которые были заложены при проектировке объектов. Сомнения появились после того, как от рабочих поступила информация о том, что, например, сваи вбивались всего на 2,5 метра, тогда как, согласно нормативам строительства в районах с вечной мерзлотой, эти параметры должны были быть увеличены более чем в два раза», – полагает Владислав Юсупов.
Видимо, всё-таки придётся вице-премьеру полететь на Чукотку. Весной. Вбивать начальников Спецстроя России и ООО «РусАльянс Строй» на глазах у рабочих в вечную мерзлоту, на глубину 2,5 метра…
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии