НОВОСТИ
21.12.2024 09:40
21.12.2024 16:30
Жителям Тверской области 3 месяца не восстанавливают дома после сентябрьских атак БПЛА. Они боятся, что не переживут зиму
166
21.12.2024 11:25
СК возбудил дело по факту драки 40 детей мигрантов с тремя школьниками в Новой Москве
605
21.12.2024 07:35
В самарской колонии 20 осужденным мигрантам вручили паспорта граждан РФ. И это не фейк
747
20.12.2024 16:50
Рыльск Курской области подвергся массивному ракетному обстрелу. Есть погибшие и пострадавшие
899
20.12.2024 14:15
В Анапе волонтеры травятся ядовитыми парами, а мешки с мазутом вывозят на подозрительный полигон
895
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ОТДАТЬ КОНЦЫ!
Совместно с:
10.12.2014
ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕДЕТ К ДЕГРАДАЦИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
С 1 декабря 2014 года на базе Северного флота начало действовать новое стратегическое командование в Арктике. Специалисты говорят об очередной перестройке системы управления войсками, ожидается, что в первую очередь она затронет флоты, которые два последних года находятся в подчинении общевойсковых командиров, имеющих поверхностное представление об управлении морскими объединениями. По всей видимости, Северный флот выйдет из состава Западного военного округа, и здесь будет опробована новая система управления: флотские офицеры надеются, что вновь перейдут под командование адмиралов.
Напомним, что реформирование системы управления флотами также начиналось с Северного флота. В конце 2012 года руководящий состав этого оперативно-стратегического объединения был сокращен почти в три раза – до 70 офицеров. Помимо этого, были ликвидированы управления нескольких соединений кораблей, в частности 121-й бригады десантных кораблей, 7-й бригады кораблей охраны водного региона, а также 5-й бригады тральщиков. Вместо бригад корабли были сведены в дивизионы. Также было создано новое объединение, в которое вошли все соединения атомных подводных лодок, базирующихся на Кольском полуострове.
Было объявлено, что причина сокращения – стремление военного руководства оптимизировать штатную численность командования флота, а также передать ряд функций на уровень командования округом. Также звучали заявления, что объединение морских и сухопутных сил позволит избежать дублирования в вопросах тылового обеспечения и даст возможность более эффективно использовать учебно-материальную базу.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ФЛОТОВ СОКРАТИЛИСЬ В ТРИ РАЗА
На деле это вылилось в то, что в штабе флота были ликвидированы несколько отделов и управлений, связанные с координацией повседневной жизни флота, параллельно были созданы аналогичные структуры в командовании Западного военного округа. Были изданы приказы, в соответствии с которыми штаб флота должен согласовывать все действия, в том числе повседневного характера, с окружного управления ВМФ. Нужно добавить, что подобная реорганизация в 2013 году произошла и в штабе Балтийского флота. В результате военно-морское управление Западного военного округа фактически заменило командования Северного и Балтийского флотов. Но морских офицеров ждал следующий удар – был понижен статус большинства управленческих должностей на флотах. В общем, было сделано все, чтобы показать: военно-морское управление округа становится значимее, чем командование флота.
Эксперты уже тогда находили множество проблем, которые могли возникнуть при управлении флотом такой структурой, и оказались правы. Больше всего вопросов возникло в связи с тем, что руководство Северного флота перебралось из Североморска в Санкт-Петербург, при этом управление флотом планировалось вести исключительно из Северной столицы. На таком расстоянии собирались решать не только стратегические вопросы, но и проблемы повседневной деятельности, неудивительно, что теперь даже самые незначительные вопросы сегодня приходится согласовывать долго и мучительно. По мнению военных, решение реорганизовать систему управления флотами было ошибочным, поскольку невозможно руководить флотом на удалении 1,5 тыс. километров. Приказы и команды боевого управления и в мирное время идут Североморск очень долго, а в случае войны это может полостью дестабилизировать управление.
Большинство опрошенных нами экспертов утверждают, что каждый флот должен вновь стать независимой структурой со своей системой управления. Непосредственно в штабах флотов необходимо увеличивать количество офицеров, иначе об этой системе командования можно говорить как о фикции. Морские офицеры еще более критичны, они считают, что некомпетентные в вопросах управления флотом генералы-сухопутчики могут подорвать боеготовность флота. Однако звучат и противоположные мнения, в частности, отмечалось, что в советское время бригада состояла минимум из 10 кораблей – два дивизиона по пять, а, к примеру, в современном Северном флоте их не больше четырех. По мнению ряда экспертов, фактически состав управления флота и штаба бригад был подогнан под реальное положение дел, и это честное решение вопроса.
Так или иначе, эксперимент на Северном флоте был признан удачным. Неслучайно по этим лекалам после были сокращены штаты и в командованиях на других российских флотах. Дальше произошло болезненное переподчинение флотов командующим войсками округов, хотя до этого каждый флот по статусу был равен военному округу. В итоге Черноморский флот и Каспийскую флотилию подчинили Южному, Балтийский и Северный – Западному, Тихоокеанский стал морским оперативным командованием в Восточном военном округе.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков пояснил «Совершенно секретно», что Северный флот, вероятно, выйдет из подчинения Западного военного округа, но это не станет правилом для других флотов. «Остальные флоты, скорее всего, останутся в подчинения округов, во всяком случае в настоящее время решения о возвращении флотам автономности управления не рассматривается. Хочу заметить, что идея о создании так называемых региональных командований обсуждалась еще во времена Советского Союза, но она в корне отличается от того, как это реализовано сегодня. Планировалось, что на всех направлениях будут созданы региональные командования, которые в случае возникновения опасной для страны ситуации примут под управление самые боеготовые части и подразделения и выполнят задачи по предотвращению военного конфликта.
Однако предполагалось, что им будут подчинены и округа, и силы флотов только на период ведения боевых действий. Это логично и сегодня, поскольку боевые действия ведутся объединенными межвидовыми группировками вооруженных сил. Более того, это оправданно в нынешней ситуации, учитывая, в каком плачевном состоянии находится Российская армия, ведь сегодня каждый округ в отдельности не может решить задачу даже по защите своего направления. Раньше каждое общевойсковое объединение при необходимости могло сформировать фронт численностью до 200 тыс. человек, однако сейчас такой возможности нет. Теперь, чтобы провести среднюю войсковую операцию, нужно собирать силы со всех видов вооруженных сил, потому что численности и боевого состава не хватает.
Но если идея стратегических командований оправдывает себя во время ведения боевых действий, то в мирное время для подготовки войск она вредна. Подчинять в мирное время флот Сухопутным войскам – глупость хотя бы потому, что боевая подготовка морских и сухопутных соединений отличается в корне. Есть целый круг задач, которые флот решает специфически самостоятельно, например, выход в море авианосной группировки, где при всем желании невозможно участие Сухопутных войск. Непонятно, как округ будет планировать выполнение боевой задачи, если потребуется привлечение нескольких флотов, раньше этим занимался Главный штаб ВМФ, сегодня эти функции с него сняли и передали командованию округа. Именно этому центральному органу управления, который сегодня имеет ограниченный круг задач (решает вопросы комплектования и оснащения войск, составляет планы боевой подготовки), должны подчиняться флоты в повседневной деятельности, а в оперативном отношении – оперативным командованиям, и эти полномочия нужно четко разделять.
В УПРАВЛЕНИИ ФЛОТАМИ АДМИРАЛОВ ОТТЕСНИЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН
Фото: Максим Змеев. Photoxpress
ГЛАВНЫЙ ШТАБ ВМФ ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬСЯ В МОСКВУ
Напомним, что одновременно с созданием региональных командований были значительно урезаны в правах главкоматы видов вооруженных сил. При этом Главный штаб ВМФ и был переведен из Москвы в Санкт-Петербург. Идея перевода штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург возникла в рамках концепции Анатолия Сердюкова освободить Москву от излишней милитаризации. В фарватере этой стратегии планировалось вывести из столицы около сотни воинских частей, штабы, академии, пункты управления, наиболее скандальным стал перевод Главного штаба ВМФ из Москвы в Северную столицу.
Вопрос о переводе штаба шел с большим сопротивлением генералитета (это, пожалуй, был единственный демарш такого масштаба), понимавшего, что это решение может окончательно нарушить систему управлением флотом. По слухам, как раз несогласие с этой инициативой министра стоило должности бывшему начальнику Генштаба Юрию Балуевскому, который выступал категорически против переезда. Предположительно, с аналогичной причиной была связана и отставка адмирала Владимира Высоцкого от должности главнокомандующего Военно-морского флота РФ. Моряки говорят, что Высоцкий оказался одним из немногих высших чинов в действующих вооруженных силах, кто не побоялся отстаивать свою позицию перед гражданским министром обороны и даже пытался донести эту проблему до президента.
При этом в расчет не принимались никакие доводы, аргументы противников переезда. Они говорили о дороговизне перевода штаба. И действительно, переселение руководства флота, по самым приблизительным подсчетам, обошлось не менее чем в 50 млрд рублей. При этом в Москве оставалась и вся система управления – защищенные подземные командные пункты и линии связи. Эта инфраструктура представляет собой целый комплекс объектов, расположенных в Московском регионе. Это главный и запасной командные пункты, узлы связи, а также множество объектов центрального подчинения ВМФ, многие из которых находятся глубоко под землей и связаны между собой тысячами километров подземных коммуникаций.
В качестве другого веского довода эксперты приводили то, что управление силами ядерного сдерживания остается в Москве, тогда как именно флот, вооруженный ядерными боеголовками, играет ведущую роль. Получалось, что с переездом разрывались связи между стратегическими командными центрами, остающимися в столице, и командованием флота. В то же время немало вопросов вызывала защита штаба и коммуникаций на новом месте в Санкт-Петербурге. Ведь очевидно, что размещение штаба на берегу Балтийского моря резко повышает его уязвимость и у противника появляется возможность ликвидировать управление флотом в самом начале нападения – время подлета самолетов и крылатых ракет НАТО до Петербурга составляет считанные минуты. Это однозначно лишило Главный штаб ВМФ возможности осуществлять руководство флотом на стратегическом уровне.
Однако, несмотря на все разговоры, в августе 2012 года переезд завершился. Хотя некоторые структуры главкомата так и не покинули столицу, а перешли в подчинение Генштаба, именно эти структуры сегодня руководят стратегическими силами флотов.
Однако полноценное руководство военно-морскими силами может снова вернуться в Главный штаб ВМФ, по крайней мере у этого решения достаточно много лоббистов. Напомним, в середине октября в очередной раз появились сообщения, что Главный штаб вернется из Санкт-Петербурга в Москву. Хотя в Минобороны заявили, что в ближайшее время возвращать военных моряков в столицу не планируется, в военном ведомстве витают слухи, мол, вопрос о базировании Главного штаба ВМФ – дело времени. Неслучайно народная молва уже не первый раз возвращает Главный штаб ВМФ в Москву. В феврале 2013 года подобные слухи даже опровергал министр обороны. Но одновременно, в декабре 2012-го практически сразу после переезда в Санкт-Петербург, Шойгу вернул в Москву сначала главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, а потом некоторые флотские управления.
УПРАВЛЕНИЕ ФЛОТОМ РЕКОМЕНДУЮТ ЦЕНТРАЛИЗОВАТЬ
Еще один довод в пользу того, что Главный штаб ВМФ вернется в столицу и вернет функцию руководства флотом, – идущая сейчас в армии активная централизация военного управления. 1 декабря Минобороны развернуло и поставило на дежурство Национальный центр управления обороной России. Сообщается, что центр станет основным звеном в системе управления военной организацией государства, дав возможность круглосуточно реагировать на все кризисные ситуации в мире и стране. В идеале этот объект, который сейчас ударными темпами достраивается на Фрунзенской набережной в Москве, будет мозговым центром всей армии, Поближе к центру также переедут основные управления Генерального штаба, возможно здесь в одной связке будет работать Главный штаб ВМФ.
Сегодня никто не берется предсказывать, будет ли меняться система управления флотами, но большинство полагает, что сделать это необходимо. Эксперты считают, что передислокация Главного штаба, устроенная предыдущим руководством Минобороны, переподчинение флотов военных округов были грубейшей ошибкой. Очевидно, изначально система управления была сконфигурирована так, что полноценно управлять флотом можно только из Москвы. В частности, произошел отрыв от центрального командного пункта, расположенного в Подмосковье, который в случае необходимости становится Главным штабом на особый период. Именно там в условиях войны штабные посты вырабатывают операции, планы, отдают распоряжения. В Московском регионе также находятся важнейшие узлы связи, которые обеспечивают управление флотом, в том числе подводными лодками.
СПРАВКА
На данный момент в России действуют четыре объединенных стратегических командования: «Запад», «Восток», «Центр» и «Юг». По заявлениям Минобороны, стратегическое командование в Арктике станет пятым, по логике получит наименование «Север». В его состав будут включены ряд частей и соединений различных видов и родов войск Вооруженных сил РФ, которые также выведут из подчинения Западного военного округа.
По оценке экспертов, эта управленческая структура будет похожа на штаб, который ранее управлял Северным флотом. Подчиненные войска – это объединения и соединения флота, насчитывающего около двухсот судов и кораблей, в том числе атомные ракетные крейсеры, стратегические подводные лодки, авианесущие и десантные корабли. Кроме того, в состав новой структуры войдут береговые войска и авиация, а также дислоцированные в Арктической зоне войска.
Это направление сейчас значительно усиливается, планируется, что к октябрю 2015 года на арктических островах должны завершиться работы по восстановлению инфраструктуры противовоздушной обороны. Для части сил ВВС и ПВО сейчас ускоренно строятся и модернизируются несколько авиабаз в Заполярье. В частности, на острове Котельный укрепляется система ПВО, уже поставлены на дежурство расчеты зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1».
МНЕНИЕ
Валентин Селиванов, бывший начальник Главного штаба ВМФ (в 1992–1996 годах), адмирал, рассказал «Совершенно секретно», что недостатком нынешней системы управления флотами является уход от централизации:
«В России традиционно центральное управление флотами, только во время ведения боевых действий флота передавались в оперативное подчинение разнородных сил на определенный период. Децентрализация флота была сделана без необходимых обоснований, волюнтаристским решением предыдущего министра обороны. В итоге главнокомандующий ВМФ практически не имеет никакого отношения к флотам, ему военные моряки не подчиняются. Это привело к тому, что в стране нет центрального морского мышления, поскольку практически ликвидировано центральное управление, которое оценивало перспективу развития флота в разных направлениях. Раньше эти функции выполнял Главный штаб ВМФ, который не только планировал походы и отслеживал перемещение кораблей в Мировом океане. Здесь прогнозировали развитие флота на перспективу, решали, какие корабли, подводные лодки понадобятся в будущем, как организовать боевую подготовку и готовить экипажи, чтобы они могли выполнять боевые задачи в любой обстановке».
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии