Кому не спится в глухую ночь
01.03.1998
Елена СВЕТЛОВА, обозреватель |
«Совершенно секретно» |
Белый кафель операционной. Бестеневая лампа. Блестящее лезвие скальпеля. Полоска женского тела. Лица нет. Сталь рассекает кожу. Повсюду брызги крови. Опять этот ночной кошмар, так похожий на явь. И тяжелое пробуждение в поту. После одной из таких бессонных ночей он зверски убил молодую женщину и пытался совершить половой акт с мертвым телом.
По наблюдениям специалистов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, 51,3 процента садистов страдают нарушениями сна...
Нарушения сна – симптом множества заболеваний, в том числе и психических. Такая устойчивая, казалось бы, функция, как сон, страдает одной из первых, если с нами что-то не так. Доподлинно известно: невыспавшийся человек не просто вялый, он становится раздражительным, агрессивным, непредсказуемым. В очередной раз «сорвавшись», виновато объясняет, что очень устал. Его лучше не трогать.
Конечно, плохо спят не только пациенты судебных психиатров. Людей, не довольных своим сном, очень много. Свыше 40 процентов от четырнадцати и старше жалуются на бессонницу, хотя далеко не все обращаются по этому поводу к врачу.
Все мы нуждаемся в полноценном сне. От тех, кто привык обходиться короткими часами покоя, до любителей сладких сновидений. По данным исследований, всего около пяти процентов взрослых могут спать менее пяти с половиной часов в сутки и нормально себя при этом чувствовать. Автор теории относительности Альберт Эйнштейн отдавал сну 11 часов в сутки...
– Сон длительностью пять с половиной часов полностью восстанавливает как физическое, так и психическое состояние человека, – говорит Алла Аведисова, врач-психиатр ГНЦ имени Сербского. – Но общей нормы сна не существует. Это зависит и от генетических особенностей, и от воспитания, и от традиций, принятых в семье или в обществе, и от так называемого биологического ритма.
Все мы делимся на «сов», «жаворонков» и аритмиков. Наиболее предрасположены к нарушениям сна именно аритмики – люди без четкого биоритма. С одной стороны, они достаточно легко при необходимости приспосабливаются к новому режиму, а с другой – склонны быстро потерять сон. На втором месте по частоте этого рода расстройств «совы». И в самом благоприятном положении находятся «жаворонки» – те, кто рано ложится и рано встает. Среди них высокий процент людей, отличающихся повышенной активностью и наибольшей работоспособностью.
едавно в США проводились исследования среди шоферов-дальнобойщиков, которые проезжали по четыре и более тысяч миль, опутанные проводами и датчиками, как инопланетяне. В результате подтвердилось, что водители действительно засыпают за рулем. Иной раз веки смеживаются лишь на секунду, но и этого мига бывает достаточно, чтобы произошло столкновение. Около полутора тысяч американских водителей ежегодно гибнут на дорогах именно по этой причине.
Из-за недосыпа мы впадаем в стрессы, испытываем депрессии, способны на непредсказуемые поступки, вплоть до самоубийства. В начале века средний россиянин спал девять часов, теперь только семь. То же самое относится к жителям европейских стран, США и Канады. Лишь в южных широтах, да и то не везде, сохранился неторопливый ритм жизни. В том, что мы стали меньше спать, многие всерьез винят Эдисона – изобретателя лампочки накаливания. Знаменитый физик, кстати, мог работать без устали несколько суток кряду, но затем его организм брал свое: Эдисон валился с ног и 18 часов подряд спал как убитый.
Как ни говори, но лампочка, зажженная в 1879 году, стала своего рода путевкой в ночную жизнь. Сумерки уже не мешали поздним развлечениям. Все шире применялся посменный график работы. Мы все глубже входим в ночь. Элитные клубы, дискотеки – верные спутники ночи. Многие супермаркеты работают круглосуточно, а значит, имеют клиентов, способных купить пиццу или бутылку вина часика в три утра. Даже шубы и те продаются от восхода до рассвета. «Ночью дешевле», – вкрадчиво шепчет реклама. А компьютерный бум, а «Интернет» – столько соблазнов, что просто не до сна!
Но зачастую дело не только в полуночных сериалах и прочих увеселениях. Миллионы людей вынуждены работать по ночам, выбиваясь из естественного цикла. И это очень тревожная ситуация.
Немало катастроф происходит именно в ночные часы. Не потому ли, что люди – не машины, одинаково работающие независимо от времени суток? Сонный человек медленнее реагирует, не способен действовать в экстремальной ситуации. Представьте себе авиадиспетчера, у которого слипаются глаза, или полусонного хирурга, оперирующего на открытом сердце...
Между тем в нашем обществе даже модно невзначай обронить, что спишь по четыре-пять часов в сутки. Политики гордятся своим умением жить в напряженном ритме. «Железная леди» Маргарет Тэтчер не относится к разряду лежебок. Борис Николаевич тоже не позволяет себе лишний часок поваляться в постели. А легендарный Штирлиц, способный выспаться за 15 минут! Чем не образец для подражания? И наоборот: любой, кто жалуется на бессонницу, рискует прослыть слабаком и нытиком.
– Исследования, проводившиеся в Центре пограничной психиатрии, выявили закономерность, – рассказывает Алла Аведисова, – прежде всего нарушаются те характеристики, которые свойственны человеку в норме. Это касается засыпания, просыпания, продолжительности, глубины сна. Человек, привыкший ложиться далеко за полночь, «угомонится» только к рассвету, «жаворонок» пробудится раньше птиц, слишком чуткий сон будет больше напоминать дремоту. Тенденция переходит в патологию.
орячая подушка, скомканная простыня. Кто из нас хоть раз в жизни не испытывал бессонницу? Есть люди, считающие, что напрочь лишились сна. «Я опять не спал всю ночь», – искренне жалуются они.
– Так или иначе человек спит, – убеждена доктор Аведисова, – хотя чувство сна может отсутствовать. Можно не спать определенное время, но через семь-восемь дней наступает полное истощение нервной системы. На этом построены пытки лишением сна. Человека вводят в определенное состояние, когда он мало контролирует свои мысли и поступки. Он на пределе своих возможностей и желает только одного, чтобы его оставили в покое. Ради этого он способен совершить то, что никогда не позволил бы себе в другой ситуации... Случаев полной бессонницы нет, да и сам термин специалисты считают неточным, некорректным. Исследования больных с помощью ночной полиграфии показали, что в среднем они проводят в этом состоянии пять-шесть часов. Между тем эти пациенты были убеждены, что бодрствовали всю ночь напролет.
Любопытную закономерность обнаружил эксперимент, в котором участвовали практически здоровые люди. Оказалось, что наиболее полноценный сон происходит в ночь с пятницы на субботу, когда у человека в перспективе два свободных дня, и наименее полноценный – с воскресенья на понедельник, когда мы осознанно или неосознанно готовимся к новой рабочей неделе. Не потому ли говорят, что понедельник – день тяжелый? У кого-то роль понедельника играет вторник или суббота – в зависимости от рабочего графика.
Сон долгое время считался состоянием исключительного покоя, как бы накопления сил. Однако это не просто потерянное время. Развитие сомнологии – науки о сне позволило узнать, что психическая деятельность отнюдь не отключается. Не случайно Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу во сне. Известны и другие случаи ночных озарений.
Во время сна проявления одних заболеваний исчезают (сон лечит), а других – обостряются. Именно в ночные часы увеличивается количество вызовов «скорой». Инсульты, инфаркты, апноэ (храп с внезапной остановкой дыхания) часто происходят во сне...
Богатырский храп, традиционно считавшийся признаком отменного физического здоровья, на самом деле очень тревожный знак. Исследования показали, что у 25–30 процентов больных храп является одним из проявлений синдрома апноэ. Это многократная остановка дыхания более чем на 10 секунд. Почти клиническая смерть. От апноэ умирают около 40 тысяч человек ежегодно...
Известны факторы, оказывающие негативное влияние на сон. Это голод, боль, шум, свет, стресс, алкоголь, возбуждение, страх, тревога... Перечень можно продолжить. И есть правила, позволяющие бороться с нарушениями сна, соблюдая которые можно забыть о бессоннице.
– По крайней мере, это удается 30 процентам людей, – говорит Алла Аведисова. – Итак, перед сном надо избегать любой активности, в том числе физической. Мнение, что труд до упаду или изнурительные спортивные нагрузки в вечерние часы способствуют мгновенному засыпанию, – заблуждение. Не стоит ложиться спать, если нет сонливости. Желание отоспаться впрок, как правило, неосуществимо.
Многие любят, лежа в кровати, почитать на сон грядущий, посмотреть фильм или поболтать по телефону. Все эти приятные вещи в спальне делать не надо. Кровать, говорят специалисты, только для сна и секса. А если использовать ложе не по назначению, пропадет рефлекс. Не удалось заснуть, надо встать и заняться чем-то другим, пока глаза не начнут «слипаться».
Люди, привыкшие держать будильник на расстоянии вытянутой руки, рискуют потерять ночной покой. На циферблат лучше не смотреть, чтобы не фиксировать время бессонницы. Мысли типа «я уже полчаса не могу заснуть» только вселяют тревогу.
Некоторые считают, что лучшее снотворное – это алкоголь. От небольшой дозы спиртного на сон грядущий особого вреда не будет, но несколько рюмок могут оказать противоположный эффект. Сначала алкоголь расслабляет, успокаивает. Но постепенно это умиротворяющее действие ослабевает, а нервная система начинает приходить в возбуждение.
Плохие новости, телефонный звонок – достаточно любого стресса, чтобы отлаженный механизм засыпания дал сбой. Влюбленный засыпает с петухами – до сна ли, когда все трепещет внутри?
– Стрессом являются не только негативные, но и позитивные переживания, – рассказывает Алла Аведисова. – Человека ждет повышение по службе, но он не спит. Для него это стрессовая ситуация, в голове тревожные мысли: а справлюсь ли? Или переезд в новую квартиру. Объективно он должен радоваться, а он лишается сна. Из той же серии так называемое чемоданное настроение, когда за несколько дней до поездки человек напрочь теряет покой и сон. Легко возникающему беспокойству, ожиданию плохого подвержены личности тревожно-мнительного склада, а также люди увлеченные.
Нам мешает полная луна и завывание ветра. Мы чувствительны к магнитным бурям и перепадам атмосферного давления. Скрежещем зубами во сне и дергаем ногами. Рано просыпаемся, но можем заснуть перед телевизором. Поздно ложимся и клюем носом днем. С трудом погружаемся в сон, а в «час совы» вскакиваем с сильно бьющимся сердцем.
Люди, привыкшие при любом физическом дискомфорте глотать пилюли, и с бессонницей не церемонятся. В их домашней аптечке хранятся лекарства от всех болезней. И снотворное, конечно, всегда под рукой. Быстрое привыкание, головная боль, чувство разбитости по утрам – «эффект» самолечения бессонницы.
Этих последствий как огня боятся многие. В результате опроса двухсот здоровых людей оказалось, что около 50 процентов предпочитают бессонницу сну со снотворными. Между тем существуют современные препараты, которые обладают кратким воздействием, «отключают» не на всю ночь, а на три-четыре часа. Эти лекарства могут стать палочкой-выручалочкой для тех, кто часто просыпается среди ночи и не может больше заснуть.
Многим помогает психотерапия. А те, кому удаётся освоить аутотренинг, начинают чувствовать себя штирлицами. Умение погружаться в состояние сна всегда пригодится.
Автор: Елена СВЕТЛОВА
Комментарии