ОХОТА ЗА ПРИЗРАКОМ
26.08.2024
Один из главарей «Хезболлы» Фуад Шукр вёл настолько тайную жизнь, что до его убийства мало кто знал, как он выглядит. Однако скрытность Фуада не спасла, хотя и помогла прожить достаточно долго для человека его рода занятий.
Фуада Шукра не зря называли «Призраком», потому что только призрак мог четыре десятилетия скрываться от столь эффективной спецслужбы, как израильский «Моссад», после спланированного им взрыва бомбы, убившего 241 морского пехотинца США и 58 французских военных в столице Ливана Бейруте в 1985 году. И всё же, как говорится: сколько верёвочке не виться… Смерть настигла Призрака в последний день июля. Её принесла ракета, выпущенная израильским самолётом по многоквартирному жилому дому, в котором он жил и работал.
ЕГО НЕ ЗНАЛИ В ЛИЦО
Фуад Шукр считается одним из основателей военизированной организации и политической партии ливанских шиитов. Он возглавлял оперативный отдел «Хезболлы» и был давним другом и доверенным лицом её нынешнего лидера Хасана Насраллы. Последние 10 месяцев своей жизни Фуад координировал ежедневные стычки и перестрелки между бойцами «Хезболлы» и Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ). Несмотря на столь насыщенную жизнь он оставался практически невидимкой и появлялся на людях лишь на редких немногочисленных собраниях ветеранов «Хезболлы», с которыми был лично знаком. Последний раз его видели на людях в начале этого года на похоронах племянника, погибшего в бою с израильтянами. Причём, его присутствие ограничилось парой минут, как утверждает Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на свой источник в «Хезболле». Шукр был настолько скрытен, что ливанские СМИ, сообщая о его смерти, опубликовали фотографию другого человека.
Плакат на похоронах Фуада Шукра
Один из военных лидеров «Хезболлы», которого знали в лицо лишь несколько человек, провёл последний день в своей жизни в своём офисе, на втором этаже жилого дома в районе Дахия на юге Бейрута. Жил он с семьёй на седьмом этаже того же здания, вероятно, для того, чтобы как можно реже бывать на улице. Выступая после смерти Шукра, Хасан Насралла сообщил, что он общался с ним за несколько часов до его смерти.
В тот вечер Фуаду Шукру позвонили в 7 часов вечера и попросили подняться к себе домой. Вскоре после того, как он поднялся на 7 этаж, по квартире ударила израильская ракета. Кроме квартиры Шукра, она разрушила квартиры ещё на трех нижних этажах. В результате удара погибли, по данным Министерства здравоохранения Ливана, сам Фуад с женой и двумя детьми, а также ещё две женщины и не менее 70 человек получили ранения.
Телефонный звонок, заманивший Шукра в смертельную ловушку на 7 этаже, по которому было легче нанести ракетный удар, вероятно, стал результатом взлома израильскими хакерами внутренней коммуникационной сети «Хезболлы». Служба безопасности «Хезболлы» и спецслужбы Ирана, главного союзника ливанских шиитов, продолжают расследование гибели Призрака.
Устранение Фуада Шукра стало сильным ударом по «Хезболле». «Моссад», несомненно, может занести эту ликвидацию в свой послужной список. Израильские спецслужбы устранили лидеров «Хезболлы» и ХАМАС (Исмаил Хания) в Бейруте и Тегеране соответственно, причём, в один день с интервалом в несколько часов и пусть и частично, но всё же сумели восстановить запачканный после чудовищного ляпа в прошлом году имидж: они пропустили атаку боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года, в результате которой были убиты порядка 1200 израильтян и захвачены две сотни заложников. Ликвидации в Бейруте и Тегеране также поставили регион на грань крупномасштабной войны.
Фуад Шкур с Хасаном Насраллой
«Эти целенаправленные удары оказали кумулятивный эффект на оперативные способности организации («Хезболлы»),- объясняет старший специалист Института исследований национальной безопасности (INSS) при университете Тель-Авива Кармит Валенси, один из главных специалистов по «Хезболле».- Он очень много знал и умел. Он знал, как работать и общаться с Насраллой. Они разговаривали на одном языке».
ЗАТВОРНИЧЕСТВО НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
Почти всю сознательную жизнь Фуад Шукр провёл в самом сердце оперативной деятельности «Хезболлы». Он также был главным связующим звеном между ливанской организацией и Тегераном.
В 1982 году во время гражданской войны в Ливане Фуад, которому тогда было 20 с небольшим лет, стал одним из организаторов сопротивления шиитских боевиков вторгшейся в Ливан и осадившей Бейрут армии Израиля.
После взятия столицы Ливана шиитское сопротивление отступило в долину Бекаа на востоке Ливана. Фуад Шукр связался с полуторатысячным контингентом «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР), которые вошли в Ливан через Сирию. В то время он работал в Главном управлении общей безопасности Ливана (GDGS). Ему поручили доставить в посольство Ирана в Бейруте группу иранских дипломатов, следовавших в столицу через Сирию. Как сообщил политолог Кассем Кассир, знавший Шукра более 40 лет, дипломатов похитили, предположительно, боевики военизированной христианской организации «Ливанские силы». Больше живыми их никто не видел. Шукра как сотрудника ливанской разведки отпустили. После этого провала его уволили из GDGS.
Известный в только формировавшейся тогда «Хезболле» под кличкой Хадж Мосин, он стал чем-то вроде связника между иранцами и военным лагерем организации в долине Бекаа, рассказывает Кассир, работавший тогда в посольстве Ирана в Бейруте. Позднее Шукр не раз ездил в Иран, где в числе прочего следил за подготовкой отборных боевиков «Хезболлы».
Спасательные работы на месте казарм морских пехотинцев в Бейруте, 1983 год
Рано утром 23 октября 1983 года начиненный приблизительно 5,5 тоннами тротила грузовик взлетел на воздух рядом с казармами морской пехоты США в ливанской столице. «Хезболла» тогда ещё официально не заявила о своём существовании, поэтому ответственность за взрыв, унесший жизни трехсот человек, взяла на себя организация «Исламский джихад». Однако позднее США заявили, что ключевую роль в организации и проведении теракта сыграл Фуад Шукр.
«Хезболла» официально объявила о своём существовании в 1985 году. Шукр стал первым командиром ей военного крыла. Он вёл партизанскую войну с ЦАХАЛ на юге Ливана до 2000 года, Когда израильские войска были окончательно выведены с территории Ливана. За это время он завоевал славу опытного стратега и тактика, прекрасно знающего весь регион.
«Мы с ним шутили во время наших встреч и бесед, что его мозгом управляет какая-то страшная сила,- заявил Хасан Насралла после смерти товарища.- У него всегда было море идей».
14 июня 1985 года группа боевиков захватила вскоре после взлёта авиалайнер, совершающий рейс TWA Flight 847 из Афин в США. Самолёт курсировал между Бейрутом и Алжиром три дня, пока израильские власти не выпустили, по требованию «Хезболлы», порядка 700 заключённых, содержащихся в израильских тюрьмах. Шукр в самом захвате авиалайнера не участвовал, но лично спланировал всю операцию. Вскоре после захвата самолёта о нём знал весь Бейрут. Фуад был вынужден уйти в подполье и стать невидимкой. Пользовавшийся огромным уважением и авторитетом в «Хезболле» Фуад Шукр время от времени прерывал «затворничество». Так, во время многотысячных демонстраций против мирного соглашения, подписанного в Осло в 1993 году между ООП (Организацией освобождения Палестины – Прим. ред.) и Израилем, он лично уговорил группу членов «Хезболлы» не вступать в вооружённое столкновение с силами безопасности, чтобы избежать кровопролития.
Один из боевиков, захвативших самолет , летевший из греческих Афин в Америку. 1985 г.
Некоторые выходы Фуада из подполья поражали дерзостью. В 1996 году, например, после того, как израильская артиллерия убила более ста гражданских лиц, прятавшихся на территории представительства ООН на юге Ливана, Шукр отправился в хадж в Мекку. Он водил вокруг священного Чёрного камня толпу паломников с криками: «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!»
ПРИЗРАК ПОТЕРЯЛ БДИТЕЛЬНОСТЬ И ПОПЛАТИЛСЯ ЗА ЭТО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ
Когда в 2006 году в Ливане началась очередная кровопролитная война, Фуад снова оказался в гуще событий. Группа боевиков «Хезболлы», действуя по разработанному им плану, проникла на территорию северного Израиля, убила 8 израильских солдат и похитила ещё двоих. Эта операция привела к полномасштабному вторжению ЦАХАЛ, продлившемуся месяц и разрушившему обширные районы Ливана.
После войны Фуад Шукр руководил военным строительством «Хезболлы». Благодаря ему ракетно-артиллерийский арсенал шиитской организации увеличился в 10(!) раз с 15 тысяч ракет и реактивных снарядов до 150 тысяч, включая противокорабельные и крылатые ракеты с дронами. Он также отвечал за поставки оружия и техники из Ирана через Сирию.
В 2008 году друг Шукра и командующий военными силами «Хезболлы» Имад Мугния погиб в результате взрыва бомбы в автомобиле. Эту операцию организовали и провели ЦРУ и Моссад в Дамаске. Мугния покинул приём в честь 29-й годовщины Ирана. Когда он сел в автомобиль, взорвалась бомба, заложенная в запасное колесо.
В 2016 г. и тоже в результате взрыва бомбы был убит ещё один друг Шукра, Мустафа Бадреддин. «Хезболла» обвинила в убийстве суннитских боевиков, но Тель-Авив заявил, что его убили свои же товарищи по приказу Насраллы из-за внутренней борьбы в организации.
В последние годы, по словам Кассира, Шукр начал постепенно терять бдительность, позволившую ему долгие годы быть Призраком. Большинство его друзей были убиты в Дамаске, а не в Бейруте, где операция по устранению казалась маловероятной.
«К тому времени между «Хезболой» и Израилем уже действовало некоторое подобие правил поведения,- объясняет Кассим Кассир.- Были созданы определённые красные линии».
Они действовали до 7 октября 2023 года. На следующий день после нападения начались перестрелки между «Хезболой» и ЦАХАЛ. В результате боёв на границе были эвакуированы около 95 тыс. ливанцев, живших на юге страны, и порядка 60 тыс. израильтян с севера Израиля. В ходе боёв погибли 26 мирных израильтян и 18 военнослужащих ЦАХАЛ и резервистов. «Хезболла» сообщила о смерти 412 бойцов в основном в Ливане и частично в Сирии. В Ливане также в результате обстрелов израильской артиллерии погибли 71 боец других военизированных организаций, 1 ливанский солдат и несколько десятков мирных граждан.
Хасан Насралла, встревоженный проблемами с безопасностью, которые привели к гибели его бойцов, приказал в феврале этого года всем членам организации и членам их семей перестать пользоваться смартфонами и перейти на кнопочные трубки. Чтобы помешать израильтянам прослушивать их разговоры, ливанские шииты прибегли к секретному коду не только во время разговоров по открытым линиям, но и по внутренней связи. Фуад Шукр, похоже, пренебрёг приказом лидера и поплатился за это жизнью.
«В целом израильтяне могут убить вас практически везде и практически в любой момент,- объясняет начальник отдела безопасности Ближнего Востока Международного института стратегических исследований (IISS) Эмиль Хокайем.- Это показывает как эффективность израильских разведслужб так и то, насколько высоки их возможности».
Шукр стал мишенью израильских спецслужб после ракетного удара 27 июля по футбольному полю в друзской деревне Мадждаль-Шамс на территории оккупированных Израилем Голланских высот, в результате которого были убиты 12 детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. «Хезболла» утверждала, что не имеет к этому удару никакого отношения, но в Тель-Авиве не сомневались в том, что этот кровавый теракт был делом рук ливанских шиитов.
Футбольное поле в деревне на Голанских высотах после ракетного удара, по данным израильской разведки, совершенного «Хезболлой»
Утром 30 июля руководство «Хезболлы» приказало командному составу в целях безопасности уйти в подполье. После удара ракетой по дому, в котором жил Шукр, многие в «Хезболле» надеялись, что он опять перешёл на нелегальное положение и успел скрыться. Его тело нашли не сразу, потому что его отбросило взрывной волной в соседнее здание…
Лишь после своей смерти Фуад Шукр вышел из тени. Ливанцы стояли и впервые смотрели на его портрет на сотнях плакатов, тысячах листовок и больших экранов, завороженные громким голосом диктора, который, заглушая всё вокруг, снова и снова перечислял его достоинства и добродетели.
Фуада Шукра похоронили на городском кладбище в Бейруте рядом с молодым бойцом, погибшим в Сирии. Один из соседей Фуада сказал после похорон: «Мы постоянно слышали его имя, но никогда его не видели. Он был, чем-то вроде привидения, призрака…»
Автор: Сергей МАНУКОВ
Комментарии