НОВОСТИ
Экс-замминистра просвещения РФ Грибова задержали по делу о хищении бюджетных средств
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
О бедном бандите замолвите слово…

О бедном бандите замолвите слово…

О бедном бандите замолвите слово…
Автор: Юлия ВЕРНИКОВСКАЯ
Совместно с:
21.01.2016

В Кабардино-Балкарии в Нальчике проходит судебное заседание над экстремистами, которые в октябре 2005 года с оружием в руках напали на город. По окончании судебного процесса над участниками нападения, длившегося 7 лет, а также установленного законом срока, коллегия по уголовным делам Верховного суда России начала рассмотрение апелляционных жалоб осужденных. Из 52 подсудимых апелляции подали 32. В большинстве из них говорится, что суд не учёл всех обстоятельств дела и фактов, которые смягчают вину подсудимого.

Если обычно апелляционное рассмотрение высшая судебная инстанция проводит в Москве, а осуждённые участвуют в заседаниях в режиме телеконференции, то в связи со сложностью дела и большим количеством фигурантов, заседание разрешёно было перенести в столицу КБР в специально построенный в 2007 для этого процесса зал.

«Я не знаю аналогов этому процессу. В 2004 году было похожее нападение в Ингушетии, но там суд давно прошёл, и все уже успели о нем забыть. В Нальчике же это продолжалось 7 лет. Суд шёл в специально построенном здании, 57 подсудимых, порядка 2500 свидетелей и 460 потерпевших, десятки адвокатов, в уголовном деле около 1900 томов. За время процесса несколько подсудимых умерли, двое вроде женились и один развёлся, у подсудимых родились несколько детей, — рассказал «Совершенно секретно» сотрудник службы судебных приставов Аскер Гонов, занятый в охране здания суда. – По-моему, процессы такого масштаба только в сталинские времена бывали, но кончались по-другому…»

В 2005 году вооруженные члены банды одновременно напали на 18 правоохранительных структур республики. В результате нападения было убито 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также 15 гражданских лиц. Кроме того, получили ранения 131 сотрудник правоохранительных органов и силовых структур и 92 мирных жителя. В результате боевых действий в Нальчике было повреждено и уничтожено имущество юридических и физических лиц на сумму более 54,8 млн рублей, куда вошли разгромленные дома, где укрывались боевики, угнанные ими и разбитые машины и много другое.

В конце декабря 2014 года коллегия судей Верховного суда КБР признала всех 57 подсудимых по этому делу, которым инкриминировалось более 10 преступлений — терроризм, бандитизм, участие в вооружённом мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийства, незаконный оборот оружия, — виновными. Пятеро получили пожизненное заключение, 8 — от 20 до 25 лет лишения свободы, трое получили меньшее наказание, чем срок их фактического нахождения под стражей, все остальные – от 10 до 20 лет лишения свободы. В связи с полным отбытием срока наказания из зала суда были освобождены трое, еще один – в мае 2015 года.

«При рассмотрении апелляций настроение в суде уже совершенно другое. Осуждённые ведут себя на удивление корректно и тихо. Понимают, что в их ситуации катить бочку на кого-то уже лишено всякого смысла. Поэтому говорят: да, виноват, но прошу учесть вот это обстоятельство, и это, и то, что я сотрудничал со следствием», — рассказал «Совершенно секретно» судебный пристав.

Он отметил, что судьи демонстрируют доскональное знание всех эпизодов дела, между тем, как во время суда такого впечатления не возникало. По словам Аскера Гонова, даже те, кто во время процесса постоянно обращали на себя внимание язвительными репликами и угрозами в адрес судей, допускали резкие и грубые высказывания, молчат. «Даже получивший пожизненное их идеолог Миронов – и тот только философствует. Правда, говорит много…», — отметил пристав.

Главарь банды Миронов, получивший пожизненный срок.

Большинство подсудимых признают свою вину частично, отрицая участие в незаконных вооруженных формированиях, попытки свержения конституционного строя и прочие «тяжёлые» статьи. Говорят, что не знали о целях и задачах нападения. Медик Азрет Шаваев, получивший 20 лет лишения свободы, утверждает, что суд первой инстанции не учёл его явку с повинной, а также сотрудничество со следствием. Однако приговорённый к пожизненному заключению бывший узник Гуантанамо Расул Кудаев вину свою отрицает полностью, аргументируя тем, что обвинение опиралось на показания его подельников, которые «были вынуждены его оговорить».

На рассмотрении апелляций, как и на процессе, присутствуют и близкие родственники подсудимых. «Мы не надеемся на кардинальный пересмотр приговоров, чудес в этой системе не бывает. Понимаем, что речь идёт только о смягчении участи наших родных», — сказала корреспонденту «Совершенно секретно» Фатима К., сестра одного из подсудимых.

Между тем, присутствующий на заседаниях сотрудник управления по борьбе с экстремизмом ГУ МВД по СКФО (Центр «Э») Аскер Мидов подчеркнул, что международные правозащитные организации, в отличие от подсудимых, поведения не изменили. Они все так же, как и в течение процесса, говорят о нарушении статей УПК, называют осужденных «повстанцами», оказывают их семьям материальную помощь, помогают оплачивать адвокатов и говорить о «судебной ошибке» и полной невиновности большинства подсудимых.

Ангелов среди этой публике найти сложно.

«Между тем, ангелов среди них нет по определению. Об этом говорит то, что за время процесса семеро свидетелей, давших показания в суде, были затем убиты. Это отец и сын Хажалиевы, предприниматели, а также пятеро полицейских. Кроме того, почти половина из тех, чьё участие осталось недоказанным, а также амнистированных в ходе процесса, по нашим данным сейчас находятся в рядах ИГ в Сирии», — отметил Мидов.

«Совершенно секретно» будет следить за процессом.

 

 


Автор:  Юлия ВЕРНИКОВСКАЯ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку