НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Оружие судного дня»

«Оружие судного дня»

«Оружие судного дня»

ФОТО: DIARYRH.RU

Автор: Андрей РИСКИН
08.06.2020

Атомную подводную лодку (АПЛ) спецназначения проекта 09851 «Хабаровск», которая станет вторым носителем беспилотных аппаратов «Посейдон» (которые еще именуют «Царь-торпедой» или «Оружием судного дня»), планируют спустить на воду на заводе «Севмаш» до конца мая. Об этом сообщил в конце апреля источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), уточнив, что испытания АПЛ продлятся не менее двух лет.

«Боекомплект «Посейдонов» на «Хабаровске», – отмечал в мае прошлого года источник в ОПК, – составит шесть аппаратов». Также сообщалось, что ВМФ России получит четыре носителя этих суперторпед (две лодки будут базироваться на Северном флоте, две – на Тихоокеанском), совокупный боезапас составит 32 единицы. Главные цели – военно-морские базы США (и другого вероятного противника).

 Фото_43_10.JPG

23 апреля 2019 года в городе Северодвинске Архангельской области спустили на воду АПЛ «Белгород» – также носитель «Посейдонов». За церемонией, включавшей разбитие бутылки шампанского, по телемосту наблюдал Президент России Владимир Путин, находившийся в это время на «Северной верфи» в Петербурге. Заметим, что к этому времени «Белгород» стоял в эллинге 27 лет.

Напомним, что впервые о «Посейдоне» Владимир Путин объявил, выступая с посланием Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Тогда показали знаменитый мультфильм, в котором из подводной лодки выпускались две «Царь-торпеды», начинали движение через океан, быстро двигались в толще воды, преодолевая препятствия в виде сложного рельефа, меняли курс и поражали корабли, одна в открытом море, другая в порту.

Сообщалось, что аппараты способны двигаться со скоростью, кратно (!) превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов, даже самых скоростных, надводных кораблей. При этом данные аппараты, которые могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами, мол, «обладают низкой шумностью, высокой маневренностью и неуязвимы для противника».

СОМНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

В феврале 2019 года министр обороны РФ Сергей Шойгу доложил, что торпеды успешно прошли морские испытания. Но у экспертов остались вопросы, потому что все это несколько противоречит законам физики. Как утверждается, «Царь-торпеда» в состоянии обойти все глобальные зоны пеленгации морскими радарами и может двигаться бесконечно долго для того, чтобы поразить заданную цель. «На пути к цели «Посейдон» будет непрерывно маневрировать по курсу и глубине», – сказал как-то источник в ОПК. По его словам, максимальная скорость беспилотника будет составлять свыше 200 км в час (более 100 узлов), максимальная глубина, на которой он сможет двигаться – более километра. Для сравнения, максимальная скорость современных атомных подводных лодок составляет 60–70 км в час, торпед – 90 км в час.

Развить высокую скорость «Посейдону» якобы позволяет тот факт, что на максимальной скорости он будет находиться в воздушной каверне – полости с водяным паром, образующейся при движении – что снизит сопротивление среды. Кавитация – (от лат. Cavitas – пустота. – Прим. ред.) – образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении ее скорости (гидродинамическая кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая кавитация), существуют и другие причины возникновения эффекта. Но ведь тогда и винт торпеды попадает в каверну. Как он будет работать? И как в таких условиях будет работать электроника подводного дрона? Ведь каверна не позволит ни отправить акустический сигнал, ни принять его.

И еще один вопрос, который понятен любому моряку. Вот движется к цели этот самый «Посейдон» и его акустическая станция (как известно, в области разработки акустических станция для ВМФ Россия мировым лидером однозначно не является) посылает сигнал. И получает ответ, что на пути скала. А на такой скорости, судя по всему, «Посейдон» даже не успеет курс изменить.

Заметим, что океанское дно – малоизученная территория. Какие препятствия там встретит «Посейдон», никому не известно. Google под водой, как и GPS, понятное дело, нет. Более того, со времен Второй мировой войны известно такое понятие, как боновые заграждения. Поставил их – и все, никакая, даже суперторпеда, в базу не проникнет.

Много говорится о неуязвимости «Царь-торпеды». Она, повторим, меняет курс, погружается на глубину более 1 тыс. метров и, подчеркнем, имеет огромную для подводного аппарата скорость. Ну, смена курса – понятно, чтобы противник не перехватил. Зачем нужна большая глубина и скорость?

На больших глубинах, наоборот, температура по высоте меняется мало, а скорость звука с глубиной растет из-за роста плотности воды, звуковые волны преломляются вверх и облегчают обнаружение гидрофонами на большой дистанции. Для подводных лодок (а «Посейдон» – это, по сути, маленькая субмарина) существует такое понятие, как малошумная скорость. Для современных атомных подлодок эта скорость близка к той, при превышении которой уровни шума от гребного винта сравниваются с уровнями шума от других источников. То есть когда шансы обнаружения лодки противником становятся минимальными. Как полагают эксперты, обычно это 8–10 узлов (то есть 14–18 км в час).

Иногда, правда, когда говорят о малошумной скорости, существует и другое толкование малошумной скорости (иногда называемой акустической или скоростью «тихого» хода). «При этом подразумевается такая скорость хода, при которой собственные помехи работе гидроакустической станции подводной лодки в пассивном режиме не препятствуют дальнему обнаружению целей. Ясно, что величина этой скорости зависит не только от шумности лодки, но и от характеристик ее гидроакустических станций, а также и от уровня шума цели. Для современных АПЛ она мало отличается от указанной малошумной скорости в обычном ее понимании», – говорится в книге «Подводные лодки. Прошлое, настоящее, будущее», изданной ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова еще в 2001 году. Тогда авторы отмечали: «Однако для перспективных АПЛ, например, типа Seawolf, указывается на возможность ее (малошумной скорости. – Прим. ред.) повышения до 15–20 узлов». 15–20, но не 100 же!

Получается какой-то парадокс. Главные достоинства «Посейдона» (по крайней мере, это следует из заявлений военных и регулярно высказывающихся «источников» в Минобороны и ОПК) – глубина и скорость. При этом, чем глубже погрузится торпеда, и чем быстрее будет ее ход, тем легче противнику будет ее обнаружить! Тем более, что на Западе разработками подводных дронов, способных обнаружить «Царь-торпеду», занимаются давно.

БЕСПИЛОТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ОХОТНИКИ

В феврале этого года сообщалось, что в США завершились испытания беспилотной подводной лодки Orca («Косатка»). Этот дрон не атомный, но имеет дальность хода до 7,5 тыс. морских миль. Задача подводного беспилотника – поиск субмарин противника и передача их координат экипажам надводных кораблей и подлодок для последующей атаки. По данным журнала National Interest, лодка сможет погружаться на глубину 500 метров, хотя базовая лодка Echo Voyager может уйти в глубину на 3 км. Сообщается, что Пентагон заключил контракт на строительство пяти подобных субмарин. Подчеркивается, что Orca будет по-настоящему беспилотной системой, то есть принимать решение станет искусственный интеллект. Лодку, предположительно, вооружат крылатыми ракетами. Orca без датчиков и вооружения стоит $43 млн. Понятно, что конечная цена окажется выше, но в любом случае она будет несопоставима со стоимостью «Посейдона», против которого, не исключено, «Косатка» и создается.

И это не единственный подобный проект. В марте 2020 года Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) сообщило, что выбраны четыре компании для работы над программой Manta Ray. В честь гигантского морского ската назовут перспективный глубоководный беспилотный аппарат. А предназначен он будет, как писал Naval News, «для продолжительных автономных миссий на большие расстояния с полезной нагрузкой».

Как и Orca, «Скат» будет оснащен искусственным интеллектом. Менеджер программы Кайл Вернер раскрыл некоторые детали проекта. По его словам, аппарат оборудуют маломощной, но эффективной силовой установкой, в производстве корпуса будут применяться новые технологии, чтобы избежать коррозии и накапливания морских организмов и растительности на поверхности. «Скат» оборудуют специальным сонаром, чтобы он мог обнаруживать подлодки противника. Кстати, если российский «Посейдон» идет в соответствии с заложенной в него программой, то Manta сможет сама обнаруживать цели и начинать их преследование.

Кстати, подобные дроны есть не только в США. В Пекине на площади Тяньаньмэнь на параде, посвященном 70-летию КНР, были продемонстрированы две подводные лодки HSU-001. Внешне беспилотная подводная лодка HSU-001 напоминает уменьшенную американскую Orca (но два гребных винта). Как утверждают китайские военные, они могут действовать автономно. На субмаринах стояли мачты связи и аппаратура гидролокатора. Это говорит о том, что HSU-001 могут использовать для слежки за другими подлодками. Кроме того, эксперты полагают, что эти подводные беспилотники могут нести на борту оружие.

СОВРЕМЕННОЕ СУПЕРОРУЖИЕ

Кстати, видео с натурными образцами «Посейдона» Минобороны России опубликовало еще в июле 2018 года. Правда, зрителю показали только кадры проверки рулей-стабилизаторов находящейся в цеху «большой торпеды». А потом опять мы увидели мультик о том, как подводный беспилотник, запускаемый с субмарины-носителя, направляется к берегам и кораблям вероятного противника.

В общем, с носителями «Посейдонов» все ясно. Они реально существуют и их реально спускают на воду. А вот есть ли реально действующие и действительно обладающие заявленными характеристиками «Царь-торпеды» – это большой вопрос.

Последние годы Россия, судя по всему, создала немало видов суперсовременного оружия. Правда, злые языки говорят, что это «заделы советских времен», но это, естественно, не принципиально.

При этом некоторые виды оружия, как утверждается, уже находятся, как говорится, в боевом строю, некоторые – на опытно-боевом дежурстве, другие проходят всего лишь «бросковые испытания». И насколько успешны эти испытания, совершенно непонятно.

К примеру, пуск гиперзвуковой ракеты «Кинжал» Минобороны уж несколько раз продемонстрировало широкому зрителю. «Кинжал», предназначенный для поражения, как стационарных объектов, так и надводных кораблей, был запущен с истребителя-перехватчика МиГ-31. При этом данными ракетами планируют также вооружить и стратегический бомбардировщик Ту-22М3М, что позволит увеличить дальность поражения цели до 3000 км (у МиГ-31 – только 2000 км), но реальных подтверждений этому факту пока в СМИ не было. Как бы то ни было, с высокой степенью вероятности можно предположить, что «Кинжал» действительно к бою готов.

Сложнее с «путинским гиперболоидом», который на народном голосовании получил название «Пересвет». Речь идет о передвижном лазерном комплексе, который предназначен для уничтожения беспилотников противника и прикрытия или маскировки стартовых позиций межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Как утверждается, комплекс уже находится на опытно-боевом дежурстве. Тактико-технические данные комплекса строго засекречены. Несмотря на любовь Минобороны к видеороликам с демонстрацией мощи новейшего отечественного оружия, в деле «Пересвет» пока общественность не увидела. К тому же изначально было понятно, что комплекс нельзя будет использовать в условиях плохой погоды – тумана, снега или дождя (что для России, как известно, не редкость). Не говоря уже о том, что лазер – вещь весьма энергозатратная, и эффективен может быть лишь в будущем (и, скорее всего, в стационарном варианте). Но миллиарды, судя по всему, потрачены уже сейчас.

Гиперзвуковая ракета «Циркон», о которой также много говорится, еще испытывается. В апреле этого года источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что в этом году российские разработчики совместно с военными проведут 10 запусков перспективной гиперзвуковой ракеты «Циркон». После чего, мол, государственные испытания боеприпаса планируется завершить. То есть, нет никаких сомнений в том, что испытания пройдут успешно. Причем пуски «будут произведены с двух носителей — фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 и многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Как известно, первые испытания «Циркона» стрельбой по береговой мишени состоялись в январе текущего года с фрегата «Адмирал Горшков». Цель была успешно поражена на дистанции 500 км.

 Фото_44_10.JPG

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА СПЕЦНАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА

09852 «БЕЛГОРОД». ФОТО: ОЛЕГ КУЛЕШОВ/ТАСС

«Цирконы», имеющие скорость 4–6 Махов, предназначены для уничтожения надводных кораблей противника. Дальность – около 400 км. Скорость – 4–6 Махов. Ими намерены вооружить не только фрегаты и атомные субмарины, но и атомные ракетные крейсеры «Пётр Великий» и «Адмирал Нахимов».

Правда, «Пётр Великий» должен пройти ремонт и глубокую модернизацию после завершения работ над «Адмиралом Нахимовым» (окончание запланировано на 2021 год). То есть в любом случае в строю будет только один корабль. А если учесть экономические проблемы страны в связи с пандемией, не факт, что «Нахимов» вообще вернется в боевой состав флота в ближайшие годы.

ЧЕМ «ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ ШВЕДУ»

Если же говорить о ядерной триаде, то и тут есть чем грозить вероятному противнику. Как утверждается, МБР РС-28 «Сармат» уже в следующем году поступит в серийное производство, заменив знаменитую ракету «Воевода (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана»). Сармат будет способен нанести удар по территории США по суборбитальной траектории через Южный полюс Земли в обход развернутых средств ПРО. Но пока известно только о бросковых испытания ракеты в 2018 году (бросковые испытания подразумевают проверку работы порохового стартового ускорителя, выталкивающего массогабаритный макет ракеты из шахты на высоту около 30 метров, и включение маршевого двигателя первой ступени МБР).

По сути, нет вопросов только по программе сухопутных крылатых ракет «Калибр». Дело в том, что они создаются на базе одноименной морской ракеты, имеющей дальность полета 1500–2500 км и хорошо зарекомендовавшей себя во время нанесения ударов по террористам в Сирии. Как известно, «Калибр» – это более современный аналог американской крылатой ракеты «Томагавк». Так как устанавливать сухопутные «Калибры» планируется на платформы установок «Искандер» (тоже уже давно опробованное оружие), проблем быть не должно.

Что касается морских «Калибров», то нужно отметить два фактора. Во-первых, по движущимся морским целям «Калибр» бьет на дистанции не более 370 км. Во-вторых, сегодня ВМФ России способен произвести суммарный залп максимум из полутора сотен «Калибров». Для сравнения: американский боезапас только флотских тактических «Томагавков» оценивается в 3,5 тыс. единиц.

Если учесть возможности военного кораблестроения России, даже при самом оптимистичном сценарии через десять лет ВМФ страны будет располагать в океане возможностями произвести суммарный залп лишь из 1,5 тыс. новейших высокоточных крылатых ракет.


Автор:  Андрей РИСКИН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку