Мера для мэра
09.06.2022
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В ОНКОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ
8 июня свой 63-й день рождения временно отстраненный от должности мэр города Томска Иван Кляйн встречает в НИИ онкологии. Там он отбывает домашний арест – решение изменить меру пресечения и перевести из СИЗО в больницу Ивану Григорьевичу в апреле вынес суд из-за серьезных проблем со здоровьем. В онкологическом центре Кляйн проходит курс химиотерапии.
Жители города приготовили мэру сладкие подарки. Дочери отвезли торты, пироги – целые произведения искусства от томичей разных национальностей. А антиквар Идрис Мухутдинов накануне организовал церемонию открытия фонтана, который он сделал своими руками для Ивана Григорьевича.
В городе очень любят Кляйна и ждут. Томичи верят, что справедливость все-таки восторжествует и их мэр вернется в свой рабочий кабинет, свободный и здоровый.
«ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ»
Томская мэрия – место, мягко говоря, не с очень хорошей аурой. Там почему-то многие плохо заканчивают – до почетной пенсии мало, кто дожил. И Ивана Кляйна, успешного бизнесмена, руководителя градообразующего предприятия «Томское пиво» в 2013-м, когда тогдашний губернатор Жвачкин предложил ему пойти в мэры, свои отговаривали: мол, сто раз подумай.
Но «волков бояться – в лес не ходить», а принципиальный Кляйн – не из пугливых. Вот и согласился на предложение Жвачкина. Бизнес и пакет акций передал в управление жене, все официально. А сам с головой ушел в городское хозяйство. В работе показал себя лучшим образом: томичи сразу признали Кляйна, у которого все по полочкам. К тому же за счет доходов от «Томского пива» появились дорожки в городском парке, скамейки и многое другое, а те, кто не выполнял работу нужным образом, – шли лесом. Высшее руководство из Москвы Кляйна ценило. Город стал процветать. Рейтинг Ивана Григорьевича стремительно рос. И многие прочили ему губернаторское кресло, хоть сам мэр об этом и не помышлял.
ЖИЗНЬ – НЕ КИНО
Но 13 ноября 2020 года, как гром среди ясного неба – пришли в мэрию «маски-шоу» прямо во время рабочего совещания, все как в хорошем боевике. Показательным выступлением стало то, как вывели мэра в наручниках на глазах у изумленных подчиненных.
По городу поползли слухи, что все обвинения против Кляйна «липовые». Их, как будто, вылепили на скорую руку, якобы, по договоренности со свидетелями, за спиной каждого из которых «темное прошлое». Город маленький. И вроде кто-то слышал, как одна из свидетелей даже каялась, что ее, вроде как, заставили оговорить бывшего шефа взамен на более мягкий ей же приговор.
«Совершено секретно» очень подробно описывало три эпизода, которые вменили Кляйну (читайте материалы «Битва за Томск» и «Дело Кляйна: суд поверил уголовникам?»). Также СМИ неоднократно обрисовывали личности трех свидетелей, которые, как мы полагаем, оговорили мэра Томска взамен на смягчение им собственной участи (все товарищи: Анна Подгорная (Касперович), Вяткин и Суриков были под следствием). Также мы рассказывали о том, что показания других почти ста свидетелей, которые говорили в пользу Кляйна, суд не учел. В итоге 30 декабря 2021-го, за один день до Нового года, когда в воздухе витало настроение «Оливье» и мало, кто в Москве, например, мог заметить, что в Томске решается судьба мэра. Советский районный суд Томска приговорил его к двум годам колонии общего режима.
Прокуратура посчитала приговор слишком мягким и в экстренном порядке подала апелляционную жалобу. В свою очередь, защита Ивана Кляйна также подала апелляционную жалобу на решение Советского районного суда – рассмотрение назначили на 6 июня 2022 года. За две недели до этого Ивану Кляйну предъявили еще одно обвинение.
НОВОЕ ОБВИНЕНИЕ ОТ 26 МАЯ
Дочь Ивана Кляйна Наталья рассказала «Совершенно секретно»: «Это было 26 мая. Я приехала к папе рано утром. У меня было какое-то нехорошее предчувствие. Ему недавно провели второй курс химиотерапии, и он находился под наблюдением врачей. В 9 утра 8 минут в палату вошли сотрудники СК и ФСБ. Они устно сообщили, что Ивану Григорьевичу предъявлено новое обвинение и сказали собираться».
Затем мэра повезли на допрос в СК, где Следователь по особо важным делам Шатов А.С. предъявил ему официально обвинение.
«В 13:30 папу вернули, – рассказывает Наталья, – врачи ему начали мерять давление и делать кардиограмму. Я была свидетелем того, что врач была против, чтобы Ивана Григорьевича прямо сразу увозили опять. Но нам сказали, чтобы мы, якобы, не ломали комедию. Папу увезли в суд для избрания меры пресечения. И вернули только в 19:05. Весь день он ничего не ел».
Как сообщила «Совершенно секретно» адвокат Кляйна Лариса Шейфер, «не хотят отпускать Ивана Григорьевича. «Штампуют» ему уголовные дела».
С коллегой согласен адвокат Андрей Гривцов: «Четвертое дело против томского мэра сделано под кальку с первых трех: берем возможного свидетеля, возбуждаем уголовное дело. Договариваемся о показаниях против мэра».
Адвокат Марина Вихлянцева добавляет: «Это уже похоже все на фарс. По сути все делается под копирку. Дела основаны на показаниях одного-двух «мотивированных» свидетелей, причем следствие и суд не обращают внимания на показания ста других свидетелей».
АДВОКАТЫ БОРЮТСЯ С «СИСТЕМОЙ»?
Шейфер, Вихлянцева и Гривцов – защита Ивана Кляйна. Они не просто юридически отстаивают права своего клиента, но, складывается ощущение, что пытаются противостоять «системе».
Город тоже «на ушах», жители протестуют, пишут открытые письма, дежурят у суда и больницы. Буквально все центральные СМИ, телевизионщики призывают уже, наконец, увидеть явную тенденцию к тому, что здесь, возможно, «пахнет жареным». Но Фемида кажется неприступной.
Томичи каждое судебное заседание с участием Ивана Кляйна приходят поддержать своего мэра
СВОБОДА АУШЕВУ ВЗАМЕН НА ЧЕТВЕРТЫЙ ЭПИЗОД?
Четвертый эпизод, что уже не смешно, мало, чем отличается от предыдущих. Во-первых, обвинение строится на показаниях одного лица Сергея Аушева, находящегося под следствием продолжительное время. Во вторых, оно основано именно на устных показаниях свидетеля, никаких иных доказательств самого факта, якобы, преступных действий Кляйна, нет. Для защиты, очевидно, что после полутора лет проведения следственных мероприятий в отношении Аушева, он, скорее всего, оговаривает Ивана Кляйна. Адвокат мэра Марина Вихлянцева комментирует, что «дело возбуждено по ч. 2 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). Следствие считает, что, якобы, Кляйн дал указание в данный момент бывшему начальнику департамента дорожной деятельности и благоустройства Сергею Аушеву о приемке работ по ремонту дорожного полотна, зная, что работы были выполнены с нарушениями».
Команда профессиональных адвокатов настаивает на полной невиновности своего подзащитного и обращает внимание на то, что по уже испробованной в первом уголовном деле схеме, Аушева, якобы исполнившего незаконные указания, к уголовной ответственности никто не привлекает. Свобода в обмен на оговор?
АПЕЛЛЯЦИЯ В ТОМСКОМ ОБЛАСТНОМ СУДЕ
6 июня в Томском областном суде под председательством судьи Александра Нохрина и при участии судей Людмилы Матыскиной и Дмитрия Юкова стартовало рассмотрение апелляционной жалобы адвокатов. В зале разрешили присутствовать только родственникам. Прессы собралось много, и журналистов разместили в отдельном помещении, где велась видеотрансляция.
Трансляция судебного заседания для представителей СМИ
Ивана Кляйна привезли в суд вместо заявленных 15:30 на час позже. В связи с этим судья объявил перерыв. Но, когда все-таки началось рассмотрение, расслышать журналистам что-то было очень сложно – звук из телевизора шел слишком слабый. Аудио заседания «Совершенно секретно» передали адвокаты. Кроме того трансляцию вело агентство РАПСИ.
Председательствующий судья Нохрин огласил резолютивную часть приговора Советского районного суда Томска. Затем зачитал апелляционное представление гособвинителя, который попросил отменить приговор предыдущей инстанции и направить дело на новое рассмотрение. По мнению стороны обвинения, назначенное Кляйну наказание является чрезмерно мягким и не соответствует степени общественной опасности совершенных преступлений.
Эта позиция томских прокуроров противоречит судебной практике: согласно официальной статистике процент назначения наказания в виде реального лишения свободы по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), за последние пять лет не превышает 10%, а по подавляющему большинству дел в случае постановления обвинительных приговоров назначаются наказания в виде штрафов.
Далее суд перешел к доводам апелляционной жалобы стороны защиты. Адвокаты считают, что позиция прокуратуры не была подтверждена исследованными в судебных заседаниях доказательствами.
Сторона защиты настаивает на оправдании Ивана Кляйна, отмечая незаконность, необоснованность и несправедливость приговора. Адвокаты считают, что вердикт был вынесен без учета состояния здоровья Кляйна. Они подчеркивают, что в основу приговора легли свидетельские показания трех судимых лиц, при этом суд отверг показания больше 90 свидетелей.
Защита Ивана Кляйна не согласна с приговором суда первой инстанции. В официальном релизе адвокаты заявили: «Мы считаем приговор незаконным, необоснованным и несправедливым поскольку: выводы, изложенные в приговоре, не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Вывод суда о наличии в действиях Кляйна составов инкриминируемых преступлений не подтвержден собранными по делу доказательствами. Суд не принял во внимание и не отразил в приговоре ряд оправдывающих подсудимого обстоятельств, влияющих на выводы о виновности. Судом допущены нарушения положения ст. 252 УПК РФ и прав подсудимого на защиту в связи с изменением в приговоре объема обвинения. Также были приняты недопустимые доказательства, полученные на стадии досудебного производства с нарушением установленного порядка».
«ЖИВЫ БУДЕМ – НЕ ПОМРЕМ»
Во время рассмотрения апелляции Иван Кляйн присутствовал в зале. На вопросы судьи Александра Нохрина он отвечал, что поддерживает доводы своих адвокатов. Заседание продлилось два часа. По его окончанию журналистам разрешили сфотографировать Ивана Кляйна.
Иван Григорьевич вышел из зала суда. Он улыбнулся, а потом долго стоял просто молча. Был неловкий момент – можно только фотографировать, а больше ничего нельзя. Но представители СМИ пожелали удачи мэру. Кто-то успел выкрикнуть вопрос: «Как себя чувствуете, Иван Григорьевич?» Кляйн ответил: «Живы будем – не помрем».
Иван Кляйн после уже двух химиотерапий продолжает защищать свое честное имя в суде
Ивана Кляйна увезли в НИИ онкологии. Третий курс химиотерапии ему начали делать 7 июня.
ПРОДОЛЖИМ СЛЕДИТЬ
Томский областной суд продолжит рассматривать апелляционную жалобу адвокатов 20 и, возможно, 27 июня.
«Совершенно секретно» вместе с другими журналистами страны будет следить за происходящим вокруг дела Томского мэра Ивана Кляйна.
Редакция постоянно задается вопросом: кому так сильно «насолил» мэр, что очевидное становится почему-то неочевидным. Томск – город маленький. Здесь все друг друга знают и, наверняка, для себя понимают всю правду: кто, когда, кого, зачем и для чего.
В мае этого года в Томской области сменилась власть – президент Владимир Путин назначил врио губернатора Владимира Мазура. По слухам, человек он ответственный и адекватный. И на его глазах теперь уже разворачиваются события с Иваном Кляйном. Мы полагаем, вряд ли вот так сразу возможно сдвинуть завертевшееся со скоростью света колесо, но вытащить винтик, может быть, и получится. Выборы мэра, кстати, будут переносить, пока не примут окончательное решение по Кляйну.
Автор: Анна ПЕРЕВЕРЗЕВА
Комментарии