НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

На пути в Арктику…

На пути в Арктику…

ФОТО: АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС

Автор: Владимир ВОЛГАЕВ
16.07.2020

В то время, как перешедший в категорию «хромых уток» действующий Президент США Дональд Трамп озвучивает на уровне перспективы желание США построить собственный ледокольный флот, командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявляет о наступательных действиях России в Арктике. Причем, выражая свое мнение, адмирал Фогго приводит в качестве примера наш новый ледокол «Иван Папанин», который по мнению высокопоставленного американского военного вовсе не ледокол, раз способен нести на своем борту крылатые ракеты «Калибр».

Дело в том, что патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «Арктика» изначально являются серией многоцелевых патрульных кораблей ледового класса с управляемым ракетным вооружением, имеющим свойства, как ледокола, так и буксира, считаясь военным кораблем сторожевого класса 1 ранга. Предусмотрено базирование на борту и многоцелевого вертолета Ка-27, а также и двух скоростных катеров типа «Раптор», способных доставить в любую точку в случае необходимости группу быстрого реагирования в виде спецназа-боевых пловцов.

Ледоколы проекта 23550 смогут наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям с помощью артиллерийской установкой АК-176МА. Она будет размещаться в специальной «угловатой» башне со сниженной радиолокационной заметностью. Но главное оружие – это, конечно, тактическое ракетное вооружение – крылатые ракеты «Калибр-НК». Напомню, дальность полета крылатых ракет «Калибр» морского базирования достигает более 1500 км.

«СУСАНИН» НЕ ЗАВЕЛ В ТУПИК, НО СМУТА ЗАКОНЧИЛАСЬ

Корабль, заложенный в 2017 году, оснащенный исключительно отечественным оборудованием, уже спущен на воду. Строительство второго корабля этого класса «Николай Зубов» на «Адмиралтейских верфях» Санкт-Петербурга продолжается.

«Иван Папанин» водоизмещением в 9 тыс. т и дальностью плавания 10 тыс. миль, способен преодолевать льды толщиной до 1,7 метра. Лед толщиной до одного метра пробивается усиленным корпусом на непрерывном ходу. В контексте развития Северного морского пути передача этих патрульных кораблей флоту увеличит ледокольные возможности флота двойного назначения, который может использоваться и для проводки транспортов, в том числе попавших в бедствие – корабль оснащен самым современным буксирным оборудованием.

В сравнении с морально устаревшим патрульным ледоколом «Иван Сусанин», который входит в состав Группировки войск и сил на северо-востоке России Тихоокеанского флота ВМФ России, «Иван Папанин» почти в три раза больше по водоизмещению, но зато в 2,5 раза меньше по численности экипажа.

При этом корабль постройки 1973 года, обеспечивающий проводку подводных лодок, других кораблей Тихоокеанского флота и гражданских судов во льдах, по-прежнему в строю. Это говорит о качестве нашего судостроения.

Как известно, «Иван Сусанин» был заложен 31 июля 1972 года на Ленинградском адмиралтейском объединении по заказу ВМФ СССР в качестве патрульного ледокола. Спущен на воду 28 февраля 1973 года. После достройки на плаву был сдан ВМФ 31 декабря 1973 года.

Справка

Первый ракетный удар крылатыми ракетами «Калибр» был осуществлен из акватории Каспийского моря по базам террористов Исламского государства (организации, запрещенной в России), расположенными на территории Сирии, кораблями ВМФ России 7 октября 2015 года. Был осуществлен запуск 26 крылатых ракет морского базирования «Калибр-НК», именно такими, которые размещены и на борту патрульных ледоколов проекта 23550. Цели находились на расстоянии более 1500 км. Этот ракетный удар имел не только военные, но и политические последствия. Россия продемонстрировала всему миру, что обладает ракетами, которые превосходят по точности хваленые «Томагавки». А главное, «Калибр» дешевле в производстве (цена одного «Томагавка» достигает $1,45 млн).

Но давайте рассуждать здраво — трудные времена после развала СССР завершились, примерно с середины 2000-ых страной был взят курс на модернизацию судостроения. Плоды смены курса видны уже сейчас.

А ЧТО У «СУПОСТАТА»?

Если сравнивать нашего «Ивана Папанина» с введенным в эксплуатацию береговой охраны ВМС Норвегии в 2002 году патрульным ледоколом «Свальбард» водоизмещением 6300 т, то, не смотря на тот факт, что «Свальбард» является одним из крупнейших кораблей, состоящих на вооружении ВМС Норвегии, нашему патрульному ледоколу он уступает и в размерах, и в мощи вооружения, имея на борту лишь артиллерию и вертолет в ангаре. И это не смотря на сопоставимость размера экипажа в 50 военных моряков.

Поэтому непонятна эйфория, витающая в блоке НАТО, в частности в Канаде, по поводу этого корабля. Канада заявила о планах построить от шести до восьми патрульных кораблей, основанных на проекте «Свальбард». Что касается характеристик и боевых возможностей, то «Свальбард» действительно самый ледопроходимый корабль Норвегии, но он способен преодолевать ледовые поля толщиной лишь до 1 метра и работать базой для больших вертолетов английского производства «Линкс» или франко-германских NH- 90, что влечет за собой обязательную закупку вертолетов зарубежного производства. А это, во-первых, обременительно для оборонного бюджета, а во-вторых, ставит крест на собственном вертолетостроении.

Исходя даже из беглого сравнения очевидно, что патрульные корабли проекта 23550 «Арктика» по всем параметрам превосходят зарубежные аналоги. Кроме обеспечительных функций, новейший боевой корабль, являясь сторожевиком, может быть использован в отражении удара авианосной группы противника, уничтожении десанта врага и инфраструктуры на берегу. Обнаружение и поражение надводных или воздушных целей – основная его функция. Ледопроходимость – настоящий козырь.

НА ВЕРНОМ ПУТИ

«Иван Папанин», и «Николай Зубов» войдут в состав ВМФ в 2023 и 2024 годах и не считаются наступательными кораблями. Защита инфраструктуры Арктики, как военной, так и гражданской, оборона стратегических объектов и акваторий, зон экономических интересов России – приоритетные задачи кораблей. Сам факт, что Россия производит корабли подобного класса и усиливает свою группировку на арктических рубежах, в контексте повышений полномочий и статуса Северного флота до уровня самостоятельного военного округа не выглядит спонтанным решением.

Учитывая, что еще в 2016 году «Адмиралтейские верфи» подписали контракт на производство этих уникальных кораблей, становится понятно, что Россия не просто действует с упреждением, но и на десятилетие опережает всех конкурентов в освоении арктических рубежей. США, не смотря на озвученные планы заиметь через 9 лет собственный ледокольный флот, вынуждены догонять. Это непреложный факт.

К тому же, предвыборная лихорадка и расовые волнения в США не могут не отражаться на военном администрировании. Такие вещи, как военное судостроение, требуют спокойного, взвешенного подхода. А для этого нужна не только законодательная инициатива, но и атмосфера. Похоже, мы на верном пути. На пути в Арктику…


Автор:  Владимир ВОЛГАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку