НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Хроника пикирующего вертолёта

Хроника пикирующего вертолёта

Хроника пикирующего вертолёта
Автор: Анатолий ЖУРИН
Совместно с:
17.02.2017

12 февраля  на удалении 40 км от населенного пункта Артыбаш (Республика Алтай)  вертолёт «Робинсон—Р 66 RA-06375 ООО «АлтайАвиа» упал в Телецкое озеро. На его борту находились пятеро: бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, генеральный директор компании HeliClub Мария Козинцева, шеф-пилот компании Дмитрий Ракитский, его жена Елена Ракитская, профессиональный бейсджампер Глеб Вореводин.  Частный вертолёт, по сведениям Интерфакса, совершал несанкционированный полёт над территорией Алтайского биосферного заповедника.

 Уже ясно, что в очередной раз (несанкционированные полёты на Алтае нередки, пилоты вертолётов даже заклеивают бортовые номера, чтобы охрана не смогла привлечь их к ответственности) грубо нарушено постановление правительства РФ о положении государственных природных заповедников. Оно запрещает пролёт самолётов и вертолётов ниже двух тысяч метров над территориями заповедников и их водными пространствами без согласования с дирекцией заповедника. Известно, что такого разрешения экипажу никто не давал.

 К поисковым работам, которые на сегодня пока не дали ощутимых результатов, привлечены представители различных министерств и ведомств – спасатели и другие специалисты МЧС России, следственные и правоохранительные органы, Межгосударственный авиационный комитет, Росавиация и Ространснадзор, муниципальные и региональные власти, частные авиакомпании, местное население. В общей сложности около 250 человек и более 40 единиц техники. Десятки тысяч  квадратных метров озера  обследовали судно на воздушной подушке МЧС России и подводный аппарат нового поколения Falcon

Как считает независимый авиационный эксперт Павел Козловский,  ждать, что в ближайшее время статистика авиапроисшествий в авиации общего назначения (АОН), значительную часть которой составляют частные летательные аппараты, изменится в лучшую сторону, не стоит. Во всяком случае, динамика катастроф и происшествий на территории СНГ, представленная специалистами МАК, оптимизма не дает.

2014 год. АП (авиапроисшествий) -29, катастроф -17, погибших 34.

2015 год. АП –37, катастроф-19, погибших-46

По ещё неподтвержденным данным из СМИ, статистика прошлого года мало чем  отличается.

Среди погибших в катастрофах лёгких и сверхлёгких воздушных судов не только  десятки пилотов-любителей, для которых полёты являются не работой, а увлечением, но и пассажиры, оказавшиеся на борту.  Перевозка (катание) пассажиров начинает приобретать всё более массовый характер. И это закономерно, считает Козловский, особенно с учетом появления в последнее время среди пилотов-любителей «случайных» и, как правило, – состоятельных и влиятельных людей. Причем,  убеждённых в том, что собственный летательный аппарат – такое  же обыденное средство передвижения повышенной опасности, как легковой автомобиль (которым почти так же просто управлять), но гораздо более скоростное, модное и независящее от пробок.

Одним из таких пилотов-любителей был (по информации алтайских СМИ) и погибший Анатолий Банных, вице-премьер в 2008—2009 годах Республики Алтай. В 2009 году, в качестве одного из пассажиров вертолёта Ми-171, потерпевшего катастрофу в Республике Алтай во время незаконной охоты на архара, оказался среди четырех выживших. Еще семь человек, включая представителя президента в Госдуме Александра Косопкина, погибли.  Кстати, когда спасли Банных, всплыли подробности: возле разбитого вертолёта обнаружили туши застреленных краснокнижных архаров. По некоторым, озвученным в СМИ сведениям, предприниматель утверждал, что на животных охотились погибшие участники полета.

Результаты расследования МАК показали, что «в момент авиапроисшествия на правом пилотском сидении находился  пассажир (не исключено, что сам Банных — прим. Ред.), а штатный второй пилот и остальные пассажиры находились в  пассажирском салоне. В дальнейшем экипаж снизился в горах на недопустимо малую высоту бреющего полёта и приступил к поиску, загону и отстрелу диких животных с высадкой охотников, а также к отстрелу животных с воздуха. После очередного такого отстрела, при выполнении форсированного правого разворота с целью захода для зависания и взятия на борт туши, вертолёт столкнулся со склоном горы и полностью разрушился, 5 пассажиров и 2 члена экипажа погибли. Из членов экипажа в живых остался лишь второй пилот».

   Причинами АП, по заключению комиссии по расследованию, стали:

•самовольное изменение КВС характера задания на полёт и выполнение полёта по отстрелу диких животных с вертолёта без подтверждения допуска к такому виду работ;

•допуск к управлению вертолётом постороннего лица, не имевшего подготовки к полётам на вертолёте Ми-171;

•нарушение безопасных высот полёта, а также неучёт крутизны склона и особенностей ветрового режима в горах;

•несоблюдение технологии работы членов экипажа и взаимодействия со стрелками-охотниками при отстреле диких животных

 К тому же, в процессе полёта экипаж неоднократно дезинформировал органы ОВД, сообщая неправильные сведения о своём местонахождении и характере выполняемых работ.

— К сожалению, — считает эксперт, — в нашей стране деньги превращают получение прав на управление воздушным судном практически в формальность. Сегодня подержанный самолет типа Cessna, выпущенный на Западе в 70 — 80-х годах прошлого века, может себе позволить купить среднестатистический «офисный хомячок» (иногда это делается в складчину) по цене около 2 миллионов рублей. Состоятельным коммерсантам и просто обеспеченным людям открыты двери медицинских комиссий, дающих право управлять летательным аппаратом даже при наличии медицинских противопоказаний. Не говоря уже о прорехах в первоначальном летном обучении и переобучении на новые типы авиационной техники. От лётчиков-любителей подчас требуют периодического подтверждения квалификации частного пилота чисто формально.

 Другие эксперты, которых мы опрашивали по поводу  произошедшего ныне над Телецким озером, обращают внимание и на то, что полёты сплошь и рядом выполняются с грубыми нарушениями предполётной подготовки, игнорированием медицинских показателей состояния экипажей, включая и возможное алкогольное опьянение, бесконтрольность по части качества заправляемого топлива и т.д., и т.п. Любопытен, кстати, факт,  не имеющий, правда, прямого  отношения к легкомоторной авиации, но всё же…  3 апреля прошлого года в Татарстане после аварийного приземления  самолета Ан-2 РА54828, причисленного к коммерческой авиации, слив топлива из баков показал до 60 процентов наличия в нем  чистой воды. А дальше уже совсем невозможное: установить расследователям, насколько квалификация пилота соответствовала выполняемому полётному заданию, не удалось, поскольку тот скрылся в неизвестном направлении, не дожидаясь комиссии. Что уж говорить о пилотах — любителях, если так позволяют себя вести профессионалы (кстати, сидел ли за штурвалом профессионал, следственные органы до сих пор, естественно, узнать не могут).

Нет пока исчерпывающих выводов и о причинах катастрофы «Робинсона» над Телецким озером. Эксперты  всё же называют три возможные стандартные: ошибка в пилотировании, отказ техники, сложные погодные условия. Но, учитывая, что та нашумевшая катастрофа с охотой на краснокнижных архаров, не получила  надлежащей оценки административных органов, а несанкционированные воздушные прогулки продолжаются, главная причина видна невооружённым глазом.  Её сформулировал ещё в позапрошлом веке выдающийся историк  Василий Ключевский, «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Не слишком ли дорога цена у этого наказания?

Катастрофы  легкомоторных вертолётов

2 июня 2000 года во время катастрофы вертолёта «Еврокоптер Газель» погиб выдающийся российский офтальмолог, академик Святослав Фёдоров. Из-за технической неисправности машина рухнула на пустыре в районе Братцева, возле МКАД. На борту находились 4 человека, все погибли.

4 июля 2012 года вертолёт AS350 авиакомпании «ЮТэйр» потерпел катастрофу неподалеку от Ленска. Четыре человека, находившиеся на борту, погибли.

8 декабря 2012 года вертолёт Robinson R44 потерпел катастрофу в Солнечногорском районе Московской области. В катастрофе погибли все, кто находился на борту: пилот и двое пассажиров.

21 июля 2013 года в Мурманской области потерпел катастрофу вертолёт Eurocopter EC120, во время высадки пассажиров наклонился на бок и унёс жизни троих человек, пилот получил травмы, но выжил.

9 сентября 2013 года в Сахалинской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-2, на борту находилось 3 человека, все погибли.

6 декабря 2013 года в Ростовской области потерпел катастрофу легкомоторный вертолёт,  два человека погибли.

27 июня 2014 года в Кемеровской области потерпел катастрофу вертолёт «Robinson R44», находившиеся на борту пилот и два пассажира погибли.

8 августа 2015 года в Московской области произошло столкновение вертолёта «Robinson R44» и самолёта «Cessna U206F». Находившиеся на бортах обеих машин 9 человек погибли.

24 сентября 2016 года в Красноярском крае разбился вертолёт «Bell 206», погибли пилот и пассажир.

23 октября 2016 года в Забайкальском крае разбился «Robinson R44», погибли 3 человека.

1 ноября 2016 года возле Сочи разбился вертолёт «Eurocopter AS-350», погибли 2 человека, 4 получили ранения.

24 февраля 2016 года в Ленинградской области потерпел катастрофу «Enstrom F-28». Пилот погиб, а пассажирка получила травмы.

18 апреля 2016 года в ЯНАО разбился «Robinson R66», погибли пилот и два пассажира.

24 сентября 2016 года в Красноярском крае разбился вертолёт «Bell 206», погибли пилот и пассажир.

23 октября 2016 года в Забайкальском крае разбился вертолёт «Robinson R44», погибли 3 человека.

1 ноября 2016 года возле Сочи разбился «Eurocopter AS-350», погибли 2 человека, 4 получили ранения. 


Автор:  Анатолий ЖУРИН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку